ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-13171/2021-ГК от 09.12.2021 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№17АП-13171/2021-ГК

г. Пермь

09 декабря 2021 года                                                         Дело №А60-24626/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2021 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего О.В. Лесковец, судей Д.И. Крымджановой,               М.А. Поляковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.А. Марковой,

при участии в судебном заседании:

от истца: Загребина А.А., директор, предъявлен паспорт, протокол общего собрания от 23.03.2020, Попова Е.И., представитель, предъявлен паспорт, диплом, доверенность от 08.07.2021,

от ответчика: Саттаров В.И., представитель, предъявлен паспорт, диплом, доверенность от 16.07.2020,    

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью «Фарм-НТ», на решение Арбитражного суда Свердловской области  от 13 августа 2021 года по делу №А60-24626/2021

по иску общества с ограниченной ответственностью «Фарм-НТ» (ОГРН 1106623003013, ИНН 6623069481)

к публичному акционерному обществу «Промсвязьбанк» (ОГРН 1027739019142, ИНН 7744000912)

об оспаривании действий,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Фарм-НТ» (далее – истец, ООО «Фарм-НТ») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Промсвязьбанк» (далее – ответчик, ПАО «Промсвязьбанк», банк), в котором просит признать требование банка по погашению оставшейся задолженности по основному долгу, а также задолженности по процентам и штрафным санкциям по кредитному договору №72/130340//0043 от 24.09.2020 необоснованным и незаконным и обязать ответчика списать истцу задолженность по кредитному договору №72/130340//0043 от 24.09.2020 в размере 100%.

В предварительном заседании суда первой инстанции истец уточнил требования, просил суд признать обязательство о возврате денежных средств в размере 532243 руб. 42 коп. необоснованным и незаконным, обязать ответчика списать 50% оставшегося непогашенного транша (части субсидии) в размере 516828 руб. 50 коп.

Уточнения приняты судом в порядке ст. 49 АПК РФ.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.08.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Фарм-НТ» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы ООО «Фарм-НТ» приводит доводы о том, что судом не учтены несоответствия о фактическом количестве работников, форма СЗВ-М за май 2020 г. неактуальна на 01.06.2020, все изменения численности сотрудников произошли до момента выдачи кредита. Полагает, что определяющим фактором при принятии решения о списании задолженности является изменившееся количество наемных работников, т.е. фактическое на 01.06.2020, а не количество работников, отраженное в форме СЗВ-М за май 2020 г. Учет судом на основании п. 24 Правил предоставления субсидий в качестве императивной нормы лиц, фактически отсутствующих  в штате истца на 01.06.2020, свидетельствует о необъективности сведений, их несоответствии фактическим обстоятельствам. Ссылается на разъяснения, данные Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 17.07.2020 №Д13и-22474, указывая, что ситуационный подход в настоящем споре регулируется поправкой на изменяющиеся особенности (кейс №3). Также судом не учтено и не обосновано применение неправильного расчета максимальной суммы кредита. Кроме того, полагает, что судом допущено нарушение норм процессуального права: суд в судебном заседании от 12.07.2021 принял ходатайство истца об истребовании доказательств, устно вменил представление запрашиваемых документов, но не истребовал их в следующем судебном заседании, не обратил внимание ответчика на невыполнение требования суда, не использовал положения АПК РФ в качестве ответственности за злоупотребление правами и обязанностями, приняв решение без исследования испрашиваемых истцом первичных документов. Также суд принял во внимание документы, не оформленные надлежащим образом, не отразил в своем решении их правовую ответственность, не истребовал у ответчика пояснений.

ПАО «Промсвязьбанк» против удовлетворения жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 производство по апелляционной жалобе ООО «Фарм-НТ» на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.08.2021 по делу №А60-24626/2021 было приостановлено в связи с установлением Указом Президента Российской Федерации от 20 октября 2021 года №595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре-ноябре 2021 года», Указом губернатора Пермского края от 22.10.2021 №147 в целях недопущения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), укрепления здоровья граждан Российской Федерации на территории Пермского края в период с 25 октября 2021 года по 07 ноября 2021 года нерабочих дней.

Определением от 11.11.2021 апелляционный суд, учитывая, что обстоятельства, вызвавшие приостановление производства по жалобе, отпали, назначил судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по апелляционной жалобе ООО «Фарм-НТ» и проведении в этом же заседании судебного разбирательства на 09.12.2021 на 10 час. 00 мин.

