ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-12036/2022-АК от 27.10.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 36 /2022-АК

г. Пермь

31 октября 2022 года                                                   Дело № А50-16572/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,

судей Гуляковой Г.Н., Муравьевой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривощековой С.В.,

при участии:

представителя заинтересованного лица, Сосниной С.А., действующей по доверенности от 10.01.2022, предъявлены диплом, паспорт;

в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Архиповой Лидии Викторовны,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 08 августа 2022 года

по делу № А50-16572/2022

по заявлению индивидуального предпринимателя Архиповой Лидии Викторовны (ОГРНИП 315595800104564, ИНН 590203014137)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (ОГРН 1045900322038, ИНН 5902290787)

о признании недействительным решения от 26.01.2022 № 21/73 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части,

установил:

Индивидуальный предприниматель Архипова Лидия Викторовна (далее – заявитель, ИП Архипова Л.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (далее – налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 26.01.2022 № 21/73 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 08 августа 2022 года в удовлетворении требований ИП Архиповой Л.В. отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратилась с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявление ИП Архиповой Л.В. удовлетворить: признать решение налогового органа от 26.01.2022 № 21/73 (в ред. от 15.04.2022 года № 18-17/173) недействительным в части доначисления налога по УСН в размере 2 376 007 руб. и отказа в применении пониженной налоговой ставки в размере 1 % при УСН.

В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что указание группы 68.20 в качестве основного вида деятельности означает, что основными видами деятельности для предпринимателя являются также все включенные подгруппы, включая 68.20.2.

ИП Архиповой Л.В. подтверждено ведение фактической деятельности, соответствующей коду 68.20.2, что проигнорировано судом первой инстанции.

Полагает, судом необоснованно применено буквальное толкование положений регионального закона вместо телеологического (п. 3 ч. 2 ст. 270 АПК РФ); не применен принцип благоприятствующего толкования, установленный ч. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Считает, судом допущены нарушения норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ). Полагает, мотивировочная часть решения суда не соответствует требованиям ч. 1 ст. 168 АПК РФ, ч. 4 ст. 170 АПК РФ, судом допущено нарушение принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), принципа единообразия судебной практики.

Инспекцией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, налоговый  орган не согласен с доводами апеллянта, находя их несостоятельными.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа возражал против позиции апеллянта по мотивам письменного отзыва.

Заинтересованное лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 2 статьи 200  АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, уполномоченным должностным лицом рассмотрены материалы налоговой проверки, с учетом проведенных мероприятий налогового контроля, и вынесено решение от 26.01.2022 № 21/73 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предпринимателю доначислен и предъявлен к уплате налог по УСН за 2020 год в сумме 2 376 007 руб., начислены и предъявлены к уплате пени.

Не согласившись с вынесенным Инспекцией решением, заявитель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган – Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 15.04.2022 № 18-17/173 жалоба заявителя на ненормативный акт Инспекции оставлена без удовлетворения.

Полагая, что решение Инспекции от 26.01.2022 № 21/73 не соответствует НК РФ, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта недействительным.

Отказывая предпринимателю в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из его несоответствия критериям, установленным Законом № 466-ПК.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом  судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ плательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 346.14 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 346.18 НК РФ).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В силу пункта 1 статьи 346.20 Кодекса для целей исчисления налога, взимаемого в связи с применением УСН, налоговая ставка устанавливается в раразмере 6 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено настоящим пунктом и пунктами 1.1, 3 и 4 этой статьи. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Пунктом 2 статьи 1.1 Закона № 466-ПК (в редакции Закона Пермского края от 22.04.2020 № 530-ПК «О внесении изменений в отдельные законы Пермского края в сфере налогообложения в целях расширения мер поддержки отраслей экономики Пермского края, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции») установлено, что с 01.01.2020 по 31.12.2020 для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы установлена налоговая ставка в размере 1 процента, в случае, если основным видом деятельности налогоплательщика в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.01.2020, является подгруппа 68.20.2 «Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом» группы 68.20 «Аренда и управление собственным или Арендованным недвижимым имуществом» подкласса класса 68 «Операции с недвижимым имуществом» раздела L «Деятельность по операциям с недвижимым имуществом».

Таким образом, для применения пониженной налоговой ставки в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона № 466-ПК необходимо соблюсти два условия:

- указание в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) в качестве основного вида деятельности 68.20.2 «Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом»;

- владение налогоплательщиком на праве собственности хотя бы одним объектом недвижимости, включенным в перечень, определенный на 2020 год в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, расположенным на территории Пермского края.

