ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-12188/2022-АКУ от 03.11.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-12188/2022-АКу

г. Пермь

03 ноября 2022 года Дело № А60-29461/2022­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Муравьевой Е.Ю.,

рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №4

на мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области

от 12 августа 2022 года,

принятое в порядке упрощенного производства

по делу № А60-29461/2022

по иску Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №4 (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252)

к ГБУЗ СО "Дегтярская городская больница" (ИНН 6627002488, ОГРН 1026601644992)

о взыскании излишне выплаченной социальной выплаты работникам медицинских и иных организаций в сумме 42 588 руб. 18 коп.,

третьи лица: Чернолихова (Дьякова) Лариса Владимировна, Рогачева Валентина Васильевна,

установил:

Государственное учреждение – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №4 обратилось в суд с заявлением к ГБУЗ СО "Дегтярская городская больница" о взыскании излишне выплаченной социальной выплаты работникам медицинских и иных организаций в сумме 42 588 руб. 18 коп.

Решением Арбитражного суда Свердловской области, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 01.08.2022, мотивированное решение изготовлено 12.08.2022), в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы истцом приведены доводы о том, что переплата возникла из-за подачи работодателем кроме первичного реестра за декабрь 2021 года еще двух реестров с отметкой «перерасчет», ввиду чего органы ФСС были дезориентированы о количестве фактически отработанных смен работниками медицинских организаций в декабре 2021 года; решение суда считает незаконным и подлежащим отмене в полном объеме.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова участвующих в деле лиц, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (01.11.2022).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 21.12.2020 ГБУЗ СО «Дегтярская городская больница» направила в Филиала № 4 ГУ - Свердловского РО ФСС РФ реестр работников, имеющих право на специальную социальную выплату работникам медицинских и иных организаций.

Согласно названному реестру Дьякова Л.В. медицинская сестра отработала в ноябре 2020 года 34,23 смены и указана категория работника 032 - средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях.

Выплата за нормо - смену средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях составляет 2430 рублей.

34,2 (смены за ноябрь 2020 года) X 2430 рублей (сумма выплаты за нормо-смену) + 15% (районный коэффициент) = 95 571,90 рублей.

Согласно платежному поручению № 834583 от 23.12.2020 года Дьяковой Ларисе Владимировне начислено и перечислено 95 571,90 рублей.

26.12.2020 ГБУЗ СО «Дегтярская городская больница» направила в Филиала № 4 ГУ - Свердловского РО ФСС РФ реестр с перерасчетом работникам имеющих право на специальную социальную выплату работникам медицинских и иных организаций.

Согласно перерасчету Дьякова Л.В. медицинская сестра отработала в ноябре 2020 года 20,0 смены и указана категория работника 032 - средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях.

Выплата за нормо - смену среднему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях составляет 2430 рублей.

20.0(смены за ноябрь 2020 года) X 2430 рублей (сумма выплаты за нормо-смену) + 15 % (районный коэффициент) = 55 890 рублей.

Переплата составила: 95 571,90 рублей - 55 890 рублей = 39681,90 рублей. С учетом удержанных 15816,87 руб. остаток переплаты составляет 23865,03 руб.

21.12.2020 ГБУЗ СО «Дегтярская городская больница» направила в Филиал №4 ГУ - Свердловского РО ФСС РФ реестр работников, имеющих право на специальную социальную выплату работникам медицинских и иных организаций.

Согласно вышеназванному реестру Рогачева В.В., медицинская сестра отработала в ноябре 2020 года 31,1 смены и указана категория работника 032 - средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях.

Выплата за нормо - смену средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях составляет 2430 рублей.

31,1(смены за ноябрь 2020 года) X 2430 рублей (сумма выплаты за нормо-смену) + 15 % (районный коэффициент) = 86 908,95 рублей.

Согласно платежному поручению № 834583 от 23.12.2020 Рогачевой Валентине Васильевне начислено и перечислено 86 908,95 рублей.

19.01.2021 ГБУЗ СО «Дегтярская городская больница» направила в Филиал № 4 ГУ - Свердловского РО ФСС РФ реестр с перерасчетом работникам, имеющим право на специальную социальную выплату работникам медицинских и иных организаций.

Согласно перерасчету Рогачева В.В. медицинская сестра отработала в ноябре 2020 года 24,4 смены и указана категория работника 032 - средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях.

Выплата за нормо - смену среднему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, составляет 2430 рублей.

24,4 (смены за ноябрь 2020 года) X 2430 рублей (сумма выплаты за нормо-смену) + 15% (районный коэффициент) = 68 185,80 рублей.

