ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-13071/2021-АК от 09.11.2021 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-13071/2021-АК

г. Пермь

10 ноября 2021 года Дело № А71-2917/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2021 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.

судей Гуляковой Г.Н., Трефиловой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,

при участии в судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" присутствует представитель заявителя ФИО1 по доверенности от 22.01.2020, диплом, паспорт,

от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 23 августа 2021 года

по делу № А71-2917/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Арсенал Групп» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФИО2, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Нечкинский»,

о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 26.02.2021 №20/02397, во включении в перечень участков недр местного значения участка недр «Костоватовский-2» в Воткинском районе Удмуртской Республики и возложении обязанности в течении 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявку,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Арсенал Групп» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, г. Ижевск о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 26.02.2021 №20/02397, во включении в перечень участков недр местного значения участка недр «Костоватовский-2» в Воткинском районе Удмуртской Республики и возложении обязанности в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявку.

Определением суда от 04.06.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: 1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, 2. ФИО2, 3. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Нечкинский».

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.08.2021 (резолютивная часть решения объявлена 16.08.2021) заявление удовлетворено. Признан незаконным отказ, выраженный в письме Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики № 01-20/02397 от 26.02.2021, во включении в Перечень участков недр местного значения участка недр «Костоватовский-2», расположенного в Воткинском районе Удмуртской Республики. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики обязано судом в течение 10 дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Арсенал Групп» от 07.10.2020 о включении в Перечень участков недр местного значения участка недр «Костоватовский-2», расположенного в Воткинском районе Удмуртской Республики, с учетом всех ранее направленных в согласующие инстанции запросов и полученных согласований. С Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью «Арсенал Групп» взыскано 3 000 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины.

Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что суд неправильно применил нормы материального права; участок недр «Костоватовский-2», расположенный в Воткинском районе, находится в охранной зоне национального парка «Нечкинский»; включение испрашиваемого участка недр в перечень участков недр местного значения и его использование может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, культурным и историческим объектам.

ООО «Арсенал Групп» с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. В судебном заседании представитель заявителя позицию, изложенную в отзыве, поддержал.

ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский» по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, с решением суда не согласно, доводы жалобы поддерживает. Просит решение суда отменить, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Судом рассмотрены заявления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский» о рассмотрении дела в отсутствие представителей и в порядке статьи 159 АПК РФ удовлетворены.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 07.10.2020 ООО «Арсенал Групп» обратилось в Минприроды Удмуртской Республики с заявлением о включении в перечень участков недр местного значения участка Костоватовский-2 в Воткинском районе Удмуртской Республики с кадастровым номером 18:04:013001:798.

Письмом Минприроды Удмуртской Республики №01-20/02397 от 26.02.2021 ООО «Арсенал Групп» было отказано во включении земельного участка в Перечень в связи с его нахождением в охранной зоне национального парка «Нечкинский».

Полагая, что отказ Минприроды во включении земельного участка в Перечень является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действия Минприроды УР по отказу во включении земельного участка в Перечень участков недр местного значения не правомерны, так как Министерство не предоставило доказательств наличия оснований для отказа в согласовании перечней участков недр местного значения, поименованных в Приказе Роснедр от 06.10.2020 № 428, отказ нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к иным выводам по существу спора.

Из обстоятельств дела следует, что ООО «Арсенал Групп» обратилось в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики с заявлением от 07.10.2020 о включении в Перечень участков недр местного значения участка недр Костоватовский-2 Воткинского района Удмуртской Республики.

Министерство ответило отказом (письмо от 26.02.2021 № 01-20/02397), в котором указало, что испрашиваемый участок недр находится в охранной зоне национального парка «Нечкинский».

Отказ мотивирован нормой подпункта 2 пункта 10 Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденного Приказом Роснедр от 06.10.2020 № 428 (далее – Порядок № 428).

При рассмотрении дела суд первой инстанции исходил из того, что Министерство не доказало, что при рассмотрении заявления общества им установлены основания отказа, установленные пунктом 10 Порядка № 428.

