ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-16943/17-ГК от 16.01.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 43 /2017-ГК

г. Пермь

18 января 2018 года                                                             Дело № А50-23516/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2018 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,

судей Зелениной Т.Л., Макарова Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Некрасовой А.С.,

при участии:

от заявителя - Жилищно-строительного кооператива № 83: ФИО1, доверенность от 09.10.2017, паспорт;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного  лица,  Департамента земельных отношений Администрации города Перми,

на решение Арбитражного суда Пермского края от 25 сентября 2017 года по делу № А50-23516/2017,

принятое судьей Гуляевой Е.И.,   

по заявлению Жилищно-строительного кооператива № 83 (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми

о признании решения незаконным,

установил:

Жилищно-строительный кооператив № 83 (далее – ЖСК-83, заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Департамента земельных отношений администрации г.Перми (далее – заинтересованное лицо), не исполняющего обязанности по согласованию внесения изменений в сведения о видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № 59:01:4311482:3 по адресу: <...> с «блокированные односемейные дома с участками» на индивидуальный жилой дом».

До вынесения решения по делу заявитель неоднократно изменял предмет иска, с учетом последних уточнений просит признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми, изложенное в письме от 23.06.2017 № 21-01-06-И-5834, обязать ответчика в 7-дневный срок устранить допущенные нарушения путем оформления дополнительного соглашения к договору аренды № 244-12-С с изменением вида разрешенного использования с «блокированные односемейные дома с участками» на «индивидуальный жилой дом» и направить уведомления в органы кадастра о смене вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером № 59:01:4311482:3. Протокольным определением от 13.09.2017 изменение заявителем предмета иска принято арбитражным судом в порядке ст.49 АПК РФ.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.09.2017 решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми признано  незаконным, суд  обязал  заинтересованное лицо устранить  допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления.

Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо,  Департамент земельных отношений Администрации города Перми, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 25.09.2017 отменить.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что письмо от 23.06.2017 нельзя расценивать как отказ, поскольку в отношении данного заявления вообще не принималось никакого решения, ответ содержит лишь указание необходимости оплаты задолженности. Заявитель не лишен возможности устранить недостатки и обратиться вновь с целью реализации своих прав.

Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.

В судебном заседании представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направило, что в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ  не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, распоряжением начальника ДЗО администрации г.Перми от 19.08.2011 № 1457 в аренду на 4 года 11 месяцев ЖСК № 83 предоставлен земельный участок с кадастровым номером № 59:01:4311482:3 площадью 1100 кв.м по адресу: <...>, под незавершенное строительство жилого дома.

На основании указанного распоряжения 28.12.2012 ДЗО администрации г.Перми и ЖСК № 83 заключен договор аренды № 244-12С земельного участка с кадастровым номером № 59:01:4311482:3, под незавершенное строительство жилого дома со сроком действия с 20.08.2011 по 19.07.2016 (л.д.26-30). Договор зарегистрирован в ЕГРП (ЕГРН) 28.02.2013 (л.д.23).

05.06.2017 ЖСК № 83 обратилось в ДЗО администрации г.Перми с заявлением от 31.05.2017 о согласовании смены вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № 59:01:4311482:3 с «под блокированный односемейный дом с участком» на «индивидуальное жилищное строительство» (л.д.47).

Письмом от 23.06.2017 ДЗО администрации г.Перми сообщил заявителю о возможности рассмотрения вопроса об изменении разрешенного использования участка после погашения образовавшейся задолженности по арендной плате (л.д.15).

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании решения не соответствующим закону.

Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из доказанности нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми решениями (действиями) органа, осуществляющего  властные полномочия.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке  ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 7 ЗК РФ произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 85 ЗК РФ установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 7 ЗК РФ возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий. Данное положение конкретизировано в п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 5 ст. 85 ЗК Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового назначения, здравоохранения, дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, стоянками автомобильного транспорта, гаражами, объектами, связанными с проживанием граждан и не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду.

Исходя из п. 1 ст. 41 ЗК РФ арендаторы земельных участков вправе осуществлять права собственников земельных участков, установленные ст. 40 ЗК РФ, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные  законодательством.

