ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-14488/2023-АК
г. Пермь
22 февраля 2024 года Дело № А60-39452/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Герасименко Т.С., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии в режиме веб-конференции посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" представителя заявителя ФИО1, паспорт, доверенность от 07.08.2023, диплом;
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 ноября 2023 года
по делу № А60-39452/2023
по заявлению публичного акционерного общества «Россети Урал» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица: АО «Энергетические решения», ООО «ЕТК г. Реж»
о признании незаконным постановления от 19.05.2023 по делу № 066/04/9.21-1312/2023,
установил:
Публичное акционерное общество «Россети Урал» (далее – заявитель, Общество, ПАО «Россети Урал») обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, Управление, УФАС по СО) о признании незаконным постановления от 19.05.2023 по делу № 066/04/9.21-1312/2023.
Судом в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены АО «Энергетические решения», ООО «ЕТК г. Реж».
От заявителя поступило ходатайство об изменении наименования с ОАО «МРСК Урала» на ПАО «Россети Урал».
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 ноября 2023 года (резолютивная часть решения объявлена 16.11.2023) заявленные требования удовлетворены. Постановление, принятое Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области № 066/04/9.21-1312/2023 от 19.05.2023 в части привлечения публичного акционерного общества "Россети Урал" к административной ответственности в виде штрафа, размер которого превышает сумму 100 000 (сто тысяч) руб. признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит изменить или отменить решение в части признания постановления Свердловского УФАС России от 19.05.2023 по делу № 066/04/9.21-1312/2023 незаконным в части привлечения ПАО «Россети Урал» к административной ответственности в виде штрафа, размер которого превышает сумму 100 тыс. руб., отказав в удовлетворении заявленных требований ПАО «Россети Урал» или (при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ) снизив размер наложенного на Общество административного штрафа до 300 тыс. руб.
Определением от 23.01.2024 судебное заседание по рассмотрению жалобы заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 ноября 2023 года по делу № А60-39452/2023 было отложено на 20.02.2024.
В апелляционной жалобе Управление указывает, что суд первой инстанции снизил размер наложенного на заявителя административного штрафа до 100 тыс. руб. необоснованно, в нарушение ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, прямо предусматривающего возможность снижения размера наложенного административного штрафа не менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей частью статьи раздела II КоАП РФ.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению дела согласно п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ явилось заявление АО «Энергетические решения» (далее также заявитель) (peг. № 4561-ЭП/23 от 03.03.2023), перенаправленное ФАС России в порядке подведомственности.
18.04.2023 в отношении ОАО «МРСК Урала» составлен протокол об административном правонарушении № 066/04/9.21-1312/2023.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21- 1312/2023об административном правонарушении (ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ) от 19.05.2023 года, которым ПАО «Россети Урал» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Постановление Свердловского УФАС России № 066/04/9.21-1312/2023 от 19.05.2022 также было обжаловано заявителем в ФАС России, по результатам рассмотрения ФАС России вынесено решение от 04.07.2023, которым обжалуемое постановление Свердловского УФАС России оставлено без изменения.
Полагая, что вынесенное постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, ПАО «Россети Урал» обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая решение, исходил из того, что состав административного правонарушения в действиях общества доказан, вместе с тем суд посчитал возможным снизить размер назначенного обществу штрафа.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом указанного правонарушения являются охраняемые общественные отношения в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, обязанные соблюдать правила недискриминационного доступа к сетям и установленный порядок подключения (присоединения).
Событие предусмотренного части 2 статьи 9.21 КоАП РФ административного правонарушения проявляется в повторном совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 указанной статьи, а именно в нарушении субъектом естественной монополии Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, далее - Правила № 861).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Правил № 861 контроль за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям осуществляет Федеральная антимонопольная служба, в том числе через свои территориальные органы (п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе").
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами № 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (п. 6 Правил № 861).
Пунктом 11 Правил № 861 установлено, что сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документы, не предусмотренных Правилами № 861, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами № 861.