В судебном заседании апелляционного суда, состоявшемся 09.12.2021,  учитывая, что основания для приостановления производства по жалобе отпали, возражения со стороны лиц, участвующих в деле, не поступили, суд апелляционной инстанции протокольным определением возобновил производство по апелляционной жалобе и перешел к рассмотрению жалобы по существу.

До начала судебного разбирательства от ООО «Фарм-НТ» поступило ходатайство об истребовании доказательств у ПАО «ПСБ», а именно: копии договора поручительства №07/1358 от 01.06.2020; подробного помесячного расчета задолженности на текущую дату и разъяснения по начислению штрафных санкций после даты досрочного расторжения договора; всех документов и договоров, заключенных с третьими лицами в отношении спорного кредитного договора, касающихся истца, не предоставленных ранее, в том числе по запросу суда; документального подтверждения того, что договор расторгнут в одностороннем порядке.

Представители ООО «Фарм-НТ» в судебном заседании апелляционного суда заявленное ходатайство об истребовании дополнительных доказательств поддержали. Банк против удовлетворения ходатайства возражал.

Рассмотрев ходатайство истца об истребовании доказательств, апелляционный суд оснований для его удовлетворения не усмотрел.

В силу ч. 4 ст. 66 АПК РФ, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.

В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.

Исходя из данной нормы, удовлетворение ходатайства об истребовании доказательств является правом, а не обязанностью суда.

При рассмотрении ходатайства об истребовании доказательств суд должен проверить обоснованность данного процессуального действия с учетом принципов относимости и допустимости доказательств, и при отсутствии соответствующей необходимости, вправе отказать в его удовлетворении.

В рассматриваемом случае, применительно к фактическим обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции признал отсутствующей необходимость истребования данных доказательств, ввиду их неотносимости к предмету настоящего спора.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, установлено судом, на основании подписанного ООО «Фарм-НТ» (заемщик) заявления-оферты на заключение договора об открытии кредитной линии с лимитом выдачи по программе кредитования «Без бумаг 2.0» от 24.09.2020, между заемщиком и ПАО «Промсвязьбанк» заключен кредитный договор №72/1-30340/0043, условия которого определяются Постановлением Правительства от 16.05.2020 №696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности» (далее – Правила предоставления субсидий №696) и общими условиями кредитования в банке по данной программе.

24.09.2020 заемщику выдан кредит в сумме 1033657 руб. с целевым назначением: расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности заемщика, включая выплату заработной платы работникам заемщика в размере, не превышающем размер, предусмотренный трудовым договором, а также погашение задолженности по процентам и основному долгу по иным кредитным договорам (соглашениям), предусмотренным Правилами предоставления кредитов ПАО «Промсвязьбанк» (далее – Правила предоставления кредитов). 

Кредит предоставлен истцу по льготной ставке, составляющей на базовый период и период наблюдения – 2%. При прекращении периода льготного кредитования уплате подлежит стандартная процентная ставка - 12%.

Расчет лимита кредитования произведен банком исходя из численности сотрудников истца в количестве 19 человек, сведения о которых содержались в информационном сервисе ФНС по состоянию на 01.06.2020.

В дальнейшем, согласно данным сервиса ФНС России, у заемщика клиента в сентябре произошло снижение численности работников до 17 сотрудников.

02.04.2021 истцом получено уведомление банка от 31.03.2021 о списании задолженности в размере 50% по заключенному кредитному договору.

В данном уведомлении банк обратил внимание, что в соответствии с Правилами предоставления кредитов банком установлены следующие условия списания: а) получение кредитором сумм субсидий на цели возмещения затрат на списание задолженности по кредитному договору в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами субсидирования; б) отсутствие уточнений в сведениях о численности работников заемщика в течение периода наблюдения, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы не позднее 15.04.2021, свидетельствующих о несоблюдении условий для принятия решения о списании задолженности по кредитному договору. В случае не наступления указанных условий списание задолженности по кредитному договору считается несостоявшимся. В случае выявления уточнений в сведениях о численности работников заемщика кредитор направит соответствующее уведомление в срок не позднее истечения 2 рабочих дней с 15.04.2021.

07.04.2021 ООО «Фарм-НТ» получило уведомление ПАО «Промсвязьбанк» №1902 от 05.04.2021 о переводе оставшейся задолженности по основному долгу в размере 50%, в том числе задолженности по процентам, включенной в основной долг в соответствии с п. 4.6 Правил предоставления кредитов, с установлением с первого дня периода погашения процентной ставки в размере стандартной процентной ставки, указанной в кредитном договоре. Указанный документ также содержал график  платежей по основному долгу, в том числе задолженности по процентам, включенной в основной долг, сроках платежей 30.04.2021, 31.05.2021, 30.06.2021. 

