ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-1697/2015 от 25.03.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 7 /2015-ГК

г. Пермь

27 марта 2015 года                                                             Дело № А71-11036/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  марта 2015 года .

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего                                   Яринского С.А.

судей                                                  Лихачевой А.Н., Масальской Н.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарём Берлизовой М.А.

при участии:

от истца, прокурора Удмуртской Республики – Белина Е.Г., служебное удостоверение ТО № 172630 от 14.11.2014;

от ответчиков, муниципального казенного учреждения города Ижевска «Служба технологического обеспечения ЖКХ» (ОГРН 1121840005099, ИНН 1840010060) – Мерзляков Э.Ф., по доверенности от 12.01.2015.

открытого акционерного общества «Ижевские электрические сети» (ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2, по доверенности от 21.04.2014.

от третьего лица, Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики  – не явились.

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца – прокурора Удмуртской Республики

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 30 декабря 2014 года

по делу № А71-11036/2014,

принятое судьёй М.А. Ветошкиной

по иску прокурора Удмуртской Республики в интересах муниципального образования «Город Ижевск» в лице Администрации муниципального образования «Город Ижевск»

кмуниципальному казенному учреждению города Ижевска «Служба технологического обеспечения ЖКХ», открытому акционерному обществу «Ижевские электрические сети»

третье лицо: Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики

о признании соглашения о предоставлении субсидии на возмещение затрат по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах недействительным в части, применении последствий недействительности ничтожной сделки (в части),

установил:

Прокурор Удмуртской Республики в интересах муниципального образования «Город Ижевск» в лице Администрации муниципального образования «Город Ижевск», г. Ижевск (далее – Прокурор) обратился (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятых судом) в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному казенному учреждению города Ижевска «Служба технологического обеспечения ЖКХ», г. Ижевск (далее – МКУ «Служба технологического обеспечения ЖКХ»), открытому акционерному обществу «Ижевские электрические сети», г. Ижевск (далее – ОАО «ИЭС») о признании пункта 2.1 соглашения № 12/822 от 26.08.2013, заключенного междуМКУ «Служба технологического обеспечения ЖКХ» и ОАО «ИЭС», о предоставлении субсидии на возмещение затрат по установке общедомовых приборов учета электрической   энергии   в   многоквартирных   домах   недействительным (ничтожным) в части, включающей в себя обязательства МКУ «Служба технологического обеспечения ЖКХ» по предоставлению субсидии в качестве компенсации расходов ОАО «ИЭС» на установку общедомовых приборов учета электрической энергии в аварийных домах.Признать пункты (порядковые номера) №№ 23, 69, 72, 75, 101, 171, 181, 223, 233, а также: № 7 (в части указания домов ул. 14-я Зарека, 40, 125, 133, 137), № 10 (в части указания дома ул. 2-я Новгородская, 12), № 13 (в части указания дома ул. 9-я Подлесная, 13), № 16 (в части указания дома ул. Автономная, 93), № 21 (в части указания дома пр. Бабушкина, 3), № 30 (в части указания дома ул. Володарского, 50), № 37 (в части указания дома ул. Джамбула, 107), № 39 (в части указания дома ул. Динамовская, 102), № 43 (в части указания домов Енисейский пер., 46, 48а, 49), № 67 (в части указания домов ул. Короткая, 25, 124а), № 93 (в части указания дома ул. Оранжерейная, 14), № 99 (в части указания домов ул. Позимь, 7, 24а), №105 (в части указания дома пр.Смирнова, 1), № 110 (в части указания дома ст. Полигон, 32), № 116 (в части указания дома ул. Тверская, 22), № 117 (в части указания дома ул. Ухтомского, 1), № 119 (в части указания дома пер. ФИО4, 37), № 120 (в части указания домов пр. Чапаева, 75, 77, 79, 81), № 121 (в части указания дома ул. Энгельса, 138), № 127 (в части указания домов ул. 15-я Зарека, 24, 80), № 130 (в части указания дома ул. 7 км. Як-Бодьинского тракта, 12), № 153 (в части указания дома ул. Азина, 193), № 157 (в части указания домов ул. В. Сивкова, 202, 182а), № 165 (в части указания дома ул. Гольянский поселок, 110), № 168 (в части указания дома ул. Динамовская, 108), № 169 (в части указания дома ул. Донская, 45), № 191 (в части указания дома ул.Кирова, 122г), № 192 (в части указания дома ул. Кирзаводская, 5), № 193 (в части указания домов ул.Короткая, 91а, 916), № 195 (в части указания домов ул. Ленина, 55, 59), № 197  (в части указания     домов <...>, 4, 5, 7, 10, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 43, 45, 52), № 198 (в части указания дома ул. М. Горького, 25), № 217 (в части указания дома ул. Ракетная, 6), № 229 (в части указания дома ул. Советская, 52), № 238 (в части указания домов ФИО4 пер., 45, 35), № 240 (в части указания домов пр. Чапаева, 17, 27), № 245 (в части указания дома ул. Шумайлова, 37) Приложения № 1 соглашения № 12/822 от 26.08.2013, заключенного между МКУ «Служба технологического обеспечения ЖКХ» и ОАО «ИЭС», о предоставлении субсидии на возмещение затрат по установке общедомовых приборов учета электрической   энергии   в  многоквартирных  домах     недействительными (ничтожными). Применить последствия недействительности ничтожной сделки (в части)путем взыскания   с  ОАО   «ИЭС»   в   пользу  бюджета  муниципального образования «Город Ижевск» денежной суммы в размере 351 691 руб. (т. 1 л.д. 6-14; т. 2 л.д. 109-111).