Согласно п. 10 Правил № 861 (ред. от 30.06.2022) к заявке прилагаются следующие документы: а) план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; б) однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя; в) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики; г) один из перечисленных ниже видов документов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «н» и «о» настоящего пункта): копии документов, подтверждающих владение заявителем на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании объектом капитального строительства (нежилым помещением в таком объекте капитального строительства) и (или) земельном участком, на котором расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства заявителя; копия разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в целях размещения энергопринимающих устройств заявителя (с указанием сведений о границах используемой территории); копии документов, подтверждающих, что заявитель обладает сервитутом или публичным сервитутом, которые установлены в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации и предусматривают возможность использования земельного участка для целей размещения энергопринимающих устройств заявителя (с указанием сведений о границах сервитута); д) для юридических лиц - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, в случае если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя, копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность, если заявителем выступает индивидуальный предприниматель или гражданин; д (1)) в случае подачи заявки очно или почтой - заполненное согласие на обработку персональных данных, соответствующее требованиям Федерального закона «О персональных данных»; ж) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце первом пункта 8(4) Правил № 861, копия документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания собственников помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита), установленного на вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть (если для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом не предусмотрено индивидуальное вводно[1]распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации); и) подписанный заявителем проект договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) или протокол разногласий к проекту договора, форма которого размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (предоставляется по желанию заявителя при намерении заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с гарантирующим поставщиком), с приложением документов, подтверждающих полномочия представителя заявителя на заключение такого договора; к) в случае технологического присоединения объекта по производству электрической энергии максимальной мощностью более 5 МВт или энергопринимающих устройств максимальной мощностью более 50 МВт схема выдачи мощности или схема внешнего электроснабжения соответственно, разработанная заявителем и согласованная им с сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в соответствии с правилами разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и методическими указаниями по проектированию развития энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе; м) копия решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти о реализации мероприятий по обеспечению вывода объекта по производству электрической энергии (мощности) из эксплуатации - в случае если вывод из эксплуатации принадлежащего заявителю объекта по производству электрической энергии (мощности) осуществляется в целях его замещения присоединяемым к электрическим сетям объектом по производству электрической энергии (мощности), указанным в заявке, строительство (реконструкция) которого также выполняются заявителем, и указанное решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти получено до подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение замещающего объекта; н) в случае подачи заявки на основании пункта 8(7) Правил № 861 - копия договора о комплексном развитии территории, а также копии утвержденных в установленных порядке проекта планировки территории комплексного развития, комплексной схемы инженерного обеспечения территории комплексного развития, схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, градостроительного плана земельного участка; о) в случае подачи заявки на основании пункта 8(8) Правил № 861 - копии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утвержденного проекта межевания территории и (или) выданного в соответствии с частью 1.1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительного плана земельного участка и утвержденной в соответствии с земельным законодательством схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (в случае подачи заявки юридическим лицом, созданным Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, иным юридическим лицом - также копии документов, подтверждающих наличие оснований для подачи заявки в случаях, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 8(8) Правил № 861); п) при наличии в заявке сведений, предусмотренных подпунктом «и(1)>> пункта 9 Правил № 861, - копия утвержденного в установленном порядке проекта планировки территории; р) при наличии в заявке сведений, предусмотренных подпунктом «и(2)» пункта 9 Правил № 861, - копии проектной документации, либо проекта планировки территории, либо разрешения на строительство, предусматривающих этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства; с) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства - копия утвержденной в установленном порядке комплексной схемы инженерного обеспечения территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию (при наличии).
В силу п. 28 Правил № 861 критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются: а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства; б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение; в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя; г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.
В случае несоблюдения любого из указанных в п. 28 Правил № 861 критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует (п. 29 Правил №861).
Как следует из материалов дела, 20.10.2022 ООО «ЕТК г. Реж» подана заявка в ОАО «МРСК Урала» на технологическое присоединение к объектам электрического хозяйства.
Максимальная мощность энергопринимающих устройств (присоединяемых и ранее присоединённых) составляет 24470.0 кВт (в том числе 2260 кВт собственные нужды ТЭЦ).
В соответствии с п. 21 Правил № 861 в целях подготовки технических условий сетевая организация в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки направляет ее копию на рассмотрение системному оператору (за исключением заявок, поданных заявителями, указанными в пунктах 12.1-14 Правил № 861).
Согласно п. 30 Правил № 861 в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
Если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в п. 29 Правил № 861 инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (п. 30.1 Правил № 861).
