СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-1227/2018-ГК
г. Пермь
14 марта 2018 года Дело № А60-29596/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Дюкина В.Ю., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой О.С.,
при участи:
от Администрации Нижнесергинского муниципального района – ФИО1, доверенность от 07.03.2018, удостоверение, ФИО2, доверенность от 07.03.2018, паспорт,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Администрации Нижнесергинского муниципального района, третьего лица, Администрации Кленовского сельского поселения,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 декабря 2017 года
по делу № А60-29596/2017,
принятое судьей Евдокимовым И.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Кленовское" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Администрации Нижнесергинского муниципального района
третье лицо: Администрация Кленовского сельского поселения
о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Кленовское" (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о признании незаконным отказа Администрации Нижнесергинского муниципального района (далее – заинтересованное лицо) от 17.03.2017 № 94-04-663 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал 66:16:0601001; просит обязать заинтересованное лицо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал 66:16:0601001, с целью создания нового образованного земельного участка, общей площадью 30943 кв.м, расположенного по адресу: Свердловская область, Нижнесергинский район, деревня Отевка, в 170 метрах южнее дома 1 по ул. Молодежная.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Кленовского сельского поселения.
Решением Арбитражный суд Свердловской области от 11 декабря 2017 года исковые требования удовлетворены, решение Администрации Нижнесергинского муниципального района от 17.03.2017 № 94-04-663 признано недействительным, суд обязал Администрацию рассмотреть заявление Общества от 22.02.2017 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 30943 кв.м для сельскохозяйственного использования в порядке, установленном ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным решением, заинтересованное лицо, Администрация Нижнесергинского муниципального района, третье лицо, Администрация Кленовского сельского поселения, обратились с апелляционными жалобами, просят решение отменить.
В обоснование апелляционных жалоб апеллянты указывают на нарушение судом норм материального и процессуального права при внесении обжалуемого судебного акта, выход суда за переделы исковых требований, наличие в оспариваемом заявителем отказе ссылок на нормативные акты, являющиеся основанием для отклонения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку схема подготовлена без учета градостроительного зонирования, Правил землепользования и застройки, наличие на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, собственником которых заявитель не является, пересечение земельного участка автодорогой общего пользования, отсутствие Общества в реестре крестьянских (фермерских) хозяйств.
До начала судебного заседания от Общества поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому заявитель полагает судебный акт законным и обоснованным.
В судебном заседании представители заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником здания коровника, лит. А, площадью 733,9 кв.м, расположенного по адресу: <...>; здания коровника, лит. А, площадью 741,7 кв.м, расположенного по адресу: <...>; здания дома животновода, лит. А, площадью 133,3 кв.м, расположенного по адресу: <...>.
Общество 22.02.2017 обратилось в Администрацию Нижнесергинского муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 30943 кв.м для сельскохозяйственного использования и предоставлением участка в аренду на 49 лет.
Письмом от 17.03.2017 № 94-04-663 Администрации Нижнесергинского муниципального района отказала в утверждении схемы расположения земельного участка, одновременно информируя о готовности предоставления в аренду земельных участков под существующими объектами недвижимости.
Полагая отказ в утверждении схемы расположения земельного участка не соответствующим закону, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая на заинтересованное лицо обязанность рассмотреть заявление Общества от 22.02.2017 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 30943 кв.м для сельскохозяйственного использования в порядке, установленном ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из доказанности неправомерного бездействия заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким основанием в частности является договор аренды.
По общим правилам договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления (подп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
Собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках принадлежит исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду (п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Обязательным этапами предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в силу п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ являются подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, а также принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в силу п. 8 указанной выше статьи являются:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела и представленных суду пояснений, Общество обратилось в Администрацию Нижнесергинского муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 30943 кв.м для сельскохозяйственного использования в аренду на 49 лет в целей эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости.