Апелляционный суд считает, что материалами дела и принятыми нормативными актами подтверждается законность отказа Министерства во включении в Перечень участков недр местного значения участка недр Костоватовский-2 Воткинского района Удмуртской Республики.

Согласно подпункту 2 пункта 10 Порядка № 428 основаниями для отказа во включении участка недр в перечень участков недр местного значения являются запрет и (или) ограничение пользования недрами в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения, в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О недрах».

В статье 8 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предусмотрено, что пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Закона №7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Статьей 58 Закона № 7-ФЗ установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории (пункт 1).

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях (пункт 2 статьи 58).

Статье 58 Закона № 7-ФЗ корреспондируют нормы Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ).

Указанный закон относит к особо охраняемым территориям а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады. Закон № 33-ФЗ в статье 12 устанавливает, что национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Согласно статье 14 Закона № 33-ФЗ создание национальных парков и расширение территорий национальных парков осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Подпунктом «а» пункта 2 статьи 15 Закона № 33-ФЗ установлено, что на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе, разведка и разработка полезных ископаемых.

В пункте 10 статьи 2 Закона № 33-ФЗ предусмотрено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

Пунктом 11 статьи 2 Закона № 33-ФЗ установлено, что решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории.

Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 138 утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.

В силу пункта 5 Постановления № 138 режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Пунктом 9 указанного постановления установлено, что решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В пункте 11 Постановления № 138 предусмотрено, что минимальная ширина охранной зоны государственного природного заповедника или национального парка - один километр.

Согласно пунктам 28, 29 Постановления № 138 режим охранной зоны устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы, утверждаемым органом государственной власти, принимающим решение о ее создании. В границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы.

В рассматриваемом случае спор о законности отказа возник в связи с несогласием заявителя с нахождением испрашиваемого обществом участка недр в охранной зоне национального парка «Нечкинский».

Общество считает отказ, мотивированный нахождением испрашиваемого участка в охранной зоне национального парка «Нечкинский», незаконным, поскольку охранная зона национального парка не установлена нормативным правовым актом органа исполнительной власти федерального значения.

Апелляционный суд полагает, что позиция общества ошибочна по следующим мотивам.

Постановлением от 16.10.1997 № 1323 «О создании в Удмуртской Республике национального парка «Нечкинский» Федеральной службы лесного хозяйства России» в целях сохранения уникальных природных комплексов в бассейне реки Кама, имеющих большое экологическое, культурное и рекреационное значение, и в соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» Правительство Российской Федерации постановило:

принять согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения Правительства Удмуртской Республики и Федеральной службы лесного хозяйства России:

об учреждении в Удмуртской Республике национального парка "Нечкинский" Федеральной службы лесного хозяйства России;

о предоставлении в пользование национальному парку "Нечкинский" земель лесного фонда общей площадью 17329 гектаров;

о включении в границы национального парка "Нечкинский" земель других землепользователей общей площадью 3424 гектара без изъятия из хозяйственной эксплуатации.

Пунктом 2 названного Постановления Правительство РФ постановило Федеральной службе лесного хозяйства России и Правительству Удмуртской Республики осуществить в 1997 - 2000 годах организационно-технические мероприятия, связанные с созданием национального парка «Нечкинский».

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21.07.1997 № 713 «О создании национального парка «Нечкинский» (пункт 4) включены в состав охранной зоны национального парка «Нечкинский» земельные участки собственников, владельцев и пользователей земель Воткинского района, Завьяловского и Сарапульского районов общей площадью 9139 га, согласно приложению № 3.

В материалы дела представлена информации Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.01.2021 (л.д. 17) о том, что по сведениям, содержащимся в информационных ресурсах, участок недр «Костоватовский-2», расположенный в Воткинском районе Республики Удмуртия, с географическими координатами, указанными в письме от 13.11.2020 №01-19/13091, находится в охранной зоне национального парка «Нечкинский».

