ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 27 /2021-ГК
г. Пермь
13 января 2022 года Дело № А71-4511/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 января 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поляковой М.А.,
судей Гуляевой Е.И., Дружининой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мухаметовой Д.Р.,
при неявке лиц, участвующих в деле
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Садово-дачного некоммерческого товарищества «Пригородный»,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 августа 2021 года по делу № А71-4511/2021
по заявлению Садово-дачного некоммерческого товарищества «Пригородный», (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике,
третьи лица: Муниципальное казенное учреждение города Ижевска «Служба Городского Строительства (ИНН <***>, ОГРН <***>), администрация муниципального образования «Город Ижевск»,
о признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике по постановке на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка,
установил:
садово-дачное некоммерческое товарищество «Пригородный», г. Ижевск (далее – заявитель, СДНТ «Пригородный») обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике по постановке на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:14521 по заявлению МКУ «Горстроя» от 20.01.2021 г., по регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:14521 за Муниципальным казенным учреждением города Ижевска «Служба Городского Строительства, г. Ижевск (ИНН <***>) от 09.02.2021 года №18/072/2021-1 и по внесению сведений об уточнении границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:14521 в координатах указанных в выписке ЕГРН объекта недвижимости от 30.03.2021 года №КУВИ-002/2021-28886274 9 (с учетом уточнении предмета заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель, СДНТ «Пригородный» обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несогласие с выводом суда о недоказанности факта нарушения обжалуемыми действиями прав и законных интересов заявителя, полагая, что судом не полно, не всесторонне и не объективно оценены все доказательства, имеющиеся в материалах дела. Апеллянт считает необоснованными выводы суда о законности действий регистратора, указывает на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие установленных судом фактов материалам дел. В частности указывает, что не представлено доказательств того, что земельный участок стоял на балансе какой либо организации, проходил техническую инвентаризацию, имел определенные границы, был огорожен, использовался, находился во владении и пользовании, кем-либо уплачивались налоги; сведения о присвоении указанному земельному участку условного номера в период до 09.02.2021 в материалах дела отсутствуют. По мнению апеллянта, постановкой на кадастровый учет и регистрацией права бессрочного пользования МКУ Горстрой в отношении спорного земельного участка, который частично накладывается на испрашиваемый заявителем земельный участок, нарушаются права заявителя. В связи с обременением земельного участка правами третьих лиц заявителю было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, который обжалован в рамках дела № А71-2763/2020. Фактически апеллянт оспаривает право МКУ «Горстрой» в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:14521, так как государственный акт на право пользования землей от 28.06.1978 №957999 выдан «Отделу капитального строительства Ижевского горсовета г. Ижевска Удмуртской республики», заявление на кадастровый учет подается представителем МКУ Горстрой, документы подтверждающие проверку соответствующих прав у заявителя в материалах дела отсутствуют, отсутствуют документы, подтверждающие правопреемственность от отдела капитального строительства Ижевского горсовета, касающегося вопросов единой хозяйственной деятельности, отсутствуют документы подтверждающие получение и передачу Государственного Акта от 28.06.1978 3 A-I№957999, у всех организаций от ОКС горсовета до МКУ Горстроя, не доказано, что Управление капитального строительства Администрации города Ижевска ранее было Управлением капитального строительства Ижевского горсовета, документы, подтверждающие правопреемственность Муниципального казенного учреждения города Ижевска «Служба Городского Строительства, г. Ижевск» из Управления капитального строительства Ижевского горсовета в материалы дела не представлены. Отмечает, что на дату выдачи Акта (1978 г.) испрашиваемый земельный участок располагался на землях лесного фонда и в соответствии со статьей 13 Земельного Кодекса РСФСР от 1970 года, отвод земли должен был осуществляться по решению Совета Министров РСФСР, полномочий отводить земельные участки лесного фонда у Исполнительного комитета Ижевского городского Совета депутатов трудящихся на момент подписания Акта не имелось, выдача Акта данным органом должна считаться превышением полномочий, что влечет само собой ничтожность Акта. По мнению апеллянта, судом не дана оценка заключению специалиста ООО «Институт Удмуртгражданпроект», содержащему вывод, о том, что в представленных документах и в Государственном Акте от 28.06.1978 A-I№957999 отсутствуют сведения о местоположении границы земельного участка: список координат, обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, а также отсутствуют документы, определявшие местоположение границ земельного участка при его образовании (проект землеустройства отсутствует), что не позволяет подтвердить фактическое местоположение границ данного земельного участка на местности и сверить наложение его на вновь образуемый земельный участок истребуемый СДНТ «Пригородный». Обращает внимание, что заявитель неоднократно заявлял о необходимости назначения судебной правовой и землеустроительной экспертизы. Кроме того, отмечает, что не дана оценка доводам заявителя о несоответствии подлинника Государственного Акта от 28.06.1978 A-I№957999 положениям Инструкция «О порядке составления выдачи (замены) и хранения государственных Актов на право пользование землей», утвержденной Распоряжением Совета Министров СССР от 26 марта 1975 г. N657р, а также п.3.4 данной Инструкции, так как Распоряжением Совета Министров Удмуртской АССР от 05 апреля 1989 года №222-р Отдел капитального строительства Ижевского горсовета переименовало в Управление капитального строительства Ижевского горсовета в связи с укрупнением организации, однако решения о замене государственного Акта в материалах дела отсутствуют. По мнению апеллянта, ответчиком в материалы дела не представлено ни одного доказательства подтверждающего законность оспариваемых действий.