Письмом от 17.03.2017 № 94-04-663 Администрации Нижнесергинского муниципального района сообщила о возможности представления в аренду земельных участков под существующими зданиями, в утверждении схемы отказано по причине нахождения на испрашиваемом земельном участке автодороги общего пользования и объектов недвижимости, принадлежащих иным собственникам. Распоряжениями Администрации Нижнесергинского муниципального района от 28.03.2017 №№ 121-р, 122-р, 123-р утверждены схемы земельных участков на кадастровом плане территории в пределах кадастрового квартала 66:16:0601001, категория земель – земли населенных пунктов, площадью 4629 кв.м, 4433 кв.м, 1803 кв.м соответственно, земельные участки расположены в территориальной зоне СХ-5 с разрешенным использованием - предприятия и производственные комплексы сельскохозяйственного назначения в соответствии с Правилами землепользования и застройки.
При названных обстоятельствах, вопреки выводам суда первой инстанции, оснований полагать, что заинтересованным лицом допущено бездействие, заявление по существу не рассмотрено, указанное заявление подлежит рассмотрению по правилам, установленным п. 1 ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает. Фактически имеет место спор касательно площади испрашиваемого земельного участка.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с правовым подходом, сформулированным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Таким образом, заявитель в рамках настоящего спора должен доказать, что на испрашиваемом им земельном участке расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, для эксплуатации которых требуется земельный участок заявленной площадью.
Как указано в ст. 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе к зоне сельскохозяйственного использования.
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Кленовского сельского поселения вид разрешенного использования земельных участков, отнесенных к территориальной зоне СХ-5 - обеспечение сельскохозяйственного производства, включая хранилища фруктов, овощей, картофеля, зерна, материальные склады, обеспечивающие процесс сельскохозяйственного производства.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в силу подп. 3 и 4 п. 16 статьи 11.10 ЗК РФ являются разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Согласно подп. 1, 14, 25 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка; площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
Положения приведенных норм земельного законодательства направлены на определение площади подлежащего предоставлению на основании подп. 9 п. 2 ст. 39.6 названного Кодекса земельного участка без проведения торгов исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов.
Испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 30943 кв.м, который предстоит образовать из земель населенных пунктов, расположен в территориальной зоне СХ-5, разрешенное использование - предприятия и производственные комплексы сельскохозяйственного назначения в соответствии с Правилами землепользования и застройки (т.2 л.д.30). На указанном земельном участке расположены принадлежащие Обществу здания коровников, площадью 733,9 кв.м и 741,7 кв.м и здание дома животновода, площадью 133,3 кв.м, функционально не связанные между собой. В обоснование площади испрашиваемого заявителем земельного участка площадью 30943 кв.м представлено правовое обоснование, мотивированное Ветеринарными правилами и нормами выгула крупного рогатого скота (т.1 л.д.133-149).
Поскольку местоположение границ земельного участка, арендуемого в порядке, установленном ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, площадь испрашиваемого Обществом земельного участка значительно превышает площадь расположенных на нем объектов недвижимого имущества, функционально не связанных между собой единым производственным циклом, установленное Правилами землепользования и застройки разрешенное использование земельного участка не соответствует указанным заявителем целям, отказ заинтересованного лица в утверждении представленной заявителем схемы расположения земельного участка площадью 30943 кв.м является правомерным в силу положений ст.ст. 11.9, 11.10, 39.16 Земельного кодекса РФ.
С учетом изложенного, апелляционной инстанции исходит из недоказанности Обществом права на получение испрашиваемого земельного участка без торгов применительно к основаниям, предусмотренным ст. 39.6 ЗК РФ. В связи с изданием Администрацией Нижнесергинского муниципального района распоряжений от 28.03.2017 №№ 121-р, 122-р, 123-р об утверждении схемы земельных участков на кадастровом плане территории в пределах кадастрового квартала 66:16:0601001, категория земель – земли населенных пунктов, площадью 4629 кв.м, 4433 кв.м, 1803 кв.м соответственно, оснований полагать права и законные интересы Общества как собственника расположенных на указанных земельных участках объектов не имеется. Оснований для удовлетворения заявленных требований суд апелляционной инстанции не усматривает.
При названных обстоятельствах решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 декабря 2017 года подлежит отмене на основании п. 1 ч. 1 с. 270 АПК РФ в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 декабря 2017 года по делу № А60-29596/2017 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Кленовское" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
М.А. Полякова
Судьи
В.Ю. Дюкин
Т.Л. Зеленина