По расчетам истца общая сумма переплаты по сотрудникам ГБУЗ СО «Дегтярская городская больница» составила 86 908,95 рублей - 68 185,80 рублей = 18 723,15 рублей.

21.04.2021 филиалом № 4 Фонда в адрес ГБУЗ СО «Дегтярская городская больница» направлено письмо с предложением перечислить излишне понесенные филиалом № 4 Фонда расходы.

Ответчиком денежные средства не возвращены, в связи с чем истец обратился в суд с исковым заявлением.

Суд первой инстанции оснований для удовлетворения исковых требований не усмотрел.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Для наступления гражданско-правовой ответственности суду необходимо установить наличие состава правонарушения, включающего в себя наличие убытков и их размер, противоправность поведения субъекта ответственности, причинную связь между убытками и действиями (бездействием) указанного лица, а также его вину. Требование о привлечении к гражданско-правовой ответственности может быть удовлетворено судом только при доказанности всех названных элементов в совокупности.

Как указывалось выше, основанием обращения в суд с настоящим иском явилось несение фондом расходов в связи с излишне выплаченной суммой социальной выплаты работникам медицинских и иных организаций.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1762 от 30.10.2020 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID - 19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом коронавирусной инфекции (COVID - 19), внесении изменений во временные правила учета информации в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции (COVID - 19) и признания утратившим силу отдельных актов Правительства РФ" утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования РФ в 2020 - 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID - 19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом коронавирусной инфекции (COVID - 19) (далее - Правила N 1762).

Вышеуказанными Правилами определен порядок и условия осуществления специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций.

Специальная социальная выплата производится территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Правил N 1762, специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена).

Специальная социальная выплата производится ежемесячно.

Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.

В соответствии с пунктом 4 Правил N 1762, для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.

Пунктами 10 и 12 Правил N 1762 установлено, что организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, во исполнение требований пункта 4 Правил N 1762 ответчик 21.12.2020 направил в филиал № 4 Фонда реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.

Учитывая, что реестр работников был направлен до 25 декабря, исходя из предполагаемого рабочего времени полного месяца, ответчик 19.01.2021 направил в филиал № 4 Фонда корректирующий реестр работников, исходя из фактически отработанного в ноябре, декабре 2020 года рабочего времени.

В связи с тем, что Правилами N 1762 не определены сроки и порядок подачи корректирующего реестра (табеля учета рабочего времени) работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты за ноябрь, декабрь 2020 года, ответчик при направлении истцу корректирующего реестра в январе 2021 года за ноябрь, декабрь 2020 года руководствовался приказом Минфина России от 30 марта 2015 года N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению", согласно положениям которого при ведении табеля учета рабочего времени, при обнаружении лицом, ответственным за составление и представление Табеля (ф. 0504421), факта неотражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе в связи с поздним представлением документов), лицо, ответственное за составление Табеля, обязано учесть необходимые изменения и представить корректирующий Табель, составленный с учетом изменений в порядке и сроки, предусмотренные документооборотом учреждения. В строке "Вид табеля" указывается значение "первичный", при представлении Табеля с внесенными в него изменениями, указывается значение "корректирующий". Данные корректирующего Табеля служат основанием для перерасчета заработной платы за календарные месяцы, предшествующие текущему месяцу начисления заработной платы.

На основании изложенного, с учетом действующего нормативно-правового регулирования спорных правоотношений, принимая во внимание, что Правилами N 1762 не установлена обязанность представления точных сведений относительно количества рабочего времени, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что указанные ответчиком в направленном 21.12.2020 реестре сведения о работниках, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, не могут быть признаны недостоверными (заведомо недостоверными).

Правильность представленных ответчиком в январе 2021 года сведений о фактически отработанном указанными работниками времени в ноябре, декабре 2020 года истцом не оспаривалась, факты представления ответчиком истцу недостоверных сведений либо сокрытия сведений, влияющих на право получения работниками специальной социальной выплаты, не нашли своего подтверждения, в связи с чем понесенные фондом расходы по специальной социальной выплате (в том числе излишне полученной) не могут быть возмещены за счет учреждения здравоохранения.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии причинно-следственной связи между представленными ответчиком в установленный законом срок сведениями и понесенными в связи с этим расходами фонда, вследствие чего подлежат отклонению.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 01.08.2022, мотивированное решение изготовлено 12.08.2022) по делу № А60-29461/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Судья

Е.Ю. Муравьева