ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-16580/2021-АК от 15.02.2021 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 80 /2021-АК

г. Пермь

15 февраля 2022 года                                                           Дело № А60-30351/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,

судей Голубцова В.Г., Трефиловой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,

при участии:

от заявителя Администрации городского округа Верхняя Пышма (ИНН <***>, ОГРН <***>) – не явились, извещены надлежащим образом;

от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) – не явились, извещены надлежащим образом;

от третьих лиц ИП ФИО1, ООО «Лемакс»– не явились, извещены надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя Администрации городского округа Верхняя Пышма

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 октября 2021 года

по делу № А60-30351/2021,

принятое судьей Окуловой В.В.

по заявлению Администрации городского округа Верхняя Пышма

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области,

третьи лица: ИП ФИО1, ООО «Лемакс»,

о признании недействительными решения по жалобе от 09.06.2021 №066/01/18.1- 1812/2021, и предписания от 09.06.2021 №066/01/18.1-1812/2021,

установил:

Администрация городского округа Верхняя Пышма (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, УФАС по СО)  о  признании недействительными решения по жалобе от 09.06.2021 №066/01/18.1- 1812/2021, и предписания от 09.06.2021 №066/01/18.1-1812/2021.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ИП ФИО1, ООО «Лемакс».

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, отмечает, что УФАС по СО по результатам рассмотрения жалобы ИП ФИО1 на действия (бездействие) организатора торгов в лице Администрации ГО Верхняя Пышма, совершенные при организации и проведении торгов (торги № 140421/24028914/02 на сайте www.torgi.gov.ru) в форме аукциона по продаже земельного участка с кадастровым № 66:36:0113001:55, площадью 5 251 кв.м., расположенного по адресу: <...> (район городского кладбища), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение автомобильных дорог, вынесено решение № 066/01/18.1-1812/2021 от 09.06.2021, согласно которому организатор торгов в лице Администрации городского округа Верхняя Пышма в рамках деятельности Комитета по управлению имуществом признан нарушившим пп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ, что выразилось в неуказании в извещении о проведении аукциона сведений обо всех видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым №66:36:0113001:55.

Основные, условно разрешенные, вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка установлены Решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 31.10.2019 № 15/4 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории городского округа Верхняя Пьтптма в новой редакции» (в ред. Решений Думы от 26.03.2020 № 20/7 и от 24.09.2020 № 25/6).

Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером 66:36:0113001:55 в соответствии с Генеральным планом городского округа Верхняя Пышма применительно к территории г. Верхняя Пышма, (утв. Решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 26.05.2017 №58/1) расположен в Зоне с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) от кладбища г. Верхняя Пышма (санитарно-защитная зона - специальная территория с особым режимом использования, устанавливаемая вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов), что также не подразумевает строительство.

 Комитетом по управлению имуществом при подготовке извещения была  сделана соответствующая  ссылка на правила землепользования и застройки на территории городского округа Верхняя Пышма, в статье 25 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории городского округа Верхняя Пышма в новой редакции» (в ред. Решений Думы от 26.03.2020 № 20/7 и от 24.09.2020 № 25/6),  указана зона с особыми условиями, куда входит санитарно-защитная зона, информация о всех зонах была в открытом доступе следовательно, организатором торгов были указаны все виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № 66:36:0113001:55.

Антимонопольный орган и третье лицо ФИО1 представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в соответствии с которыми просят решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находят несостоятельными.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по результатам рассмотрения жалобы ИП ФИО1 на действия (бездействие) организатора торгов в лице Администрации ГО Верхняя Пышма, совершенные при организации и проведении торгов (торги № 140421/24028914/02 на сайте www.torgi.gov.ru) в форме аукциона по продаже земельного участка с кадастровым № 66:36:0113001:55, площадью 5 251 кв.м., расположенного по адресу: <...> (район городского кладбища), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение автомобильных дорог, вынесено решение № 066/01/18.1-1812/2021 от 09.06.2021, согласно которому организатор торгов в лице Администрации городского округа Верхняя Пышма в рамках деятельности Комитета по управлению имуществом признан нарушившим пп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ, что выразилось в не указании в извещении о проведении аукциона сведений обо всех видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым №66:36:0113001:55.

Администрации выдано предписание от 09.06.2021 №066/01/18.1- 1812/2021, согласно которому организатору торгов в срок до 21.06.2021 предписано принять все зависящие от него меры по аннулированию торгов (торги № 140421/24028914/02 на сайте www.torgi.gov.ru) в форме аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 66:36:0113001:55

Полагая, что вынесенные решение и предписание от 09.06.2021  №066/01/18.1-1812/2021 являются незаконными, Администрация городского округа Верхняя Пышма обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, принимая решение, не установил оснований для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Принимая решение и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы заявителя, обоснованно руководствовался следующим.

Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 39.11 и  39.12 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ).

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно статье 39.2 ЗК РФ осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - аукцион), согласно пункту 1 статьи 39.11 ЗК РФ принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Основанием для проведения аукциона по продаже земельных участков явилось Постановление Администрации ГО Верхняя Пышма от 12.04.2021 № 275.