Не согласившись с требованиями банка, полагая отсутствующими нарушения со стороны заемщика, соответствия численности работников общества требованиям подп. «б» п. 12 Правил предоставления субсидий №696, которая не изменилась с момента заключения кредитного договора, ООО «Фарм-НТ» направило в адрес ПАО «Промсвязьбанк» заявление о разъяснении позиции банка (поступило в банк 12.04.2021).

Полагая, что требуемое по условиям кредитования сохранение численности штата сотрудников ООО «Фарм-НТ» соблюдено, в отсутствии разъяснений со стороны банка на заявление общества, ООО «Фарм-НТ» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми с учетом уточнения требованиями.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 421, 422, 814 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 2, 3, 13, 24, 28 Правил предоставления субсидий №696, п. 4.1, 4.3.2, 4.4.4, 4.6, 8.1.7 Правил предоставления кредитов, а также выводами, изложенными в решении Верховного Суда РФ от 07.07.2021 по делу №АКПИ21-376 при проверке административного иска о признании недействующими абзацев 3 (в части) и 4 п. 24 Правил предоставления субсидий №696, и исходил из правомерности требований банка о погашении кредита ввиду нарушения его целевого характера самим заемщиком, не сохранившим и не восполнившим численность работников, существовавшую по состоянию на 01.06.2020 по данным с платформы ФНС, из расчета которой и был выдан льготный целевой кредит.

Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, суд апелляционной инстанции оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта не установил.

К отношениям по кредитному договору применяются предусмотренные параграфом 1 главы 42 ГК РФ правила, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора (п. 2 ст. 819 ГК РФ).

По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита (п. 1 ст. 819 ГК РФ).

В подп. «д» п. 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке от 15.05.2020 №Пр-818 Правительству Российской Федерации поручено обеспечить возможность получения предприятиями, осуществляющими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также социально ориентированными некоммерческими организациями кредитов на поддержку занятости со сроком погашения 1 апреля 2021 г., максимальный размер которых будет определяться исходя из минимального размера оплаты труда на одного работника организации в течение шести месяцев.

Предусмотреть при этом процентную ставку для конечного заемщика в размере 2 процентов годовых, обеспечение 85 процентов суммы обязательств по кредитам государственными гарантиями, а также возможность полного списания основного долга по кредиту и начисленных процентов в случае сохранения численности работников на уровне не ниже 90 процентов от численности работников на 1 июня 2020 г. и списания 50 процентов основного долга по кредиту и начисленных процентов в случае сохранения численности работников на уровне не ниже 80 процентов от численности работников на 1 июня 2020 г.

Во исполнение предоставленных полномочий Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 №696 утверждены Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 №1976, подлежащей применению, в  том числе к правоотношениям, возникшим из кредитных договоров, заключенных в период с 01.06.2020 по 01.11.2020).

Правила устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (п. 1 Правил предоставления субсидий №696).

Пунктом 2 Правил предоставления субсидий №696 установлено, что субсидии предоставляются российским кредитным организациям, соответствующим требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил (далее - получатели субсидии), по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников.

В силу п.п. 3, 4 указанных Правил субсидии предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства и являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат получателя субсидии: предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере, предусмотренном настоящими Правилами (далее - субсидия по процентной ставке); списание задолженности по кредитному договору (соглашению) с заемщиком, произведенное в порядке и размере, которые установлены настоящими Правилами (далее - субсидия по списанию).

Согласно п. 8 Правил предоставления субсидий №696 заемщик самостоятельно выбирает получателя субсидии для получения кредита. Получатель субсидии рассматривает возможность предоставления кредита в соответствии с правилами и процедурами, принятыми получателем субсидии. Получатель субсидии определяет стандартную процентную ставку на период погашения по кредитному договору (соглашению) в соответствии с правилами и процедурами, принятыми у получателя субсидии.

В п. 9 Правил предоставления субсидий №696 перечислены условия предоставления субсидии, в частности: заемщик получателя субсидии должен быть включен в соответствующие реестры организаций, осуществлять деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (подп. «а»), получателем субсидии с заемщиком должен быть заключен кредитный договор (соглашение) с конечной ставкой для заемщика не более 2 процентов годовых на базовый период кредитного договора (соглашения), а также на период наблюдения по кредитному договору (соглашению) и со стандартной процентной ставкой на период погашения по кредитному договору (соглашению) (подп. «в»).

