ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-13121/2023-ГК от 18.01.2024 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 21 /2023-ГК

г. Пермь

18 января 2024 года                                                   Дело № А50-18088/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2024 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,

судей Дружининой О.Г., Крымджановой Д.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мухаметовой Д.Р.,

при участии:

лица, участвующие в деле, в судебное  заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Департамента земельных отношений администрации города Перми,

на решение Арбитражного суда Пермского края от 04 октября 2023 года по делу № А50-18088/2023        

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Высота» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) 

о признании незаконным решения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Высота» (далее – Заявитель, ООО «Высота») обратилось  в суд  с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее – Департамент) о признании незаконным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми от 10.07.2023 № 21-01-06-И4357 об отказе в предоставлении услуги по выдаче разрешения на размещение объекта, с требованием возложить на Департамент обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Заявителя путем принятия решения о размещении объекта в соответствии с заявлением № 59-1295-6 от 29.06.2023.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 04 октября 2023 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом,  заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что с судебным актом Департамент не согласен, считает его незаконным, необоснованным. Оспаривает  выводы суда  о том, что решение о комплексном развитии территории не является препятствием для размещения сооружения связи, поскольку процесс реализации комплексного развития территории занимает длительный период времени, кроме того, нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410754:280 с видом разрешённого использования: дошкольное, начальное и среднее образование также не препятствует размещению объекта, который представляет из себя антенно-мачтовое сооружение 2 связи, так как оно может быть размещено на любом земельном участке с любым видом разрешённого использования. Ссылается на  п. 9.4 Положения, основанием для отказа в выдаче разрешения является невозможность  использования земельного  участка по  назначению, реализации решения о комплексном развитии территории, разрешенное использование земель.

До начала судебного разбирательства от заявителя поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, заявитель полагает  судебный акт  законным и  обоснованным.

Лица, участвующие в деле,   надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 29.06.2023 ООО «Высота» обратилось в Департамент с заявлением № 59-1295-6 о выдаче разрешения на размещение сооружения связи площадью 25 кв.м на землях в границах земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410754:280, расположенного по адресу: <...> на срок 49 лет.

В заявлении ООО «Высота» также указано, что земельный участок испрашивается в целях размещения сооружения связи высотой 12 метров на основании п. 6 ч. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и п. 11 постановления Правительства Российской Федерации № 1300 от 03.12.2014 (с изменениями на 30.06.2018), согласно которым размещение на земельном участке сооружений связи не требуют предоставление земельного участка и установления сервитута.

Решением от 10.07.2023 № 21-01-06-И-4357 Департамент отказал ООО «Высота» в предоставлении услуги по выдаче разрешения на размещение объекта.

Полагая решение Департамента об отказе в предоставлении услуги по выдаче разрешения на размещение объекта незаконным, нарушающим права и интересы ООО «Высота» в предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд  исходил из того, что  оспариваемое  решение о прекращении действия решения о размещении объектов  является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в частности в случаях размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (пп.6 п.1 ст. 39.33 ЗК РФ).

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (пункт 2 статьи 39.33 ЗК РФ).

Разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 39.34 ЗК РФ).

Судом установлено обращение ООО «Высота» в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на размещение сооружения связи высотой 12 метров на землях, площадью 25 кв.м, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410754:280, на срок 49 лет.

Основанием для принятия решения об  отказа в выдаче  разрешения  послужило нахождение испрашиваемого земельного участка на территории, в отношении которой распоряжением Правительства Пермского края от 24.11.2022 № 417-рп «О принятии решения о комплексном развитии территории жилой застройки в микрорайоне «Дом культуры железнодорожников» города Перми» принято решение об осуществлении комплексного развития территории жилой застройки в микрорайоне «Дом культуры железнодорожников» города Перми общей площадью 35,62 га, а также то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410754:280, на котором планируется возведение сооружения, имеет вид разрешенного использования: дошкольное, начальное и среднее образование (3.5.1).

В целях реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300).

К таким объектам в силу пункта 11 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Постановлением Правительства Пермского края от 22.07.2015 N 478-п (ред. от 31.08.2023)  утверждено  Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута.

Согласно  п. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 22.07.2015 N 478-п,   объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение испрашиваемыми землями или земельными участками, на которых планируется размещение объектов (далее - Уполномоченный орган).

