ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-1458/2022-ГКУ от 04.05.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 8 /2022-ГКу

г. Пермь

04 мая 2022 года                                                                         Дело № А60-51229/2021­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи  Власовой О.Г., 

без вызова сторон и без проведения судебного заседания, 

рассмотрев апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью «ФИЛАР»,

по делу № А60-51229/2021,

рассмотренному в порядке упрощенного производства,

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)

к обществу с ограниченной ответственностью «ФИЛАР» (ИНН 6685146930, ОГРН 1186658020801)

о взыскании штрафа,

установил:

ОАО «РЖД»  (истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ООО «ФИЛАР»  (ответчик) о взыскании неустойки в виде штрафа 606 545 руб., недобора провозной платы в размер 22 608 руб.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с гл. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 декабря 2021 года (мотивированное решение от 12.01.2022) иск удовлетворен в полном размере.

Ответчик, не согласившись с судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт.

О принятии искового заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства ответчик не извещен надлежащим образом Арбитражным судом Свердловской области. Об удовлетворении исковых требований ОАО «РЖД» узнали 29.12.2021 непосредственно от сотрудников ОАО «РЖД» - в связи с чем, ООО «ФИЛАР» не имело возможности представить суду отзыв на исковое заявление, доказательства опровергающие доводы, изложенные в исковом заявлении ОАО «РЖД».

18.05.2021 в 13 час. 30 мин. начальником железнодорожной станции Бисерский Завод Квакиной Е.Л. проводились замеры пиломатериала в присутствии грузоотправителя. Замеры соответствовали приложению №3 к СМГС (соглашение о международном грузовом сообщении). Размещение и крепление груза произведено согласно требованиям гл.1 п.9.22, гл.2 п.1.1-1.6, 3.3.1, 3.3.2 приложения №3 СМГС. Нарушений выявлено не было. О чем была сделана запись Квакиной Е.Л. в вагоном листе. Кроме того, данная информация подтверждается протоколом совещания у начальника станции Бисергский Завод Ижевского центра организации работы железнодорожных станций Квакиной Е.Л. от 25.05.2021 № 15/ДС и Приложением к данному протоколу.

До ст. Максима Горького Приволжской железной дороги вагон №54526876 груженный пиломатериалами в адрес ООО «Шервуд» проследовал станции Краспоуфимск. Агрыз, Юдино - где проходил через систему АСКО ПВ и весов, однако датчики негабаритное не сработали, следовательно, вагон входил в габариты и соответствовал заявленной массе.

23.05.2021 при прохождении вагона № 54526876 через систему АСКО ПВ и весов станции Максима Горького Приволжской железной дороги сработали датчики негабаритное, при этом по массе груженного вагона, вопросов не возникло. В связи с чем, вагон был отцеплен для устранения коммерческой неисправности.

02.06.2021 директором ООО «ФИЛАР» Шукюровым Р.М. оглы в адрес и.о. начальника станции им. Максима Горького Приволжской железной дороги Варламова С.А. направлено гарантийное письмо, в котором было указано, что оплату расходов связанных с устранением коммерческой неисправности гарантирует (ЕЛС ООО «ФИЛАР»). 02.06.2021 в коммерческом акте №ПРВ 2101811/255 рукописным текстом сделана запись, о том, что 02.06.2021 на основании письма №3 погрузку в вагоне привили в соответствие основному габариту погрузки и подписи и.о.зам ДС Варламова С.А., ДМУ-2 Вавилова С.Н., приемщика поездов Наталюткиной Н.Г., при этом не указанно каким именно способом они это устранили.

Вагон № 54526876 через систему АСКО ПВ и весов станции Максима Горького Приволжской железной дороги для проверки датчиками негабаритности повторно не проверялся. Исходя из чего, можно сделать выводы, что им какой негабаритности груза и не было, кроме того, счет на оплату за работы по приведению в соответствие габаритности груза выставлен грузоотправителю не был.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022, суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Дело подлежит рассмотрению без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, в срок до 04 мая 2022 года.

Спор  рассматривается судом апелляционной инстанции по правилам первой инстанции.

Как следует из материалов дела, 18.05.2021 грузоотправитель ООО «ФИЛАР» с железнодорожной станции Бисертский завод Горьковской железной дороги по железнодорожной накладной № 30773661 в вагоне №54526876 направил на станцию Апшерон Азербайджанской железной дороги (Азербайджан) в адрес грузополучателя лесоматериалы с отметками о габаритах.

Вагон принят ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД», перевозчик) к перевозке по территории Российской Федерации на станции Бисертский завод Горьковской железной дороги до станции Самур (ЭКСП) (железнодорожный пограничный переход на Границе Азербайджана и России - станция передачи грузовых вагонов и контейнеров).

