ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 85 /2023-ГК
г. Пермь
05 марта 2024 года Дело № А50-7470/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Лесковец О.В., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хасаншиной Э.Г.,
при участии:
от истца – ФИО1, представитель по доверенности, служебное удостоверение, диплом;
от ответчика – ФИО2, представитель по доверенности, паспорт, ФИО3, представитель по доверенности, паспорт, диплом;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Департамента имущественных отношений администрации города Перми ,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 27 октября 2023 года
по делу № А50-7470/2022
по иску Департамента имущественных отношений администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к публичному акционерному обществу «Россети Урал» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
третьи лица: муниципальное предприятие «Пермводоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>), государственное бюджетное учреждение Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (ОГРН <***>, ИНН <***>),
о признании отсутствующим права собственности,
установил:
Департамент имущественных отношений администрации города Перми (далее – департамент, ДИО, истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (после переименования – ПАО «Россети Урал», далее – общество, ПАО «Россети Урал», ответчик) о признании отсутствующим права собственности ответчика на следующее имущество (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ):
- кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ на участке от ТП-5073 до ул. Петропавловской, 37, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:0000000:47734;
- кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ на участке от ТП-5076 до ул. Крисанова, 26а, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:0000000:77478;
- кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ на участке от ТП-5151 до ул. Пушкина, 108а, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:4410192:10;
- кабельные линии электропередачи КЛ 6 кВ на участке от ТП-5084 до муфты, расположенной в точке с координатами 518301,70 2231818,84 МСК-59, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:0000000:47734;
- кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ на участке от ТП-5084 до ул. Сибирской, 11 и от ТП-5084 до ул. Сибирской, 9, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:0000000:47734;
- кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ на участке от ТП-5100 до ул. Екатерининской, 174, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:0000000:77478;
- кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ на участке от ТП-5134 до ул. Луначарского, 21, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:0000000:77467;
- кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ на участках от ТП-5147 до ул. Екатерининской, 166 и перемычки от точки с координатами 517354,85 2230788,06 МСК-59 до точки с координатами 517332,23 2230718,24 МСК-59, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:0000000:77478;
- кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ на участке от ТП-5073 до ул. Газеты Звезда, 9, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:0000000:47734;
- кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ на участке от ТП-6010 до пр. Комсомольский, 31а, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:4410569:912;
- кабельные линии электропередачи КЛ 6 кВ 5233-5279, 5102-5279, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:0000000:77478;
- кабельные линии электропередачи КЛ 6 кВ ТП-5268 – ТП-5279, входящие в объект с кадастровым номером 59:01:0000000:48616;
- здание трансформаторной подстанции ТП/6/0,4 кВ ТП-5084, входящее в объект с кадастровым номером № 59:01:0000000:47734.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное предприятие «Пермводоканал», государственное бюджетное учреждение Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.
По делу проведена судебная экспертиза по вопросам установления идентичности объектов.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27 октября 2023 года в удовлетворении иска отказано.
Департамент с решением суда первой инстанции не согласен, обжаловал его в апелляционной порядке, в жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что не согласен с выводом суда о том, что спорные объекты изначально не относились к объектам инженерной инфраструктуры городов, являлись объектами электроэнергетики; что выводы суда являются противоречивыми, поскольку суд исходил из того, что факт полного совпадения объектов истца и ответчика не доказан, но сопоставил основания и правомерность возникновения права собственности сторон на спорные объекты; что спорные сооружения отнесены к объектам инженерной инфраструктуры городов, и право собственности муниципалитета на спорные объекты возникло при разграничении государственной собственности на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1; что представленные ответчиком документы возникновение права собственности в процессе приватизации не подтверждают; что распоряжения КУГИ администрации Пермской области от 19.06.2001 № 378-р, от 13.08.2021 № 556-р не могут изменять состав уставного капитала при приватизации предприятия в 1992 году; что право собственности муниципалитета подтверждается представленными документами, в том числе решениями о передаче имущества из федеральной в муниципальную собственность, документами о строительстве новых объектов, решениями судов о признании права собственности на бесхозяйное имущество; что срок исковой давности истцом не пропущен; что владение истцом спорными объектами подтверждается, в том числе договорами аренды и на обеспечение технической эксплуатации.
