П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 17 /2014-ГК
г. Пермь
06 марта 2015 года Дело № А60-41956/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Голубцовой Ю.А., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пестовой О.В.
при участии: от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Семухино» - ФИО1 (доверенность от 14.04.2014 №Д-01/14),
от заинтересованного лица, Комитета по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ - ФИО2 (доверенность от 12.01.2015), ФИО3, председатель (распоряжение от 27.07.2004 №27-К), |
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Комитета по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 ноября 2014 года по делу № А60-41956/2014
вынесенное судьей Горбашовой И.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Семухино»
к Комитету по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ
третье лицо: Администрация Муниципального образования Красноуфимский округ
об оспаривании бездействия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Семухино" (далее – общество «Семухино») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом муниципального образования Красноуфимский округ (далее – Комитет), выразившегося в непредоставлении в собственность заявителя (согласно его заявке) находящейся в муниципальной собственности земельной доли площадью 1118 га в земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 66:14:0000000:192, расположенном по адресу: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО «Баякское»; о возложении на Комитет обязанности подготовить проект соответствующего договора купли-продажи земельной доли для направления его заявителю; снять с кадастрового учета вновь образованные Муниципальным образованием (выделяемые в счет подлежащей продаже заявителю муниципальной земельной доли) земельные участки с кадастровыми номерами: 66:145:1801003:239 и 66:14:1801003:240, расположенные по адресу: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО «Баякское».
К участию в деле в порядке ст. 51 АПК РФ привлечено третье лицо - Администрация Муниципального образования Красноуфимский округ.
Решением суда от 20.11.2014 признано незаконным бездействие Комитета, выразившееся в непредставлении по заявке от 08.08.2014 в собственность обществу «Семухино» находящейся в муниципальной собственности земельной доли в земельном участке с кадастровым номером 66:14:0000000:192, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО «Баякское». На Комитет возложена обязанность направить обществу «Семухино» проект договора купли-продажи земельной доли в земельном участке с кадастровым номером 66:14:0000000:192, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО «Баякское».
Комитет не согласился с вынесенным решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает, что на момент подачи заявки от 08.08.2014, подачи сева под урожай от 11.06.2014, а также получения справки от 18.07.2014 № 470, общество «Семухино» не имело законных оснований для использования земель в границах ТОО «Баякское». Общество «Семухино» намеренно подготовило и представило указанные документы в целях получить преимущество при выкупе земельных долей в собственность. Утверждает, что Комитетом был соблюден 30-дневный срок на предоставление ответа по заявке общества «Семухино». Со ссылкой на положения ст. 12 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон №101-ФЗ), указывает, что органы местного самоуправления вправе, а не обязаны продать долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству.
Общество «Семухино» в отзыве на жалобу против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда от 20.11.2014 без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции от 24.02.2015, с учетом перерыва на 03.03.2015 представители Комитета поддержали доводы, изложенные в жалобе, заявили ходатайство о приобщении к материалам дела письма от 17.02.2015, приказа Министерства Агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области от 11.02.2015 №54.
Представитель общества «Семухино» возражает против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, также заявил ходатайство о приобщении к материалам дела справок от 21.07.2009 №199, от 17.06.2011 №397, от 24.08.2012 № 598, от 25.10.2012 №425, от 31.10.2012, от 26.04.2013 №175, от 17.04.2014 №01/166, путевых листов трактора, лимитно-заборной карты № 4,акт об использовании удобрений № 3 от 12.05.2014, постановления Правительства Свердловской области от 07.02.2014 № 61-ПП, от 11.03.2013 № 289-ПП, соглашения опредоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства от 18.03.2014 № 258 с дополнительным соглашением от 04.12.2014 № 3452 и приложением об объеме субсидии, справки-расчета о причитающейся субсидии за декабрь 2014.
Судом заявленные ходатайства рассмотрены в порядке ст. 159 АПК РФ, на основании ст. 268АПК РФ, в приобщении к материалам дела справок от 21.07.2009 №199, от 17.06.2011 №397, от 24.08.2012 № 598, от 25.10.2012 №425, от 31.10.2012, от 26.04.2013 №175, от 17.04.2014 №01/166 – отказано, остальные документы приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06.02.2014 №66 АЖ 318377 за Муниципальным образованием Красноуфимский округ зарегистрировано право общей долевой собственности на 1118 га в земельном участке с кадастровым номером 66:14:0000000:192, площадью 24 138 524 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначение, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО Баякское.
В официальном печатном издании - газете «Вперед», 11.02.2014 Комитетом размещена информация о возможности приобретения находящихся в общей долевой собственности МО Красноуфимский округ земельных долей, в том числе, в границах ТОО «Баякское» - 1118 га по цене 3 858 794,18 руб.; также указано о том, что сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие земельные участки, находящиеся в общей долевой собственности, вправе приобрести вышеуказанные земельные доли до 12.08.2014, обратившись в Комитет.
