ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-14778/17-ГК от 02.11.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 78 /2017-ГК

г. Пермь

09 ноября 2017 года                                                            Дело № А71-17270/2016­­

Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2017   года.

Постановление в полном объеме изготовлено 09 ноября 2017 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,

судей Дюкина В.Ю., Семенова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муравьевой Е.С.,

при участии в судебном заседании представителя истца, общества с ограниченной ответственностью «Восток-Азия», - ФИО1, директор, выписка из ЕГРЮЛ от 21.09.2017,ФИО2 (по устному ходатайству),

представителей ответчика, Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, - ФИО3, доверенность от 01.01.2017, ФИО4, доверенность от 01.01.2017,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью «Восток-Азия» ,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 августа 2017

по делу № А71-17270/2016,

принятое судьей Мельниковым А.Ю.,

по иску общества с ограниченной ответственностью «Восток-Азия» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики

о внесении изменений в договор аренды лесного участка в соответствии с новым проектом освоения лесов,

по встречному иску Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики

к обществу с ограниченной ответственностью «Восток-Азия» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о внесении изменений в договор аренды лесного участка,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Восток-Азия» (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики (далее - ответчик, министерство) о внесении изменений в приложение № 2 таблица №1, изменений и дополнений в приложении №4 таблица №3, №4, №5 к договору аренды лесного участка № 01/2-15/925 от 21.07.2015 в редакции, указанной в исковом заявлении, обязании внести изменения в приложения к договору аренды лесного участка № 01/2-15/925 от 21.07.2015 в соответствии с новым проектом освоения лесов (с учетом уточнения требований, заявленных в порядке ст. 49 АПК РФ, и принятых судом к рассмотрению).

В соответствии со ст. 132 АПК РФ министерство обратилось в арбитражный суд со встречным иском к обществу о внесении изменений в договор аренды лесного участка, просило изложить приложения №2, №3, №4, №5, №6, №7 в редакции, указанной в исковом заявлении министерства (с учетом уточнения требований, заявленных в порядке ст. 49 АПК РФ, и принятых судом к рассмотрению).

Решением суда от 04.08.2017 внесены изменения в договор аренды лесного участка от 21.07.2015 № 01/2-15/925, заключенный между министерством и обществом,пункт 2.1 главы 2 «Арендная плата», Приложения №2, №3, №4, №5, №6, №7 изложены в редакции, указанной в решении суда.

Истец с решением суда не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, первоначальный иск удовлетворить, встречный иск удовлетворить частично. В обоснование апелляционной жалобы указал, что при расчете арендной платы должен применяться 5 разряд такс.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, указал, что обжалует решение суда только по указанному основанию, с остальными условиями договора, изложенными в решении суда согласен.

Представители ответчика в суде апелляционной инстанции с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным отзыве, выражают согласие с выводами суда первой инстанции и просят решение суда оставить без изменения.

  Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 09.07.2015 между обществом (арендатор) и министерством (арендодатель) 21.07.2015 заключен договор аренды лесного участка № 01/2-15/925, по условиям которого арендодатель передает во временное пользование (аренду), а арендатор обязуется принять в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 5886 га (входящий в лесной участок Игринского лесничества общей площадью 153789 га: Менильское участковое лесничество (<...>), Зуринское участковое лесничество (<...>), Ново-Зятцинское участковое лесничество (кварталы 1 -187), Пионерское участковое лесничество (<...>),  Чутырское  участковое  лесничество   (<...>), местоположение: УР, Игринский район, Игринское лесничество, Чутырское участковое лесничество<...>, 73-76, 94-97, 99, 101, 104, 105, 130, 133-135, 137, 154-159, номер учетной записи в государственном лесном реестре 964-2013-07. Кадастровый номер земельного участка 18:09:000000:4467.

В соответствии с пунктом 1.4 договора аренды арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению № 3 к договору.

Из приложения № 3 к договору следует, что ежегодный объем заготовки древесины (допустимый объем изъятия древесины) составляет 1,72 тыс. куб. м., в том числе, 1,5 тыс. куб. м. - хвойные породы, 0,22 тыс. куб. м. -твердолиственные породы.

Согласно пункту 2.1 договора аренды размер арендной платы на 2015 год составляет 2695119 руб. 00 коп. Размер арендной платы на 2016 год составляет 2697026 руб. 80 коп. Размер арендной платы с 2017 года составляет 2698934 руб. 50 коп.

Размер арендной платы подлежит индексации на коэффициент, применяемый к ставкам платы за единицу объема заготавливаемой древесины в соответствующем году (пункт 2.3 договора аренды).

В соответствии с пунктом 3.32 договора аренды в течение шести месяцев с государственной регистрации договора в установленном порядке арендатор обязан разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для заготовки древесины с положительным заключением государственной экспертизы.

Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республики 02.09.2015 (номер регистрации 18-18/005-18/001/002/2015-5770/1).

В результате проведенной по заказу истца таксации было установлено, что рекомендуемый ежегодный объем использования лесов при всех видах рубок составляет 13,33 тыс. куб. м., в том числе, 0,68 тыс. куб.м. - хвойные породы, 12,65 тыс. куб.м. - мягколиственные породы.

Приказом Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики № 456 от 01.09.2016 материалы таксации предоставленного в аренду лесного участка введены в действие.

Истец в письме, полученном ответчиком 29.09.2016, в связи с утверждением материалов лесоустройства и согласованием ежегодных объемов по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов по арендуемому лесному участку, просил внести изменения в договор аренды лесного участка от 21.07.2015 № 01/2-15/925 в части ежегодного объема использования, объемов лесохозяйственных мероприятий и размера ежегодной арендной платы.