Определением арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.12.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора было привлечено Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 декабря 2014 года (резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2014 года) в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с данным решением, прокурор Удмуртской Республики обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.

Доказывает, что по смыслу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон № 261) установка общедомовых приборов учета потребляемой электроэнергии на ветхих, аварийных объектах исключена (не допускается). Таким образом, каких-либо законодательных дозволений либо условий, позволяющих вести учет энергетических ресурсов в аварийных домах посредством общедомовых приборов учета, как то посчитал суд, в приведенной норме права и ином законодательстве не имеется.

Ответчик МКУ «Служба технологического обеспечения ЖКХ» представил письменный отзыв на жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, считает решение суда законным и обоснованным.

Указывает, что Постановлением Администрации г. Ижевска от 30.07.2010 № 766 утверждена долгосрочная муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании «Город Ижевск» на 2010-2014 годы и целевые установки до 2020 года». В раздел 12 Программы постановлением Администрации г. Ижевска от 05.07.2013 № 751 внесен перечень многоквартирных домов подлежащих оснащению приборами учета в 2013 году. В исполнение, указанной Программы, Министерством промышленности и энергетики УР и Администрацией города Ижевска заключено соглашение № БС 1/13-МКД от 26.07.2013 о предоставлении субсидии на установку общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах. Согласно п. 1.3. Администрация города Ижевска заключает с электросетевыми организациями соглашения по предоставлении субсидий на возмещение затрат по установке общедомовых узлов учета электрической энергии на объектах жилищного фонда в соответствии с перечнем объектов.

14.08.2013 Администрацией города Ижевска принято Постановление № 965 «О реализации мероприятий муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности», устанавливающее порядок и условия предоставления субсидий. Пунктом 4 указанного постановления установлено, что МКУ «Служба технологического обеспечения ЖКХ» заключает соглашение о предоставлении субсидии в отношении, в том числе спорных домов. На этом основании между ответчиками МКУ «Служба технологического обеспечения ЖКХ» и ОАО «ИЭС» было заключено спорное соглашение № 12/822 от 26.08.2013.

Полагает, что нарушений закона № 261 ответчики не допустили, действовали в строгом соответствии с действующим законодательством.

Ответчик ОАО «Ижевские электрические сети» также представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, считает решение суда законным и обоснованным.

Указывает, что закон № 261 не устанавливает запрет на установку приборов учета электроэнергии в аварийных домах. Установка приборов учета в домах привела к снижению объемов начислений за потребленную электроэнергию жителям домов, поскольку при расчете объемов применены показания приборов учета, а до их установки применялись нормативы потребления.

Третье лицо Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики также представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы жалобы отклонило, находя решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Указывает, что сделка по установке приборов учета электроэнергии не наносит ущерба гражданам, а направлена на предоставление государственной поддержки на установку приборов учета электроэнергии и обеспечение непревышения роста платы за электрическую энергию более чем на 12% в 2013 году.

Доказывает, что величина норматива выше фактического потребления электроэнергии с использованием прибора учета на 30-40%, всвязи с чем отсутствует ущемление интересов граждан.

Также третьим лицом заявлено ходатайство о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Министерство энергетики и ЖКХ Удмуртской Республики.

Судом ходатайство третьего лица о привлечении третьего лица судом рассмотрено и в его удовлетворении отказано, поскольку в силу пункта 3 ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

Третьим лицом также заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве в порядке ст. 48 АПК РФ всвязи с реорганизацией  в форме слияния. Просит заменить третье лицо по настоящему делу Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики на Министерство промышленности и торговли Удмуртской Республики.

