П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 6 /2015-АКу
г. Пермь
20 марта 2015 года Дело № А60-45060/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Щеклеиной Л. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
от заявителя – ООО "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс" (ОГРН 1056605367213, ИНН 6674170306): не явились;
от заинтересованного лица - Административной комиссии Чкаловского района муниципального образования "город Екатеринбург": не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Административной комиссии Чкаловского района муниципального образования "город Екатеринбург"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 декабря 2014 года
по делу № А60-45060/2014,
принятое судьей Ворониным С.П.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс"
к Административной комиссии Чкаловского района муниципального образования "город Екатеринбург"
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
ООО "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие Уралжилстройкомплекс" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Чкаловского района муниципального образования "город Екатеринбург" (далее – заинтересованное лицо) от 09.10.2014 №1409.0581.8 о привлечении к административной ответственности по ст.15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 №52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области».
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 декабря 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы приводит доводы о доказанности в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения.
Приложенные к апелляционной жалобе судебные акты не подлежат приобщению к материалам дела.
Заявитель в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что в соответствии с планом работ на сентябрь 2014 года, согласованным Председателем Комитета по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, на основании приказа заместителя главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии ФИО1 от 16.01.2014 № 1/41/0139, специалистами МБУ «Инспекция ООС» 15.09.2014 проведено обследование контейнерной площадки и прилегающей к ней территории вблизи зданий № 23 и № 25 по ул. Патриса Лумумбы в Чкаловском районе города Екатеринбурга по вопросам соблюдения норм и правил при деятельности по обращению с отходами и по вопросам соблюдения требований Правил благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург».
В ходе проведенного обследования установлено следующее:
1. на оборудованной контейнерной площадке, расположенной вблизи зданий № 23 и № 25 по ул. Патриса Лумумбы, находится 5 контейнеров для мусора объемом 0,75 м³ каждый, контейнеры для мусора переполнены, отсек для крупногабаритного мусора (КГМ) находится в аварийном состоянии (половина заднего ограждения отсутствует);
2. на территории контейнерной площадки в отсеке для крупногабаритного мусора (КГМ) и на непосредственно прилегающей к нему территории выявлено несанкционированное скопление отходов, основной объем составляют следующие виды отходов:
- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код отхода по Федеральному классификационному каталогу отходов 7 31 110 01 72 4),
- отходы упаковочного картона незагрязненные (код отхода по Федеральному классификационному каталогу отходов 4 05 183 01 60 5),
- отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код отхода по Федеральному классификационному каталогу 4 34 110 02 29 5) и др.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте обследования экологического состояния территории от 15.09.2014 № 09/44.
Согласно служебной записке Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга от 18.07.2014 № 1150/51/68/06-01-20 контейнерная площадка дома № 25 по ул. П. Лумумбы находится на обслуживании ООО «Управляющая Компания РЭМП УЖСК».
18.09.2014 должностным лицом Комитета по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга в отношении ООО «Управляющая Компания РЭМП УЖСК» составлен протокол № 344 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области».
Постановлением Административной комиссии Чкаловского района муниципального образования «город Екатеринбург» от 09.10.2014 по делу № 1409.0581.8 ООО «Управляющая Компания РЭМП УЖСК» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Полагая, что указанное постановление заинтересованного лица является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом состава вменяемого обществу административного правонарушения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 15 Закона №52-ОЗ нарушение порядка проведения работ по уборке территории, установленного муниципальными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати пяти тысяч до ста тысяч рублей.
На территории муниципального образования «город Екатеринбург» действуют Правила благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденные Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 № 29/61.
Согласно п.6 Правил благоустройства собственники земельных участков, зданий, строений и сооружений и (или) уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, обязаны обеспечить, в том числе, уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающей территории, а также очистку этих территорий от мусора, отходов, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенений; устройство и содержание контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов и другого мусора, соблюдение режимов их уборки, мытья, дезинфекции, ремонта и покраски; сбор, в том числе раздельный, временное складирование на контейнерных площадках вторичных материальных ресурсов (металл, стекло, текстиль, макулатура, тара, упаковка, полимерные материалы, резина, реактивы, технические жидкости и масла, бытовые приборы и оборудование, электротехническое и электронное оборудование, электрические батарейки, ртутные термометры, энергосберегающие лампы, продукты сельского хозяйства и иные виды вторичных материальных ресурсов); вывоз бытового, природного и строительного мусора, пищевых отходов, вторичных материальных ресурсов и других загрязнителей, а также вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора.
