ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-12572/2023-АК от 13.12.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда





СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068 

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 № 17АП-12572/2023-АК 

г. Пермь

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2023 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2023 года. 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего Муравьевой Е.Ю., 

судей  Герасименко Т.С., Якушева В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,  при участии: 

от заявителя: ФИО1, паспорт, доверенность № 1/юр от 01.01.2023, диплом. 

(иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и  времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей  121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее  – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и  месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда), 

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного  лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской  области, 

на решение Арбитражного суда Свердловской области  от 16 октября 2023 года 

по делу № А60-37726/2023

по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение  Екатеринбург" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской  области (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно  предмета спора, на стороне заинтересованного лица: ФИО2 

о признании незаконным постановления о привлечении к административной  ответственности по делу № 066/04/9.21-2112/2023, 




установил:

АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" (далее – заявитель,  общество) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной  антимонопольной службы по Свердловской области (далее – заинтересованное  лицо, Управление) о признании недействительным постановления о  привлечении к административной ответственности по делу № 066/04/9.212112/2023. 

Определением от 30.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не  заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора –  привлечена ФИО2 (далее – ФИО2). 

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 октября 2023  года заявленные требования удовлетворены: признано незаконным и отменено  постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по  Свердловской области о назначении административного наказания в виде  административного штрафа по делу № 066/04/9.21-2112/2023 от 30.06.2023. 

Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо  обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда  отменить, принять по делу судебный акт об отказе в удовлетворении  требований заявителя. 

В апелляционной жалобе административный орган настаивает на том,  что имеет место наличие события административного правонарушения,  совершенного 29.03.2023 по местонахождению АО «Газпром  газораспределение Екатеринбург», выразившееся в невозвращении без  рассмотрения уведомления об уступке мощности при отсутствии сведений и  документов, являющих обязательным приложением к уведомлению, в срок,  предусмотренный п. 106 Правил № 1547, лицом, считающимся с 10.02.2023 по  13.02.2024 подвергнутым административному наказанию. 

Отмечает, АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» вопреки п.  106 Правил № 1547 направил в адрес ФИО2 отказ в предоставлении  информации от 28.03.2023 в ответ на уведомление об уступке мощности, в то  время как согласно п. 106 Правил № 1547 при отсутствии сведений и  документов, являющихся обязательным приложением к уведомлению об  уступке мощности, уведомление в течение 3 рабочих дней со дня поступления  подлежит возвращению без рассмотрения. У АО «Газпром газораспределение  Екатеринбург» имелась возможность соблюдать требования Правил № 1547, но  данным лицом не предпринято всех достаточных для этого мер. 

Обществом и третьим лицом представлены отзывы на апелляционную  жалобу. Общество считает решение суда законным и обоснованным, просит  оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Третье  лицо с доводами апелляционной жалобы Управления согласно, просит решение  отменить. 

В судебном заседании представитель заявителя позицию, изложенную в  отзыве, поддержал. 




Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте  и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в  судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ  не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном  статьями 266, 268 АПК РФ

Как следует из материалов дела, ФИО2, является собственником  земельного участка (кадастровый номер 66:35:0221001:5633) и  индивидуального жилого дома (кадастровый номер 66:35:0221001:5848) по  адресу Свердловская область, г. Березовский, тер. СНТ Европа, д. 36/1.  ФИО2 также является собственником земельного участка  (кадастровый номер 66:35:0221007:148) и индивидуального жилого дома  (кадастровый номер 66:35:0221007:533) по адресу Свердловская область, г.  Березовский, коллективный сад № 89 «Нива», д. 141. Вышеуказанные дома  находятся в единой сети газораспределения, а именно сеть газораспределения  высокого давления 2 категории в г. Березовский от ГГРП-3 до потребителей в г.  Березовский, ЖСК «Европа», ДНТ «Демидово, СПК 89 Нива, ДНП  «Шишково», СПО 115 Черемшанка, п. Становая, п. Сарапулка, инвентарный  номер 185721. 

С целью заключения договора о подключении (технологическом  присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального  строительства к сети газораспределения индивидуального жилого дома  (кадастровый номер 66:35:0221001:5848), расположенного по адресу  Свердловская область, г. Березовский, тер. СНТ Европа, д. 36/1 посредством  уступки мощности от индивидуального жилого дома (кадастровый номер  66:35:0221007:533), расположенного по адресу Свердловская область, г.  Березовский, коллективный сад № 89 «Нива», д. 141, ФИО2  направила в адрес АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» заявление от  23.03.2023 с просьбой провести уступку мощности на одной сети  газораспределении с приложением следующих документов: заявка о  тех.присоединении, уведомление об уступке мощности, соглашение об уступке  мощности, выписка ЕГРН в количестве 4 штук, копия паспорта и СНИЛС  ФИО2, ситуационный план, ТУ на адрес к/с № 89 Нива д. 141, акт о  подключении на адрес КС № 89 «Нива». 