Общество представило письменный отзыв на апелляционную жалобу с возражениями относительно ее удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2024 судебное разбирательство отложено.
Определением от 20.02.2024 в порядке пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ сформирован состав суда: председательствующий Семенов В.В., судьи Лесковец О.В., Полякова М.А.
Сторонами представлены дополнительные документы и пояснения по вопросам возникновения прав на спорные объекты.
В судебном заседании представитель истца на доводах апелляционной жалобы настаивал, представители ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 5 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ранее и далее – АПК РФ).
За муниципальным образованием «город Пермь» на праве собственности и за муниципальным предприятием «Пермводоканал» на праве хозяйственного ведения зарегистрировано недвижимое имущество – сооружение: электросетевой комплекс (ЭКС) «Ленинский район» с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, кадастровый номер № 59:01:0000000:51576, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09.02.2022 № КУВИ-001/202218108628.
Описание электросетевого комплекса предприятия (перечень объектов в составе электросетевого комплекса предприятия) приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) «Ленинский район» с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, составленном по состоянию на август 2012 года государственным унитарным предприятием «Центр технической инвентаризации Пермского края».
Согласно заключению кадастрового инженера ООО «Техкадастргеодезия» ФИО4 от 11.10.2021 следующие объекты, входящие в состав электросетевого комплекса предприятия, совпадают (накладываются) по конфигурации с(на) объектами(ы), которые зарегистрированы в ЕГРН за обществом:
- кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5075 до ж.д. по ул. Петропавловской, 37 (объект предприятия) с кабельными линиями электропередачи КЛ 0,4 KB от ТП-5073, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) Подстанция 35/6 кВ «Набережная» с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, кадастровый номер № 59:01:0000000:47734 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) Подстанция 35/6 кВ «Набережная» с линиямиэлектропередачи и трансформаторными подстанциями, составленном по состоянию на 30.06.2013 государственным унитарным предприятием «Центр технической инвентаризации Пермского края» (стр. 4-5 заключения);
- кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5076 до ж.д. по ул. Крисанова, 26а (объект предприятия) с кабельными линиями электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5076, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) Подстанция 5/6кВ «Центральная» с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами, кадастровый номер № 59:01:0000000:77478 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) Подстанция 35/6кВ «Центральная» с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами, составленном по состоянию на 01.07.2013 государственным унитарным предприятием «Центр технической инвентаризации Пермского края» (стр. 5-6 заключения);
- кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5151 до здания по ул. Пушкина, 108а (объект предприятия) с кабельными линиями электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5151, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) Подстанция 35/6кВ «Дзержинская» с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, кадастровый номер № 59:01:4410192:10 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) Подстанция 35/6кВ «Дзержинская» с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, составленном по состоянию на 03.06.2013 государственным унитарным предприятием «Центр технической инвентаризации Пермского края» (стр. 6 заключения);
- кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ по ул. Советская, 33 (объект предприятия) с кабельными линиями электропередачи КЛ 0,4 кВ и воздушные линии электропередачи ВЛ 0,4 кВ от ТП-5084, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) Подстанция 35/6 кВ «Набережная» с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, кадастровый номер № 59:01:0000000:47734 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) Подстанция 35/6 кВ «Набережная» с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, составленном по состоянию на 30.06.2013 государственным унитарным предприятием «Центр технической инвентаризации Пермского края» (стр. 6-7 заключения);
- кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5100 до здания по ул. Екатерининская, 174 (объект предприятия) с кабельными линиями электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5100, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) Подстанция 35/6кВ «Центральная» с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами, кадастровый номер № 59:01:0000000:77478 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) Подстанция 35/6кВ «Центральная» с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами, составленном по состоянию на 01.07.2013 государственным унитарным предприятием «Центр технической инвентаризации Пермского края» (стр. 7-8 заключения);
