ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-15697/17-АКУ от 22.11.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                                              № 17АП- 97 /2017-АКу

г. Пермь

22 ноября 2017 года                                                          Дело № А60-33400/2017

­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Трефиловой Е.М.,

рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, муниципального унитарного предприятия "Алапаевский горводоканал",

на мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое  в порядке упрощенного производства,

от 13 сентября 2017 года по делу № А60-33400/2017,

вынесенное судьей Л.Ф. Савиной,

по заявлению муниципального унитарного предприятия "Алапаевский горводоканал" (ИНН 6677002959, ОГРН 1136677000240)

к Региональной энергетической комиссии Свердловской области (ИНН 6671113500, ОГРН 1026605237944)

об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Алапаевский горводоканал" (далее – МУП "Алапаевский горводоканал", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее – РЭК Свердловской области, административный орган) об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 179 от 20.06.2017 о привлечении предприятия к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 100000 рублей.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 сентября 2017 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МУП "Алапаевский горводоканал" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о недоказанности административным органом наличия в действиях предприятия состава вмененного административного правонарушения; считает, что должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, неправильно определена субъективная сторона административного правонарушения; ссылается на то, что предприятие предприняло все необходимые меры для соблюдения установленных норм по раскрытию информации, уполномочив конкретное должностное лицо МУП "Алапаевский горводоканал" и возложив на него обязанности по раскрытию информации, установленной Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Административный орган по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, МУП "Алапаевский горводоканал" осуществляет деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Свердловской области.

При осуществлении контроля за соблюдением организациями коммунального комплекса стандартов раскрытия информации РЭК Свердловской области установлено, что ежеквартальные шаблоны ФГИС «ЕИАС» за 1 квартал 2017 года: JKH.OPEN.INFO.QUARTER.HVS (в сфере холодного водоснабжения) и JKH.OPEN.INFO.QUARTER.VO (в сфере водоотведения) направлены предприятием в РЭК Свердловской области через программу «ЕИАС Мониторинг» за пределами установленного срока, а именно 24.05.2017 и 31.05.2017 соответственно, что является нарушением требований п. 1 ст. 34 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (с изменениями), п.п. "а" п. 3,п.п. «е» п. 14, п. 21, п. 32, п.п. «е» п. 35, п. 42, п. 53 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 N 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения", п. 2.1 постановления РЭК Свердловской области от 19.10.2011 N 159-ПК "Об утверждении форм предоставления субъектами регулирования информации, подлежащей свободному доступу в соответствии со Стандартами раскрытия информации, и правил заполнения данных форм".

По данному факту РЭК Свердловской области в отношении МУП "Алапаевский горводоканал" составлен протокол об административном правонарушении от 01.06.2017 и по результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 179 от 20.06.2017 о привлечении предприятия к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводам о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.

Повторно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных Стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.15 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

РЭК Свердловской области в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 N 1067-УГ "Об утверждении положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области" (с изменениями) наделена полномочиями по контролю за соблюдением стандартов раскрытия информации регулируемыми организациями, в том числе организациями в сфере водоснабжения и водоотведения, действующими на территории Свердловской области.

В ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся, в том числе, услуги по передаче тепловой энергии; водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры.

Факт того, что МУП "Алапаевский горводоканал" осуществляет деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Свердловской области, заявителем не оспаривается.

В п. 1 ст. 34 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлена обязанность организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и теплоснабжения.

Согласно пунктам 32 и 53 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 N 6 (далее – Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения) МУП "Алапаевский горводоканал" как регулируемая организация обязана раскрывать информацию, указанную в пунктах 21 и 42 Стандартов в сфере водоснабжения и водоотведения, ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация.

Исходя из подпункта "а" п. 3 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, регулируемые организации раскрывают информацию путем обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в данном случае - РЭК Свердловской области).

Из материалов дела следует, что постановлением РЭК Свердловской области от 13.12.2016 № 171-ПК «Об установлении организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения с использованием метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования на 2017 - 2019 годы» для МУП «Алапаевский горводоканал» утверждены на период с 01.01.2017 по 31.12.2019 тарифы на питьевую воду, техническую воду и водоотведение.

Согласно пункту 2.1 постановления РЭК Свердловской области от 19.10.2011 N 159-ПК "Об утверждении форм предоставления субъектами регулирования информации, подлежащей свободному доступу в соответствии со стандартами раскрытия информации, и правил заполнения данных форм" (с изменениями), уведомления о раскрытии информации направляются регулируемыми организациями в РЭК Свердловской области в формате шаблонов Федеральной государственной информационной системы "Единая Информационно-Аналитическая Система "Федеральный орган регулирования - Региональные органы регулирования - Субъекты регулирования" (далее - шаблоны ФГИС "ЕИАС") через программу "ЕИАС Мониторинг".

Информация, подлежащая ежеквартальному раскрытию согласно Стандартам раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, предоставляется регулируемыми организациями в формате шаблонов ФГИС "ЕИАС" с кодами JKH.OPEN.IN FO.QUARTER.HVS (в сфере холодного водоснабжения), JKH.OPEN.IN FO.QUARTER.VO (в сфере водоотведения).

В целях напоминания регулируемым организациям о своевременном представлении ежегодных шаблонов за 2016 год и ежеквартальных шаблонов в 2017 году РЭК Свердловской области на официальном сайте размещены информационные письма от 01.02.2017 N 04-12/358; от 26.01.2017 N 04-12/284.

При этом согласно указанным письмам ежегодные шаблоны за 2016 год с кодом JKH.OPEN.IN FO.BALAN CE (окончание в зависимости от осуществляемого организацией вида деятельности GVS, HVS, VO) и ежеквартальные шаблоны с кодом JKH.OPEN.IN FO.QUARTER (окончание в зависимости от осуществляемого организацией вида деятельности GVS, HVS, VO) за 1 квартал 2017 года должны быть направлены в срок до 02.05.2017.

Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по состоянию на 03.05.2017 ежегодные шаблоны ФГИС «ЕИАС» за 1 квартал 2017 года JKH.OPEN.INFO.QUARTER.HVS и JKH.OPEN.INFO.QUARTER.VO в РЭК Свердловской области от МУП «Алапаевский горводоканал» не поступили. Указанные шаблоны направлены в РЭК Свердловской области через программу «ЕИАС Мониторинг» 24.05.2017 и 31.05.2017 соответственно, т.е. с нарушением требований Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) предприятия события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом. В ходе производства по делу об административном правонарушении вина предприятия установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. Доказательств, свидетельствующих о своевременном принятии заявителем всех зависящих от него мер для выполнения требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя об отсутствии вины предприятия в совершении правонарушения со ссылками на возложение обязанностей по осуществлению контроля за соблюдением законодательства в сфере стандартов информации на должностное лицо МУП "Алапаевский горводоканал" – начальника планово-экономического отдела Малкову Н.С. были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены им как не свидетельствующие о принятии заявителем всех необходимых и достаточных мер для соблюдения требований действующего законодательства.

В данном случае неисполнение предприятием установленных требований Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от административной  ответственности за совершение правонарушения. Вина юридического лица как субъекта административных правоотношений определяется виной его должностных лиц.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о доказанности в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.

Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Назначенное наказание соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.

Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя выводы суда первой инстанции не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями для отмены или изменения судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 сентября 2017 года по делу № А60-33400/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Алапаевский горводоканал" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Судья

Е.М. Трефилова