Судом первой инстанции установлено, что предприниматель на основании статей 19, 23, 346.12 НК РФ является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применении упрощенной системы налогообложения, с объектом налогообложения «доходы» (пункт 1 статьи 346.14, пункт 1 статьи 346.18 НК РФ).

Налоговым органом установлено, что при государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя, в качестве основного вида экономической деятельности заявлена деятельность по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее также - ОКВЭД) 68.20 «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом».

Основанием для доначисления заявителю по итогам камеральной налоговой проверки налога по УСН за 2020 год, начисления пени и применения штрафа, явились выводы налогового органа о необоснованном применении заявителем при исчислении налоговых обязательств пониженной налоговой ставки - 1 %, поскольку нормативно определенные условия для применения ставки налога в размере 1 процента, предусмотренные Законом Пермского края 01.04.2015 № 466-ПК «Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (далее - Закон Пермского края от 01.01.2020 № 466-ПК), не соблюдены - основной вид экономической деятельности заявителя, сведения о котором отражены на 01.01.2020 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей - ОКВЭД 68.20 «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом» не соответствует виду экономической деятельности - ОКВЭД 68.20.2, в отношении которого предусмотрена пониженная налоговая ставка.

Предприниматель указывает на то, что правомерно применил при исчислении налоговых обязательств за 2020 год предусмотренную частью 2 статьи 1.1 Закона № 466-ПК, в редакции Законов Пермского края от 30.03.2020 № 527-ПК, от 22.04.2020 № 530-ПК, налоговую ставку 1 %, так как подгруппа 68.20.2 является составной частью группы 68.20 ОКВЭД, наличие в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве основного вида его деятельности группы 68.20 предполагает включение деятельности подгруппы 68.20.2 в указанную группу, что свидетельствует о правомерности применения ставки налога в размере 1 процента. При этом весь налогооблагаемый доход за 2020 год получен им от осуществления предпринимательской деятельности по сдаче в аренду нежилой недвижимости.

Таким образом, предусмотренный Законом № 466-ПК критерий о принадлежности налогоплательщику на праве собственности объекта недвижимости, включенного в перечень, определенный на 2020 год в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, расположенного на территории Пермского края, соблюден.

Между тем, применение пониженной налоговой ставки в размере 1 %, предусмотренной Законом 466-ПК, возможно только теми налогоплательщиками, в отношении которых в ЕГРЮЛ или ЕГРИП в качестве основного вида деятельности указано «Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом» (68.20.2).

Как установлено налоговым органом и следует из материалов дела, основным видом деятельности заявителя по сведениям ЕГРИП являлась деятельность группы ОКВЭД 68.20 «Аренда и управление собственным или  арендованным недвижимым имуществом», а не деятельность подгруппы ОКВЭД 68.20.2 «Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом» группы 68.20 «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом» подкласса класса 68 «Операции с недвижимым имуществом» раздела L «Деятельность по операциям с недвижимым имуществом».

При таких обстоятельствах Инспекция правомерно пришла к выводу о несоответствии предпринимателя критериям, установленным Законом № 466-ПК.

Заявитель апелляционной жалобы повторно настаивает на фактическом осуществлении им деятельности, предусмотренной кодом ОКВЭД 68.20.2 «Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом», а также на том, что указанная в ЕГРИП подгруппа 68.20.2 является составной частью группы 68.20 ОКВЭД, соответственно, наличие в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве основного вида его деятельности группы 68.20 предполагает включение деятельности подгруппы 68.20.2 в указанную группу, что свидетельствует о правомерности применения ставки налога в размере 1 процента.

Между тем, для целей предоставления мер государственной поддержки определение вида деятельности организаций в силу прямого указания Закона № 466-ПК осуществляется в соответствии с кодом основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по состоянию на 01.01.2020. При этом положения Закона № 466-ПК не закрепляют иного порядка (способа) определения основного вида экономической деятельности субъекта для применения пониженной ставки.

Фактическое осуществление налогоплательщиком деятельности в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, при условии, что основной вид деятельности, указанный в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, к пострадавшим не отнесен, не является обстоятельством, с которым действующее законодательство Российской Федерации связывает предоставление дополнительных мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Учитывая изложенное, в целях определения оснований для применения пониженной ставки по УСН в размере 1 % необходимо использовать исключительно основной код ОКВЭД, который определен и заявлен непосредственно субъектом экономической деятельности и внесен в установленном порядке в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по состоянию на 01.01.2020.