Пунктом 24 Правил предоставления субсидий №696 установлен порядок определения максимальной суммы кредитного договора - как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и количества полных месяцев, считая с 1-го числа месяца, в котором заемщик обратился к получателю субсидии, если он обратился до 15-го числа месяца включительно, и считая с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заемщик обратился к получателю субсидии, если он обратился после 15-го числа месяца, но не более 6 месяцев. Для заемщиков, обратившихся в кредитную организацию в период до 23 июня 2020 г., максимальная сумма кредитного договора (соглашения) может рассчитываться с учетом базового периода кредитного договора (соглашения), составляющего 6 месяцев.

Расчетный размер оплаты труда определяется как сумма минимального размера оплаты труда с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями с учетом выплат страховых взносов в соответствующие фонды в размере 30 процентов.

Численность работников заемщика, а также размеры районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.

В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил не реже одного раза в месяц.

Для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25 июня 2020 г. для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения), допустимо определение численности работников исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам апреля 2020 г.

Федеральной налоговой службой в письмах от 23.07.2020 №АБ-2-19/1386@ «О цифровой платформе ФНС России, созданной для повышении эффективности мер господдержки субъектов МСП, пострадавших от коронавируса, и об определении размере кредита на возобновление деятельности», от 20.08.2020 №ВД-2-19/1542@ «О представлении субъекту МСП льготного кредита в качестве меры господдержки при обращении в кредитную организацию, использующую информационные сервисы цифровой платформы ФНС России» разъяснено следующее.

В целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала новую цифровую платформу на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).

Согласно письму ФНС России от 23.07.2020 №АБ-2-19/1386@ источником данных для платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система «Налог-3», которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, о поступлениях налогов и сборов, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.

Данные о численности работников заемщика поступают в ФНС России на основании поданных заемщиком форм СЗВ-М в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Сведения по форме СЗВ-М подаются в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

С учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года.

Таким образом, первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 №83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».

Согласно разъяснениям Минэкономразвития России, являющегося уполномоченным органом по определению порядка предоставления субсидий по программе льготного кредитования, в письме от 17.07.2020 №Д13и-22474, с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 01.06.2020 в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15.06.2020.

Для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требований по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил, используются данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.

При этом данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 г., и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.

В связи с этим, для целей получения информации о численности сотрудников по состоянию на 01.06.2020, оценки соблюдения заемщиком требований о сохранении занятости, предусмотренных Правилами предоставления субсидий и предоставления кредитов, использованию подлежат данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.

Учитывая сроки предоставления сведений о застрахованных лицах заемщиком в органы Пенсионного фонда РФ и их передачи Пенсионным фондом в ФНС, для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии после 25.06.2020, определение численности работников производится исходя из данных о застрахованных лицах по итогам мая 2020 г., а для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25.06.2020, допустимо определение численности работников исходя из данных по итогам апреля 2020 г., как это предусмотрено абз. 5 п. 24 Правил предоставления субсидий №696, в зависимости от того, какие из этих сведений уже переданы Пенсионным фондом РФ в ФНС и опубликованы в ее информационном сервисе на дату обращения заемщика с заявкой о выдаче кредита.

В соответствии с изложенным порядком банк получил сведения с платформы ФНС о численности работников заемщика, как для определения максимальной суммы кредитного договора, так и для определения соблюдения истцом требований о сохранении численности.

С учетом подачи обществом заявки 24.09.2020 (т.е. после 25.06.2020) в соответствии с вышеприведенными условиями Правил и разъяснений уполномоченного органа определение численности работников заемщика в целях определения максимальной суммы кредита и последующего мониторинга по сохранению данной численности на требуемом по условиям льготного кредитования уровне, по состоянию на 01.06.2020 подлежало исходя из данных, отраженных в информационном сервисе ФНС России за май 2020 г.

Представленными ответчиком в материалы дела доказательствами, а именно, скриншотом с сайта ФНС (представлен банком 01.07.2021 в электронном виде с отзывом на иск) подтверждается и не является спорным, что как в мае 2020 г., так и в апреле 2020 г. численность сотрудников истца составляла 19 человек.

Именно исходя из указанной численности работников, на основании формулы, регламентированной положениями п. 24 Правил предоставления субсидий №696, банком был произведен расчет максимальной суммы кредита, полученной ООО «Фарм-НТ».