ОАО «РЖД» приняло к перевозке груз по накладной № 30773661, которая была оформлена на перевозку вагона № 54526876 в соответствии с требованиями СМГС.

В соответствии с п. 8 «Пояснения по заполнению накладной» раздела II Правил перевозок грузов - приложения № 1 к СМГС именно отправитель в графе накладной «заявления отправителя» вносит отметку, «о применении условий размещения и крепления габаритного груза, погруженного на открытый подвижной состав (кроме транспортеров) колеи 1 520 MM: "Пункт главы ТУ", "НТУ N ", "МТУ N " или "Эскиз N ".

Грузоотправителем ООО «ФИЛАР» в накладной указаны определенные габариты, в том числе эскиз 001-01.01.21. В эскизе 001- 01.01.21 предусмотрено:

«Размещение и крепление груза - непакетированные материалы - длиной 6,1м на жд платформе производится в пределах; основного габарита погрузки в соответствии с главой 1 пункт 9.22 и гл. 2 п. 1.1.-1.6., 3.3.1., 3.3.2 «Технические условия размещения и крепления грузов» Приложение 3 к СМГС».

Пунктом 22 Технических условий размещения и крепления грузов - Приложение № 3 к СМГС установлено, что грузы должны быть погружены в Пределах льготного или зонального габаритов погрузки, а грузы, отличные по своим техническим параметрам (масса, габариты, конструкция одного места) (негабаритный (необычный) груз) требует разработки и согласования условий их перевозки.

Возможность перевозки необычного груза, а также условия его перевозки устанавливает перевозчик, принимая во внимание технические характеристики железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава.

В соответствии с пунктом 22.1 Технических условий размещения и крепления грузов - Приложение № 3 к СМГС к необычным грузам относятся грузы, которые по своим техническим параметрам (масса, габариты, конструкция одного места) требуют разработки и согласования условий их перевозки.

Негабаритным является груз, если он при размещении на открытом подвижном составе превышает габарит погрузки хотя бы на одной из железных дорог, по которым производится его перевозка.

В соответствии с п. 5 «Пояснения по заполнению накладной» раздела II Правил перевозок грузов - приложения № 1 к СМГС именно отправитель в графе накладной «Наименование груза» указывает: "Негабаритный груз на (сокращенные наименования железных дорог)", а по железным дорогам колеи 1520 мм

– «Негабаритный груз» (индекс негабаритности груза)". Аналогичная надпись наносится на обе продольные стороны груза;

- при перевозке негабаритного груза и груза на транспортере по колее 1520 мм в графе "Наименование груза" накладной отправитель при необходимости проставляет отметки "Не спускать с горки" или "Не пропускать через горку". Аналогичную надпись отправитель делает на обеих продольных сторонах груза. Необходимость проставления данных отметок, надписей определяется перевозчиком;

- при перевозке негабаритного груза и груза на транспортере отправитель наносит контрольные полосы на полу вагона и на грузе яркой несмываемой краской. Перевозчик в графу "Отметки перевозчика" накладной вносит сведения о согласовании перевозки необычного груза по тем железным дорогам, по которым перевозка этого груза требует согласования;

- при перевозке груза, требующего ограничения скорости по своим техническим характеристикам, в графе "Наименование груза" накладной отправитель проставляет отметку "Скорость не более км/час";

- при перевозке груза по колее, 1520 мм, погруженного в пределах льготного или зонального габаритов погрузки, в графе "Наименование груза" накладной отправитель проставляет соответственно отметку: "Льготный габарит" или "Зональный габарит".

Транспортировка негабаритного (необычного) груза осуществляется при условии соблюдения соответствующих требований к его перевозке, и несоблюдение этих требований образует угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте.

23.05.2019г. вагон 54526876 прибыл в составе поезда на станцию им. М. Горького Приволжской ж.д.

При прохождении вагона № 54526876 через систему АСКО ПВ и весов станции им. М. Горького Приволжской ж.д. 23.05.2021 сработали датчики негабаритности, в связи с чем вагон был отцеплен для устранения коммерческой неисправности (негабаритности груза, угрожающей безопасности движения поездов).

При коммерческом осмотре вагона № 54526876 работниками станции им. М. Горького Приволжской ж.д. были выявлены нарушения габаритности вагона - нарушения ДЧ - 1335 (Инструкция по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики. ДЧ1835 (утверждена на 30-м заседании Совета по железнодорожному транспорту; государств - участников Содружества 19.10.2001).

Указанные обстоятельства подтверждаются: - актом общей формы (далее - АОФ) № 2/1898 от 23.05.2021; - АОФ № 61100-1-Д1/94782 от 23.05.2021; - АОФ № 2/1943 от 26.05.2021г.; - фототаблицы из системы АСКО ПВ с фиксацией негабаритности, выгруженные 29.05.2021.