Правовых норм, позволяющих налоговому органу определять налогоплательщика, имеющего право применять пониженную налоговую ставку по УСН, по результатам проверки его экономической деятельности и дальнейшего сопоставления заявленного им в ЕГРИП кода основного вида деятельности с фактически осуществляемым видом деятельности, положения Закона № 466-ПК не содержат.

В рассматриваемой ситуации у Инспекции отсутствовали правовые основания для исследования и оценки фактически осуществляемых заявителем видов деятельности в целях использования пониженной ставки, поскольку положения Закона № 466-ПК устанавливают конкретные условия для ее применения, при проверке соблюдения которых налоговому органу надлежит руководствоваться видом деятельности, указанным в ЕГРИП по состоянию на 01.01.2020 в качестве основного вида деятельности налогоплательщика.

Таким образом, несмотря на доводы заявителя, наличие в ЕГРИП на 01.01.2020 сведений об ином виде основной деятельности налогоплательщика, несоблюдение конкретных нормативных предписаний о виде деятельности, с наличием которого связывается применение пониженной налоговой ставки, исключает ее применение.

Корреспондирующий правовой подход сформирован существующей практикой, поддерживаемой Верховным Судом Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2021 № 308-ЭС21-8122).

Отклоняя доводы заявителя о том, что в ЕГРИП по состоянию на 01.01.2020 в отношении предпринимателя указан основной вид деятельности 68.20 «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом», который включает в себя код 68.20.2 «Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом», суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 утвержден перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее – Перечень). В случае если в Перечне указан Целиком класс или подкласс для одной из отраслей, все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень.

Исходя из иерархии построения видов экономической деятельности в ОКВЭД (классы (XX), подклассы (ХХ.Х), группы (ХХ.ХХ), подгруппы (ХХ.ХХ.Х) и виды (ХХ.ХХ.ХХ) в Законе № 466-ПК в качестве условия применения пониженной ставки налога приведена подгруппа 68.20.2, что свидетельствует о направленности волеизъявления Законодателя на поддержку конкретной подгруппы, то есть лиц, по состоянию на 01.01.2020 осуществляющих деятельность по сдаче в аренду и управлению собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.

Министерство финансов Пермского края и Министерства экономического развития и инвестиций Пермского края дают официальные разъяснения по вопросам применения пункта 2 статьи 1.1 Закона № 466-ПК, содержащие аналогичную точку зрения (письма от 03.12.2021 № СЭД-39-01-06исх-120, от 29.11.2021 № 18-05-12-исх-31) (файлы «Письмо от 03.12.2021 №СЭД-30-01-06исх-120», «Письмо от 29.11.2021 №18-05-12-исх-31»).

Внесение налогоплательщиком в ЕГРИП изменений в части указания в качестве основного вида экономической деятельности 68.20.2 «Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом» не свидетельствует о соблюдении им требований для применения пониженной налоговой ставки, поскольку такой вид экономической деятельности должен быть указан в качестве основного вида деятельности по состоянию на 01.01.2020.

Исходя из представленных в дело документов, налоговым органом доказан факт неправильного исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, что предопределило корректировку в сторону увеличения обязательств предпринимателя за спорный налоговый период.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.

Апелляционным судом установлено, что апелляционная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о принятии судом неправомерного решения; приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, и не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения жалобы.

Доводы жалобы о неполной оценке судом доказательств неосновательны. Необходимые для правильного разрешения спора обстоятельства установлены в полном объеме.

Ссылки на несоответствие решения требованиям статьи 170 АПК РФ подлежат отклонению. Судебный акт суда первой инстанции соответствует по форме и содержанию требованиям процессуального законодательства.

Приводимые ссылки заявителя жалобы на иную судебную практику судом апелляционной   инстанции отклоняется, поскольку обстоятельства, установленные по данным делам, не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), по указанным делам имели место иные обстоятельства, не связанные с фактическими обстоятельствами, установленными судом при рассмотрении настоящего дела. Таким образом, правовая позиция судов по другим делам, основанная на оценке иных доказательств, не влияет на оценку доказательств при рассмотрении настоящего дела.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, которые в силу статьи 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, не допущено.

В силу статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 08 августа 2022 года по делу № А50-16572/2022  оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Архиповой Лидии Викторовны - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Судьи

И.В. Борзенкова

Г.Н. Гулякова

Е.Ю. Муравьева