ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-15953/17-ГК от 19.12.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-15953/2017-ГК

г. Пермь

20 декабря 2017 года Дело № А50-20264/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2017 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,

судей Жуковой Т.М., Зелениной Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Некрасовой А.С.,

при участии представителя администрации Пермского муниципального района, - ФИО1, доверенность от 29.12.2016,

от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, администрации Пермского муниципального района,

на решение Арбитражного суда Пермского края от 06 сентября 2017 года

по делу № А50-20264/2017,

принятое судьей Вавиловой Н.В.,

по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к администрации Пермского муниципального района,

третье лицо: администрация муниципального образования Лобановское сельское поселение,

о признании незаконным отказа в установлении соответствия земельного участка, о признании незаконным распоряжения об утверждении градостроительного плана,

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (далее - заявитель, ГК(Ф)Х ФИО2) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к администрации Пермского муниципального района о признании незаконным отказа в установлении соответствия разрешенного использования земельных участков №59:32:3890013:346 и 59:32:3890013:6 классификатору видов разрешенного использования земельных участков.

Определением суда от 09.08.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация муниципального образования Лобановское сельское поселение.

Заявлением от 25.08.2017 заявитель уточнил требования и просил также признать незаконными распоряжения начальника управления архитектуры и градостроительства Пермского муниципального района от 05.10.2016 №771-р «Об утверждении градостроительного плана земельного участка расположенного в Лобановском сельском поселении» и от 05.10.2016 №772-р «Об утверждении градостроительного плана земельного участка расположенного в Лобановском сельском поселении» и обязать администрацию Пермского муниципального района утвердить и выдать заявителю градостроительные планы в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:3890013:346 и 59:32:3890013:6 содержащие внесенные изменения, «границы зоны допустимого размещения» и сведения о параметрах размещения объектов и застройки земельных участков, с учетом градостроительных требований, предъявляемых к объектам строительства в границах приаэродромной территории аэропорта Большое Савино, придорожной полосы автомобильной дороги, водоохраной и прибрежной зон реки Хариха, санитарно-защитной зоны от предприятий сельскохозяйственной деятельности. Уточнение принято судом к рассмотрению.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.09.2017 признан незаконным отказ администрации Пермского Муниципального района в установлении соответствия разрешенного использования земельных участков №59:32:3890013:346 и 59:32:3890013:6 классификатору видов разрешенного использования земельных участков, изложенный в письме от 27.06.2017 №СЭД-299-01-02-66-385 как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». На администрацию Пермского муниципального района возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя. Признаны незаконными распоряжения начальника управления архитектуры и градостроительства Пермского муниципального района от 05.10.2016 №771-р «Об утверждении градостроительного плана земельного участка расположенного в Лобановском сельском поселении» и от 05.10.2016 №772-р «Об утверждении градостроительного плана земельного участка расположенного в Лобановском сельском поселении» как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». На администрацию Пермского муниципального района возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.

Администрация Пермского муниципального района с решением суда не согласна, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:3890013:346 и
59:32:3890013:6 являются земельными участками сельскохозяйственных угодий и на них не распространяются градостроительные регламенты. Как указывает администрация, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применения порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ).

Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, предусмотренных ч.1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.20004 №172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одно категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ. До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

В судебном заседании представитель Администрации Пермского муниципального района поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Заявитель и администрация муниципального образования Лобановское сельское поселение надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ФИО2 является главной крестьянского (фермерского) хозяйства.

05.07.2016 между ГК(Ф)Х ФИО2 и администрацией
муниципального образования Лобановское сельское поселение заключены
договоры №19, №20 аренды земельных участков, расположенных по адресам: Пермский край, Пермский район, Лобановское сельское поселение, в 0,8 и 0,4 км от д.Ключики, с кадастровыми номерами №59:32:3890013:346 и
59:32:3890013:6, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного
производства. Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.

16.06.2017 ГК(Ф)Х ФИО2 обратился в администрацию
Пермского муниципального района с заявлением об установлении
соответствия разрешенного использования земельного участка (сельскохозяйственное назначение) классификатору видов разрешенного использования земельных участков «Сельскохозяйственное использование» код вида (1.0), утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01 сентября 2014 г. N 540.

27.06.2017 письмом №СЭД299-01-02-06-385 администрацией Пермского муниципального района в установлении соответствия разрешенного использования земельных участков было отказано, с указанием на то, что изменение вида разрешенного использования земельных участков, предоставленных по результатам аукциона, не допускается.