Срок направления в вышестоящую сетевую организацию заявки на технологическое присоединение в связи с увеличением максимальной мощности, в рамках подключения заявителя по индивидуальному проекту, не установлен Правилами № 861, при этом пунктом ЗОЛ Правил технологического присоединения установлен 30-дневный срок для направления в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявления об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту со дня получения заявки.
В соответствии с п. 30.2 Правил № 861 сетевая организация уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их направления.
Сетевая организация уведомляет заявителя о принятии решения об изменениях технических характеристик технологического присоединения, которые возникли в процессе и (или) по результатам разработки проектной документации и которые могут повлиять на разработку проектной документации заявителя в пределах границ его участка. Сетевая организация должна уведомить заявителя в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения в случае, если сведения о технических характеристиках технологического присоединения ранее направлялись заявителю по его запросу.
В соответствии с п. 30.3 Правил № 861 уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы. При отсутствии документов и сведений, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в течение 7 дней со дня поступления заявления об установлении платы уведомляет об этом сетевую организацию, а сетевая организация направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов соответствующие документы и сведения в срок не позднее 5 дней со дня получения соответствующего уведомления.
Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня получения запрошенных документов и сведений. В соответствии с п. 30.5 Правил № 861 в случае, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя по индивидуальному проекту сетевой организации необходимо осуществление строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) сетевой организации необходимо подать заявку на осуществление технологического присоединения в вышестоящую сетевую организацию, срок направления сетевой организацией заявителю проекта договора, индивидуальных технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору, и расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту продлевается на срок, установленный для заключения договора с вышестоящей сетевой организацией, и на срок расчета уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, определяемой для вышестоящей сетевой организации в отношении объектов указанного заявителя. В случае если в целях осуществления технологического присоединения объектов заявителя по индивидуальному проекту необходимо осуществить технологическое присоединение сетевой организации (к электрическим сетям которой непосредственно планируется присоединение заявителя) к сетям вышестоящей сетевой организации, плата за технологическое присоединение такого заявителя по индивидуальному проекту утверждается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов при условии наличия утвержденной (рассчитанной) в установленном порядке платы за технологическое присоединение сетевой организации к электрическим сетям вышестоящей сетевой организации.
Согласно абз. 3 п. 15 Правил № 861 в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Согласно п. 18 Правил № 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя: а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями; б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила технологического функционирования электроэнергетических систем) (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ); д) проверку выполнения заявителем (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ) и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX Правил № 861; д(1)) выполнение мероприятий по вводу объектов электроэнергетики заявителя, сетевой организации и иных лиц, построенных (реконструированных, модернизированных) в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а также входящих в их состав оборудования, комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления в работу в составе электроэнергетической системы в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем; д(2)) выполнение мероприятий по обеспечению возможности вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности) заявителя, присоединенного к электрическим сетям этой сетевой организации, в случае технологического присоединения вновь сооружаемого (реконструируемого) объекта по производству электрической энергии (мощности) заявителя к электрическим сетям той же сетевой организации в целях замещения им такого объекта по производству электрической энергии (мощности).
Согласно п. 19 Правил № 861 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами № 861.
Из письма исх. № СЭ/01/21/10239 от 07.12.2022, приложенного ОАО «МРСК УРАЛА» к заявлению, следует, что с целью формирования полного перечня мероприятий для включения в технические условия на технологическое присоединение ФИО2 ТЭЦ к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала» по требованию ОАО «МРСК Урала» ООО «ЕТК г. Реж» необходимо согласовать схему выдачи мощности с филиалом ПАО «Россети» - МЭС Урала.
Также к заявлению приложено письмо (исх. № ОК-6412 от 09.12.2022) ПАО «Федеральная сетевая компания - Россети» в адрес И.о. заместителя генерального директора - главного инженера ООО «ЕТК г. Реж» - директора управляющей организации ООО «ЭнергоАльянс» ФИО3, согласно которому в ПАО «Федеральная сетевая компания - Россети» не поступал на согласование проект технического задания на выполнение указанной внестадийной работы.
В связи с чем, в указанном выше письме содержится просьба о направлении на согласование в ПАО «Федеральная сетевая компания - Россети» проекта технического задания на выполнение внестадийной работы «Схема выдачи мощности ФИО2 ТЭЦ».