Согласно пунктам 3-5 Положения о национальном парке «Нечкинский», утвержденного приказом Минприроды России от 27 июня 2017 № 322 «Об утверждении Положения о национальном парке «Нечкинский» национальный парк расположен в Воткинском, Завьяловском и Сарапульском муниципальных районах Удмуртской Республики. Общая площадь национального парка составляет 20753 гектаров. Границы национального парка определены в системе координат МСК-18 и представлены в приложении 1 к настоящему Положению. Национальный парк отнесен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2055-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 3, ст. 425) к ведению Минприроды России.

Таким образом, поскольку уполномоченный орган, в ведении которого находится национальный парк «Нечкинский», представил в материалы дела информацию о нахождении участка недр «Костоватовский-2», расположенного в Воткинском районе Республики Удмуртия, в охранной зоне национального парка «Нечкинский», а общество в рамках настоящего спора не доказало, что данная информация не соответствует действительности или ширина охранной зоны национального парка превышает установленный минимальный размер охранной зоны (1км), позиция общества и суда первой инстанции о незаконности отказа не основана на нормах права и не подтверждается обстоятельствами дела.

Кроме того, обществом и судом первой инстанции не принято во внимание, что создание национального парка «Нечкинский» Постановлением Правительства РФ № 1323 и установление его охранной зоны Постановлением Правительства Удмуртской Республики от № 713 произведено в 1997 году, то есть до внесения соответствующих изменений в статью 2 Закона № 33-ФЗ Федеральным законом от 28.12.2013 № 406-ФЗ, которым статья 2 изложена в новой редакции, предусматривающей принятие положений об охранной зоне и принятие решений о создании охранных зон уполномоченными органами, а также до принятия Постановления Правительства РФ от 19.02.2015 № 138.

То обстоятельство, что уполномоченным органом – Минприроды России после вступления в силу новой редакции статьи 2 Закона № 33-ФЗ не принято положение об охранной зоне национального парка «Нечкинский» в порядке, установленном Постановлением № 138, позицию общества и суда первой инстанции не обосновывает, поскольку данный вопрос находится за пределами предмета настоящего спора.

Таким образом, охранная зона национального парка определена при его создании и установлена нормативным актом субъекта Российской Федерации, данные сведения подтверждает Минприроды России.

Нормативный акт, которым установлена охранная зона, а также Уведомление от 29.12.2017 о внесении сведений в ЕГРН о границах особо охраняемых природных территорий – 18.18.2.95; 18.04.2.192 (представлено третьим лицом ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский с отзывом на апелляционную жалобу») не оспорены, являются действующими.

В отношении охранной зоны национального парка «Нечкинский» в силу пункта 10 статьи 2 Закона № 33-ФЗ и пункта 29 Постановления №138 существует запрет на осуществление деятельности, оказывающей негативное (вредное) воздействие на природные комплексы национального парка.

По приведенным мотивам, принимая во внимание положения действующего законодательства, апелляционный суд приходит к выводу, что утверждение суда первой инстанции о том, что заинтересованное лицо не доказало основания для отказа в согласовании перечней участков недр местного значения, является ошибочным.

Оспариваемый отказ мотивирован нормой подпункта 2 пункта 10 Порядка № 428, данное основание предусмотрено Порядком, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что в отношении испрашиваемого участка существует ограничение в силу его нахождения в охранной зоне национального парка «Нечкинский» в целях охраны окружающей среды (статья 8 Закона РФ «О недрах»).

Таким образом, оспариваемый отказ соответствует закону и не может нарушать права заявителя, что исключает признание его недействительным ввиду отсутствия совокупности оснований, установленных статьей 201 АПК РФ.

Ошибочные выводы суда первой инстанции, не соответствующие обстоятельствам дела, привели к принятию неправильного решения, которое подлежит отмене на основании частей 1, 2 статьи 270 АПК РФ, апелляционную жалобу Министерства по приведенным в постановлении мотивам следует удовлетворить, в удовлетворении заявленных требований общества – отказать.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 августа 2021 года по делу № А71-2917/2021 отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики

Председательствующий

Е.Ю. Муравьева

Судьи

Г.Н. Гулякова

Е.М. Трефилова