ГК(Ф)Х ФИО2 в адрес управления архитектуры и градостроительства Пермского муниципального района было направлено обращение о выдаче градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами №59:32:3890013:346 и 59:32:3890013:6.

Распоряжениями начальника управления архитектуры и градостроительства Пермского муниципального района от 05.10.2016 №771-р и №772-р «Об утверждении градостроительного плана земельного участка расположенного в Лобановском сельском поселении» утверждены градостроительные планы на спорные участки №RU 59526312-7283 и №RU 59526312-7284 c разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства на землях, отнесенных к категории - сельскохозяйственного назначения. В градостроительных планах отражены сведения о том, что земельные участки расположены в зоне сельскохозяйственных угодий в составе земель, отнесенных к категории сельскохозяйственного назначения, не подлежащих застройке.

Считая отказ в установлении соответствия разрешенного использования земельных участков и распоряжения об утверждении градостроительных планов №RU 59526312-7283 и №RU 59526312-7284 незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя требования в части признания незаконным отказа в установлении соответствия, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 N 540 и действует с 24 декабря 2014 года.

В силу пунктов 11, 12 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

В соответствии с пунктом 13 данной статьи по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов решенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Согласно части 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что заявителю на праве аренды принадлежат участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – сельскохозяйственное производство.

В соответствии с классификатором вид разрешенного использования поименован как «Сельскохозяйственное использование». Описание вида - ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.18, текстовое наименование приведено в приказе.

Поскольку фактическое использование земельных участков полностью соответствует виду разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственное использование, вид разрешенного использования «сельскохозяйственное производство» должен быть заменен на вид «сельскохозяйственное использование» (код 1.0).

Отказ администрации со ссылкой на то, что договоры заключены на торах, ввиду чего вид разрешенного использования не может быть изменен, является незаконным, поскольку в настоящем случае вид разрешенного использования фактически не меняется, а уточняется его наименование в соответствии с классификатором, что прямо предусмотрено законом.

При таких обстоятельствах отказ в установлении вида разрешенного использования в соответствии с классификатором противоречит закону и нарушает права землепользователя, право которого на соответствующее установление прямо предусмотрено законом.

В этой части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а соответствующие доводы администрации отклоняются как несостоятельные.

В части признания незаконными распоряжений об утверждении градостроительных планов земельных участок, арендуемых заявителем, суд полагает решение подлежащим отмене в силу следующего.

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В силу ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии с п. 2 ст. 7 этого Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

Изложенное соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 27.07.2016 N 89-АПГ16-5, а также Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2014).

Из материалов дела усматривается, что спорные участки находятся в зоне лугов, пастбищ, сенокосов, залежей, болот, древесно-кустарниковой растительности с размещением на них пашней (условный знак на топографическом плане П; л.д 88).

При проведении торгов на право заключения договоров аренды в конкурсной документации также было указано, что участки расположены на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (л.д. 84).

При таких обстоятельствах указание в градостроительном плане на то, что участки не подлежат застройке, является правомерным, оснований для удовлетворения требований заявителя в этой части не имеется.

Также суд апелляционной инстанции полагает необходимым указать, что не смотря на то, что градостроительные планы утверждены начальником управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района, оснований для привлечения к участию в деле соответствующего управления не имеется, поскольку оно является функциональным органом администрации муниципального района, не обладающим правами юридического лица (функциональным подразделением), что следует из решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 24.03.2016 N 131 "Об утверждении структуры администрации Пермского муниципального района" и Положения об управлении, утвержденного распоряжением администрации Пермского муниципального района от 16.05.2016 № 88-р, которое предоставлялось апелляционному суду на обозрение. Ввиду чего надлежащим заинтересованным лицом является администрация Пермского муниципального района.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению.

Руководствуясь ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермского края от 06 сентября 2017 года по делу № А50-20264/2017 изменить.

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации Пермского муниципального района, изложенный в письме от 27.06.2017 №СЭД-299-01-02-66-385, в установлении соответствия разрешенного использования земельных участков №59:32:3890013:346 и 59:32:3890013:6 классификатору видов разрешенного использования земельных участков как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обязать администрацию Пермского муниципального района устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем установления соответствия разрешенного использования земельных участков №59:32:3890013:346 и № 59:32:3890013:6 классификатору видов разрешенного использования земельных участков.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с администрации Пермского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) 300 (триста) руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Ю.В. Скромова

Судьи

Т.М. Жукова

Т.Л. Зеленина