ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-12965/2023-АК от 11.12.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-12965/2023-АК

г. Пермь

12 декабря 2023 года Дело № А71-2317/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.

судей Трефиловой Е.М., Якушева В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.,

при неявке лиц, участвующих в деле,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 29 сентября 2023 года

по делу № А71-2317/2023

по заявлениям общества с ограниченной ответственностью «Правовые решения» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Отделение – Национальный банк по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного управления Банка России

об оспаривании решения и постановления,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Правовые решения» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике о признании незаконным решения от 25.11.2022 по делу № 018/05/5-732/2022, о признании незаконным и отмене постановления от 02.02.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 018/04/14.3-48/2023.

Определением суда от 19.04.2023 дела по указанным заявлениям объединены в одно производство.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.09.2023 (резолютивная часть решения объявлена 26.09.2023) изменено в части назначенного наказания постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 02.02.2023 № 018/04/14.3-48/2023, обществу с ограниченной ответственностью «Правовые решения» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4000 руб. Отказано в удовлетворении остальной части заявления.

Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит признать незаконным и изменить решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.09.2023 по делу № А71-2317/2023 в части применения положений части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ и назначении наказания ООО «Правовые решения» в виде штрафа в размере 4000 рублей. Принять по делу новый судебный акт, которым признать законным в полном объеме постановление Удмуртского УФАС России от 02.02.2023 по делу 018/04/14.3-48/2023 и решение Удмуртского УФАС России от 25.11.2022 по делу № 018/05/5-732/2022.

В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы об ошибочности применения судом первой инстанции ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ.

Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее -Удмуртское УФАС России) 21.07.2022 из Отделения – Национального банка по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного управления Банка России (исх. №Т494-12-5-6/3156 от 21.07.2022, вх. № 4240э) поступили материалы контрольно-надзорных мероприятий о распространении 06.07.2022 на канале «РЕН ТВ» рекламной информации следующего содержания: «МЫ СПИШЕМ ВАМ ЛЮБУЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО КРЕДИТАМ, ЗАЙМАМ И КОММУНАЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ ДЛЯ ВАС МЫ РАБОТАЕМ БЕСПЛАТНО НАШ ТЕЛЕФОН <***>».

По мнению заявителя, сведения, содержащиеся в указанной рекламной информации, имеют признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе). К материалам приложена фотография рассматриваемой рекламной информации.

В целях получения информации, необходимой для рассмотрения данных материалов, в адрес ООО «Ремас Медиа» 25.07.2022 направлен запрос о представлении документов и информации.

03.08.2022 в Удмуртское УФАС России от ООО «Ремас Медиа» поступили следующая информация и документы (вх. № 4535э):

- информация о том, что ООО «Ремас Медиа» в период с 01.07.2022 по 30.07.2022 разместило в эфире канала «РЕН ТВ» рекламный материал бренда «Правовые решения» следующего содержания: «МЫ СПИШЕМ ВАМ ЛЮБУЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО КРЕДИТАМ, ЗАЙМАМ И КОММУНАЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ ДЛЯ ВАС МЫ РАБОТАЕМ БЕСПЛАТНО НАШ ТЕЛЕФОН <***>». Срок предложения с 01.06.2022 по 01.10.2022 ООО «Правовые решения» ИНН <***>, ОГРН <***> осуществляет юридические услуги по сопровождению процедуры банкротства физических лиц. Гражданин может быть признан банкротом на основании Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ. В ходе процедуры банкротства может быть предусмотрена реструктуризация долгов, а также реализация имущества гражданина»;

- информация о том, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Правовые решения», адрес: <...>;

- информация о том, что рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО «Ремас Медиа», адрес: 426000, <...>;

- копия договора № 1086 от 08.10.2019, заключенного между ООО Ремас Медиа» (исполнитель) и ООО «Правовые решения» (заказчик) об оказании услуг по обеспечению размещения рекламных материалов в эфире телеканала, приложение к нему, а также акт выполненных работ.

В соответствии с п. 2.1 данного договора исполнитель обязуется по заданию заказчика оказывать заказчику услуги по обеспечению размещения рекламных материалов в эфире телеканала, а заказчик обязуется принять и оплатить услуги исполнителя.

Согласно п. 3.1.1 указанного договора исполнитель обязан обеспечить размещение рекламных материалов, представленных заказчиком в соответствии с условиями договора, согласованными сторонами заявками при условии, что последние не будут противоречить сетке выпуска рекламы в эфир телеканала.

В соответствии с п. 5.4 вышеуказанного договора заказчик несет полную ответственность за соответствие предоставляемых к распространению в эфире телеканала рекламных материалов законодательству РФ, а также за соблюдение авторских и смежных прав и иных прав в отношении произведений и других объектов интеллектуальной собственности, вошедших в Рекламные материалы, предоставленные Заказчиком в рамках настоящего договора.

