ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-16797/2021-ГК от 27.01.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-16797/2021-ГК

г. Пермь

03 февраля 2022 годаДело № А60-33301/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муталлиевой И.О.,

судей Балдина Р.А., Бояршиновой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Субботиной Е.Е.,

при участии:

от налогового органа: Застроцкий К.В., удостоверение, доверенность от 30.12.2021 № 40, диплом,

от иных лиц, участвующих в деле: не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление Уралстройгаз",

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 29 октября 2021 года по делу № А60-33301/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление Уралстройгаз" (ОГРН 1036603154301, ИНН 6659094026)

к инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ОГРН 1046602689495, ИНН 6658040003),

третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ОГРН 1046604027238, ИНН 6671159287),

о признании недействительным решения налогового органа,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Ремонтно-строительное управление Уралстройгаз» (далее – заявитель, ООО «РСУ Уралстройгаз», общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее – заинтересованное лицо, ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбург, Инспекция) с требованием о признании недействительным решения № 21464А от 23.04.2021 об отказе в государственной регистрации, об обязании восстановить нарушенные права.

На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее – УФНС по Свердловской области, Управлеине).

Решением суда от 29.10.2021 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что решение налогового органа вынесено до проведения проверки, регистрирующий орган не приостановил регистрацию, не запросил дополнительные документы с целью устранения сомнений относительно достоверности регистрируемого адреса. Заявитель указывает, что судом не учтены обстоятельства, подтверждающие достоверность адреса, такие как получение обществом корреспонденции по спорному адресу, пользование курьерскими услугами, наличие в здании информационных табличек и указателей, а также то, что по спорному адресу зарегистрированы иные юридические лица также без детализирования номера помещения или офиса. Заявитель также указывает, что нумерация помещений не зарегистрирована в государственных органах и может быть изменена собственником в любое время на свое усмотрение, в форме № Р131014 отсутствует возможность указания этажа. Кроме того, налоговым органом не представлено доказательств наличия затруднений связи с обществом, а также того, что спорный адрес значится «адресом массовой регистрации юридических лиц». При рассмотрении жалобы общества на решение № 21464А от 23.04.2021 Управлением указано на непредставление документов, подтверждающих возможность подписания протокола общего собрания участников общества без нотариального удостоверения. Возражая, заявитель ссылается на наличие в решении № 46, представленном в регистрирующий орган, ссылки на решение № 45 единственного участника общества от 29.05.2020, согласно которому выбран альтернативный способ подтверждения факта принятия решений, путем подписания решений единственным участником без нотариального удостоверения. Кроме того, апеллянт полагает, что подавая заявление о регистрации через нотариуса, правоспособность действий единственного участника была им проверена, в связи с чем, требование о предоставлении указанного выше документа необоснованно.

Заинтересованным лицом, третьим лицом направлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых они отклонили приведенные в ней доводы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции представитель налогового органа против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «РСУ Уралстройгаз» (ИНН 6659094026) зарегистрировано в качестве юридического лица 01.08.2003, по адресу: 620050, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Монтажников, д. 32-А, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

16.04.2021 решением № 46 единственного участника ООО «РСУ Уралстройгаз» были приняты следующие решения:

1. Изменить юридический адрес общества на следующий: 620043, Россия, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Начдива Васильева, дом 3А.

2. Привести устав ООО «РСУ Уралстройгаз» в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

3. Внести изменения в учредительные документы ООО «РСУ Уралстройгаз». Утвердить Устав ООО «РСУ Уралстройгаз» в новой редакции.

4. Зарегистрировать изменения в установленном законом порядке.

17.04.2021 нотариусом нотариального округа города Екатеринбурга Дудкиной Светланой Леонидовной, в электронном виде, в регистрирующий орган ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга были поданы документы для государственной регистрации юридического лица ООО «РСУ Уралстройгаз», а именно:

- заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме № Р13014, утвержденной Приказом ФНС России от 31.08.2020 ЕД-7-14/617@ (далее - заявление по форме № Р13014);

- устав юридического лица в новой редакции;

- решение № 46 единственного участника ООО «РСУ Уралстройгаз» от 16.04.2021;

- договор субаренды № 04/21/А нежилого помещения от 08.04.2021;

- свидетельство о государственной регистрации права № 66-АГ 798654 от 05.08.2009;

- гарантийное письмо № 46 от 09.04.2021;

- сопроводительное письмо № 1243 от 07.12.2020.

23.04.2021 ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбург принято решение об отказе в государственной регистрации № 21464А по пп. «ч» п.1 ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон № 129-ФЗ), в связи с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, а именно отсутствие в документах, представленных на регистрацию, указания на конкретные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), по которому будет размещаться общество, не может свидетельствовать о представлении документов, отражающих действительный адрес юридического лица. В ходе контрольных мероприятий, проведенных ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, установлено, что по адресу: г. Екатеринбург, ул. Начдива Васильева, стр. 3а расположено пятиэтажное административное здание, в здании имеется внутренняя нумерация.

