ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-12168/18-АК от 26.09.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-12168/2018-АК

г. Пермь

03 октября 2018 года Дело № А71-8278/2018­­

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2018 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,

судейВаракса Н.В., Гладких Е.О.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.

при участии:

от заявителя Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики (ИНН 1841048002, ОГРН 1151831000463) - Забелин В.В., предъявлено удостоверение, доверенность от 20.10.2017;

от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «ППМ - Башкортостан» (ИНН 026008065, ОГРН 1050202278565) - Зорин Д.В., предъявлен паспорт, доверенность от 11.01.2018;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, общества с ограниченной ответственностью «ППМ - Башкортостан»,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 16 июля 2018 года

по делу № А71-8278/2018,

принятое судьей Сидоровой М.С.,

по заявлению Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики

к обществу с ограниченной ответственностью «ППМ - Башкортостан»

о привлечении к административной ответственности,

установил:

Министерство промышленности и торговли Удмуртской Республики (далее - заявитель, Минпромторг УР) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ППМ - Башкортостан» (далее - заинтересованное лицо, ООО «ППМ - Башкортостан») к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 июля 2018 года (резолютивная часть решения объявлена 13.07.2018) ООО «ППМ - Башкортостан» привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей; изъятый на основании протокола осмотра от 20.04.2018 лом черного металла в количестве 12640 кг подлежит передаче в собственность государства в соответствии с законодательством РФ.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить в полном объеме, в удовлетворении заявления отказать.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о недоказанности факта реализации обществом лома черных металлов; договор купли-продажи и транспортная накладная не являются надлежащим доказательством, подтверждающим реализацию лома. Кроме того, указывает, что норма ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ не предусматривает такую меру ответственности как конфискация. Присутствующий в судебном заседании представитель заинтересованного лица на доводах жалобы настаивал.

Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя ссылался на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

По инициативе суда апелляционной инстанции к материалам дела приобщена копия письма Управления МВД России по г. Ижевску от 04.04.2018, имеющегося в материалах дела об административном правонарушении.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из обстоятельств дела, 17.04.2018 около 15 часов 30 минут по адресу г. Ижевск, ул. Новоажимова, д. 6 сотрудниками полиции при проверке документов был выявлен грузовой автомобиль марки FAW государственный регистрационный знак А394КН/18, который перевозил лом и отходы черных металлов с нарушением лицензионных требований и условий.

Согласно материалам КУСП № 9473 от 17.04.2018 и сопроводительным документам (договор купли-продажи лома черных и/или цветных металлов от 16.04.2018 № ВМ/1/18, заключенный между ООО «ППМ-Башкортостан» и ООО «Вектор-Материалы», транспортная накладная № 17/04, удостоверение о взрывобезопасности), транспортировку лома черных металлов осуществляло ООО «Вектор-Материалы».

Перевозимый лом черных металлов, общим весом 12 640 тонн, был изъят сотрудниками полиции и помещен на ответственное хранение ООО «Кировчермет», расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Новоажимова, д. 6 (л.д.67-71).

Копии материалов проверки по факту незаконной перевозки лома и отходов черных металлов переданы в Министерство промышленности и торговли Удмуртской Республики для рассмотрения.

Минпромторг УР установлено, что ООО «ППМ-Башкортостан» имеет лицензию на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории Республики Башкортостан.

При рассмотрении материалов проверки Минпромторг УР пришло к выводу, что в своей деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов ООО «ППМ-Башкортостан» допустило нарушения лицензионных требований, предусмотренных п.п. «а», «б» п. 5, п.п. «а», «б» п. 6 Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов»; п. 4.8 Приказа Минздрава Российской Федерации от 10.01.2001 № 114 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования кобеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома»; п. 18 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 369, а именно:

- осуществление деятельности на территории Удмуртской Республики по обороту лома черных металлов, не имея на праве собственности земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, условий, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

- не произведен радиационный контроль партии металлолома, подготовленного к реализации;

- партия отчужденного лома и отходов черных металлов не была зарегистрирована в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов.

По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики в присутствии представителя ООО «ППМ-Башкортостан» по доверенности Борисова А.Ю. 28.05.2018 составлен протокол о совершении административного правонарушения по делу № 06-1-04/2018-15/Б, которым вышеуказанные действия общества квалифицированы по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ Минпромторг УР обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «ППМ-Башкортостан» к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводам о наличии состава административного правонарушения и об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

На основании ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.

В силу подп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов подлежат лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1287 утверждено Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (далее - Положение № 1287).

В силу подп. «а» п. 5 Положения № 1287 для осуществления деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализация лома черных металлов необходимо наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления.

В соответствии с пп. «а», «б» п. 6 Положения № 1287 грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности являются повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона №99-ФЗ, нарушения лицензионных требований, предусмотренных п.п. «а» п. 5 настоящего Положения; требований Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов в части приема лома черных и цветных металлов: без составления приемо-сдаточного акта; без осуществления радиационного контроля; без осуществления контроля на взрывобезопасность.

Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 369 утверждены Правила обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения (далее - Правила № 369).

В силу п. 8 Правил № 369 юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность. Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.

Согласно п. 18 Правил № 369 каждая партия отчужденных лома и отходов черных металлов должна быть зарегистрирована в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов, в котором указываются: а) наименование и реквизиты грузополучателя; б) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта); в) дата отгрузки; г) вид лома и отходов черных металлов; д) вес партии, перевозимой транспортным средством; е) номер транспортной накладной.