Письмом № 02/1-10/4670 от 11.10.2016 ответчик указал, что поскольку договор аренды был заключен по результатам проведения аукциона, внесение в него изменений в соответствии с частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) возможно лишь по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.

Ссылаясь на необходимость внесения изменений в договор в части ежегодного объема использования лесов, общество обратилось в арбитражный суд.

Обращаясь со встречным иском, министерство ссылалось на то, что помимо условий об объемах использования лесов договор также подлежит изменению в части размера вносимой арендной платы в редакции министерства.

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (пункт 2 статьи 73 ЛК РФ).

В силу пункта 1 статьи 74 ЛК РФ (в редакции от 21.07.2014) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно пункту 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Суд первой инстанции, учитывая, что в связи с установленным проведенной таксацией лесного участка, изменены количественные и качественные характеристик лесного участка, пришел к  выводу о необходимости изменения условий договора аренды, содержащихся в таблице 1 приложения № 3 к договору, изложив его следующей редакции:

«Объемы использования лесов для заготовки древесины на лесном
участке с 2017 года (тыс. куб.м.)»

Ежегодный объем заготовки древесины (допустимый объем изъятия древесины)

Хозяйство

при рубке спелых и

перестойных лесных

насаждений

при рубке

лесных насаждений при уходе за лесом

при рубке поврежденных и погибших лесных насаждений< 1>

при рубке лесных насаждений на лесных

участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов

лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры<2>

всего

Хвойное

0

0,60

0,60

Твердолиственное

Мягколиственное

10,46

2,05

12,51

Итого

10,46

2,65

13,11

Указанные выводы суда сторонами не оспариваются.

Постановлением Правительства РФ № 310 от 22.05.2007 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

По смыслу указанного постановления при определении размера платы за единицу объема необходимо принимать во внимание лесотаксовые районы и расстояния вывозки древесины (разряд такс). Выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины.

При проведении аукциона на право заключения договора первоначальная стоимость лота была рассчитана по 2 разряду такс до станции в селе Лоза.

Между тем, согласно письму Администрации муниципального образования «Лозинское» № 38 от 17.03.2017, железнодорожный тупик в селе Лоза разобран в 2009 году.

Ссылаясь на то, что в настоящее время ближайшей станцией, с которой возможна погрузка древесины, является станция Игра, расстояние до которой, согласно справки ГУ «Автодор», составляет 58 км, что соответствует 4 разряду такс, по мнению общества должен применяться средний разряд такс – 5.

Однако данные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для иной оценки суд апелляционной инстанции не усматривает.

По данным, представленным министерством, максимальное расстояние по прямой от центра лесного квартала до станции поселка Игра составляет 23,9 км, что согласно Постановлению Правительства РФ № 310 от 22.05.2007 соответствует 2 разряду такс.

В силу пункта 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации ставки платы для аренды лесов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

В соответствии с пунктами 3, 4 примечаний к таблице 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ставки дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс). Выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (погрузочный пункт).

Из содержания таблицы 1 "Ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы)" постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 следует, что чем больше расстояние вывозки древесины из лесного квартала, тем ставка платы за единицу объема древесины ниже.

Пунктом 6 примечаний к таблице 1 предусмотрено, что при определении расстояния от центра лесного квартала до погрузочного пункта применяются специальные коэффициенты для лесов, расположенных на землях с холмистым рельефом, горным рельефом, в болотистой местности. Это свидетельствует о необходимости определения расстояния в зависимости от рельефа местности, что соответствует принципу выбора разряда такс, указанному в пунктах 3, 4 примечаний к таблице 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, то есть исходя из расстояния вывозки древесины, определенного "по прямой".

В соответствии с разъяснениями Федерального агентства лесного хозяйства от 18.04.2011 N НК-06-27/3343 определение разрядов такс производится для каждого лесного квартала, исходя из расстояния от центра лесного квартала, определяемого на основании картографических материалов, по прямой до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины.

Первоначальная арендная плата по договору аренды лесного участка определена исходя из 2 разряда такс и также рассчитывалась «по прямой», а не по существующим дорогам.

Суд признал обоснованными доводы министерства и потому, что при определении начальной цены аукциона организатор не может учесть маршрут, который в будущем изберет фактический победитель торгов, и поскольку дорожная сеть, включающая в рассматриваемом случае и лесные дороги, с течением времени может изменяться, в том числе самим арендатором.

В связи с  действующим императивным запретом на изменение по решению суда размера арендных платежей, определенного по результатам аукциона, не иначе как в связи с существенным изменением качественных и количественных характеристик лесного участка, новая величина платы по договору должна быть исчислена с учетом окончательного размера платы, установленного на торгах, пропорционально вновь утвержденному объему изъятия лесных ресурсов.

В связи с тем, что названный подход при расчете арендной платы применен министерством, приложение № 4, содержащее размеры арендной платы на 2017-2019 годы обоснованно включено в договор в редакции, приведенной министерством.

Все существенные обстоятельства по делу установлены судом первой инстанции полно и всесторонне, представленным в дело доказательствам дана надлежащая правовая оценка, несогласие с которой по приведенным в апелляционной жалобе общества «Восток-Азия»доводам не может являться основанием для отмены судебного акта.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 августа 2017 года по делу № А71-17270/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Ю.В. Скромова

Судьи

В.Ю. Дюкин

В.В. Семенов