До начала судебного разбирательства от заинтересованного лица, а также третьих лиц Муниципального казенного учреждения г.Ижевска «Служба Городского Строительства», администрации муниципального образования «Город Ижевск», поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, согласно которым заинтересованное лицо и третьи лица полагают судебный акт законным и обоснованным, просят отказать в удовлетворении жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель в обоснование требований ссылался на следующие обстоятельства.
В производстве Арбитражного суда Удмуртской Республики находится дело №А71-2763/2020 по исковому заявлению СДНТ «Пригородный» к Администрация муниципального образования "Город Ижевск" о признании незаконным отказа СДНТ «Пригородный» в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В ходе судебного производства заявителю стало известно, что Управление Росреестра по УР поставило на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 18:26:000000:14521, в границах трех территориальных зон: зоны садоводств и дачных участков (СЗ-2), в рекрационно-парковой зоне (Р6), и зоны прибрежной полосы Ижевского водохранилища, которые определены в Правилах землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской Думы города Ижевска от 27.11.207 г. №344.
Как следует из материалов дела, по данным Единого государственного реестра недвижимости 25.01.2021 на основании заявления Муниципального казенного учреждения города Ижевска «Служба городского строительства» внесены сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 18:26:000000:14521, категория «Земли населенных пунктов», разрешенное использование « Для строительства», декларированная площадь 352000 кв.м.
09.02.2021 осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования Муниципального казенного учреждения города Ижевска «Служба городского строительства» на земельный участок кадастровым номером 18:26:000000:14521 на основании государственного акта право пользования землей от 28.06.1978 № 957999.
09.03.2021 на основании заявления администрации муниципального образования «Город Ижевск», в ЕГРН внесены сведения об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:14521 на «Специальное пользование водными объектами (код 11.2) - Использование земельных участков, примыкающих к водным объектам способами, необходимыми для специального водопользования (проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов)». К заявлению было приложено постановление администрации г. Ижевска от 03.03.2021 № «Об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:14521.
17.03.2021 на основании заявления администрации муниципального образования «Город Ижевск», осуществлен учет изменений в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ. Площадь земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:14521 уточнена в соответствии приложенным к заявлению межевым планом 19.02.2021, подготовленным кадастровым инженером ФИО1, и составляет 308059 кв.м.
25.03.2021 осуществлена государственная регистрация права собственности муниципального образования «Город Ижевск» на земельный участок кадастровым номером 18:26:000000:14521 на основании государственного акта право пользования землей oт 28.06.1978 № 957999.
Заявитель указывает, что из выписки ЕГРН об объекте недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 18:26:000000:14521 видно, что он налагается на земельный участок, испрашиваемый СДНТ «Пригородный» в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Заявитель считает, что Управление Росреестра обязано было приостановить регистрацию и проверить указанное в заявлении лицо в качестве правообладателя, имеет ли права на такой объект недвижимости и уполномочено ли распоряжаться правом на земельный участок, если в установленный срок, документы на правопреемственность не представлены, то провести правовую экспертизу документов, что не было сделано регистратором Росреестра в нарушение статьи 26, 27, 29 Закона о недвижимости, и отказать в регистрации.