- кабельные линии электропередачи КЛ 6 кВ от ТП-5057 и ТП-5053 до ТП-5084 по ул. Советская, 33 (объект предприятия) с кабельными линиями электропередачи КЛ 6кВ ф. ФИО5, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) Подстанция 35/6 кВ «Набережная» с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, кадастровый номер № 59:01:0000000:47734 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) Подстанция 35/6 кВ «Набережная» с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, составленном по состоянию на 30.06.2013 государственным унитарным предприятием «Центр технической инвентаризации Пермского края» (стр. 8 заключения);
- кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5134 до ж.д. по ул. Луначарского, 21 (объект предприятия) с кабельными линиями электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5134, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) Подстанция 35/6кВ «Егошихинская» с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами, кадастровый номер № 59:01:0000000:77467 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) Подстанция 35/6кВ «Егошихинская» с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами, составленном по состоянию на 01.07.2013 государственным унитарным предприятием «Центр технической инвентаризации Пермского края» (стр. 8-9 заключения);
- кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5147 до ж.д. по ул. Екатерининская, 166 (объект предприятия) с кабельными линиями электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5147, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) Подстанция 35/6кВ «Центральная» с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами, кадастровый номер № 59:01:0000000:77478 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) Подстанция 35/6кВ «Центральная» с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами, составленном по состоянию на 01.07.2013 государственным унитарным предприятием «Центр технической инвентаризации Пермского края» (стр. 9-10 заключения);
- кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-5075 ж.д. по ул. Газеты Звезда, 9 (объект предприятия) с кабельными линиями электропередачи 0,4 кВ от ТП-5073, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) Подстанция 35/6 кВ «Набережная» с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, кадастровый номер № 59:01:0000000:47734 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) Подстанция 35/6 кВ «Набережная» с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, составленном по состоянию на 30.06.2013 государственным унитарным предприятием «Центр технической инвентаризации Пермского края» (стр. 10 заключения);
- здание трансформаторной подстанции № 5084 по ул. Советская, 33 (объект предприятия) с трансформаторной подстанцией ТП 6/0,4 кВ ТП-5084, которая входят в электросетевой комплекс (ЭСК) Подстанция 35/6 кВ «Набережная» с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, кадастровый номер № 59:01:0000000:47734 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) Подстанция 35/6 кВ «Набережная» с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, составленном по состоянию на 30.06.2013 государственным унитарным предприятием «Центр технической инвентаризации Пермского края» (стр. 10-11 заключения).
Кроме того, за муниципальным образованием "город Пермь" на праве собственности и за предприятием на праве хозяйственного ведения зарегистрировано недвижимое имущество – сооружение: кабельная линия 0,4 кВ, протяженностью 26 метров, от здания ТП 6010, конец - жилой дом по Комсомольскому проспекту 31а, кадастровый номер № 59:01:0000000:10152, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09.02.2022 № КУВИ-001/2022-18067818. Описание указанного недвижимого имущества приведено в техническом паспорте по состоянию на 26.08.2009 ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиал по Пермскому краю.
Согласно заключению кадастрового инженера указанный объект совпадает (накладывается) по конфигурации с(на) объектом(т), который зарегистрирован в ЕГРН за обществом – кабельные линии электропередачи КЛ 0,4 кВ от ТП-6010, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) Подстанция 35/6 кВ «Кристалл» с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, кадастровый номер № 59:01:4410569:912 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) Подстанция 35/6 кВ «Кристалл» с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями, составленном по состоянию на 01.07.2013 государственным унитарным предприятием «Центр технической инвентаризации Пермского края» (стр. 12 заключения).
