ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-13866/17-АК от 27.11.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-13866/2017-АК

г. Пермь

04 декабря 2017 года Дело № А71-2539/2017 ­­

Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2017 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Трефиловой Е.М.,

судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,

при участии:

от заявителя: Шамсулина Э.А., паспорт; Жещук С.Ю., паспорт, доверенность от 13.01.2017; Тимергазина О.Н., паспорт, доверенность от 04.10.2017;

от заинтересованного лица: Егоров А.Ю., паспорт, доверенность от 16.12.2016; Арефьев А.В., паспорт, доверенность от 12.04.2017;

от третьего лица:не явились, извещены надлежащим образом,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя индивидуального предпринимателя Шамсулиной Эльмиры Альфиртовны

на решение Арбитражный суд Удмуртской Республики

от 14 июля 2017 года по делу № А71-2539/2017,

вынесенное судьей Е.В. Калининым,

по заявлению индивидуального предпринимателя Шамсулиной Эльмиры Альфиртовны (ИНН 183207772605, ОГРН 305183210200019)

к Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (ИНН 1831062093, ОГРН 1021801156420)

третье лицо: Администрация города Ижевска

об оспаривании приказа,

установил:

Индивидуальный предприниматель Шамсулина Эльмира Альфиртовна (далее – ИП Шамсулина Э.А., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным отказа Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (далее – Министерство, заинтересованное лицо) в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка («Обслуживание автотранспорта – мастерские автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильные мойки», код 4.9.1 «Объекты придорожного сервиса – размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей») с кадастровым номером 18:26:050689:90, расположенного по адресу: г. Ижевск, переулок Ботеневский, 4 в Первомайском районе, изложенного в пункте 2 приказа Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики от 25.11.2016 № 1059; о восстановлении нарушенного права и законных интересов заявителя путем принятия решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Определением суда от 24.04.2017 в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Ижевска.

Решением Арбитражный суд Удмуртской Республики от 14 июля 2017 года (с учетом определения об исправлении опечатки от 23.08.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, ИП Шамсулина Э.А. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о том, что в нарушение требований ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", ст. 39 ГрК РФ, ст. 27 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Городской Думы города Ижевска от 27.11.2007 N 344, оспариваемый приказ Минстроя УР не содержит правовых оснований, послуживших для его принятия; ссылается на отсутствие доказательств, позволяющих достоверно установить факт нахождения принадлежащей заявителю автомойки «Парус» в границах водоохранной зоны р. Иж; считает, что оспариваемый приказ вынесен неуполномоченным государственным органом; указывает, что судом не дана оценка техническому заключению о возможности размещения здания автомойки «Парус» в соответствии с требованиями Водного кодекса РФ на земельном участке, расположенном по адресу: г. Ижевск, пер. Ботеневский, 4, выполненному ОАО институт «Удмуртгипроводхоз».

Участвовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель и его представители выразили несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.

Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Министерства ссылались на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, против доводов апелляционной жалобы возражали.

Третье лицо – Администрация города Ижевска отзыв на апелляционную жалобу не представило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в отсутствие указанной стороны.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ИП Шамсулиной Э.А. принадлежит на праве собственности нежилое двухэтажное здание общей площадью 531,8 кв.м. с кадастровым номером 18:26:050689:655, находящееся на земельном участке с кадастровым номером 18:26:050689:90 площадью 724 кв.м., расположенном по адресу: г. Ижевск, переулок Ботеневский, 4 в Первомайском районе, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Отдельно стоящие объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания общей площадью от 150 кв.м. до 1000 кв.м. (Зона многофункциональной общественно-деловой застройки в структуре многоэтажной застройки), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 18 АВ № 161480 от 17.12.2014 г. (запись регистрации в ЕГРП № 18-18-01/156/2014-551) и записью регистрации в ЕГРП № 18-18-01 /076/2014-005 и свидетельством о государственной регистрации права от 24.07.2015.

10.08.2015 ИП Шамсулина Э.А. обратилась в Администрацию
города Ижевска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для строительства автомойки.

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка были проведены публичные слушания на основании приказа Администрации г. Ижевска от 28.08.2015 г. № 833п «Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по переулку Ботеневский, 4 в Первомайском районе» (том 1 л.д. 30) и постановления Главы МО «Город Ижевск» от 28.08.2015 г. № 598 «О назначении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по переулку Ботеневский, 4 в Первомайском районе» (том 1 л.д. 31).

Распоряжением Администрации Первомайского района г. Ижевска от 25.09.2015 № 1358 (том 1 л.д. 32) утверждено заключение по результатам публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по переулку Ботеневский, 4 в Первомайском районе.

Согласно указанному заключению публичные слушания проведены в соответствии с действующим законодательством и Положением о публичных слушаниях в МО «Город Ижевск», предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования (Обслуживание автотранспорта (код 4.9.1.) - размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей) земельного участка по переулку Ботеневский, 4 в Первомайском районе, - возможно (том 1 л.д. 33).