Заявление было получено Обществом 23.03.2023 (вх. № 2277).

Согласно письменным объяснениям АО «Газпром газораспределение  Екатеринбург» (per. № 13465-ЭП/23 от 21.06.2023) в ответ на данное заявление  АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» направило в адрес ФИО2 письмо от 28.03.2023 об отказе в предоставлении информации о  технической возможности уступки мощности, в котором указало, что к запросу  от 23.03.2023 об уступке мощности не приложен расчет планируемого  максимального часового расхода газа нового потребителя. 




Виолентий О.С., полагая, что АО «Газпром газораспределение  Екатеринбург» обязано было вместо отказа в предоставлении информации  возвратить заявление без рассмотрения обратилась в УФАС по Свердловской  области с жалобой. 

На основании обращения ФИО2 (peг. № 10023-ЭП/23 от  10.05.2023) антимонопольный орган возбудил дело об административном  правонарушении и по результатам административного расследования составил  в отношении общества протокол от 21.06.2023. 

По итогам рассмотрения протокола Управлением вынесено постановление  от 30.06.2023 по делу № 066/04/9.21-2112/2023, которым общество привлечено к  административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде  штрафа в размере 600 000 руб. 

Полагая, что данное постановление является незаконным, АО "Газпром  газораспределение Екатеринбург" обратилось в арбитражный суд с заявлением. 

Заявленные требования признаны судом обоснованными и удовлетворены,  оспоренное постановление Свердловского УФАС России признано  незаконным. При этом суд исходил из того, что событие и состав вменяемого  административного правонарушения антимонопольным органом не доказаны. 

Апелляционный суд по материалам дела не усматривает оснований для  принятия иного судебного акта по существу спора, исходя из следующего. 

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об  оспаривании решения административного органа о привлечении к  административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании  проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает  наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего  оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для  привлечения к административной ответственности, соблюден ли  установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки  давности привлечения к административной ответственности, а также иные  обстоятельства, имеющие значение для дела. 

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших  основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается  на административный орган, принявший оспариваемое решение. 

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие  (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным  Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об  административных правонарушениях установлена административная  ответственность. 

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом  естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного  доступа или установленного порядка подключения (технологического 




присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным  нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям,  газораспределительным сетям или централизованным системам горячего  водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение  собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого  хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче  электрической энергии, либо препятствование собственником или иным  законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей  транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке  сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение  административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот  тысяч рублей. 

В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей  статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в  размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей. 

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.  9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в области подключения  (технологического присоединения) к газораспределительным сетям. 

Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты  естественной монополии, собственники или иные законные владельцы  объектов газораспределительных сетей, обязанные соблюдать правила  недискриминационного доступа к сетям и установленный порядок  подключения (присоединения). 

Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2  статьи 9.21 КоАП РФ, проявляется в нарушении Правил подключения  (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и  объектов капитального строительства к сетям газораспределения,  утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (далее  Правила N 1314, ред. От 07.12.2019). 

В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и  состава административного правонарушения являются обстоятельствами,  исключающими производство по делу об административном правонарушении. 

В соответствии с частью 1 статьи 26.1. КоАП РФ по делу об  административном правонарушении подлежит выяснению наличие события  административного правонарушения. 

Согласно части 1 статьи 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об  административном правонарушении являются любые фактические данные, на  основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых  находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события  административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к  административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие  значение для правильного разрешения дела. 




Таким образом, исследование вопроса о наличии события и состава  административного правонарушения, привлекаемого к административной  ответственности, входит в предмет доказывания по делу об административном  правонарушении. 

АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» (далее - заявитель,  исполнитель, ГРО) является газораспределительной организацией на  территории Белоярского городского округа и исполнителем, на которого  законом возложена публично-правовая обязанность при наличии технической  возможности разработать и выдать технические условия и (или) заключить  договор о подключении (технологическом присоединении) объектов  капитального строительства к сети газораспределения, а также осуществить  мероприятия по подключению к сетям газораспределения. 

С 18.10.2021 порядок подключения (технологического присоединения) к  сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или  построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов  капитального строительства определяют Правила подключения  (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и  объектов капитального строительства к сетям газораспределения,  утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547 (далее  Правила № 1547). 