Вместе с тем, как следует из заявления, в нарушение Правил № 861 ОАО «МРСК Урала» договор на технологическое присоединение между ОАО «МРСК Урала» и ООО «ЕТК г. Реж» не заключен, технические условия на технологическое присоединение не выданы, в то время как ООО «ЕТК г. Реж» выполнены требования и подана заявка на технологическое присоединение с требуемым комплектом документов в соответствии с Правилами № 861.
Согласно письму филиала АО «СО ЕЭС» Свердловского РДУ № Р50-бз-П-19-1755 от 04.07.2022 в адрес директора ООО «ПроектБалтЭнерго» и руководителя проекта АО «Энергетические решения», внестадийная работа «Схема выдачи мощности ФИО2 ТЭЦ», подлежащая согласованию с системным оператором, согласована в полном объеме.
Также письмом ОАО «МРСК Урала» № СЭ/01/21/6423 от 10.08.2022 в адрес директора ООО «ПроектБалтЭнерго» и генерального директора АО «Энергетические решения» в дополнение к письму № СЭ/01/21/5449 от 11.07.2022 сообщено о согласовании с филиалом ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» документации по титулу «Схема выдачи мощности ФИО2 ТЭЦ» с присоединением ФИО2 ТЭЦ ответвлением от ВЛ 110 кВ Окунево-Реж 1 при условии, что до подачи заявки на технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии к электрическим сетям филиала «Свердловэнерго» заказчику строительства необходимо организовать работу с администрацией Режевского городского округа по переводу земельного участка под строительство ВЛ 110 кВ (с учетом охранной зоны) в земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание.
Кроме того, ни филиал ПАО «Россети» - МЭС Урала, ни ПАО «Федеральная сетевая компания» - «Россети» не являются сетевыми организациями и субъектами оперативно[1]диспетчерского управления, с которыми согласно пп. «к» п. 10 Правил № 861 (в редакции, действовавшей на дату подачи заявки) необходимо согласование схемы выдачи мощности или схемы внешнего электроснабжения энергопринимающего устройства потребителей электрической энергии.
ОАО «МРСК Урала» пришло к выводу о некомплектности заявки ООО «ЕТК г. Реж», поскольку к заявке была приложена схема выдачи мощности (далее - СВМ) в форме, не соответствующей требованиям Правил разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Приказом Минэнерго России от 28.12.2020 № 1195 (далее - Правила № 1195). 07.12.2022 ОАО «МРСК Урала» направило в адрес ООО «ЭнергоАльянс» письмо № СЭ/01/21/10239 с указанием на необходимость согласования СВМ с филиалом ПАО «Федеральная сетевая компания - Россети».
В соответствии с пунктом «к» пункта 10 Правил в случае технологического присоединения объекта по производству электрической энергии максимальной мощностью более 5 МВт или энергопринимающих устройств максимальной мощностью более 50 МВт к заявке прилагается схема выдачи мощности или схема внешнего электроснабжения соответственно, разработанная заявителем и согласованная им с сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в соответствии с правилами разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и методическими указаниями по проектированию развития энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.
Правила № 1195 устанавливают требования к разработке схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии (далее - схема выдачи мощности), схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (далее - схема внешнего электроснабжения) и порядок взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии при их согласовании.
В соответствии с пунктом 6 Правил № 1195 процедура разработки и согласования схемы выдачи мощности (схемы внешнего электроснабжения) включает в себя разработку, согласование с сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления и утверждение схемы выдачи мощности (схемы внешнего электроснабжения).
Из положений пункта 7 Правил № 1195 направление проекта схемы выдачи мощности (схемы внешнего электроснабжения) на рассмотрение и согласование иным субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, на объектах электроэнергетики которых предполагается выполнение технических мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя к электрическим сетям, осуществляется заявителем в инициативном порядке.
Вопреки доводам ОАО «МРСК Урала», Правила № 1195 в редакции, действовавшей на момент совершения спорных действий, не устанавливали обязанности обязательного направления СВМ всем субъектам рынка электрической энергии, на объектах электроэнергетики которых предполагается выполнение технических мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя к электрическим сетям.
