ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-1396/2015 от 02.04.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 6 /2015-АК

г. Пермь

06 апреля 2015 года                                                   Дело № А50-16572/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.,

судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,

при участии:

от заявителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская детская клиническая больница № 9 имени Пичугина Павла Ивановича» (ОГРН 1025900905777, ИНН 5904080552) – Воскресенских В.В., доверенность от 12.01.2015,

от заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680) – Седегова А.В., доверенность от 28.10.2014,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская детская клиническая больница № 9 имени Пичугина Павла Ивановича»

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 24 декабря 2014 года

по делу № А50-16572/2014

принятое судьей А.В. Дубовым

по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская детская клиническая больница № 9 имени Пичугина Павла Ивановича» (ОГРН 1025900905777, ИНН 5904080552)

к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680)

о признании ненормативного акта недействительным,

установил:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Городская детская клиническая больница № 9 имени Пичугина Павла Ивановича» ( далее - заявитель или учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения (требования) Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - заинтересованное лицо или фонд) о возврате в бюджет фонда денежных средств и уплате штрафа, оформленное актом № 72 проверки использования средств, полученных учреждением на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования от 14.05.2014г. (л.15 Акта, п.п.1, 1.1, 1.2)

Решением Арбитражного суда Пермского края от 24 декабря 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылается на то, что расходы на разработку проектной и сметной документации, приобретение кухонной и медицинской мебели, уплату пеней и штрафов по налогам, за счет средств ОМС произведены в строгом соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации; отсутствие порядка согласования с Министерством здравоохранения Пермского края не свидетельствует о нецелевом использовании, что подтверждается судебной практикой.

Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела,должностными лицами фонда в период с 15.04.2014г. по 14.05.2014г. проведена плановая проверка использования средств, полученных учреждением на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012г. по 31.12.2013г.

По результатам проверки составлен Акт проверки № 72 от 14.05.2014г. В ходе проверки выявлены факты использования заявителем средств ОМС не по целевому назначению в сумме 573992,21 рубля, в том числе за 2012 год в размере 101810,47 рублей и за 2013 в сумме 472181,74 рубль. В акте содержится требование о возврате указанных средств фонду и уплате штрафа в соответствии ч.9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ) в размере 57 399,22 рублей.

Считая требования фонда о возврате в бюджет фонда денежных средств и уплате штрафа, оформленного актом № 72 от 14.05.2014г., заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что средства обязательного медицинского страхования использовались заявителем не по целевому назначению, в связи с чем, оспариваемый ненормативный акт фонда является законным и обоснованным.

Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылается на то, что расходы на разработку проектной и сметной документации, приобретение кухонной и медицинской мебели, уплату пеней и штрафов по налогам, за счет средств ОМС произведены в строгом соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации; отсутствие порядка согласования с Министерством здравоохранения Пермского края не свидетельствует о нецелевом использовании, что подтверждается судебной практикой.

Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с частью 7 статьи 34 Федерального закона № 326-ФЗ, территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

Исходя из содержания части 11 статьи 40 названного Федерального закона территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями

Аналогичные права фонда содержит и Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Пермского края, утвержденное постановлением Правительства Пермского края от 29.07.2011 № 508-п.

Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73 утверждено Положение о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями.

Часть 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ устанавливает, что основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования является соответствующее требование территориального фонда.

 Приказом ТФОМС Пермского края № 98 от 06.03.2014 утверждена форма акта плановой (внеплановой, тематической, контрольной) проверки использования средств, полученных медицинской организацией на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Федеральным законом № 326-ФЗ (часть 27 Положения о контроле).

Из анализа указанных норм права, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате штрафа является для медицинской организации основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.

Исходя из ст. 10, 13 БК РФ бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.

Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ст. 47 БК РФ).

В силу статьи 289 БК РФ под нецелевым использованием средств бюджетов внебюджетных фондов понимается направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В соответствии со статьей 306.4 БК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно части 5 пункта 2 статьи 20 Федерального закона № 326-ФЗ, медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями осуществляет территориальный фонд ОМС (п. 7 ст. 34 Федерального закона № 326-ФЗ).

Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (пункт 6 статьи 14 Федерального закона № 326-ФЗ).

В соответствии со статьями 16,81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.10.2011г. № 856 и от 22.10.2012 № 1074 утверждены Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2012год, 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Названными постановлениями установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Судом первой инстанции  установлено, и из материалов дела следует,  что заявителем в 2012 году использованы средства ОМС по статье 290 «Прочие расходы» в сумме 101 810,47 на уплату пени и штрафов за несвоевременную уплату налогов и сборов.

Согласно пункту 7 раздела 1 Программы государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной Законом Пермского края от 21.12.2011 № 887-ПК расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, с Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2012 год, с Порядком определения расходов медицинских учреждений (организаций), работающих в системе обязательного медицинского страхования на территории Пермского края, подлежащих возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования, утвержденным Министерством здравоохранения Пермского края и ТФОМС Пермского края.

Пунктом 3.1. Соглашения об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2012 год, являющегося приложением № 2 к решению Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Пермского края от 31.01.2012, протокол № 1 предусмотрено, что за счет средств ОМС по статье 290 «Прочие расходы» не возмещаются расходы на уплату штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, расходы по оплате неустойки за нарушение договорных обязательств и других экономических санкций.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявителем в 2012 году направлены средства ОМС в сумме 10 810, 47 рублей на цели, не включенные в состав тарифа, поэтому фондом правомерно квалифицировано использование этих средств как нецелевое.

Также учреждением по статье 226 «Прочие услуги» направлены средства обязательного медицинского страхования на разработку ООО «ПрофПроект» проектной и сметной документации на капитальный ремонт стационара, расположенного по адресу: ул. Тимирязева, 57, г. Пермь, согласно договоров от 04.07.2013 №№ 45-1/13, 45-2/13, 45-3/13, от 08.04.2013 № 888/17 на общую сумму 297 493 руб. 04 коп. без согласования с Министерством здравоохранения Пермского края.

Согласно разделу 1 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Пермского края медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной Законом Пермского края от 25.12.2012 № 143-ПК расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Тарифным соглашением на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, с Порядком определения подлежащих возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования расходов медицинских организаций, включенных е реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Пермского края, утвержденным Министерством здравоохранения Пермского края и ТФОМС Пермского края от 22.03.2012.

Частью 3 Тарифного соглашения oт 31.01.2013 на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, являющегося приложением № 3 к решению Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Пермского края от 31.01.2013, протокол № 12, определены затраты, включаемые в тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и возмещаемые за счет средств обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 3.1. Тарифного соглашения на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов в тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в части содержания медицинской организации по статье 226 «Прочие услуги» включаются экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы МО на выполнение работ, оказание услуг, необходимых МО для выполнения территориальной программы обязательного медицинского страхования, не отнесенных на подстатьи 221-225 (в том числе расходы МО по возмещению комиссионных вознаграждений банкам за осуществление операций со средствами обязательного медицинского страхования), и расходы на оплату программного обеспечения в целях обеспечения собственных нужд МО для выполнения территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с действующей классификацией операций сектора государственного управления, за исключением расходов, связанных с разработкой проектной и сметной документации для проведения капитального ремонта. Указанные выше договоры для признания расходов по ним экономически обоснованными должны содержать конкретный перечень услуг, а расходы по ним должны производиться исключительно при условии внесения указанных расходов в план финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации, утвержденный в установленном порядке.

Согласно Тарифному соглашению на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов расходы по оплате договоров на разработку проектной и сметной документации для проведения необходимого для выполнения территориальной программы обязательного медицинского страхования капитального ремонта включены в состав тарифа на оплату медицинской помощи, учитывающий дополнительные расходы сверх базовой программы обязательного медицинского страхования и должны быть согласованы в порядке, установленном Приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 08.05.2013г. № СЭД-34-01-06-248.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в нарушение приведенных положений заявителем средства ОМС в размере 297 493 руб. 04 коп. использованы на разработку проектной и сметной документации на капитальный ремонт без согласования с Министерством здравоохранения Пермского края.