Согласно п. 8.1.1 указанного договора предусмотрена его пролонгация неограниченное количество раз.

- видеоматериал продолжительностью 10 секунд следующего содержания: «МЫ СПИШЕМ ВАМ ЛЮБУЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО КРЕДИТАМ, ЗАЙМАМ И КОММУНАЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ ДЛЯ ВАС МЫ РАБОТАЕМ БЕСПЛАТНО НАШ ТЕЛЕФОН <***>. Срок предложения с 01.06.2022 по 01.10.2022 ООО «Правовые решения» ИНН <***>, ОГРН <***> осуществляет юридические услуги по сопровождению процедуры банкротства физических лиц. Гражданин может быть признан банкротом на основании Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ. В ходе процедуры банкротства может быть предусмотрена реструктуризация долгов, а также реализация имущества гражданина».

В данном видеоматериале озвучивалась и была размещена в печатном виде крупным шрифтом только информация рекламного характера следующего содержания: «МЫ СПИШЕМ ВАМ ЛЮБУЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО КРЕДИТАМ, ЗАЙМАМ И КОММУНАЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ ДЛЯ ВАС МЫ РАБОТАЕМ БЕСПЛАТНО НАШ ТЕЛЕФОН <***>». Остальная информация: Срок предложения с 01.06.2022 по 01.10.2022 ООО «Правовые решения» ИНН <***>, ОГРН <***> осуществляет юридические услуги по сопровождению процедуры банкротства физических лиц. Гражданин может быть признан банкротом на основании Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ. В ходе процедуры банкротства может быть предусмотрена реструктуризация долгов, а также реализация имущества гражданина» не озвучена, отражена в рекламе в печатном виде мелким шрифтом.

Удмуртским УФАС России установлена информация (получено от ООО «Интернод»), что номер телефона, указанный в рекламе, принадлежит ФИО1.

Определением от 13.09.2022 возбуждено дело № 018/05/5-732/2022 по признакам нарушения требований пунктов 2,3 части 3 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе в отношении ООО «Правовые решения».

13.10.2022 от ООО «Правовые решения» поступили письменные пояснения (вх. № 6108), согласно которым обществом был предоставлен для размещения рассматриваемый рекламный видеоролик, который соответствовал требованиям Закона о рекламе, так как ролик перед размещением в телеэфир неоднократно проверяется дополнительно и рекламным агентством ООО «Ремас Медиа» на предмет соответствия действующему законодательству и только после согласования попадает на экран; во избежание введения потребителя в заблуждение относительно легкости процедуры списания задолженности, искажения информации рассматриваемый ролик содержит сведения о Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) и номер телефона, по которому потребитель может выяснить или уточнить информацию; в рассматриваемом рекламном видеоролике информация изображена таким образом, что воспринимается потребителем и это не приводит к искажению ее смысла не вводит в заблуждение потребителей рекламы, так как она содержит всю существенную информацию о рекламируемом товаре, условиях его приобретения и использования; нарушений закона о рекламе не имеется, так как рассматриваемый рекламный видеоролик содержал всю существенную информацию и формировал у потребителя правильное представление. Для разрешения вопросов о том, насколько та или иная информация, содержащаяся в рекламе, является воспринимаемой, следует назначить экспертизу.

Ходатайство о назначении экспертизы для разрешения вопросов о том, насколько та или иная информация, содержащаяся в рекламе, является воспринимаемой, Комиссией отклонено, поскольку реклама и ее восприятие может быть оценено без привлечения специалистов с какими-либо специальными познаниями, в рассматриваемом случае возможна оценка рекламы с позиции рядового потребителя.

В адрес ООО «Ремас Медиа» 18.10.2022 направлен запрос о представлении документов и информации о согласовании рассматриваемого рекламного видеоролика перед размещением в эфире телеканала.

В ответ на запрос 31.10.2022 в Удмуртское УФАС России от ООО «Ремас Медиа» поступили следующая информация и документы (вх. № 6477э):

- письменные пояснения о том, что ООО «Ремас Медиа» перед размещением рекламного материала в эфире телеканала «РЕН ТВ» запросило от ООО «Правовые решения» документы о достоверности и добросовестности рекламы. ООО «Правовые решения» подтвердило достоверность и добросовестность рекламы документами. Исходя из представленных документов у ООО «Ремас Медиа» не возникло сомнений в достоверности рекламного материала, поэтому он был согласован для последующего размещения в эфире телеканала. К данным письменным пояснения приложены копии документов.

