ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-13397/2021-АК от 16.12.2021 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                                                № 17АП- 97 /2021-АК

г. Пермь

17 декабря 2021 года                                                           Дело № А60-15012/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2021 года.

        Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2021 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Трефиловой Е.М.,

судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,

при участии:

от заявителя – прокуратуры Свердловской области: ФИО1, служебное удостоверение, поручение от 08.11.2021;

от заинтересованного лица, третьего лица: представители не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 10 августа 2021 года по делу № А60-15012/2021

по заявлению прокуратуры Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН <***>)

третье лицо - Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

о признании (незаконным) бездействия органа исполнительной власти,

установил:

Прокуратура Свердловской области обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о признании (незаконным) бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по проведению лесоустройства на территории Билимбаевского и Невьянского лесничеств.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.08.2021 (резолютивная часть решения объявлена 03.08.2021) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению лесоустройства на территории Билимбаевского и Невьянского лесничеств в части работ по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов; проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. На  Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области возложена обязанность провести лесоустройство в части работ по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов; проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Билимбаевского и Невьянского лесничеств.

Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В апелляционной жалобе Министерство указывает, что фактически полномочия по проведению лесоустроительных работ разделены между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами государственной власти Российской Федерации, в связи с чем, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по проведению на землях лесного фонда лесоустроительных работ фактически сведены к минимуму, по сути, к работам по таксации лесов и проектированию мероприятий. На проведение лесоустроительных работ в части полномочий, предусмотренных статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, средства субвенций на проведение лесоустроительных работ на землях лесного фонда Свердловской области за период 2016-2021 гг. не выделялись. В связи с недостаточностью выделяемых Свердловской области средств субвенций федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений, предусмотреть средства субвенций федерального бюджета на выполнение работ по лесоустройству не представляется возможным. К обязанностям арендатора в соответствии с договором аренды относится разработка проекта освоения лесов и представление Министерству с положительным заключением государственной экспертизы, таким образом, таксация лесных участков на постоянной основе проводится арендаторами лесных участков. В соответствии с Лесным кодексом земли лесного фонда относятся исключительно к собственности Российской Федерации, в связи с чем, учет лесного фонда, содержание в надлежащем состоянии и другие действия в отношении земель лесного фонда, должны осуществляться по аналогии с любым другим имуществом Российской Федерации, а именно исключительно за счет средств федерального бюджета. Министерством направлялись обращения в адрес руководителя Рослесхоза, временно исполняющего обязанности руководителя Рослесхоза о выделении средств федерального бюджета для проведения лесоустроительных работ, одновременно информируя о критической ситуации в отношении лесоустройства, ответы на данные письма получены не были, в связи с вышеизложенным провести лесоустройство, в том числе исключительно в части, предусмотренной пунктами 3 - 5 статьи 68 ЛК РФ, при данных обстоятельствах невозможно.

В судебном заседании представитель прокуратуры указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Третье лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Заинтересованное лицо, третье лицо о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом из материалов дела, Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды на территории Билимбаевского и Невьянского лесничества.

В ходе надзорных мероприятий сделан вывод о нарушении лесного законодательства в части невыполнения работ: по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов; проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, что послужило основанием для обращения заместителя прокурора Свердловской области с заявлением в арбитражный суд о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что невыполнение Министерством обязанности по проведению лесоустройства свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности, которые лишены возможности реализовать в установленном законом порядке свое право на получение от органов местного самоуправления информационной поддержки в полном объеме.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.

В силу положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2 статьи 36); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 72, часть 2 статьи 76).

Согласно статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) основными принципами лесного законодательства являются, в том числе устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов.

В силу части 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, предусмотренные пунктами 3 - 5 части 1 статьи 68 ЛК РФ, а именно: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксация лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Лесоустройство осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 83 ЛК РФ).

В соответствии со статьями 67, 68, 69.1 ЛК РФ таксация лесных участков, осуществляется для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

Согласно статье 69.2 ЛК РФ при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется определение видов и объемов соответствующих мероприятий, составляются ведомости планируемых мероприятий по соответствующим лесничествам (лесопаркам), участковым лесничествам, лесным кварталам, лесотаксационным выделам.

Правила проведения лесоустройства, в том числе требования к проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 67, часть 3 статьи 69.2 ЛК РФ).

В силу пункта 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 (далее - Лесоустроительная инструкция) лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, которые располагаются на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий.

Согласно пунктам 31, 116 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов, сроки для которой составляют от 10 до 15 лет в зависимости от таксационного разряда, на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В силу пунктов 1 - 3 Постановления Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-1111 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области" (далее - Положение) Министерство является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным в сфере лесных отношений.

В соответствии с пунктами 11, 17, 18, 19 Положения осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 ЛК РФ, возложено на Министерство.

Прокуратурой Свердловской области установлено, что лесоустроительные работы на территории Билимбаевского и Невьянского лесничеств проводились Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области в 1999 году.

На основании чего прокуратура пришла к выводу, что лесоустройство на указанной территории Министерством не проводилось более 20 лет.

Как верно указал суд первой инстанции, невыполнение Министерством вышеуказанных требований закона свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности, которые лишены возможности реализовать в установленном законом порядке свое право на получение от органов местного самоуправления информационной поддержки в полном объеме.

Доводы Министерства о недостаточности выделяемых Свердловской области средств субвенций федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений, а также невозможности предусмотреть их выделение, правильно отклонены судом как документально неподтвержденные. При этом, как верно указал суд, представленные письма от 30.07.2019 №12-05-30/12618, от 26.12.2019 №12-05-30/22969, от 23.04.2021 №12-05-30/8939 не подтверждают тот факт, что министерством принимались все зависящие от него меры к исполнению требований законодательства о периодичности проведения лесоустроительных работ.

Доводы о неправомерном возложении на Министерство обязанности по проведению лесоустройства, мотивированные тем, что к 2022 году с учетом реформирования органов функции по проведению лесоустроительных работ будут осуществляться федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, также обоснованно отклонены судом, поскольку прокуратура просит признать незаконным бездействие, выявленное в настоящее время в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, не исполняющего обязанности, предусмотренные Лесным кодексом Российской Федерации.

У суда не имеется правовых оснований для применения правовых норм, не вступивших в законную силу.

Не имеет правового значения и довод апелляционной жалобы о возложении обязанности по проведению таксации лесов на арендаторов лесных участков, поскольку обязанность по проведению лесоустройства на территории лесничества возложена законом на Министерство, арендаторы лесных участков обязаны составлять проекты освоения лесов в отношении конкретных участков, предоставленных им в пользование, используя имеющиеся таксационные описания. Неисполнение Министерством указанных обязанностей возлагает на арендаторов лесных участков бремя несения дополнительных расходов на проведение таксационного описания предоставленных им в пользование лесных участков.

С учетом изложенного, требования прокуратуры о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, выразившегося в неисполнении обязанности по проведению лесоустройства на территории Билимбаевского и Невьянского лесничеств в части работ по закреплению на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксации лесов; проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов правомерно признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области освобождено от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.

        Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 августа 2021 года по делу № А60-15012/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
.

Председательствующий

Судьи

Е.М. Трефилова

       Е.В. Васильева

       Е.Ю. Муравьева