В соответствии с пунктом 3.1. Тарифного соглашения на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов в тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в части содержания медицинской организации (по отделениям, финансируемым за счет средств ОМС) по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» включаются расходы по оплате контрактов, договоров на приобретение оборудования, в том числе не медицинского стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 № 1 и Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года № 359. При этом, за счет средств обязательного медицинского страхования не возмещаются расходы медицинской организации по оплате контрактов, договоров на приобретение мебели, в том числе медицинской, кухонной мебели, прочих объектов основных средств, учитываемых медицинским учреждением и не относящихся к оборудованию; по оплате контрактов, договоров на приобретение кондиционеров, холодильников, электрообогревательных приборов, приборов для приготовления пищи, стиральных машин; на приобретение текстильных, швейных изделий (шторы, тюль) жалюзи и другие предметы хозяйственного назначения.

В нарушение указанных положений учреждением средства обязательного медицинского страхования направлены на приобретение медицинской, кухонной мебели, и других предметов хозяйственного назначения, указанных в Акте, на общую сумму 174 688,70 рублей.

Следовательно, судом первой инстанции верно указано, что в 2013 году заявителем средства обязательного медицинского страхования в сумме 472 181 руб. 74 коп. использованы также не по целевому назначению.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что расходы на разработку проектной и сметной документации, оборудования за счет средств ОМС произведены в строгом соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации, отклоняется, поскольку как верно указал суд первой инстанции включение заявителем в План финансово- хозяйственной деятельности расходов, само по себе не определяет право медицинской организации произвести данные расходы без соблюдения установленного пунктами 3.1 и 3.6  Тарифного соглашения на 2013 год и плановый период 2014 и 2015г. и  пунктами 1.2, 1.5, 2.1, 2.2  Порядка осуществления дополнительных расходов сверх базовой программы обязательного медицинского страхования и расходов остатков средств обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 08.05.2013г. № СЭД-34-01-06-248.

Так,  в пункте 2.1 Тарифного соглашения  указано, что в состав тарифа на оплату медицинской помощи, учитывающей дополнительные расходы сверх базовой программы обязательного медицинского страхования входят, в том числе, расходы на разработку проектно-сметной документации, необходимой для проведения капитального ремонта, на приобретение медицинской мебели, предметов хозяйственного назначения. Указанные расходы могут производиться в порядке, установленном Министерством здравоохранения Пермского края.

Согласно пунктам 2.1. и  2.2.  Порядка  осуществления дополнительных расходов -  спорные расходы по настоящему делу могли быть осуществлены  по согласованию с Министерством здравоохранения Пермского края  в  установленном порядке - подача заявки, наличие предусмотренных расходов на выполнение мероприятий, указанных в пункте 1.2 Порядка (разработка проектно-сметной документации, необходимой для проведения капитального ремонта, приобретение медицинской мебели, хозяйственного инвентаря) в плане финансово-хозяйственной деятельности; наличие утвержденного тарифа на оплату медицинской помощи, учитывающего дополнительные расходы сверх базовой Программы ОМС.

Учитывая, что в структуру тарифа в установленном Министерством здравоохранения Пермского края порядке (Порядок осуществления дополнительных расходов) не были включены расходы, связанные с разработкой проектной и сметной документации для проведения капитального ремонта, приобретение медицинской мебели, хозяйственного инвентаря, то заявитель необоснованно включил в расходную часть Плана финансово-хозяйственной деятельности спорные расходы.

Ссылка заявителя жалобы на  судебную практику по делам № 17АП-781/2014, № 17АП-6057/2014, отклоняется, поскольку  расходы по этим конкретным  делам осуществлялись до разработки вышеуказанного Порядка согласования дополнительных расходов.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями  176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

        Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 декабря 2014 года по делу № А50-16572/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Н.М.Савельева

Судьи

В.Г.Голубцов

Г.Н.Гулякова