В соответствии с п. 7 Правил благоустройства на территории муниципального образования «город Екатеринбург» запрещена несанкционированная свалка мусора на отведенных и (или) прилегающих территориях.
Содержание земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом с элементами благоустройства, придомовой территорией осуществляется собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, организациями, осуществляющими управление многоквартирным жилым домом (пункт 35 Правил благоустройства).
В силу п. 41 Правил контейнерные площадки должны содержаться в соответствии с санитарными нормами и правилами. Вывоз мусора с контейнерных площадок осуществляется в летний период ежедневно, в зимний - не реже одного раза в три дня. Уборка контейнерных площадок производится ежедневно. Ответственность за содержание контейнерной площадки, вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора несут лица, владеющие земельным участком, на котором расположена контейнерная площадка.
Согласно п. 98 Правил благоустройства чистота территории поддерживается в течение всего дня.
Из материалов дела следует, что контейнерная площадка дома № 25 по ул. П. Лумумбы находится на обслуживании ООО «Управляющая Компания РЭМП УЖСК».
Наличие выявленных нарушений подтверждается материалами дела, что образует объективную сторону вменяемого административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15 Закона №52-ОЗ.
На основании п.3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч.ч. 4,6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о доказанности наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что заявителем в целях исполнения возложенных на него обязанностей по организации вывоза отходов заключены следующие договоры:
- договор на вывоз крупногабаритного мусора с контейнерных площадок жилого фонда № 4 от 01.07.2013, заключен с ООО «Благострой» (исполнитель), согласно пункту 1.1 договора исполнитель принимает на себя обязательства по вывозу крупногабаритного мусора с контейнерных площадок жилого фонда;
- договор на вывоз твердых бытовых отходов № 21 от 01.11.2013, заключен с индивидуальным предпринимателем ФИО2 (исполнитель), согласно пункту 1.1 договора исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг на вывоз твердых бытовых отходов (4-5 класс опасности, согласно ФККО), предварительно собранных и складированных заказчиком в свои металлические, пластиковые (евро) несменяемые контейнеры.
Согласно представленному графику вывоза ТБО и КГМ с контейнерных площадок с контейнерной площадки, расположенной по адресу: ул. П. Лумумбы, 25, вывоз ТБО и КГМ осуществляется с 12 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин.
В соответствии с путевыми листами индивидуального предпринимателя ФИО2 № 10674 от 15.09.2014 и ООО «Благострой» № 10672 от 15.09.2014 вывоз мусора с указанной контейнерной площадки произведен в соответствии с установленным графиком, в то время как обследование территории произведено специалистами МБУ «Инспекция ООС» 15.09.2014 в 10 час. 15 мин., то есть до вывоза мусора в соответствии с графиком.
Заявителем в материалы дела представлены фотоматериалы, датированные 15.09.2014 в 13 час. 53 мин., свидетельствующие о надлежащем исполнении заявителем возложенных на него обязанностей по соблюдению порядка проведения работ по уборке территории.
Выявление факта наполнения мусорных контейнеров мусора незадолго (за 2 часа) до предусмотренного графиком времени вывоза (уборки) мусора само по себе не свидетельствует о противоправном бездействии управляющей компании.
Принимая во внимание изложенное, а также отсутствие доказательств несоблюдения периодичности уборки мусора, установленной п.41 Правил, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что административным органом указанные обстоятельства при вынесении оспариваемого постановления учтены не были, в связи с чем вина заявителя в совершении правонарушения административным органом не доказана.
В оспариваемом постановлении обстоятельства, указывающие на вину юридического лица, привлекаемого к ответственности, административным органом не исследованы и не отражены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом не доказано наличие вины общества в совершении правонарушения, и соответственно, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 №52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области».
Отсутствие состава административного правонарушения в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Административной комиссии Чкаловского района муниципального образования "город Екатеринбург" от 09.10.2014 №1409.0581.8 является незаконным и подлежит отмене.
Доводы административного органа, приведенные в жалобе, судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку они опровергаются материалами дела и не соответствуют установленным судом обстоятельствам.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272¹ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 декабря 2014 года по делу №А60-45060/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Административной комиссии Чкаловского района муниципального образования «город Екатеринбург» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья | Л.Ю.Щеклеина | |