Полагая действия заинтересованного лица по постановке на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:14521 по заявлению МКУ «Горстроя» от 20.01.2021, по регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:14521 за Муниципальным казенным учреждением города Ижевска «Служба Городского Строительства, г. Ижевск от 09.02.2021 №18/072/2021-1 и по внесению сведений об уточнении границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:14521 незаконными, нарушающими права заявителя на получение испрашиваемого земельного участка в пользование, так как в данное время идет процедура выделения заявителю земельного участка для ведения садово-дачной деятельности, с учетом изменения площади земельного участка, изменения вида разрешенного использования, регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, права собственности, определения границ земельного участка на основании межевого плана, получение истребуемого земельного участка в пользование будет невозможно, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности заявителем факта нарушения обжалуемыми действиями прав и законных интересов заявителя, осуществления Управлением Росреестра оспариваемых действий в рамках предоставленных полномочий в полном соответствии с Федеральным Законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Кроме того, судом указано, что избранный способ защиты в случае удовлетворения требований заявителя не приведет к восстановлению нарушенных прав,
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Статьей 70 ЗК РФ установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Отношения в области государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество урегулированы Федеральным Законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в числе прочего акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пп. 1 и 6 ч. 2).
Частью 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно статье 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоят в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт (подп. 1 и 2 п. 221 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 г. N 278).
Под формой юридического документа понимается внешняя объективизация содержания данного документа, позволяющая обеспечить его законность, а также достичь стоящих перед лицом, принимающим юридический документ, целей. Достижение данных целей осуществляется посредством определения следующих компонентов формы юридического документа: надлежащего носителя (бумажный или электронный), структуры документа (внутренняя упорядоченность его содержания), а также закрепления в нем обязательных элементов, при отсутствии которых он не выполняет своего назначения (реквизиты: вид, адресат, место и дата составления, регистрационный номер документа, подписи лиц и др.).
Под содержанием юридического документа понимается единство его элементов, свойств, раскрывающих сущность и назначение юридического документа, то есть такой документ состоит непосредственно из сведений, удостоверяющих какие-либо факты или из самих нормативных положений. В силу приведенного регулирования государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком (Обзор судебной практики N 3 (2019), утвержденного 27.11.2019 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации).
Статья 26 Федерального закона N 218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной регистрации прав. Одним из оснований для приостановления регистрационных действий является отсутствие документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, а также несоответствие по форме или содержанию документов требованиям законодательства Российской Федерации (пп. 5, 7 ч. 1 указанной статьи). Кроме того, самостоятельным основанием, препятствующим государственной регистрации прав, является признание недействительными в судебном порядке сделки, акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, являющихся основанием для государственной регистрации права (п. 12).
Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 этого закона.
Как следует из пояснений третьего лица, для постановки спорного земельного участка на кадастровый учет и регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком МКУ «Служба Городского Строительства», г. Ижевск были представлены все документы, подтверждающие правопреемство Отдела капитального строительства Ижевского горсовета, касающиеся вопросов единой хозяйственной деятельности: наличие на балансе всех организаций в цепочке правопреемственности и передаче после ликвидации земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:14521, уставные документы, передаточные акты имущества и документов, балансы предприятий, налоговая отчетность, и документы, подтверждающие получение и передачу Государственного акта от 28.06.1978 A-I №957999 у всех организаций прошедших процедуру реорганизации от ОКС Ижевского горсовета до МКУ Горстрой имеются.
Так на основании Постановления Совета Министров РСФСР №1226 от 06 ноября 1957 года образован Отдел капитального строительства с подчинением Исполнительному комитету Ижевского городского Совета депутатов трудящихся, с 1977 года - Совета народных депутатов.
На основании Распоряжения Совета Министров Удмуртской АССР от 05 апреля 1989 года №222-р Отдел капитального строительства Ижевского горсовета переименован в Управление капитального строительства Ижевского горсовета.
На основании решения Ижевского городского Совета народных депутатов от 28 октября 1993 года Исполком Ижевского горсовета народных депутатов прекратил свое существование (протокол №21), и его функции были возложены на Администрацию города Ижевска (Распоряжение от 29.10.1993 года №1).
Распоряжением Мэра города Ижевска от 23 мая 1994 года №52 утверждена структура Администрации города Ижевска, в состав которой входит Управление капитального строительства Администрации города Ижевска. Так с 1994 года Управление капитального строительства Ижевского Горсовета было переименовано в Управление капитального строительства Администрации города Ижевска.