Впоследствии, согласно данным сервиса ФНС, численность персонала истца за отчетные периоды – июнь-август 2020 г. составила 18 человек, сентябрь-февраль 2021 г. – 17 человек, снизившись, тем самым, по состоянию на 01.03.2021 в сравнении с данными по состоянию на 01.06.2020 до 89,47%.

В соответствии с п. 4.1. Правил предоставления кредитов, к которым, заключив кредитный договор, присоединился истец и которые, таким образом, содержат договорные условия по льготному кредитованию, в рамках кредитования на возобновление деятельности период наблюдения по договору по окончании базового периода начинается в случае одновременного соблюдения следующих условий: - численность работников заемщика в течение базового периода на конец каждого отчетного месяца составила 80 и более процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020; - в отношении заемщика по состоянию на 25.11.2020 не введена процедура банкротства, деятельность клиента не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, клиент,  являющийся индивидуальным предпринимателем, не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 8.1.7 Правил предоставления кредитов, банк вправе осуществлять мониторинг и оценку соответствия клиента Программе.

Согласно п. 4.4.4. Правил предоставления кредитов, если численность работников заемщика по состоянию на 01.03.2021 составила менее 90 (девяносто), но не менее 80 (восемьдесят) процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020, может быть принято решение о прощении долга в размере только 50 процентов от суммы задолженности. Оставшаяся задолженность подлежит погашению в порядке, предусмотренном с п. 4.1. Договора.

Согласно п. 4.3.2 Правил предоставления кредитов погашение оставшейся задолженности по основному долгу в размере 50%, в том числе задолженности по процентам, включенной в основной долг в соответствии с п. 4.6 Правил, производится заемщиком ежемесячно равными долями в течение периода погашения в следующие сроки: 30.04.2021, 30.05.2021 и 30.06.2021.

В соответствии с п. 4.6 Правил, начиная с первого дня периода погашения процентная ставка устанавливается в размере стандартной процентной ставки, указанной в кредитном договоре.

Проценты в размере стандартной процентной ставки уплачиваются заемщиком в порядке и сроки, предусмотренные п. 4.10 Правил предоставления кредитов.

Кредитный договор (соглашение) должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению) по окончании базового периода кредитного договора (соглашения) в любом из случаев, обозначенных в п. 11 Правил предоставления субсидий №696.

В силу п. 13 названных Правил кредитный договор (соглашение), в отношении которого получателем субсидии не принято решение о списании задолженности, с 1 апреля 2021 г. переводится получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению). Соответствующее уведомление направляется получателем субсидии заемщику до 31 марта 2021 г. (включительно).

Положениями п. 13(1) Правил предоставления субсидий №696предусмотрена возможность уточнения сведений о численности работников заемщика для целей перевода договора на период наблюдения, либо погашения, принятия решения о списании задолженности.

Так, кредитный договор (соглашение), переведенный получателем субсидии в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил на период погашения, может быть переведен получателем субсидии на период наблюдения, а кредитный договор (соглашение), переведенный на период наблюдения, может быть переведен получателем субсидии на период погашения на основании уточненных сведений о численности работников заемщика в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы не позднее 25 декабря 2020 г.

По кредитному договору (соглашению), переведенному получателем субсидии в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил на период погашения, получателем субсидии может быть принято решение о списании задолженности, а кредитный договор (соглашение), по которому принято получателем субсидии решение о списании задолженности, может быть переведен получателем субсидии на период погашения на основании уточненных сведений о численности работников заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец одного или нескольких отчетных месяцев, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы не позднее 15 апреля 2021 г.

Условия для предоставления субсидии по списанию получателю субсидии закреплены в п. 12 Правил предоставления субсидий №696, а определение размера субсидии по списанию осуществляются в соответствии с п. 28 Правил предоставления субсидий №696.

Согласно положениям п. 28 названных Правил предоставления субсидий перечисление субсидии по списанию получателям субсидии осуществляется в размере: - задолженности по кредитным договорам (соглашениям) по состоянию на 1 апреля 2021 г., соответствующим требованиям по принятию решения о списании, установленным настоящими Правилами, в случае, если отношение численности работников заемщика по состоянию на 1 марта 2021 г. к численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, составляет не менее 0,9; - задолженности по кредитным договорам (соглашениям) с заемщиками по состоянию на 1 апреля 2021 г., соответствующим требованиям по принятию решения о списании, установленным настоящими Правилами, умноженной на коэффициент 0,5, в случае, если отношение численности работников заемщика по состоянию на 1 марта 2021 г. к численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, составляет не менее 0,8.