Согласно пункту 100 Правил № 1547 юридическое или физическое лицо,  владеющее на праве собственности или на ином законном основании объектом  капитального строительства, подключенным не менее 5 лет к сети  газораспределения в установленном порядке (далее - подключенный  потребитель), вправе по соглашению с владельцем иного объекта капитального  строительства, заинтересованным в подключении (технологическом  присоединении) к этой же сети газораспределения и (или) сети газопотребления  (далее - новый потребитель), уступить используемую мощность в пользу  нового потребителя при наличии технической возможности подключения  нового потребителя и при условии снижения используемой мощности  подключенным потребителем либо уступить указанную используемую  мощность в пользу исполнителя путем направления уведомления исполнителю. 

Пунктами 101-106 Правил № 1547 предусмотрена процедура уступки  используемой мощности. Техническая возможность подключения  (технологического присоединения) объекта капитального строительства нового  потребителя посредством уступки мощности подключенным потребителем  определяется исполнителем (пункт 101). Уступка мощности осуществляется  при одновременном выполнении следующих условий: - наличие технической  возможности уступки мощности; - заключение соглашения об уступке  мощности между подключенным потребителем и новым потребителем (далее -  соглашение об уступке мощности); - получение технических условий  сторонами соглашения об уступке мощности. 

Для определения технической возможности уступки мощности 




подключенный потребитель и новый потребитель совместно направляют  исполнителю, к сети газораспределения которого подключен объект  капитального строительства подключенного потребителя, запрос об  определении наличия технической возможности уступки мощности (пункт  102). 

В запросе об определении наличия технической возможности уступки  мощности указываются: а) наименование подключенного потребителя, который  может уступить используемую им мощность, с указанием места нахождения  объектов капитального строительства, их точек подключения и объема  уступаемой мощности; б) наименование нового потребителя, в пользу которого  уступается используемая другим лицом мощность, с указанием места  нахождения строящегося (построенного, реконструируемого) объекта  капитального строительства, в отношении которого есть намерение о  подключении (технологическом присоединении), и сети газораспределения, к  которой планируется подключение, а также объема предоставляемой мощности  (планируемое потребление газа) (пункт 103). 

Исполнитель в течение 22 рабочих дней со дня получения запроса об  определении наличия технической возможности уступки мощности обязан в  письменном виде предоставить информацию о наличии или об отсутствии  технической возможности подключения (технологического присоединения) с  учетом уступки мощности. Указанная информация предоставляется на  безвозмездной основе (пункт 104). 

Исполнитель вправе отказать в предоставлении информации о технической  возможности уступки мощности в случае, если запрос об определении наличия  технической возможности уступки мощности не содержит сведений и (или)  документов, установленных пунктом 106 настоящих Правил, либо содержит  недостоверные сведения (пункт 105). 

При получении информации о наличии технической возможности  подключения (технологического присоединения) с учетом уступки мощности  стороны соглашения об уступке мощности направляют подписанное ими  уведомление об уступке мощности исполнителю, к сетям газораспределения  которого подключен объект капитального строительства подключенного  потребителя. 

В уведомлении об уступке мощности, составленном в произвольной  форме, указываются наименования и реквизиты сторон соглашения об уступке  мощности, место нахождения сети газораспределения и (или) газопотребления,  к которой планируется подключение нового потребителя, объем уступаемой  мощности. 

К уведомлению об уступке мощности прилагаются:

- копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на  котором располагается (будет располагаться) принадлежащий новому  потребителю объект капитального строительства; 

- ситуационный план;




- расчет планируемого максимального часового расхода газа нового  потребителя; 

- копия документа, подтверждающего право собственности или иное  предусмотренное законом право подключенного потребителя и нового  потребителя на объекты капитального строительства в случае, если завершено  строительство указанных объектов; 

- копия технических условий, выданных подключенному потребителю (при  наличии); 

- копия акта о подключении (технологическом присоединении) объекта  капитального строительства подключенного потребителя; 

- заявка о подключении нового потребителя; - заверенная сторонами  соглашения об уступке мощности копия заключенного соглашения об уступке  мощности. 

При отсутствии сведений и документов, являющихся обязательным  приложением к уведомлению об уступке мощности, уведомление в течение 3  рабочих дней со дня поступления исполнителю подлежит возвращению без  рассмотрения (пункт 106). 

Таким образом, указанными положениями предусмотрены следующие  этапы процедуры уступки мощности: 1) заключение соглашения об уступке  мощности между собственником объекта капитального строительства,  подключенного не менее 5 лет к сети газораспределения в установленном  порядке, и новым собственником. 2) направление запроса об определении  наличия технической возможности уступки мощности в адрес исполнителя и  получение от исполнителя информации о наличии технической возможности  подключения (технологического присоединения) с учетом уступки мощности.  3) направление уведомление об уступке мощности. 

При этом обязательно соблюдение каждого из этапов. 