В п. 8 Положения указано, что  уполномоченный орган в течение 10 календарных дней со дня регистрации заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, за исключением случаев, установленных абзацем вторым настоящего пункта, принимает решение о размещении объектов по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению либо об отказе в размещении объектов по основаниям, указанным в пункте 9 настоящего Положения.

Основания для отказа уполномоченного  органа  в размещении объектов поименованы  в п. 9 Положения. В частности  р ешение об отказе в размещении объектов принимается при наличии хотя бы одного из следующих оснований: заявление подано в орган, не уполномоченный на принятие решения о размещении объектов (9.1); в заявлении указаны предполагаемые к размещению объекты, не предусмотренные перечнем (9.2); в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не соответствующая назначению объектов (9.3); размещение объектов приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием (9.4); земельный участок, на использование которого испрашивается решение о размещении объектов, предоставлен физическому или юридическому лицу, либо принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, либо в отношении которого принято решение о проведении торгов (9.5); в случае наличия утвержденного проекта межевания территории или утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в границах которых предполагается размещение объектов инфраструктуры федерального, регионального или муниципального значения (9.6); размещение объектов приведет к нарушениям режима использования земельного участка в соответствии с установленными зонами с особыми условиями использования территорий (9.7); размещение объектов на землях или земельных участках в границах населенных пунктов, предполагаемых к использованию, не соответствует утвержденным правилам землепользования и застройки, правилам благоустройства и содержания территории соответствующего муниципального образования Пермского края, порядку организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Пермского края, утвержденному Правительством Пермского края (9.8); заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4-5 настоящего Положения, и данные нарушения не устранены в срок, указанный в решении о приостановлении (9.9).

Установив, что объект заявителя отнесен  к тем объектам, для  размещения которых не требуется разрешения на строительство, поименован в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 Перечне,  в  соответствии с примечанием 2 к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412, размещение сооружений связи (антенно-мачтовых сооружений) допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельных участков, независимо  от принятия Правительством Пермского края распоряжения от 24.11.2022 № 417-рп «О принятии решения о комплексном развитии территории жилой застройки в микрорайоне «Дом культуры железнодорожников» города Перми», размещение  сооружения в границах земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410754:280 не  ограничивает  его  использование, в частности  заинтересованное лицо  вправе в соответствии с п.8.1.5. Положения прекратить  действие решения о размещении объекта со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу, суд  первой инстанции  пришел  к обоснованным выводам о незаконности  оспариваемого  решения, нарушении  прав и  законных  интересов заявителя, возложив на  Департамент  обязанность устранить  допущенное  нарушение.

Изложенные в обоснование  апелляционной жалобы  доводы заинтересованного  лица были  предметом  рассмотрения суда и  правомерно  отклонены. 

Судом  апелляционной инстанции  не установлено  предусмотренных п. 9 Положения оснований для принятия заинтересованным лицом решения об отказе в размещении объектов, в том числе по мотивам невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием в случае размещения объекта (9.4).

Во-первых, согласно  ст. ст. 68, 69 ГрК РФ договор о комплексном развитии территории заключается в целях реализации решения о комплексном развитии территории с победителем торгов, проведенных в соответствии со статьей 69 настоящего Кодекса, либо с иным участником торгов, определяемым в соответствии с указанной статьей, либо с правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимости в соответствии с пунктом 4 части 7 статьи 66 и со статьей 70 настоящего Кодекса,  может быть заключен в отношении всей территории, предусмотренной решением о комплексном развитии территории, ее части либо отдельного этапа реализации решения о комплексном развитии территории. В связи с чем  представляется обоснованным вывод  суда о длительном временном периоде, необходимом для реализации  распоряжения Правительства Пермского края от 24.11.2022 № 417-рп.

Во-вторых, решение о размещении объекта носит  временный характер, не  обременяет земельный участок, не  препятствует  распоряжению им, Департамент вправе прекратить  действие решения о размещении объекта со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу на  основании п.8.1.5. Положения.

В-третьих, размещение сооружений связи (антенно-мачтовых сооружений) допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельных участков.

Следовательно, оснований для отказа в выдаче решения на размещение сооружения связи у Департамента не имелось.

Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.

Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 октября 2023 года по делу № А50-18088/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

М.А. Полякова

Судьи

О.Г. Дружинина

Д.И. Крымджанова