ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-15129/2014 от 26.03.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№17АП- 29 /2014-ГК

г. Пермь

02 апреля 2015 года                                                             Дело №А60-41959/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего       Макарова Т.В.,

судей                                     Дюкина В.Ю., Зелениной Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Пестовой О.В.,

при участии:

от заявителя (общества с ограниченной ответственностью «Семухино»): ФИО1, паспорт, доверенность от 14.04.2014;   

от заинтересованного лица (Комитета по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ): ФИО2, паспорт, доверенность от 12.01.2015; ФИО3, паспорт, распоряжение от 17.07.2004;

от третьих лиц: представители не явились;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованное лицо, Комитета по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 26 декабря 2014 года

по делу №А60-41959/2014

принятое судьей Абдрахмановой Е.Ю.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Семухино» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Комитету по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ,

третьи лица:  закрытое акционерное общество «Агрофирма «Ключики» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4, открытое акционерное общество «Красноуфимскагрохимсервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «МАЯК-АГРО» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Администрация муниципального образования Красноуфимский округ

о признании бездействия незаконным,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Семухино» (далее – общество «Семухино») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом муниципального образования Красноуфимский округ (далее – Комитет), выразившегося в непредоставлении в собственность заявителя (согласно его заявке) находящейся в муниципальной собственности земельной доли площадью 711,68 га в земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения (кадастровый номер 66:14:0000000:193, расположенном по адресу: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО «Рассвет»), и возложении на Администрацию МО Красноуфимский округ (Комитет по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ) обязанность подготовить проект соответствующего договора купли-продажи земельной доли для направления его заявителю.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 06.11.2014  к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требованиях относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество «Агрофирма «Ключики», Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4, открытое акционерное общество «Красноуфимскагрохимсервис», общество с ограниченной ответственностью «МАЯК-АГРО».

Определением Арбитражного суда Пермского края от 01.12.2014 по ходатайству заявителя  уточнено заинтересованное лицо по делу - Комитет по управлению имуществом МО Красноуфимский округ, к участию в деле в порядке ст. 51 АПК РФ привлечено третье лицо - Администрация Муниципального образования Красноуфимский округ.

Решением  Арбитражного суда Пермского края от 26.12.2014 признано незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ, выразившееся в непредставлении по заявке от 08.08.2014 в собственность обществу с ограниченной ответственность «Семухино» находящейся в муниципальной собственности земельной доли в размере 711,68 га в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:14:0000000:193, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО «Рассвет». На Комитет возложена обязанность подготовить и направить ООО «Семухино» проект договора купли-продажи находящейся в муниципальной собственности земельной доли в размере 711,68 га в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:14:0000000:193, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО «Рассвет».

Комитет не согласился с вынесенным решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.В обоснование жалобы заявитель указывает, что на момент подачи заявки от 08.08.2014, подачи сева под урожай от 11.06.2014, а также получения справки от 18.07.2014 №470, общество «Семухино» не имело законных оснований для использования земель в границах ТОО «Рассвет». Заявитель намеренно подготовил и представил указанные документы в целях получить преимущество при выкупе земельных долей в собственность. Полагает, что Комитетом был соблюден предусмотренный ст. 12 ФЗ от 02.05.2006 №59-Ф «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» 30-дневный срок на предоставление ответа по заявке общества «Семухино». Со ссылкой на указанные в положения ст. 12 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный  закон №101-ФЗ), утверждает, что органы местного самоуправления вправе, а не обязаны продать долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству.

Заявитель, ООО «Семухино», представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение арбитражного суда от 26.12.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции от 26.03.2015 представители Комитета поддержали доводы, изложенные в жалобе, заявили ходатайство о приобщении к материалам дела дополнений к апелляционной жалобе, переписки от 17.02.2015 №181, копии приказа от 11.02.2015 №54.

Представитель общества «Семухино» возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, также возражал против заявленного Комитетом ходатайства о приобщении дополнительных документов к материалам дела.

Судом заявленное Комитетом ходатайство рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и отклонено на основании ст. 268АПК РФ.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, согласно выписки из ЕГРП от 28.08.2014г. №66-0-1-38/4004/2014-2159, свидетельства о государственной регистрации права от 20.02.2014 №66 АЖ 319068 за Муниципальным образованием Красноуфимский округ зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок площадью 36118870 кв.м, кадастровый номер 66:14:0000000:193, категория земель: земли сельскохозяйственного назначение, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО Рассвет.

В официальном печатном издании - газете «Вперед» №26 от 04.03.2014 Комитетом по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ размещена информация о возможности приобретения находящихся в общей долевой собственности МО Красноуфимский округ земельных долей, в том числе, в границах ТОО Рассвет – 711,68 га по цене 2325344 руб. 32 коп.; также указано о том, что сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие земельные участки, находящиеся в общей долевой собственности, вправе приобрести вышеуказанные земельные доли до 04.09.2014, обратившись в Комитет по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ.