Собственник вправе, минуя 2 этап, уступить используемую мощность  исключительно в пользу самого исполнителя. В таком случае достаточно лишь  направления уведомления исполнителю, предусмотренного этапом № 3, что  следует из пункта 100 Правил № 1547. 

Вместе с тем, в случае уступки мощности в пользу иного юридического  или физического лица собственники обязаны соблюсти 2 этап также, а именно,  подключенный потребитель и новый потребитель совместно направляют  исполнителю, к сети газораспределения которого подключен объект  капитального строительства подключенного потребителя, запрос об  определении наличия технической возможности уступки мощности, что прямо  установлено пунктом 102 Правил № 1547. 

Из материалов дела следует, что с целью заключения договора о  подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего  оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения  индивидуального жилого дома (кадастровый номер 66:35:0221001:5848),  расположенного по адресу Свердловская область, г. Березовский, тер. СНТ 




Европа, д. 36/1 посредством уступки мощности от индивидуального жилого  дома (кадастровый номер 66:35:0221007:533), расположенного по адресу  Свердловская область, г. Березовский, коллективный сад № 89 «Нива», д. 141,  Виолентий О.С. направила в адрес АО «Газпром газораспределение  Екатеринбург» заявление от 23.03.2023 с просьбой провести уступку мощности  на одной сети газораспределении с приложением следующих документов:  заявка о тех.присоединении, уведомление об уступке мощности, соглашение об  уступке мощности, выписка ЕГРН в количестве 4 штук, копия паспорта и  СНИЛС Виолентий О. С., ситуационный план, ТУ на адрес к/с № 89 Нива д.  141, акт о подключении на адрес КС № 89 «Нива». 

Согласно оспариваемому постановлению наличие события  административного правонарушения, ответственность за которое  предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, имеет место 29.03.2023 по  местонахождению АО «Газпром газораспределение Екатеринбург»,  выразившееся в невозвращении без рассмотрения уведомления об уступке  мощности при отсутствии сведений и документов, являющихся обязательным  приложением к уведомлению, в срок, предусмотренный п. 106 Правил № 1547,  лицом, считающимся с 10.02.2023 по 13.02.2024 подвергнутым  административному наказанию. 

Между тем, как установлено судом первой инстанции, до подачи  настоящего заявления ФИО2 с запросом об определении наличия  технической возможности уступки мощности к Обществу не обращалась, в  связи с чем заявление от 23.03.2023 обоснованно было расценено Обществом  именно как запрос о предоставлении информации, предусмотренный пунктом  102 Правил № 1547, и рассмотрено в соответствии с пунктом 105 Правил   № 1547, а не абзацем 4 пункта 106 Правил № 1547. 

При этом в связи с отсутствием расчета планируемого максимального  часового расхода газа нового потребителя, Общество в соответствии с пунктом  105 Правил обоснованно отказало именно в предоставлении информации о  наличии технической возможности. 

Отклоняя доводы антимонопольного органа и третьего лица, суд первой  инстанции правомерно указал, что возврат без рассмотрения предусмотрен  только в отношении уведомления об уступке мощности. Возврат запроса о  предоставлении информации о наличии технической возможности Правилами  не предусмотрен, напротив, в случае отсутствия в качестве приложений к  запросу сведений, указанных в пункте 106 Правил, предусмотрено право  исполнителя направить отказ в предоставлении информации. 

Срок, установленный пунктом 104 Правил № 1547, Обществом не нарушен. 

Суд первой инстанции справедливо отметил, что общество не вправе было  рассмотреть данное заявление от 23.03.2023 как уведомление об уступке  мощности, поскольку заявитель ранее с запросом о предоставлении  информации о наличии технической возможности не обращался. 




При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному  выводу об отсутствии у Свердловского УФАС России оснований для  привлечения АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" к  административной ответственности в связи с отсутствием события и состава  административного правонарушения, предусмотренных частью 2 статьи 9.21  КоАП РФ

Выводы антимонопольного органа о наличии в бездействии АО "Газпром  газораспределение Екатеринбург" события административного  правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ,  противоречат фактическим обстоятельствам дела. 

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том,  что в действиях АО "Газпром газораспределение Екатеринбург" не доказаны  событие и состав вменяемого административного правонарушения, что в силу  п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим  производство по делу об административном правонарушении. 

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал  незаконным и отменил оспариваемое постановление по делу об  административном правонарушении. 

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в  силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой  инстанции не допущено. 

По приведенным в постановлении мотивам суд апелляционной инстанции  признает, что предусмотренных законом оснований для отмены решения суда  первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. 

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ,  Семнадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 октября 2023  года по делу № А60-37726/2023 оставить без изменения, апелляционную  жалобу – без удовлетворения. 

 Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий  двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской  области 

Председательствующий Е.Ю. Муравьева 

Судьи Т.С. Герасименко   В.Н. Якушев