Заявитель 11.08.2014 обратился в Комитет с заявкой от 08.08.2014 № 153 на приобретение в собственность земельной доли в размере 1118 га в границах участка ТОО «Баякское», кадастровый номер 66:14:0000000:192, по цене 3858794,18 руб. К заявлению приложена нотариально заверенная копия справки Красноуфимского управления агропромышленного комплекса Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области от 18.07.2014 №470, в которой указано, что Управление подтверждает факт использования обществом «Семухино», в том числе, земельного участка с кадастровым номером 66:14:0000000:192, в границах ТОО «Баякское».
Письмом от 29.08.2014№1949 Комитет сообщил заявителю о том, что с целью принятия решения, учитывающего интересы всех сельхозпроизводителей, использующих земельные участки в границах вышеперечисленных хозяйств, Комитет направил запрос в адрес Красноуфимского управления АПКиП для получения сведений о сельхозорганизациях и КФХ, работающих на данных землях с указанием площади используемых ими земель; окончательное решение по заявкам будет принято после получения данных сведений.
Полагая, что заинтересованным лицом допущено незаконное бездействие, нарушающее его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона №101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
В п. 4 письма Минэкономразвития от 25.11.2011 N Д23-4894 разъяснено, что в случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.).
Исходя из норм гражданского законодательства и п. 4 ч. 3 ст. Федерального закона № 101-ФЗ, продажа земельных долей земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на основе принципа преимущественного права покупки доли другими участниками долевой собственности либо использующими этот земельный участок сельскохозяйственными организациями или гражданами - членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Исходя из положений ст. 1, 9,12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», срок рассмотрения обращений, в данном случае заявки заявителя, установлен в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, т.е. до 11.09.2014.
Проанализировав материалы дела, в том числе, заявку заявителя от 08.08.2014 № 153, приложенную справку от 18.07.2014 №470, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные документы соответствуют требованиям закона при обращении в уполномоченный орган с заявлением о приобретении земельной доли.
Заявитель является сельскохозяйственной организацией, что подтверждается, в том числе, выпиской из ЕГРЮЛ, включен в реестр сельскохозяйственных предприятий, факт использования земельного участка подтвержден заявителем при обращении с заявкой указанной справкой органа, являющегося территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области, что также не противоречит отмеченному выше письму Минэкономразвития от 25.11.2011 N Д23-4894, содержащему неограниченный перечень документов, которые могут подтверждать факт использования земельного участка.
Руководствуясь приведенными выше нормами и представленными в материалы дела доказательствами, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявление общества «Семухино» о предоставлении земельного участка в собственность Комитетом в срок не рассмотрено, следовательно, заинтересованным лицом допущено бездействие, которое нарушает права заявителя и не соответствует действующему законодательству.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона № 101-ФЗ, регулирующей особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, установлено, что к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 4 ст. 12 названного Закона в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
Согласно статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу статьи 250 ГК РФ при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов, а также случаев продажи доли в праве общей собственности на земельный участок собственником части расположенного на таком земельном участке здания или сооружения либо собственником помещения в указанных здании или сооружении.
Исходя из системного толкования п. 1 ст. 250 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Федерального закона N 101-ФЗ, орган местного самоуправления обязан предложить сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности с муниципальным образованием, приобрести долю муниципального образования на условиях абз. 1 ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 101-ФЗ.
Таким образом, только сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство, использующие земельный участок, обладают исключительным правом приобретения земельных долей, находящихся в муниципальной собственности.
При этом такое пользование должно осуществляться до возникновения права муниципальной собственности и публикации информации о возможности приобрести долю.
В ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации поименованы участники земельных отношений
Общество «Семухино» не является ни одним из них в отношении участка, доля в праве общей долевой собственности на который отчуждается.
Ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает платность землепользования. Соответствующих доказательств того, что заявитель вносил плату за пользование участком в дело также не представлено.
Кроме того, как пояснил представитель заявителя и следует из представленных им документов в суд первой инстанции и апелляционному суду, использование земель сельскохозяйственного назначения в границах ТОО «Баякское», выразившееся в скашивании сена, осуществлялось обществом «Семухино» с мая 2014 года, когда вносилось удобрение, при этом достоверных доказательств того, что работы фактически выполнялись на спорном участке, не представлено. Все документы составлены обществом «Семухино» в одностороннем порядке.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает, что общество «Семухино», не оспаривающее, что приступило к использованию земель только в мае 2014 после публикации в феврале 2014 года органом местного самоуправления сообщения об отчуждении доли в праве на этот участок, не является лицом, имеющим преимущественное право покупки доли в праве на земельный участок, в том числе и потому, что не является законным землепользователем, вносившим плату за такое пользование.
Таким образом, общество «Семухино» не доказало своего преимущественного права на приобретение земельной доли на земельный участок, находящийся в долевой собственности, ввиду чего оснований для признания незаконным бездействия Комитета, выразившегося в непредоставлении в собственность заявителя (согласно его заявке) находящейся в муниципальной собственности земельной доли площадью 1118 га в земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 66:14:0000000:192, расположенном по адресу: Свердловская область, Красноуфимский район, в границах ТОО «Баякское», не имеется.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 ноября 2014 года по делу № А60-41956/2014 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий | Ю.В.Скромова | |
Судьи | Ю.А.Голубцова | |
Г.Л.Панькова |