Не согласившись с решением ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга 29.04.2021 ООО «РСУ Уралстройгаз» подало жалобу в УФНС по Свердловской области исх. № 475.

25.05.2021 в адрес ООО «РСУ Уралстройгаз» поступило письмо датированное 24.05.2021 за исх. № 13-06/17230@ о продлении срока рассмотрения жалобы до 07.06.2021.

26.05.2021 исх. № 560 ООО «РСУ Уралстройгаз» подало дополнения к жалобе.

16.06.2021 в адрес ООО «РСУ Уралстройгаз» поступило письмо датированное 07.06.2021 за исх. № 13-06/19062 о результатах рассмотрения жалобы.

По результатам рассмотрения Управлением жалобы ООО «РСУ Уралстройгаз» на решение Инспекции последняя оставлена без удовлетворения, в том числе добавлено новое основание для отказа в государственной регистрации подпункт «а» и «ц» п. 1 ст. 23 закона № 129-ФЗ. Основанием для отказа также стало то, что общество не представило документы, предусмотренные п. 3 ст. 67. Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), о возможности подписания протокола общего собрания участников общества без нотариального удостоверения.

Полагая, что действия налогового органа не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 51, 54 ГК РФ, Закона № 129-ФЗ, Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) и исходил из отсутствия оснований для признания решения № 21464А от 23.04.2021 об отказе в государственной регистрации недействительным.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулирует Закон № 129-ФЗ.

В силу п. 1 ст. 17 Закон № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в изменениях, внесенных в учредительный документ юридического лица, или учредительном документе юридического лица в новой редакции и заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительный документ юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;

в) изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, или учредительный документ юридического лица в новой редакции;

г) документ об уплате государственной пошлины.

При этом в силу подп. "а" п. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ в заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Необходимым условием для государственной регистрации юридического лица является не только представление заявителем полного пакета документов, предусмотренного соответствующей главой Закона № 129-ФЗ, но и полнота и достоверность указанной в заявлении информации, в том числе подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно п. 6 ст. 17 Закона № 129-ФЗ к заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы.

К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

Основания для отказа в государственной регистрации указаны в ст. 23 Закона № 129-ФЗ.

Так, согласно подп. "р" п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подп. "в" п. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона.

В подп. "ч" п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ указано основание в отказе в государственной регистрации - представления документов, содержащих недостоверные сведения.

Таким образом, действительной может быть признана регистрация, проведенная на основании полного пакета документов, по своему наименованию соответствующих требованиям Закона № 129-ФЗ и содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых сведений подлежащих внесению в ЕГРЮЛ.

Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 4.1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

В силу требований ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ о распределении бремени доказывания, соответствующие обстоятельства, послужившие основанием для принятия регистрирующим органом оспариваемого решения, должны быть подтверждены доказательствами, представленными этим органом.

Такие доказательства, как и доказательства, представленные обществом, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на стр. 2, 3 листа Б заявления по форме № Р13014, представленного заявителем в адрес Инспекции 17.04.2021 адресом (местом нахождения) ООО «РСУ Уралстройгаз» является: город Екатеринбург, ул. Начдива Васильева, стр. 3А.

В качестве документа, подтверждающего правомерность использования объекта недвижимости, адрес которого заявлен в качестве адреса (места нахождения) ООО «РСУ Уралстройгаз» представлен договор субаренды № 04/21/А от 08.04.2021 (далее – договор субаренды).

Данный договор заключен между ООО «А-Прогресс» (далее – арендатор) с одной стороны и ООО «РСУ Уралстройгаз» (далее – субарендатор) с другой.

В соответствии с пп. 1.1 п. 1 договора субаренды арендатор обязуется предоставить субарендатору в срочное возмездное пользование и владение часть нежилого помещения (далее – помещение) общей площадью 16,7 кв.м., номер на поэтажном плане 32, согласно приложению № 1 договора субаренды, арендованное имущество расположено по адресу: 620043, г. Екатеринбург, ул. Начдива Васильева, д. 3А (3 этаж).

Кроме того к заявлению по форме № Р13014 приложено гарантийное письмо ИП Лактионовой В.А. от 09.04.2021, в котором ИП Лактионова В.А. указала, что между ООО «А-Прогресс» и ООО «РСУ Уралстройгаз» заключен договор субаренды № 04/21/А нежилого помещения, в соответствии с условиями которого арендатор передал субарендатору в субаренду часть нежилого помещения, находящегося по адресу: г. Екатеринбург, ул. Начдива Васильева, стр. ЗА, 3 этаж, общей площадью 16, 7 кв. м, номер на поэтажном плане 32.

По результатам рассмотрения заявления регистрирующим органом на основании подп. "ч" п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ принято решение об отказе в государственной регистрации.

В силу п. 2 ст. 51 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр (п. 3 ст. 51 ГК РФ).

Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом посредством:

- изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

- получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

- получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

- проведения осмотра объектов недвижимости;

- привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки (п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

При изучении документов и сведений, поданных заявителем для государственной регистрации, Инспекцией установлено, что помещение, адрес которого указан как адрес (место нахождения) общества, конкретизирован, имеет свой индивидуальный номер на поэтажном плане.