Тем самым, в п. 28 Правил предоставления субсидий №696 прямо предусмотрено субсидирование только 50% стоимости кредита при сохранении численности работников на уровне от 80 до 90% и положения п. 4.4.4. Правил предоставления кредитов в банке согласуются с ними, на чем также верно акцентировал внимание суд первой инстанции.

Поскольку численность работников ООО «Фарм-НТ»  по состоянию на 01.03.2021 составила менее 90 (девяносто), но не менее 80 (восемьдесят) процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020, руководствуясь положениями п. 4.4.4 Правил предоставления кредитов, п. 28 Правил предоставления субсидий №696, банк правомерно 05.04.2021 направил в адрес истца уведомление о списании 50% задолженности.

Исходя из искового заявления, ООО «Фарм-НТ» не оспаривало, что на основании поданных им в Пенсионный фонд РФ отчетов СЗВ-М за апрель 2020 г. и май 2020 г., в обществе было 19 сотрудников.

Однако спорным при рассмотрении настоящего дела является вопрос о дате, на которую должна быть определена численность работников заемщика для целей определения максимальной суммы кредита: по состоянию на 01.06.2020 или по состоянию на дату выдачи льготного кредита – 24.09.2020.

Как поясняет ООО «Фарм-НТ» в иске, на основании поданного истцом в Пенсионный фонд РФ отчета СЗВ-М за апрель и май 2020 г. в ООО «Фарм-НТ» было 19 сотрудников, фактически по состоянию на 01.06.2020 в штате было 18 человек, т.к. 1 сотрудник уволился 26.05.2020, что отражено в отчете СЗВ-СТАЖ за 2020 г.; еще 1 сотрудник уволился 20.08.2020, т.е. на момент оформления кредитного договора 24.09.2020 в ООО «Фарм-НТ» работало 17 человек и указанная численность была сохранена до 01.05.2021.

При таких обстоятельствах, по мнению истца, если принимать во внимание фактическую численность работников на дату выдачи кредита – 17 человек, то какого-либо снижения численности работников на отчетную дату ниже 90% не произошло и банк не имел права предъявлять к погашению задолженность.

В апелляционной жалобе истец продолжает настаивать на том, что все изменения численности сотрудников произошли до момента выдачи кредита, а также неактуальности формы СЗВ-М за май 2020 г. по состоянию 01.06.2020.

Доводы истца об ином порядке определения численности сотрудников на 01.06.2020 были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно им отклонены.

Предлагаемый истцом вариант учета численности работников на дату выдачи кредита противоречит Правилам предоставления субсидий №696 и вышеприведенным разъяснениям Минэкономразвития России, в соответствии с которыми использованию подлежат данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию, не подлежащие последующей актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М, в частности, по итогам мая 2020 года, если на дату обращения по состоянию на 01.06.2020 доступны сведения за апрель 2020 г.

При этом, с учетом сроков предоставления соответствующей отчетности (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным), по состоянию на 01.06.2020 в зависимости от даты обращения заемщика за выдачей кредита, в информационном сервисе ФНС доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 г. либо по итогам мая 2020 г.

Материалами дела подтверждается и не является спорным, что по состоянию на дату обращения заемщика в банк 24.09.2020 в информационном сервисе ФНС России как по состоянию на апрель 2020 г., так и по состоянию на май 2020 г. отражены сведения о наличии 19 сотрудников в штате ООО «Фарм-НТ».

 При таких обстоятельствах, именно данная численность сотрудников заемщика подлежала учету в целях определения максимальной суммы кредита и последующего мониторинга по сохранению данной численности на требуемом по условиям льготного кредитования уровне.

Доводы истца об обратном, в том числе со ссылками на ситуационный подход, обозначенный в письме Минэкономразвития России от 17.07.2020 №Д13и-22474 (кейс №3), безосновательны.

Ситуация, описанная в кейсе 3 письма Минэкономразвития России от 17.07.2020 №Д13и-22474, связана с определением численности работников для расчета кредитного лимита заемщика, обратившегося в банк 23.06.2020, но подавшего 24.06.2020 корректирующую отчетность об изменении численности;  обусловлена подачей заемщиком соответствующей корректирующей отчетности и необходимостью дождаться обновления сведений в информационной системе в целях получения кредита из расчета обновленных данных.