Невозможность произвольного изменения землепользователем вида разрешенного использования земельного участка, в том числе, в рамках предусмотренных градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны, в случаях, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель, следует из ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 7, 85, 42 ЗК РФ.

Как верно установлено арбитражным судом, материалами дела, в том числе выписками из ЕГРН (ранее – ГКН) на 26.04.2016, 04.08.2017 (л.д.10-12, 22-24), подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером № 59:01:4311482:3 учтен в реестре (кадастре) 21.06.1993; разрешенное использование участка по сведениям реестра (кадастра) – «блокированные односемейные дома с участками». Указанный участок ранее предоставлялся заявителю для строительства многоквартирного дома в постоянное (бессрочное) пользование, что установлено судами при рассмотрении дел №№ А50-4142/2014, А50-25314/2014. В дальнейшем участок предоставлен заявителю в аренду на основании договора аренды от 29.12.2012 № 244-12С на срок по 19.07.2016, под незавершенное строительство жилого дома.

Срок действия договора аренды истек 19.07.2016. Обе стороны договора подтвердили, что договор возобновлен на неопределенный срок.

Правила землепользования и застройки города Перми утверждены решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми".

Согласно ст.3.1 Правил изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства  на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с действующим законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предоставленного в аренду, осуществляется посредством заключения дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка.

Внесение изменений в договор аренды земельного участка в части изменения вида разрешенного использования не допускается при наличии хотя бы одного из случаев: 2.1. если земельный участок предоставлен по результатам проведения торгов; 2.2. если изменение вида разрешенного использования приводит к изменению процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной на момент его предоставления; 2.3. если земельный участок предоставлен в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ; 2.4. если земельный участок предоставлен в порядке, предусмотренном статьями 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, за исключением следующих случаев: 2.4.1. решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до 01.07.2011 и после принятия указанного решения изменена территориальная зона либо градостроительный регламент для территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок, а новый градостроительный регламент не содержит в качестве основных видов разрешенного использования указанный в договоре вид разрешенного использования; 2.4.2. испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка предусмотрен в установленном законом порядке проектом межевания территории; 2.4.3. земельный участок находится в зоне действия ограничений по условиям сохранения образовательных учреждений и испрашивается вид разрешенного использования, предусмотренный в назначении данной зоны ограничений.

По смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Правил землепользования и застройки города Перми рассмотрение уполномоченным органом обращения лица, использующего земельный участок, отнесенный к публичной собственности, в том числе заявления об изменении разрешенного использования земельного участка в пределах градостроительного регламента, является обязательным; основания для отказа в изменении разрешенного использования земельного участка, расположенного на территории г.Перми, приведены в ст.3.1 Правил.

05.06.2017 ЖСК № 83 обратилось в ДЗО администрации г.Перми с заявлением от 31.05.2017 о согласовании смены вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № 59:01:4311482:3 с «под блокированный односемейный дом с участком» на «индивидуальное жилищное строительство».

Письмом от 23.06.2017 ДЗО администрации г.Перми сообщил заявителю о возможности рассмотрения вопроса об изменении разрешенного использования участка после погашения образовавшейся задолженности по арендной плате.

Как верно отметил арбитражный суд, поскольку ни Федеральным законом, ни подзаконными актами, ни Правилами не предусмотрено такое основание для отказа в рассмотрении заявления землепользователя об изменении разрешенного использования участка, как неполная уплата арендной платы, оспариваемое решение ДЗО администрации г.Перми, оформленное письмом от 23.06.2017, является незаконным, нарушающим интересы заявителя.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Поскольку из содержания письма от 23.06.2017 следует, что по существу обращение ЖСК № 83 об изменении разрешенного использования земельного участка ДЗО администрации г.Перми не рассмотрено, в рассматриваемом споре,  надлежащим способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя будет являться рассмотрение ответчиком соответствующего заявления ЖСК № 83 и принятие по указанному заявлению решения, соответствующего закону.

Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями   258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 сентября 2017 года по делу № А50-23516/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

М.А. Полякова

Судьи

Т.Л. Зеленина

Т.В. Макаров