Кроме того, за муниципальным образованием "город Пермь" на праве собственности и за предприятием на праве хозяйственного ведения зарегистрировано недвижимое имущество – сооружение: кабельная линия электропередачи 6 кВ, протяженностью 948 метров, по ул. Попова, 21, 23, кадастровый номер № 59:01:4410103:996, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09.02.2022 № КУВИ-001/2022-18067888. Описание указанного недвижимого имущества приведено в техническом паспорте на кабельную линию электропередачи 6 кВ по ул. Попова, 21, 23, составленном по состоянию на 02.10.2003 муниципальным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации города Перми».
Согласно заключению указанный объект совпадает (накладывается) по конфигурации с(на) объектом(т), который зарегистрирован в ЕГРН за обществом: кабельные линии электропередачи КЛ 6 кВ от 5233-5279, 5102-5279, которые входят в электросетевой комплекс (ЭСК) Подстанция 35/6кВ «Центральная» с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами, кадастровый номер № 59:01:0000000:77478 (объект общества), описание которого приведено в техническом паспорте электросетевого комплекса (ЭСК) Подстанция 35/6кВ «Центральная» с линиями электропередачи, трансформаторными подстанциями и распределительными пунктами, составленным по состоянию на 01.07.2013 государственным унитарным предприятием «Центр технической инвентаризации Пермского края» (стр. 12-13 заключения).
Считая, что право собственности на объекты муниципальной собственности необоснованно зарегистрировано также за ответчиком, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о признании права собственности ответчика отсутствующим.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался нормами глав 20, 12 ГК РФ, Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее – Постановление ВС РФ № 3020-1), разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее – Постановление Пленума № 10/22) и исходил из того, что истцом не доказано наличие совокупности обстоятельств для признания права ответчика на спорные объекты отсутствующим, поскольку воздушные и кабельные линии являются составной частью неделимых объектов электросетевых комплексов сооружения, приобретены в порядке приватизации государственного имущества, находятся во владении ответчика, который несет затраты на их содержание; что истцом пропущен срок исковой давности для предъявления настоящего иска, учитывая осведомленность истца о включении имущества в план приватизации и регистрации права собственности ответчика.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы и возражения апелляционной жалобы истца, отзыва ответчика на нее, письменных пояснений сторон, заслушав устные объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.04.2009 № 15148/08).
Пунктом 52 Постановления Пленума № 10/22 разъяснено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018), требование о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим может быть удовлетворено, если оно заявлено владеющим собственником в отношении не владеющего имуществом лица, право которого на это имущество было зарегистрировано незаконно, и данная регистрация нарушает право собственника, которое не может быть защищено предъявлением иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Истец полагает право на спорные сооружения возникшим в результате разграничения государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность.
Пунктом 2 Постановления ВС РФ № 3020-1 предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). К указанным объектам отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Ответчик ссылается на приобретение спорных сооружений в результате приватизации.
В соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В абзаце пятом пункта 11 Постановление Пленума № 10/22 разъяснено, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Указом Президента РФ от 01.07.1992 № 721 утверждено Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа. Указанное положение определяет порядок коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений, правовой статус которых ранее не был приведен в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также их структурных подразделений.
В Указе Президента РФ от 14.08.1992 № 922 закреплено, что преобразование предприятий, объединений, организаций, входящих в топливно-энергетический комплекс, в акционерные общества и их приватизация осуществляются в порядке, установленном специальными указами Президента Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 15.08.1992 № 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" утвержден перечень объединений, предприятий и организаций, преобразуемых в акционерные общества, акции которых вносятся в уставный фонд Российского акционерного общества. В указанный перечень было включено Пермское производственное объединение энергетики и электрификации "Пермэнерго" (№ 51 приложения к Указу).
Поскольку правопредшественник ответчика создан в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 03.07.1991 № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" в процессе приватизации, на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации Пермской области от 15.12.1992 № 792-и, спорное имущество внесено в уставный капитал согласно плану приватизации, состав и стоимость вошедшего в уставный капитал имущества отражена в акте оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств по состоянию на 01.07.1992, перечень имущества уточнен распоряжениями Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Пермской области от 19.06.2001 № 378-р, от 13.08.2001 № 556-р, ответчик с даты его государственной регистрации в качестве юридического лица стал собственником спорного имущества.