Данная ситуация, вопреки позиции заявителя жалобы, не соотносима с обстоятельствами рассматриваемого спора. ООО «Фарм-НТ», в отличие от описанной в кейсе 3 ситуации, кредит был выдан на основании данных о численности по состоянию на 01.06.2020, имеющихся в информационном сервисе ФНС на дату обращения общества в банк. Данные о том, что на 24.09.2020 указанные сведения по состоянию на 01.06.2020 были скорректированы заемщиком путем подачи соответствующей отчетности, о чем банк был осведомлен до предоставления кредита, отсутствуют, сведениями с информационного сервиса ФНС не подтверждается.

Более того, из искового заявления следует, что отчеты СЗВ-М за апрель и май 2020 г., поданные ООО «Фарм-НТ» в Пенсионный фонд РФ, содержали сведения о 19 сотрудниках в штате истца, фактическое состояние численности на 01.06.2020 было отражено лишь в отчете СЗВ-СТАЖ за 2020 г., соответственно, не могло быть учтено банком как при расчете суммы выдаваемого кредита по состоянию на дату обращения общества с заявкой на кредитование, так и в целях оценки соблюдения условий льготного кредитования.

Также в жалобе общество приводит доводы о применении неправильного расчета максимальной суммы кредита.

Соответствующие доводы являлись предметом оценки суда первой инстанции и в ходе их повторной оценки апелляционный суд оснований для их принятия и удовлетворения не усматривает.

Порядок расчета максимальной суммы кредитного договора установлен п. 24 Правил предоставления субсидий №696, положения которого приведены выше.

С учетом положений п. 24 Правил предоставления субсидий №696 сумма кредитного лимита была рассчитана следующим образом: 19 человек (согласно показателям с информационного ресурса ФНС России о количестве сотрудников истца в мае 2020 г.) x (12130 руб. (МРОТ) + 30% от МРОТ (ставка страховых взносов)) x 3 месяца х 1,15 (региональный коэффициент) = 1033657 руб.

При расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) согласно п. 24 Правил предоставления субсидий №696 базовый период определяется следующим образом: количество полных месяцев по кредитному договору (соглашению), считая с 1-го числа месяца, в котором заемщик обратился в кредитное учреждение, в случае, если он обратился до 15-го числа месяца включительно, и считая с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заемщик обратился в кредитное учреждение, в случае, если он обратился после 15-го числа месяца.

В силу п. 5 Правил предоставления субсидий №696 базовый период кредитного договора (соглашения) определяется как период с даты заключения кредитного договора (соглашения) до 1 декабря 2020 г.

Как верно акцентировал внимание суд первой инстанции, несмотря на то, что период от момента заключения кредитного договора 24.09.2020 до 01.12.2020 составляет менее трех месяцев, однако, предоставив льготный кредит заемщику с учетом показателя трех месяцев базового периода банк только улучшил условия заемщику.

Таким образом, исходя из изложенного, условий п. 24 Правил предоставления субсидий №696, вышеприведенных разъяснений, банк обоснованно на основании полученных данных от ФНС о численности работников истца в количестве 19 человек по состоянию на дату обращения клиента в банк предоставил истцу кредит в размере 1033657 руб.

При этом, истец подписал с банком кредитный договор на указанную сумму, рассчитанную банком исходя из численности работников в количестве 19 человек и 3 месячного базового периода, без каких-либо замечаний и возражений (ст. 421 ГК РФ).

Тогда как, если заемщик не согласен с суммой предоставляемого кредита, он вправе отказаться от предложения, чтобы кредитное учреждение сформировало новую заявку, либо обратиться в другое кредитное учреждение, участвующее в программе льготного кредитования.

Кроме того, апелляционный суд считает необходимым отметить, что при предоставлении кредитов на льготных условиях вне зависимости от суммы кредита у заемщика возникает обязанность по сохранению именно всей штатной численности работников на уровне не ниже 80% от численности по состоянию на 01.06.2020, отраженной в информационном сервисе ФНС, на момент подачи заявки. Данная обязанность не может изменяться в зависимости от получении кредита в максимальной сумме, либо сумме, меньшей, чем максимальная. Иное означало бы возможность получения доступа к льготным кредитам в отсутствие по существу обязанности сохранения всей штатной численности работников при получении кредита не в максимальном размере, а только в его части, что не отвечает смыслу субсидирования банковских ставок по кредитам на возобновление деятельности.

Штатная численность работников не может определяться обратным счетом от суммы выданного кредита. В силу положений Правил предоставления субсидий №696 банк получает сведения о численности работников заемщика из информационного сервиса ФНС России. Подтверждение выполнения условий, предусмотренных Правилами субсидирования и кредитования, а также определение размера субсидии по списанию в соответствии с п. 28 Правил предоставления субсидий №696  осуществляются получателем субсидии на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе ФНС.