Постановлением Мэра города Ижевска от 13 сентября 1996 года №329 Управление капитального строительства Администрации города Ижевска было реорганизовано в Управление городского строительства («Горстрой») Администрации города Ижевска путем слияния с Отделом капитального строительства объектов общего пользования Администрации г. Ижевска. Согласно п. 2 указанного постановления Управление городского строительства Администрации города Ижевска является правопреемником реорганизованных муниципальных учреждений УКСа и ОКСа ООП Администрации города Ижевска.
На основании Постановления Первого заместителя Главы Администрации города Ижевска от 09 января 1997 года №2-з Управление городского строительства Администрации города Ижевска зарегистрировано как муниципальное учреждение путем слияния УКСа и ОКСа ООП Администрации города Ижевска.
На основании постановления Администрации города Ижевска от 26 декабря 2011 года №1347 (с изменениями от 12 января 2012 года №11/3) создано муниципальное казённое учреждение города Ижевска «Служба городского строительства» путем изменения типа и наименования муниципального учреждения Управления городского строительства Администрации города Ижевска, сохранив его основные цели деятельности и штатную численность.
Как установлено судом, на основании заявления МКУ «Служба городского строительства» в реестр внесены сведения о ранее учтенном земельном участке, в качестве основания возникновения прав на земельный участок представлен государственный акт на право пользования землей от 28.06.1978 №957999. Основанием внесения в ЕГРН сведений об изменении разрешенного использования земельного участка является постановление администрации г. Ижевска от 03.03.2021 № 304 «Об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:14521». Изменение площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ основано межевым планом от 19.02.2021, подготовленным кадастровым инженером ФИО1, и составляет 308059 кв.м. Основанием государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования МКУ «Служба городского строительства» и права собственности муниципального образования «Город Ижевск» на земельный участок является государственный акт на право пользования землей от 28.06.1978 № 957999.
В силу ч. 1 положений ст. 69 Федерального закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В ч. 4 данной статьи отмечено, что технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Таким образом, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, а также сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости как на ранее учтенный.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, учитывая, что для постановки на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:14521 по заявлению МКУ «Горстроя», регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:14521 за Муниципальным казенным учреждением города Ижевска «Служба Городского Строительства», г. Ижевск и внесения сведений об уточнении границ ранее учтенного земельного участка заявителями были представлены документы, действительность которых не оспорена, доказательств обратного не представлено, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в связи недоказанностью несоответствия действий заинтересованного лица требованиям законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя по настоящему делу.
Изложенные в обоснование апелляционной жалобы доводы, по сути, сводятся к несогласию истца с оценкой судом обстоятельств дела и представленных доказательств, признаваемых судом первой инстанции достаточными в целях принятия оспариваемого судебного акта.
Вопреки позиции апеллянта, оснований полагать выводы суда ошибочными применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора не установлено, поскольку в силу разъяснений п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (ст. 218 ГК РФ). В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения права определен, в частности, для случаев реорганизации юридического лица (абзац третий п. 2 ст. 218 ГК РФ). Так, если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Наличие правоотношений, основанных на универсальном правопреемстве, подтверждено материалами дела, судом установлен переход прав и обязанностей в отношении спорного участка к третьему лицу,МКУ «Служба Городского Строительства», г. Ижевск.
Судом первой инстанции верно указано, что представленные заявителями документы, свидетельствующие о возникновении прав заявителей в отношении спорного земельного участка, являются достаточными в целях кадастрового учета и регистрации прав с учетом положений ст. 69 Федерального закона N 218-ФЗ о признании действительными прав в отношении ранее учтенных объектов.
При этом вопрос наличия /отсутствия у заявителя прав в отношении спорного земельного участка разрешен судом в рамках дела №А71-2763/2020. Судом отказа в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным решение заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от 11.12.2019 об отказе СДНТ «Пригородный» в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, расположенного в границах территории общей площадью 36 га, которая предоставлена в постоянное пользование для целей размещения карт намыва для отчистки Ижевского водохранилища, то есть земельного участка с кадастровым номером 18:26:000000:14521. При рассмотрении данного дела судом дана надлежащая правовая оценка основаниям возникновения прав на землю, в том числе третьих лиц.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал на избрание заявителем, который не обладает вещными правами в отношении спорного земельного участка, ненадлежащего способа защиты нарушенного права, удовлетворение требований заявителя о признании действий заинтересованного лица незаконными не может привести к восстановлению нарушенных прав заявителя, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска.
В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 сформулирован правовой подход, в силу которого зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
При названных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 августа 2021 года по делу № А71-4511/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий | М.А. Полякова | |
Судьи | Е.И. Гуляева | |
О.Г. Дружинина |