На основании п. 4.8 Приказа Минздрава РФ от 10.04.2001 № 114 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования кобеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома» радиационный контроль партии металлолома, подготовленной к реализации, а также загруженного металлоломом транспортного средства проводят аккредитованные в установленном порядке на право проведения соответствующих измерений лаборатории радиационного контроля (ЛРК). Результаты радиационного контроля партии металлолома оформляются протоколом измерений.

Исходя из совокупного толкования п. 8 ст. 3, ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ, п.п. 8, 8(1) Правил № 369, следует, что обществу необходимо оборудование хотя бы одного пункта приема лома металлов, соответствующего требованиям Правил обращения с ломом черных металлов, внесенного в лицензию в качестве места осуществления лицензируемой деятельности, на территории каждого субъекта Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, материалами подтверждается и заинтересованным лицом не опровергнуто, что ООО «ППМ-Башкортостан» в нарушение требований, предусмотренных п.п. «а», «б» п. 5, п.п. «а», «б» п. 6 Положения № 1287, п.п. 8, 8(1) Правил № 369, осуществляло реализацию лома черных металлов в количестве 12640 кг на территории Удмуртской Республики, не имея при этом на праве собственности земельного участка, технических средств, оборудования, технической документации, без осуществления радиационного контроля, контроля на взрывобезопасность, что свидетельствует об осуществлении обществом деятельности с нарушением требований пп. «б» п. 6 Положения № 1287 и свидетельствует о событии административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Относительно вмененного нарушения п. 18 Правил № 369 в части того, что при транспортировке лома и отходов черных металлов партия не была зарегистрирована в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов, суд первой инстанции обоснованно отметил, что данное нарушение не относится к грубым нарушениям лицензионных требований и не может быть квалифицировано по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд апелляционной инстанции, исходя из установленных обстоятельств, в отсутствие доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него необходимых и достаточных мер для соблюдения требований действующего законодательства приходит к выводу о виновном совершении обществом правонарушения, в связи с чем считает, что в действиях заинтересованного лица имеется состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, о недоказанности факта реализации обществом лома черных металлов судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, как опровергаемые материалами дела.

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Вместе с тем, положения статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливают каких-либо требований к существенным условиям договора купли-продажи, следовательно, в силу пункта 3 статьи 455 условия договора купли-продажи считаются согласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

Как следует из договора купли-продажи № ВМ/1/18 от 16.04.2018 (п.1.2), товар наименование, условия поставки товара (лом черных и/или цветных металлов), цена указываются в приложениях к договору или спецификациях, являющихся неотъемлемой частью договора. Количество поставленного товара определяется на основании данных приемо-сдаточных актов.

Таким образом, стороны в договоре купли-продажи установили порядок определения количества и ассортимента поставленного товара, его цену, следовательно, стороны согласовали все существенные условия договора.

В транспортной накладной указан грузоотправитель и грузополучатель ООО «Вектор-материалы», что подтверждает факт продажи лома и отходов черных металлов ООО «ППМ-Башкортостан».

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.

Решение суда первой инстанции о привлечении общества к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ. Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом апелляционной инстанции не установлено.

Суд первой инстанции, руководствуясь п. 3.2 ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, снизил размер назначенного ООО «ППМ-Башкортостан» административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, - до 50 000 рублей.

Учитывая характер совершенного заявителем правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, апелляционный суд полагает, что назначенное заявителю наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. по своему размеру и виду отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ, а равно принципам законности, справедливости и целесообразности юридической ответственности.

Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.

Между тем с выводами суда первой инстанции о необходимости передачи в собственность государства лома черного металла в количестве 12640 кг, изъятого на основании протокола осмотра от 20.04.2018, суд апелляционной инстанции не может согласиться в силу следующего.

Согласно ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или их возмездного изъятия. По правилам п. 1 названной нормы вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что спорный лом черного металла не изъят из оборота, собственником лома является заявитель, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении: письмом ОП №1 Управления МВД России по г.Ижевску руководителю ООО «Кировчермет» о выдаче изъятого и переданного на ответственное хранение 21.04.2015 лома черных металлов (приобщено к материалам дела), актом возврата от 17.04.2018 (л.д.18), на основании судебных актов. Содержащиеся в данных документах сведения о ломе сопоставимы с описанием лома по марке и количеству, изъятого по делу об административном правонарушении, являющегося предметом рассмотрения по настоящему делу.

При указанных обстоятельствах оснований для передачи лома в собственность государства не имелось.

Таким образом, решение суда по настоящему делу подлежит изменению на основании ч. 2 ст. 270 АПК РФ в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч.1,2 ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 июля 2018 года по делу № А71-8278/2018 изменить, исключив из резолютивной части абзац следующего содержания:

«В силу пункта 1 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях передать в собственность государства в соответствии с законодательством РФ лом черного металла в количестве 12 640 кг, изъятый на основании протокола осмотра от 20.04.2018 и находящийся на ответственном хранении в ООО «Кировчермет» по адресу: г. Ижевск, ул. Новоажимова, д. 3».

В остальной части решение оставить без изменения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Л.Ю. Щеклеина

Судьи

Н. В. Варакса

Е. О. Гладких