Ответчиком приведены доказательства регистрации прав на спорные сооружения в составе электросетевых комплексов, расположенных на территории Ленинского района города Перми:
- ЭСК Подстанция 35/6 кВ «Егошихинская» с кадастровым номером 59:01:0000000:77467,
- ЭСК Подстанция 35/6 кВ «Набережная» с кадастровым номером 59:01:0000000:47734,
- ЭСК Подстанция 35/6 кВ «Кристалл» с кадастровым номером 59:01:4410569:912,
- ЭСК Подстанция 35/6 кВ «Дзержинская» с кадастровым номером 59:01:4410192:10,
- ЭСК Подстанция 35/6 кВ «Центральная» с кадастровым номером 59:01:0000000:77478.
Ссылки апеллянта на решение Пермской городской Думы от 01.10.2002 № 110, постановление администрации города Перми от 09.11.2005 № 2644 правомерно отклонены судом также потому, что перечень сетей не позволяет сделать вывод об идентичности объектов, в частности судом выявлено несовпадение описания (литеры по техническому паспорту) и года ввода объекта в эксплуатацию.
Решения судов 2014 года о признании сооружений бесхозяйными подтверждением возникновения права муниципалитета в данном случае не являются, поскольку судебные акты вынесены без привлечения ответчика к участию в деле в качестве заинтересованного лица, без исследования оснований возникновения прав на объекты, без учета регистрации ранее права собственности ответчика на спорные объекты в составе электросетевых комплексов. Следует также отметить, что по данным объектам судом выявлено несовпадение года ввода объекта в эксплуатацию.
Проведение реконструкции здания существующей трансформаторной подстанции ТП-5084 прекращения права собственности ответчика и возникновения права собственности истца не влечет.
Истцом не доказано фактическое владение спорным имуществом, поскольку договоры аренды от 01.06.2006, от 22.06.2015, от 30.12.2016, договор на содержание от 23.12.2011 не позволяют идентифицировать имущество. Кроме того, в отличие от ответчика истцом не представлено доказательств фактического обслуживания спорных объектов – проведения осмотров, осуществления ремонтов и/или др., несения расходов на содержание имущества, получения доходов от его использования.
Невозможность идентификации имущества истца и ответчика с целью установления идентичности подтверждена заключением эксперта. Судом в целях разрешения настоящего спора назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью Многопрофильное предприятие «Кубань-ГеоТехцентр» ФИО6. Перед экспертом судом были поставлены следующие вопросы о том, совпадает ли местоположение объектов недвижимости МО «город Пермь» и объектов недвижимости ОАО «МРСК Урала» исходя из материалов судебного дела и заявленных в иске объектов; являются ли объекты МО «Город Пермь» и ОАО «МРСК Урала» одними и теми же объектами.