ОАО «РЖД» был составлен коммерческий акт № ПРВ2101811/255 от 26.05.2021г., из которого следует: «Вавилова Е.Н. При комиссионном замере габарита погрузки на данном вагоне при 0 уровне пути оказалось: в вагоне погружено 2 "шапки", 2 штабеля. Груз закреплен: 12 деревянных стоек, 12 проволочных увязок. Расстояние от УГР до верхней точки груза составило 5230 мм, при полуширине 935 мм, что соответствует второй верхней степени негабаритности; расстояние от УГР до средней части " шапки" составило 4700 мм, при полуширине 1230 мм, что соответствует первой верхней степени негабаритности; расстояние от УГР: до верхней точки стойки составило, 4170 мм. при полуширине 1600 мм, что соответствует первой верхней степени негабаритности.

В связи с выявленной неисправностью грузоотправитель был вызван для принятия мер для устранения негабаритности груза.

02.06.2021г. от ООО «ФИЛАР» поступило обращение исх. № 3 в адрес начальника станции им. М. Горького с просьбой устранения коммерческой неисправности силами и средствами ОАО «РЖД» с гарантией возмещения затрат.

02.06.2021г. негабаритность была устранена, что подтверждается АОФ от 02.06.2021г. № 2/2021.

В соответствии с параграфом 1 статьи 16 СМГС отправитель обеспечивает правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от их внесения в несоответствующую графу накладной. Если в соответствии с положениями названного Соглашения перевозчик записывает в накладную указания отправителя, то считается, что он действует от имени отправителя, если не будет доказано противоположное.

В соответствии с пунктом 4 § 3 статьи 16 СМГС отправитель уплачивает перевозчику неустойку, если после заключения договора перевозки перевозчик обнаруживает неправильность, неточность или неполноту указанных отправителем в накладной сведений и заявлений и при этом устанавливает, что занижен размер провозных платежей.

Неустойка по пункту 4 параграфа 3 статьи 16 СМГС взыскивается в соответствии с предписаниями статьи 31 "Уплата провозных платежей и неустоек" в пятикратном размере провозной платы, причитающийся перевозчику, обнаружившему такое нарушение.

Из прилагаемой железнодорожной накладной следует, что за перевозку по накладной указанного в ней груза ответчик внёс 98 701 руб.

При этом из расчета провозной платы этого же груза с учетом индекса негабаригности следует, что провозная плата за перевозку негабаритного груза –лесоматериалы должна была составлять 121 309 руб.

Таким образом, недобор провозной платы составил 22 608 руб.

Учитывая вышеизложенное, в связи с занижением провозных платежей ответчику начислена неустойка в пятикратном размере провозной платы за перевозку излишка массы груза, что составляет 606 545 руб. (121 309*5).

Представленными в материалы дела доказательствами подтвержден факт занижения размера провозных платежей, ответчиком указанное обстоятельство не оспорено и документально не опровергнуто, письменный отзыв ответчиком не представлен.

В связи с чем требование истца о взыскании с ответчика штрафа за занижение размера провозных платежей заявлено обоснованно.

Истцом в рамках настоящего дела также заявлены требования о взыскании с ответчика 22 608 руб. недобора провозной платы.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В соответствии с § 1 статьи 31 СМГС уплата провозных платежей является обязанностью: 1) отправителя - участвующим в перевозке груза перевозчикам, за исключением перевозчика, выдающего груз, за осуществляемую ими перевозку; 2) получателя - перевозчику, выдающему груз, за осуществляемую им перевозку.

Провозные платежи и неустойки уплачиваются перевозчику в порядке, предусмотренном национальным законодательством государства, в котором производится оплата (параграф 5 ст. 31 СМГС).

Статьей 30 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что плата за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов, грузобагажа для перевозки, если иное не предусмотрено Уставом или соглашением сторон. При несвоевременном внесении грузоотправителем (отправителем) указанной платы и иных причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку грузов, грузобагажа прием грузов, грузобагажа для перевозки и подача вагонов, контейнеров не проводятся, если иное не предусмотрено Уставом или соглашением сторон.

Согласно пункту 4 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик вправе удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

В связи с выявлением истцом факта занижения размера провозных платежей истцом доначислена провозная плата в размере 22 608 руб. обоснованно, исковые требования в указанной части также подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу этого арбитражный суд полагает необходимым удовлетворить заявление истца и взыскать с ответчика 15 583 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 декабря 2021 года по делу № А60-51229/2021 отменить.

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Филар" (ИНН 6685146930, ОГРН 1186658020801) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) 606 545 руб. неустойки, 22 608 руб. - недобор провозной платы, а также 15 583 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины

Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Судья                                                                                    О.Г. Власова