Организатором аукциона в силу пункта 11 статьи 39.11 ЗК РФ вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.

Согласно извещению о проведении аукциона организатором торгов является Комитет по управлению имуществом Администрации ГО Верхняя Пышма.

Для размещения информации о проведении аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности согласно подпункту «а» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 определен официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» -www.torgi.gov.ru.

Извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка опубликовано 14.04.2021 на сайте www.torgi.gov.ru (торги № 140421/24028914/02), на официальном сайте городского округа Верхняя Пышма (https://movp.ru), а также в газете «Вестник Сысертского городского округа» № 3 (706) от 28.01.2021).

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 66:36:0113001:55 расположен в территориальной зоне МЦ, в соответствии с основными видами разрешенного использования возможно строительство зданий, сооружений.

Согласно извещению о проведении аукциона категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение автомобильных дорог.

Вместе с тем, организатором торгов в извещении о проведении аукциона не указаны все виды разрешенного использования земельного участка, следовательно, невозможно сделать вывод о допустимости строительства зданий, сооружений на указанном земельном участке в соответствии с основным видом разрешенного использования, а также о допустимости организации и проведения торгов по продаже земельного участка с кадастровым № 66:36:0113001:55.

На основании подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования (пункт 4 статьи 11.9 ЗК РФ).

Согласно частям 2 и 2.1 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, что является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

Градостроительный регламент в соответствии с пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ есть устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в соответствии с частью 6 статьи 30 ГрК РФ указываются:

1)  виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2)  предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

В силу пункта 6 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

Согласно части 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В силу части 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Пунктом 17 статьи 39.8 ЗК РФ установлено, что внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются в соответствии с частью 3 статьи 37 ГрК РФ самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса (часть  6 статьи 37 ГрК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного  использования  в  соответствии  с  зонированием территорий,   общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Правил землепользования и застройки на территории городского округа Верхняя Пышма (утв. Решением Думы городского округа Верхняя Пышма от 31.10.2019 № 15/4, далее - ПЗЗ):

- основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено применительно к соответствующим территориальным зонам и выбор таких видов деятельности и объектов осуществляется самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, при условии соблюдения требований технических регламентов;

- условно разрешенные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты капитального строительства, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу перечисления этих видов деятельности и объектов в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам при условии получения разрешения в порядке, определенном статьей 39 Градостроительного кодекса и обязательного соблюдения требований технических регламентов;

- вспомогательные виды разрешенного использования недвижимости, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Согласно представленным организатором торгов сведениям земельный участок с кадастровым номером 66:36:0113001:55 расположен в территориальной зоне МЦ.

В соответствии со статьей 20 ПЗЗ МЦ. Многоцелевая зона - предназначена для размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду, а также для размещения объектов управленческой деятельности производственных объектов, складских объектов, объектов оптовой торговли, транспорта, для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов, а также для обеспечения условий размещения объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности, а также общественного использования объектов капитального строительства.

Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне МЦ обозначены в законодательстве. Согласно извещению о проведении аукциона категория земель - земли населенных пунктов, при этом разрешенное использование - исключительно один вид такого использования размещение автомобильных дорог.

Градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) согласно пункту 1 статьи 57.3 ГрК РФ выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

В ГПЗУ в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 57.3 ГрК РФ содержится информация об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.

Источниками информации для подготовки ГПЗУ согласно пункту 2 статьи 57.3 ГрК РФ являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

ГПЗУ в соответствии с пунктом 37 Порядка заполнения формы ГПЗУ (утв. Приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр, (далее - Порядок № 741/пр) должен включать информацию о видах разрешенного использования земельного участка, а именно основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка.

В ГПЗУ в соответствии с пунктами 38 и  39 Порядка № 741/пр указываются все установленные основные и условно разрешенные виды использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки, а при наличии утвержденной документации по планировке территории, один или несколько основных и условно разрешенных видов использования земельного участка, предусмотренных правилами землепользования и застройки, соответствующих назначению зон планируемого размещения объектов капитального строительства, установленных проектом планировки территории.

В извещении о проведении торгов необходимо указывать все виды разрешенного использования земельного участка, которые установлены Правилами землепользования и застройки, а также кадастровым паспортом такого участка.

Вместе с тем, организатор торгов в нарушение подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ в извещении о проведении аукциона не указал сведения обо всех видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым № 66:36:0113001:55.

Поскольку организатором торгов в извещении о проведении торгов не указаны все виды разрешенного использования земельного участка, Комиссия Свердловского УФАС России обоснованно приняла решение о необходимости выдачи организатору торгов предписания о принятии всех зависящих от него мер по аннулированию торгов (торги № 140421/24028914/02 на сайте www.torgi.gov.ru).

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных по правилам статьи 71 АПК РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями  176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 октября 2021 года по делу № А60-30351/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.  

Председательствующий

Судьи

И.В.Борзенкова

В.Г.Голубцов

Е.М.Трефилова