Согласно приложенному к пояснениям письму ООО «Правовые решения» гарантирует, что рекламный ролик под условным названием «Правовые решения» полностью соответствует требования действующего законодательства. ООО «Правовые решения» гарантирует, что рекламный материал под условным наименованием «Правовые решения» соответствует законодательству, включай законодательство о рекламе, требования достоверности и добросовестности. ООО «Правовые решения» подтверждает, что объектом рекламирования в указанном ролике является оказание обществом консультационных услуг юридического характера, для оказания рекламируемых услуг имеет все соответствующие документы. ООО «Правовые решения» подтверждает, что в период проведения рекламной кампании региональном эфире телеканалов в пределах территории г. Ижевска в сроки указанные в медиа-планах, по телефону, указанному в рекламном материале, не будет распространяться информация о товарах/работах/услугах, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ, информация о товарах/работах/услугах, реклама которых не допускается/ограничена соответствующим способом, в соответствующем месте, в соответствующее время, или к рекламе которых предъявляются специальные требования в соответствии с Законом о рекламе, а также информация, противоречащая требованиям законодательства РФ, общепринятым нормам этики и морали, не будет проводиться стимулирующих мероприятий, не будут осуществляться дистанционные продажи и /или распространяться информация, нарушающая требования законодательства.

В соответствии с авторской справкой автором текста и видео ролика «Правовые решения» является ФИО1 Рассматриваемый видеоролик длится 10 секунд, ролик, в том числе и сведения в нем соответствуют Закону о рекламе.

ООО «Правовые решения» представило дополнительные пояснения, согласно которым общего запрета на оказание бесплатных юридических услуг законодательство не устанавливает. В ООО «Правовые решения» утвержден прайс-лист услуг, оказываемых гражданам. Согласно прайс-листу граждане вправить получить как бесплатные, так и платные услуги. Выражение «для Вас мы работает бесплатно» не может иметь привязки ко всем услугам, оказываемым организацией, поскольку нарушает законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности. В остальном представленные ООО «Правовые решения» дополнительные пояснения аналогичны по содержанию с ранее представленным письменными пояснениями от 13.10.2022. К дополнительным письменным пояснения ООО «Правовые решения» были приложении копии следующих документов: копия договора № 1086 от 08.10.2019, заключенного между ООО «Правовые решения» и ООО «Ремас Медиа», прайс-листа ООО «Правовые решения» в части оказания бесплатных услуг.

В соответствии с копией прайс-листа ООО «Правовые решения» оказывает бесплатные услуги: устную консультацию по телефону до 20 минут (неограниченное количество раз), устная консультация в офисе и выявление необходимости предоставления юридической услуги продолжительностью до 1 часа, устная консультация в офисе продолжительностью до 1 часа по вопросам внесудебного банкротства через МФЦ, выполнение онлайн-запросов (ГИБДД, ФССП, УПФР, ФНС) с целью уточнения дополнительной информации, краткий правовой анализ ситуации с рекомендациями, вручение заказчику материалов проведенной консультации на руки.

По результатам рассмотрения материалов дела антимонопольным органом вынесено решение от 25.11.2022 по делу № 018/05/5-732/2022, в соответствии с которым реклама следующего содержания, размещенная в эфире телеканала «РЕН ТВ» в период с 01.07.2022 по 30.07.2022 «МЫ СПИШЕМ ВАМ ЛЮБУЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО КРЕДИТАМ, ЗАЙМАМ И КОММУНАЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ ДЛЯ ВАС МЫ РАБОТАЕМ БЕСПЛАТНО НАШ ТЕЛЕФОН <***>». Срок предложения с 01.06.2022 по 01.10.2022 ООО «Правовые решения» ИНН <***>, ОГРН <***> осуществляет юридические услуги по сопровождению процедуры банкротства физических лиц. Гражданин может быть признан банкротом на основании Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ. В ходе процедуры банкротства может быть предусмотрена реструктуризация долгов, а также реализация имущества гражданина» признана ненадлежащей, нарушающей требования п.п. 2, 3 ч.3, ч. 7 ст.5 Закона о рекламе; ООО «Правовые решения» признано рекламодателем, нарушившим требования п. 2, 3 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

20.01.2023 уполномоченным должностным лицом антимонопольного органа в отношении ООО «Правовые решения» составлен протокол об административном правонарушении № 018/04/14.3-48/2023 по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Постановлением антимонопольного органа от 02.02.2023 по делу № 018/04/14.3-48/2023 ООО «Правовые решения» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50000руб.

Несогласие заявителя с указанными решением и постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Признав заявленные требования о признании незаконным решения от 25.11.2022 по делу № 018/05/5-732/2022 необоснованными, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении. В части требования о признании незаконным и отмене постановления от 02.02.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 018/04/14.3-48/2023 суд первой инстанции пришел к выводу о наличии и доказанности в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения. Вместе с тем, руководствуясь положениями статьи 2.4, части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ, суд первой инстанции признал незаконным оспариваемое постановление в части штрафа в размере, превышающем 4 000 руб.