Таким образом, из совокупного толкования пункта «к» пункта 10 Правил и пунктов 6 и 7 Правил № 1195 следует обязанность заявителя согласовывать СВМ только с сетевой организацией, к электрическим сетям которой планируется осуществить технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии и (или) энергопринимающих устройств заявителя. ООО «ЕТК г. Реж» направило в адрес ОАО «МРСК Урала» СВМ, согласованную с сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (письмо филиала АО «СО ЕЭС» Свердловское РДУ» от 04.07.2022 № Р50-бз-П-191755, письмо ОАО «МРСК Урала» - филиал «Свердловэнерго» от 10.08.2022 № СЭ/01/21/6423).
ООО «ЕТК г. Реж» при подаче заявки исполнило требования подпункта «к» пункта 10 Правил, направив в составе заявки схему выдачи мощности, согласованную с сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
Таким образом, признается обоснованным вывод Свердловского УФАС России о наличии событий административных правонарушений, совершенных:
28.10.2022 по месту нахождения ОАО «МРСК Урала», выразившегося в ненаправлении копии заявки от 20.10.2022 на рассмотрение системному оператору на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала» в течение 5 рабочих дней с даты получения данной заявки, в нарушение п. 21 Правил № 861 лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию с 22.03.2022 до 16.05.2023;
07.12.2022 по месту нахождения ОАО «МРСК Урала», выразившегося в нарушении п. 19 Правил № 861, а именно в требовании не предусмотренного п. 10 Правил № 861 согласования схемы выдачи мощности с филиалом ПАО «Россети» - МЭС Урала, изложенного в письме (исх. № СЭ/01/21/10239 от 07.12.2022) в адрес директора ООО «ЭнергоАльянс» управляющей организации ООО «ЕТК г. Реж», лицом, считающимся с 22.03.2022 до 16.05.2023 подвергнутым административному наказанию.
Факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, материалами дела подтвержден, выводы суда о наличии события в действиях общества правомерны.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вина заявителя выразилась в непринятии всех зависящих мер по соблюдению требований законодательства Российской Федерации.
Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено. У юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается, что общество при возможности исполнения требований по соблюдению законодательства Российской Федерации не предприняло все зависящие от него меры, допустив пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, что свидетельствует о его вине.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ соблюден административным органом.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, антимонопольным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют, поскольку общество к административной ответственности привлекается не впервые.
Вместе с тем, суд первой инстанции, принимая во внимание характер административного правонарушения, посчитал возможным снизить размер административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, до 100 000 руб. на основании положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
При рассмотрении вопроса о правомерности назначения размера административного штрафа судом первой инстанции, коллегия апелляционного суда учитывает следующее.
Санкция части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание для юридических лиц виде штрафа в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, в соответствии с положениями ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, размер административного штрафа может быть снижен до 300 тыс. руб.(1/2 от минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ).
Соответственно, по тем основаниям, которые суд установил в настоящем деле, части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ могли быть применены в виде снижения минимального штрафа в размере 600 000 руб. в два раза, поскольку сниженный судом штраф не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей частью статьи, то есть менее 300 000 руб.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основании для снижения административного штрафа до 100 000 руб. Выводы суда первой в части определения размера назначенного штрафа в сумме 100 000 руб. являются ошибочными, основанные на неправильном применении норм материального права. Доводы апелляционной жалобы следует признать обоснованными.
При таких обстоятельствах, постановление УФАС России по Свердловской области № 066/04/9.21-1312/2023 от 19.05.2023 подлежит признанию незаконным и отмене в части назначения публичному акционерному обществу «Россети Урал» административного наказания в виде административного штрафа в размере, превышающем сумму 300 000 (Триста тысяч) рублей.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 ноября 2023 года по делу № А60-39452/2023 в соответствующей части подлежит изменению на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации УФАС освобождено от уплаты государственной пошлины, в соответствии с положениями части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 ноября 2023 года по делу № А60-39452/2023 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
«Требования удовлетворить в части.
Признать незаконным и отменить постановление, принятое Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области № 066/04/9.21-1312/2023 от 19.05.2023, в части назначения публичному акционерному обществу «Россети Урал» административного наказания в виде административного штрафа в размере, превышающем сумму 300 000 (Триста тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать».
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.М. Трефилова
Судьи
Т.С. Герасименко
Е.Ю. Муравьева