Согласно выводам эксперта часть объектов истца и ответчика по описанию местоположения и точек координат совпадают, по большей части объектов определить, являются ли объекты МО «город Пермь» и ПАО «Россети Урал» одними и теми же объектами, невозможно. При этом эксперт в описательной части заключения указал, что специальное оборудование и измерительные приборы при проведении экспертизы не использовались, ввиду отсутствия в этом необходимости. Исследование объектов осуществлялось камерально, на основании документов судебного дела. Предметом экспертизы являются объекты недвижимого имущества – сооружения и здания, являющиеся составными частями совокупности объектов, используемых для предоставления услуг по передаче электрической энергии - электросетевых комплексов. Для проведения экспертизы использованы документы судебного дела, содержащие техническое описание предмета экспертизы – предоставленные сторонами дела технические паспорта на спорные объекты, являющиеся результатом проведенной технической инвентаризации объектов; выписки из Единого государственного реестра недвижимости на спорные объекты и заключение кадастрового инженера ФИО4, включенное в исковое заявление истца. Экспертом установлено, что ответчиком к материалам дела приложены выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости. Предметом каждой из выписок является объект ответчика, внесенный и поименованный в ЕГРН как электросетевой комплекс (ЭСК), в состав которого входят, вместе или по отдельности, сооружения - воздушные и кабельные линии электропередачи, распределительные устройства, и здания - трансформаторные подстанции и распределительные пункты. Кабельные линии электропередачи, согласно техническим паспортам на электросетевые комплексы, размещены в грунте, то есть являются подземными объектами. Законодательство, действовавшее в момент постановки на государственный кадастровый учет объектов ответчика (2012-2014 годы), не содержало положений о возможности внесения сведений о координатах характерных точек подземных частей (контуров) объектов недвижимости в государственный кадастр недвижимости. С вступлением в силу с 01.01.2017 Федерального закона от 13.07.2015№ 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" такая возможность была законодательно закреплена. Государственный кадастровый учет объектов недвижимости, в том числе уточнение характеристик объекта - сведений о его местоположении на земельном участке (координат характерных точек), носит заявительный характер. Необходимым документом для кадастрового учета является технический план. Выписки на объекты ответчика представлены в электронном виде в формате XML и содержат сведения о координатах характерных точек объектов, в том числе подземных контуров, имеющиеся в ЕГРН на дату составления выписки. Согласно Правилам устройства электроустановок (пункт 2.3.86) при параллельной прокладке кабельных линий расстояние по горизонтали в свету между кабелями должно быть не менее 100 мм, между силовыми кабелями до 10 кВ, а также между ними и контрольными кабелями. При ширине полосы на местности 2 метра и расстоянии между кабелями 100 мм, в полосе возможно разместить 20 кабельных линий (2000 мм / 100 мм). Таким образом, местоположение одной линии на чертеже (плане) может соответствовать нескольким линиям кабелей на местности. Верно и обратное – несколько различных линий кабелей, при определенном масштабе чертежа, будут показаны одной линией на чертеже. При этом такие кабели могут иметь различные точки присоединения электроустановок потребителя и различные точки подключения одной электрической сети к другой. Также владельцами таких объектов могут быть различные хозяйствующие субъекты. Использование метода аналитического моделирования, применяемого в случае отсутствия координат спорного объекта в документах хотя бы одной из сторон дела, позволяет получить определенный ответ на вопрос о совпадении местоположения объектов недвижимости. Для выяснения обстоятельств - являются ли объекты истца и ответчика одними и теми же объектами, точности полученного результата недостаточно при исследовании имеющихся в материалах дела документах. Экспертом запрашивались дополнительные документы, позволяющие повысить точность результатов исследования, в частности материалы геодезической исполнительной документации на объекты. Из полученных ответов следует, что такие документы в распоряжении сторон дела отсутствуют.
Поскольку предъявляя рассматриваемый иск, истец должен был доказать, что право собственности на спорный объект возникло у него по основаниям, предусмотренным законом, иными нормативными правовыми актами, в предмет доказывания по данному иску входит не только установление оснований возникновения права собственности истца на индивидуально-определенную вещь, предусмотренных гражданским законодательством, но и фактическое владение истцом спорным имуществом, между тем, истец не доказал как основание возникновения права, так и владение спорным имуществом, ответчик, напротив, представил доказательства передачи имущества уполномоченным представителем собственника в уставный капитал акционерного общества при приватизации, из владения ответчика имущество не выбывало, именно ответчик несет расходы на содержание имущества, суд правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленного иска.
Выводы суда являются правильными, соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2023 № 306-ЭС23-12689 по делу № А57-15452/2021.
Оснований полагать, что судом неверно применен срок исковой давности, не имеется, поскольку течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРН, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ, что разъяснено в пункте 57 Постановления Пленума № 10/22.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения, и отклоняются по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение арбитражного суда изменению или отмене не подлежит.
Истец от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы освобожден (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 33.337 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 октября 2023 года по делу № А50-7470/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий | В.В. Семенов | |
Судьи | О.В. Лесковец | |
М.А. Полякова |