Судебный акт в части отказа в удовлетворении требований заявителем не оспаривается, в связи с чем, арбитражный суд апелляционной инстанции в указанной части законность и обоснованность решения не проверяет (ч. 5 ст. 268 АПК РФ).

На рассмотрение суда апелляционной инстанции поставлен вопрос проверки законности постановления от 02.02.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 018/04/14.3-48/2023 в части назначения административного наказания.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 10 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Правоотношения в сфере распространения рекламы регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), целями которого являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама представляет собой ин-формацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака) (пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» от 08.10.2012 № 58).

В пункте 28 Постановления Пленума № 58 разъяснено, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

На основании пункта 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Из смысла приведенных норм права, следует, что законодательство о рекламе исходит из того, что при указании информации о рекламируемой услуге, об условиях ее приобретения и использования, объем такой рекламной информации не должен искажать смысла рекламы и вводить в заблуждение потребителя рекламы относительно рекламируемого товара (услуги). Не допускается умолчание в рекламе информации (ее части), которая является значимой и необходимой для того, чтобы сделать верный вывод о свойствах рекламируемого объекта, приобрести его и использовать надлежащим образом. Введение в заблуждение представляет собой умышленное создание об объекте рекламирования впечатления, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характеристикам.

Рекламное послание формирует интерес к товару или услуге и направлено на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.

В целом вводящая в заблуждение реклама может формально являться достоверной, но поскольку рекламодатель умалчивает об отдельных характеристиках рекламируемого товара, условиях его приобретения, у потребителя складывается искаженное представление о его потребительских свойствах, условиях использования, предназначении.

В этой связи не допускается умолчание в рекламе информации (ее части), которая является значимой и необходимой для того, чтобы сделать верный вывод о свойствах рекламируемого объекта, приобрести его и использовать надлежащим образом. Введение в заблуждение представляет собой умышленное создание об объекте рекламирования впечатления, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характеристикам.

Кроме того, согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей), изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Право на предоставление информации о товаре (работе или услуги) является одним из важнейших прав потребителя, причем по смыслу Закона о защите прав потребителей подробной информацией потребитель должен обладать еще до заключения договора, поскольку именно это позволяет ему сделать компетентный выбор соответствующего товара (работы или услуги) на рынке.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8, 10.4 и 12 статьи 5 настоящего Закона.

В соответствии с п.5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.

При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.

Факт нарушения ООО «Правовые решения» п. п. 2, 3 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы посредством видеоролика о предоставлении юридических услуг в сфере банкротства граждан, содержащей недостоверные сведения, подтверждается представленными в материалах дела доказательствами, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя возможности для соблюдения обязательных требований законодательства о рекламе, а также доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений действующего законодательства, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о доказанности в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе и соблюдение установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, и не выявлено нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административное наказание для общества, являющегося субъектом малого предпринимательства, внесенного на момент совершения вменяемого административного правонарушения в Реестр субъектов малого предпринимательства, привлекаемого к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, штраф должен составлять размер, определенный названной нормой КоАП РФ как для должностного лица, то есть четыре тысячи рублей.

Антимонопольный орган в апелляционной жалобе приводит доводы о правомерности применения при вынесении оспариваемого постановления части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции считает указанные доводы заслуживающими внимания.

Оспариваемым постановлением обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, поскольку согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства общество относится к малым предприятиям.

Суд апелляционной инстанции считает постановление антимонопольного органа в части назначения наказания соответствующим закону на основании следующего.

Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 70-ФЗ), вступившим в законную силу 06.04.2022, КоАП РФ дополнен статьей 4.1.2, регулирующей особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

Согласно части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ).

Таким образом, назначение наказания упомянутой категории лиц с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ производится лишь в том случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 17 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Поскольку санкцией части 1 статьи 14.3 КоАП РФ не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то наказание за совершение предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ правонарушения назначается социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.

Судом первой инстанции установлено, что общество с 10.12.2020 включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и на момент совершения правонарушения находилось в указанном реестре. Следовательно, административное наказание ООО «Правовые решения» подлежит назначению в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.

С учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ административный штраф для общества может составлять от 50 000 рублей до 250 000 рублей.

Таким образом, назначение в оспариваемом постановлении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. соответствует действующему законодательству.

Позиция апелляционного суда о правомерности назначения административного штрафа антимонопольным органом основывается на правовом подходе, изложенном в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2023 N 309-ЭС23-9771 по делу N А76-17942/2022.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене на основании пункта 4 части 1, пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба антимонопольного органа подлежит удовлетворению.

По приведенным в постановлении мотивам постановление антимонопольного органа является законным и не подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований общества следует отказать полностью.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 сентября 2023 года по делу № А71-2317/2023 в обжалуемой части отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики

Председательствующий

Е.Ю. Муравьева

Судьи

Е.М. Трефилова

В.Н. Якушев