Вместе с тем, как установлено судом и не отрицается заявителем, в заявлении по форме № Р13014 не отражен тип помещения, а также номер помещения, предоставляемого обществу в качестве адреса (места нахождения) общества.

Как верно указано судом первой инстанции, в соответствии с п. 44 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 года № 1221, тип и номер помещения в пределах здания, сооружения является неотъемлемой частью адресообразующих элементов, позволяющих в полной мере идентифицировать адрес.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее – Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61), при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подп. "в" п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.

В п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 указано, что регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

Кроме того, Управление решение Инспекции об отказе в государственной регистрации № 21464А от 23.04.2021 оставило в силе, при этом дополнив основания отказа в государственной регистрации пп. «а» и «ц» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ.

На основании подпункта "ц" п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с п. 1.1 и абзацем первым п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

В п. 1.1. ст. 9 Закона № 129-ФЗ установлено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1.2. названной статьи необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом.

Приказом ФНС России от 31 августа 2020 года № ЕД – 7 – 14/617@ утверждены требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.

Глава VI приложения № 13 к приказу ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ содержит требования к оформлению Заявления о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (форма № Р13014).

Заявитель сам ссылается на положения пп. 8 п. 30 главы III Требований, согласно которым в показателе «Помещение в пределах здания, сооружения» указываются (при наличии) сведения о соответствующем элементе объекта адресации (квартира, офис и прочее) путем заполнения двух полей: в первом поле с учетом положений абзаца второго пункта 14 настоящих Требований указывается тип элемента объекта адресации, во втором поле с учетом положений пункта 10 настоящих Требований указывается номер такого элемента объекта адресации.

Вместе с тем, согласно условиям договора субаренды ООО «РСУ Уралстройгаз» предоставлено в аренду помещение общей площадью 16,7 кв.м, номер на поэтажном плане 32, расположенное по адресу 620043, г. Екатеринбург, ул. Начдива Васильева, 3а (3 этаж).

Кроме того, в свидетельстве о государственной регистрации права серия 66 AT № 431110 от 02.10.2009 Лактионова В.А. указана, как собственник помещений, расположенных только на 3 этаже.

Согласно подпункту «а» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 67.1 ГК РФ принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения посредством очного голосования и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении общества с ограниченной ответственностью путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.

Изменения в устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, вносятся по решению общего собрания участников общества (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон № 14-ФЗ)).

Согласно ст. 39 Закона № 14-ФЗ в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно. При этом положения статей 34, 35, 36, 37, 38 и 43 настоящего Федерального закона не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания участников общества.

В п. 2 Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, разъяснено, что решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, в соответствии с которым в отношении решений общества будет применяться альтернативный способ подтверждения, требует нотариального удостоверения.

В п. 3 указанного Обзора судебной практики разъяснено, что требование о нотариальном удостоверении, установленное п. 3 ч. 3 ст 67.1 ГК РФ, распространяется и на решение единственного участника.

Согласно материалам дела, в комплекте документов, представленном в регистрирующий орган, содержится решение от 16.04.2021 № 46 единственного участника ООО «РСУ Уралстройгаз» без нотариального удостоверения. Устав общества не содержит положений в соответствии с ч. 3 ст. 67.1 ГК РФ о возможности подписания протокола общего собрания участниками общества (решение единственного участника общества) без нотариального удостоверения.

Таким образом, на основании ч. 3 ст. 67.1 ГК РФ решение единственного участника общества от 16.04.2021 № 46 расценено налоговым органом как непредставленное. Регистрирующим органом отказано в государственной регистрации в связи с непредставлением заявителем определенных законодательством необходимых документов, представлением документов, оформленных с нарушением требований, а также в связи представлением документов, содержащих недостоверные сведения.

Оснований для иных суждений апелляционный суд не усматривает.

Ссылки заявителя жалобы на регистрацию по спорному адресу иных юридических лиц без указания детальных элементов адреса, в данном случае не имеют правового значения, поскольку не свидетельствуют о недействительности принятого Инспекцией решения.

Судом апелляционной инстанции принимается во внимание, что проведение налоговым органом проверки места нахождения ООО «РСУ Уралстройгаз» в рамках рассмотрения жалобы в Управлении также не свидетельствует о том, что решение регистрирующего органа вынесено не в соответствии с Законом № 129-ФЗ.

Вместе с тем, наоборот, материалами дела, в том числе представленным договором субаренды, подтверждаются выводы регистрирующего органа о несоответствии заявления по форме № Р13014 установленным требованиям. Доводы заявителя о беспрепятственном доступе к помещению общества также не опровергают выводов о нарушении требований к заполнению заявления по форме № Р13014, а также непредставление надлежаще оформленного решения единственного участника общества.

Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

По правилам ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 октября 2021 года по делу № А60-33301/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий И.О. Муталлиева

Судьи Р.А. Балдин

О.А. Бояршинова