ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-16889/17-АКУУ от 15.12.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-16889/2017-АКуу

г. Пермь

15 декабря 2017 года                                                   Дело № ­­А50-25388/2017

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Васильевой Е.В.,

рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу  истца государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 06 октября 2017 года,

принятое судьей Вшивковой О.В. путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства по делу № А50-25388/2017

по иску государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (ОГРН 1065904122460, ИНН 5904149532)

к Министерству по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края (ОГРН 1055900361835, ИНН 5902293192)

о взыскании финансовой санкции в суме 43 500 руб.,

установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (далее – заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края (далее – министерство) о взыскании финансовой санкции за непредставление в установленный срок индивидуальных сведений по форме СЗВ-М, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ), за сентябрь 2016 года в сумме 43 500 руб.

Министерством в установленный срок представлен письменный отзыв на заявление, в котором оно указало, что 04.10.2016, то есть в пределах установленного законом срока, направило в фонд в электронном виде сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года, но по ошибке неправильно указало код отчетного периода: 10 (октябрь) вместо 9 (сентябрь); ошибка является технической и не означает совершение страхователем правонарушения, предусмотренного ст.17 Закона № 27-ФЗ.

Решением Арбитражного суда Пермского края  от 06 октября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

Фонд ссылается на доказанность представления министерством индивидуальных сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года с нарушением установленного срока. Поскольку требование об уплате финансовой санкции от 14.04.2017 должником добровольно не исполнено, фонд обратился за ее взысканием в арбитражный суд на основании части 17 ст.17 Закона № 27-ФЗ.

Министерство с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, указанным в письменном отзыве; просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве».

Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, 08.11.2016 страхователем представлены в фонд сведения по форме СЗВ-М  за сентябрь 2016 года в отношении 87 застрахованных лиц. Установив, что сведения представлены с нарушением установленного срока (10.10.2016), фонд составил акт от 30.01.2017 и вынес решение от 13.03.2017 № 203S19170009965 о привлечении министерства к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ) в виде штрафа в сумме 43 500 руб. (87 х 500 руб.).

Требованием от 14.04.2017 № 203S01170265783 страхователю предложено уплатить указанные суммы штрафа в срок до 10.05.2017.

Поскольку в установленный требованием срок министерством добровольно штраф уплачен не был, управление обратилось в суд за выдачей судебного приказа.

Поскольку определением суда от 05.07.2017 по делу №А50-16309/2017 судебный приказ был отменен в порядке п. 4 ст. 229.5 АПК РФ, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа.

Судом принято приведенное выше решение.

Решение суда является правильным, соответствует нормам материального и процессуального права.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ № 83п от 01.02.2016 «Сведения о застрахованных лицах».

Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона № 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, статьей 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Привлекая министерство к ответственности, фонд исходил из того, что сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года представлены страхователем 08.11.2016, то есть с нарушением установленного срока.

Между тем материалами дела (л.д.47-49) подтверждается и фондом не оспаривается, что 04.10.2016, то есть в пределах установленного законом срока, министерство направило в фонд предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 сведения о каждом работающем у него застрахованном лице за сентябрь 2016г. Указание в данных сведениях на код отчетного периода 10 (октябрь) вместо 9 (сентябрь)  явно является технической ошибкой, поскольку 04.10.2016 сведения за октябрь 2016г. еще не могли быть представлены.

08.11.2016 после самостоятельного выявления технической ошибки министерство представило аналогичный по содержанию отчет, но с верным указанием отчетного периода. Иное фондом из содержания представленных документов не доказано.

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

В корреспонденции с указанными положениями статей 15, 16 Закона № 27-ФЗ пунктом 41 ранее действовавшей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 № 987н (далее – Инструкция №987н), предусматривалось, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.

В соответствии с положениями статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно ст.40 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон  № 212-ФЗ), действовавшего в проверенный период, нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое Федеральным законом установлена ответственность.

При этом виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (ст. 42 Закона № 212-ФЗ).

Частью 1 статьи 43 Закона № 212-ФЗ установлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения. При этом, перечень обстоятельств не является исчерпывающим, так как к ним относятся иные (не перечисленные в указанной норме) обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.

При наличии обстоятельств, указанных в части 1 указанной статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.

В письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ» Пенсионный фонд Российской Федерации указал, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов виновности и противоправности деяния; формальный подход к наложению штрафа недопустим (пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 № 12-П); если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ, можно не применять.

Обоснованность изложенной позиции Пенсионного фонда Российской Федерации подтверждается сложившейся судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 30.09.2014 № 310-КГ14-1896, определение ВАС РФ от 25.02.2013 № ВАС-1338/13).

Вступившая в силу с 19.02.2017 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, нормативно закрепила, что представление страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений освобождает страхователя от применения финансовых санкций (пункты 37, 39).

В настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенную ошибку еще до обнаружения ее фондом, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.

Поскольку основания для применения финансовых санкций за непредставление страхователем сведений у фонда отсутствовали, во взыскании финансовой санкции судом отказано правомерно.

Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

        Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 октября 2017 года по делу № А50-25388/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края

     Судья                                                                                              Е.В. Васильева