На заседании Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска при рассмотрении вопросов о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков принято решение, оформленное протоколом № 16 от 01.10.2015 г. (пункт 6.8.): «Рассмотрение вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (Обслуживание автотранспорта (код 4.9.1.) -размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей) земельного участка по переулку Ботеневский, 4 в Первомайском районе, отложить для дополнительной проработки.

На заседании Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска, оформленном протоколом № 17 от 13.10.2015 г. (пункт 1.6.), при повторном рассмотрении пункта 6.8. Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска № 16 от 01.10.2015 г. и Распоряжения Администрации Первомайского района г. Ижевска от 25.09.2015 № 1358 принято решение: «Рекомендовать предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования (Обслуживание автотранспорта (код 4.9.1.) - размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей) земельного участка по переулку Ботеневский, 4 в Первомайском районе.

Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска поручено направить документы в Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики УР для принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики № 583 от 29.12.2014.

Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики от 28.01.2016 № 016 (пункт 10, том 1 л.д. 34-35) на основании заключения № 1 Комиссии по землепользованию и застройке Удмуртской Республики от 21.01.2016 г. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ижевска «Обслуживание автотранспорта - мастерские автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильные мойки», в соответствии с классификатором: «код 4.9.1. Объекты придорожного сервиса - Размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых); размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов придорожного сервиса; предоставление гостиничных услуг в качестве придорожного сервиса; размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса», земельного участка по переулку Ботеневский, 4 в Первомайском районе г. Ижевска.

ИП Шамсулина Э.А. вновь обратилась в Администрацию г. Ижевска с заявлением от 01.07.2016 (регистрация за № Ш-5928/01-35, том 1 л.д. 36) о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка: «Обслуживание автотранспорта — мастерские автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильные мойки», код 4.9.1. Объекты придорожного сервиса - размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей».

По вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка проведены публичные слушания на основании постановления Главы муниципального образования «Город Ижевск» от 10.08.2016 г. № 116 «О назначении и проведении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вил использования земельного участка с кадастровым номером 18:26:050689:90, расположенного по адресу: г. Ижевск, переулок Ботеневский, 4 в Первомайском районе» (том 1 л.д. 37).

Распоряжением Администрации Первомайского района города Ижевска от 22.09.2016 г. № 1306 (том 1 л.д. 38-39) утверждено заключение по результатам публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 18:26:050689:90, расположенного по адресу: г. Ижевск, переулок Ботеневский, 4 в Первомайском районе, в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ижевска «Обслуживание автотранспорта – мастерские автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильные мойки», код 4.9.1. Объекты придорожного сервиса – размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей».

Согласно указанному заключению предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 18:26:050689:90, расположенного по адресу: г. Ижевск, переулок Ботеневский, 4 в Первомайском районе, в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ижевска «Обслуживание автотранспорта - мастерские автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильные мойки», код 4.9.1. Объекты придорожного сервиса – размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей» - возможно.

На заседании Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска при рассмотрении вопросов о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков принято решение, оформленное протоколом № 32 от 27.10.2016 г. (том 2 л.д. 3-4): «Рекомендовать предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования (в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ижевска «Обслуживание автотранспорта - мае терские автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильные мойки», код 4.9.1. Объекты придорожного сервиса – размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей») земельного участка с кадастровым номером 18:26:050689:90, расположенного по адресу: г. Ижевск, переулок Ботеневский, 4 в Первомайском районе».

Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска поручено направить документы в Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики УР для принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в соответствии с постановлением Правительства УР № 583 от 29.12.2014.

Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики № 1059 от 25.11.2016 (том 1 л.д. 18) на основании заключения № 17 Комиссии по землепользованию и застройке Удмуртской Республики от 23.11.2016 г. пунктом 2 данного приказа отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ижевска «Обслуживание автотранспорта мастерские автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильные мойки», код 4.9.1. Объекты придорожного сервиса – размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей», земельного участка с кадастровым номером 18:26:050689:90, расположенного по адресу: г. Ижевск, переулок Ботеневский, 4 в Первомайском районе г. Ижевска.

Полагая, что приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики № 1059 от 25.11.2016 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, ИП Шамсулина Э.А. обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.

При разрешении спора суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания оспариваемого приказа незаконным и отказал в удовлетворении заявленного требования.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу доводы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с положениями статьи 198, статьи 200, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 36) закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Одним из принципов земельного законодательства является деление земель

по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых

в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч.2 настоящей статьи). Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч.3 настоящей статьи).

Согласно ч. 6 ст. 7 Градостроительного кодекса РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

Статьей 39 Градостроительного кодекса РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 настоящей статьи).

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 8 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

Частью 9 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Согласно ч. 12 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Аналогичные положения предусмотрены ст. 27 Правил землепользования и застройки города Ижевска, утвержденных Решением Городской думы г. Ижевска от 27.11.2007 № 344.

Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предпринимателю Шамсулиной Э. А. принадлежит на праве собственности нежилое двухэтажное здание общей площадью 531,8 кв.м. с кадастровым номером 18:26:050689:655, находящееся на земельном участке с кадастровым номером 18:26:050689:90 площадью 724 кв.м., расположенном по адресу: г. Ижевск, переулок Ботеневский, 4 в Первомайском районе, принадлежащим заявителю также на праве собственности.

Данный земельный участок расположен в территориальной зоне Д1-1 – зоне многофункциональной общественно-деловой застройки в структуре многоэтажной застройки, относится к категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: отдельно стоящие объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания общей площадью от 150 кв.м. до 1000 кв.м. и т.д. К условно разрешенным видам использования земельного участка в данной зоне относятся: комплексы аттракционов, аквапарки; объекты социального обеспечения; дома-интернаты для престарелых, инвалидов и детей, приюты, ночлежные дома, медвытрезвители; жилищно-эксплуатационные службы; мастерские автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильные мойки и т.д.

Вместе с тем, принадлежащий предпринимателю земельный участок с кадастровым № 18:26:050689:655 располагается в водоохраной зоне реки Иж, что подтверждается топографической съемкой в масштабе 1:1000, выданной Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска, а также фрагментом Карты функционального зонирования (Генеральный план г. Ижевска), фрагментом Генерального плана города Ижевска, утвержденного распоряжением Правительства УР от 30.12.2016 № 1837-р «О внесении изменений в Генеральный план города Ижевска, утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 06.06.2006 «Об утверждении генерального плана города Ижевска», ситуационным планом земельного участка в структуре сложившейся застройки в масштабе 1:10000.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В рассматриваемом случае предприниматель обратилась в Администрацию г. Ижевска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для строительства автомойки.

Однако, в силу подпункта 5 пункта 15 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещается размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, в том числе осуществление мойки транспортных средств.

Учитывая местоположение принадлежащего заявителю земельного участка, а именно его нахождение в водоохраной зоне реки Иж, и требования водного законодательства, запрещающий осуществление в водоохранной зоне производственной деятельности в виде мойки транспортных средств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о соответствии закону отказа Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка («обслуживание автотранспорта – мастерские автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильные мойки», код 4.9.1 «Объекты придорожного сервиса – размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей») с кадастровым номером 18:26:050689:90, расположенного по адресу: г. Ижевск, переулок Ботеневский, 4 в Первомайском районе, изложенный в п. 2 приказа Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики от 25.11.2016 № 1059.

Доводы заявителя о применении пункта 16 статьи 65 ВК РФ, допускающего эксплуатацию в границах водоохранных зон хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными как основанными на неверном толковании норм материального права.

Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что приложенные к заявлению от 01.07.2016 г. копии документов, а именно положительное экспертное заключение № 2410 от 20.07.2015 г. по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы по установлению соответствия техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам; акт о проведении приемочного гидравлического испытания колодцев на герметичность от 16.08.2014 г.; акт приемки устройства колодца и выгребной ямы от 13.08.2014 г.; договор на оказание услуг ассенизаторской машины по откачке септиков от 01.01.2016 г.; паспорт установки 4ФС-1.05.00.000 ПС на комплексную установку водооборотного снабжения очистки сточных вод; строительно-техническая экспертиза. Техническое заключение от 10.06.2016 г., не могут являться доказательством соблюдения водного законодательства, поскольку подпунктом 5 пункта 15 статьи 65 ВК РФ установлен прямой запрет на осуществление мойки транспортных средств в границах водоохранных зон.

Кроме того, суд апелляционной инстанции из анализа положений ст. 65 Водного кодекса РФ приходит к выводу о том, что п. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ применим в отношении хозяйственных объектов, деятельность которых в границах водоохранных зон не подпадает под запрет, установленный п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ.

Довод заявителя жалобы об отсутствии у Минстрой УР полномочий по принятию решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования «Город Ижевск» и территории Завьяловского района Удмуртской Республики, утвержденного постановлением УР от 29.12.2014 № 583, был предметом исследования суда первой инстанции и правомерно им отклонен со ссылками на положения п. 6.1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 2 Закона УР от 28.11.2014 № 69-РЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» и Положения о порядке осуществления уполномоченным исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики полномочий по принятию решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования «Город Ижевск» и территории Завьяловского района Удмуртской Республики, утвержденным Постановлением Правительства УР от 29.12.2014 № 583.

Апелляционный суд, поддерживая выводы суда по существу спора, считает, что судебный акт принят на основе правильного применения норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно отказано ИП Шамсулиной Э. А. в удовлетворении заявленного требования.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права, по сути, выражают несогласие с данными выводами. Однако апелляционным судом оснований для переоценки выводов суда не установлено.

Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

При данных обстоятельствах решение суда отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.

Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя (ст. 110 АПК РФ). Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражный суд Удмуртской Республики от 14 июля 2017 года по делу № А71-2539/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шамсулиной Эльмиры Альфиртовны – без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Шамсулиной Эльмире Альфиртовне (ИНН 183207772605, ОГРНИП 305183210200019) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 12.08.2017 (операция 120).

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Судьи

Е.М. Трефилова

Н.В. Варакса

Е.Ю. Муравьева