Заявитель 11.08.2014 обратился в Комитет по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ с заявкой от 08.08.2014 №155 на приобретение в собственность земельную долю в размере 711,68 га, расположенную в границах участках ТОО «Баякское», кадастровый номер 66:14:0000000:193, по цене 2325344 руб. 32 коп. К заявлению приложена нотариально заверенная копия справки Красноуфимского управления агропромышленного комплекса Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области от 18.07.2014 №470, в которой казано, что Управление подтверждает факт использования ООО «Семухино», в том числе, земельного участка с кадастровым номером 66:14:0000000:193, в границах ТОО «Рассвет».

Письмом №1949 от 29.08.2014 Комитет по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ сообщил заявителю о том, что с целью принятия решения, учитывающего интересы всех сельхозпроизводителей, использующих земельные участки в границах вышеперечисленных хозяйств, Комитет направил запрос в адрес Красноуфимского управления АПКиП для получения сведений о сельхозорганизациях и КФХ, работающих на данных землях с указанием площади используемых ими земель; окончательное решение по заявкам будет принято после получения данных сведений.

Полагая, что заинтересованным лицом допущено незаконное бездействие, нарушающее его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона №101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.

Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.

В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.

В п. 4 письма Минэкономразвития от 25.11.2011 №Д23-4894 разъяснено, что в случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.).

Исходя из норм гражданского законодательства и п. 4 ч. 3 ст. Федерального закона №101-ФЗ, продажа земельных долей земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на основе принципа преимущественного права покупки доли другими участниками долевой собственности либо использующими этот земельный участок сельскохозяйственными организациями или гражданами - членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Исходя из положений ст. 1, 9,12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», срок рассмотрения обращений, в данном случае заявки заявителя, установлен в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, т.е. до 11.09.2014.

Исследовав материалы дела, в том числе, заявку заявителя от 08.08.2014 №153, приложенную справку от 18.07.2014 №470, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные документы соответствуют требованиям закона при обращении в уполномоченный орган с заявлением о приобретении земельной доли.

Заявитель является сельскохозяйственной организацией, что подтверждается, в том числе, выпиской из ЕГРЮЛ, включен в реестр сельскохозяйственных предприятий, факт использования земельного участка подтвержден заявителем при обращении с заявкой указанной справкой органа, являющегося территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области, что также не противоречит отмеченному выше письму Минэкономразвития от 25.11.2011 №Д23-4894, содержащему неограниченный перечень документов, которые могут подтверждать факт использования земельного участка.

Руководствуясь приведенными выше нормами и представленными в материалы дела доказательствами, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявление общества «Семухино» о предоставлении земельного участка в собственность Комитетом в срок не рассмотрено, следовательно, заинтересованным лицом допущено бездействие, которое нарушает права заявителя и не соответствует действующему законодательству.

Проанализировав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона №101-ФЗ, регулирующей особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, установлено, что к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 4 ст. 12 названного Закона в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.

Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.

Согласно статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу статьи 250 ГК РФ при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов, а также случаев продажи доли в праве общей собственности на земельный участок собственником части расположенного на таком земельном участке здания или сооружения либо собственником помещения в указанных здании или сооружении.

Исходя из системного толкования п. 1 ст. 250 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Федерального закона №101-ФЗ, орган местного самоуправления обязан предложить сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности с муниципальным образованием, приобрести долю муниципального образования на условиях абз. 1 ч. 4 ст. 12 Федерального закона №101-ФЗ.

Таким образом, только сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство, использующие земельный участок, обладают исключительным правом приобретения земельных долей, находящихся в муниципальной собственности.

При этом такое пользование должно осуществляться до возникновения права муниципальной собственности и публикации информации о возможности приобрести долю.

В ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации поименованы участники земельных отношений

Общество «Семухино» не является ни одним из них в отношении участка, доля в праве общей долевой собственности на который отчуждается.

Ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает платность землепользования. Соответствующих доказательств того, что заявитель вносил плату за пользование участком в дело также не представлено.

Кроме того, как пояснил представитель заявителя и следует из представленных им документов в суд первой инстанции и апелляционному суду, использование земель сельскохозяйственного назначения в границах ТОО «Рассвет», выразившееся в скашивании сена, осуществлялось обществом «Семухино» с мая 2014 года, когда вносилось удобрение, при этом достоверных доказательств того, что работы фактически выполнялись на спорном участке, не представлено. Все документы составлены обществом «Семухино» в одностороннем порядке.

При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает, что общество «Семухино», не оспаривающее, что приступило к использованию земель только в мае 2014 после публикации в феврале 2014 года органом местного самоуправления сообщения об отчуждении доли в праве на этот участок, не является лицом, имеющим преимущественное право покупки доли в праве на земельный участок, в том числе и потому, что не является законным землепользователем, вносившим плату за такое пользование.

Таким образом, общество «Семухино» не доказало своего преимущественного права на приобретение земельной доли на земельный участок, находящийся в долевой собственности, ввиду чего оснований для признания незаконным бездействия Комитета, выразившегося в непредоставлении в собственность заявителя (согласно его заявке) находящейся в муниципальной собственности земельной доли площадью 711,68 га в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:14:0000000:193, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО «Рассвет», не имеется.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 декабря 2014 года по делу №А60-41959/2014 отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Т.В.Макаров

Судьи

В.Ю.Дюкин

Т.Л.Зеленина