Доказательств, опровергающих достоверность сведений ФНС России о численности работников общества на 01.06.2020 и по состоянию на 01.03.2021, истцом не представлено. Данных об уточнении сведений о численности работников заемщика в порядке п. 13(1) Правил предоставления субсидий №696 в материалах дела также не имеется.

При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что банк исполнил свои обязательства по выдаче кредита ООО «Фарм-НТ» надлежащим образом, действуя в соответствии с положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Истец же, получив кредит в максимальной сумме, исходя из численности сотрудников 19 человек, гарантировав, тем самым, сохранение (восполнение) этой численности за федеральные деньги не менее 90% численности работников, нарушил данное основное условие льготного кредитования условие, не обеспечив восполнение численности работников, которая у него имелась на 01.06.2020 по состоянию на отчетную дату.

Резюмируя изложенное, уведомление банка о списании 50% задолженности заемщика с возложением на него обязательства о возврате денежных средств в сумме 532243 руб. 42 коп., в составе которой также проценты по кредитному договору, переносимые в силу положений Правил в основной долг по кредитному договору, соответствует положениям Правил предоставления субсидий №696 и Правил предоставления кредитов.

Оснований для удовлетворения исковых требований ООО «Фарм-НТ» у суда первой инстанции не имелось.

Доводы заявителя жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившихся в том, что суд в судебном заседании от 12.07.2021 принял ходатайство истца об истребовании доказательств, устно вменил представление запрашиваемых документов, но не истребовал их в следующем судебном заседании, не обратил внимание ответчика на невыполнение требования суда, не использовал положения АПК РФ в качестве ответственности за злоупотребление правами и обязанностями, приняв решение без исследования испрашиваемых истцом первичных документов, апелляционным судом исследованы и отклонены.

В апелляционной жалобе истец не указывает, какие именно доказательства были истребованы судом, но не представлены ответчиком и как их непредставление повлияло на принятие решения по существу.

Из аудиозаписи судебного заседания от 12.07.2021 апелляционным судом установлено, что представитель истца ходатайствовал об истребовании у банка бухгалтерского баланса по состоянию на 24.09.2020, 28.10.2020, 31.03.2020, ввиду наличия у истца сомнений относительно наличия у банка денежных средств, предназначавшихся именно для льготного кредитования заемщика; соблюдения ответчиком целевого назначения при выдаче займа.

Вопреки доводам заявителя жалобы, в ходе судебного разбирательства 12.07.2021 суд не возлагал на ответчика обязанность по представлению истребуемых доказательств, указал лишь на необходимость представления дополнительных пояснений с учетом уточнения исковых требований. В отношении истребуемых доказательств судом, напротив, перед истцом был поставлен вопрос об относимости данных доказательств к предмету спора. По результатам судебного заседания 12.07.2021 ходатайство, действительно, было принято судом к рассмотрению, однако, в ходе последующих судебных заседаний 04.08.2021, 11.08.2021 рассмотрено не было, результат рассмотрения не нашел отражения в материалах дела.

Возражения на уточненное исковое заявление ООО «Фарм-НТ» во исполнение определения суда о назначении дела к судебному разбирательству от 12.07.2021 были представлены ПАО «Промсвязьбанк».

Оснований, предусмотренных ст. 66 АПК РФ, для истребования у банка бухгалтерского баланса по состоянию на 24.09.2020, 28.10.2020, 31.03.2020 у суда первой инстанции не имелось. Заявитель не обосновал ходатайство об истребовании документов в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 66 АПК РФ, не указал, какие обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, могут быть установлены этим доказательством.

Апелляционный суд полагает, что представленных в материалы дела доказательств достаточно для правильного рассмотрения настоящего спора по существу (ч. 2 ст. 65 АПК РФ). В связи с чем, разрешив спор по имеющимся доказательствам, суд не допустил нарушения или неправильного применения норм процессуального права, следствием которых согласно положениям ч. 3 ст. 270 АПК РФ могла бы явиться отмена решения арбитражного суда первой инстанции.

Не отражение заявляемого ходатайства об истребовании доказательств, как и результата его рассмотрения, также не привело к принятию судом неправильного судебного акта по существу спора (ч. 3 ст. 270 АПК РФ).

Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Фарм-НТ» - без удовлетворения.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 августа 2021 года по делу №А60-24626/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

О.В. Лесковец

Судьи

Д.И. Крымджанова

М.А. Полякова