Судом ходатайство третьего лица о процессуальном правопреемстве рассмотрено и отклонено, поскольку не представлены какие-либо доказательства состоявшегося правопреемства. Ссылка на Указ Главы Удмуртской Республики от 09.10.2014 № 327 «О формировании исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики» таким доказательством не является.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановлением Администрации г. Ижевска от 30.07.2010 № 766 утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании «Город Ижевск» на 2010 -2014 годы и целевые установки до 2020 года» (далее - Программа). В раздел 12 Программы постановлением Администрации г. Ижевска от 05.07.2013 № 751 внесен перечень многоквартирных домов, подлежащих оснащению приборами учета в 2013 году.

Между Министерством промышленности и энергетики Удмуртской Республики, являющимся главным распорядителем средств бюджета Удмуртской Республики (далее – Министерство), и Администрацией муниципального образования «город Ижевск», являющейся получателем субсидии (далее – Администрация) заключено соглашение № БС 1/13-МКД от 26.07.2013 (т. 2 л. д. 119-122) о предоставлении субсидии муниципальному образованию «город Ижевск» на установку общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах (далее - Соглашение № БС 1/13-МКД). Согласно пункту 1.3 указанного соглашения Администрация заключает с электросетевыми организациями соглашения по предоставлению субсидии на возмещение затрат по установке общедомовых узлов учета электрической энергии на объектах жилищного фонда в соответствии с перечнем объектов, который является неотъемлемой частью Соглашения № БС 1/13-МКД.

14 августа 2013г. Администрацией города Ижевска принято Постановление № 965 «О реализации мероприятий муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности», устанавливающее порядок и условия предоставления субсидий (далее - Постановление № 965).

Субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования «город Ижевск» за счет средств субсидии бюджета Удмуртской Республики на установку общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах (далее – МКД), заключаемого между МКУ «Служба технологического обеспечения ЖКХ» и электросетевыми организациями (п. 3 Постановления № 965). Приборы учета подлежат установке в домах, указанных в перечне, являющемся приложением к Постановлению № 965.

В соответствии с Постановлением № 965 между МКУ «Служба технологического обеспечения ЖКХ» (учреждение) и ОАО «ИЭС» (организация) заключено соглашение от 26.08.2013 № 12/822 о предоставлении субсидий на возмещение затрат по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в МКД (далее – Соглашение № 12/822).

В рамках указанного соглашения ОАО «ИЭС» обязалось осуществить установку общедомовых приборов учета электрической энергии в МКД, к которым сети ОАО «ИЭС» имеют технологическое присоединение, в соответствии с приложением № 1 к соглашению и Перечнем МКД, утвержденным Постановлением № 965, а МКУ «Служба технологического обеспечения ЖКХ» обязалось предоставить ОАО «ИЭС» соответствующие субсидии на цели, установленные Соглашением и Постановлением Администрации города Ижевска № 965.

Согласно п. 2.1 соглашения № 12/822 общий объем субсидий составил 10 370 000 руб.

ОАО «ИЭС» принятые на себя обязательства по соглашению исполнило, приборы учета установлены в МКД согласно приложению № 1 к соглашению № 12/822 и перечню, указанному в Постановлении № 965, в том числе, в спорных МКД.

Согласно отчету об использовании субсидий из бюджета Удмуртской Республики, предоставленных в 2013 году бюджету муниципального образования города Ижевска на установку общедомовых приборов учета электрической энергии, стоимость затрат составила 8 044 722 руб., остаток в размере 2 325 278 руб. возвращен в бюджет (т. 1 л. д. 40). Указанное обстоятельства участниками процесса не оспаривается.

Полагая, что действующим законодательством за счет бюджета муниципального образования, субъекта Российской Федерации не предусмотрена возможность установки общедомовых приборов учета электрической энергии в МКД, признанные в установленном порядке аварийными, в связи с чем, субсидия на указанные цели выделена неправомерно, прокурор обратился в суд с настоящими исковыми требованиями о признании недействительными условий соглашения № 12/822 от 26.08.2013 в части пунктов, содержащих обязательства сторон по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в аварийных домах с возмещением затрат на их установку за счет бюджетных средств. Указывая, что данные пункты договора являются недействительными, поскольку противоречат положениям ст. 13 Закона № 261, просит применить последствия недействительности ничтожной сделки (в части) путем взыскания с ОАО «ИЭС» денежной суммы в размере 351 691 руб. 00 коп.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон в судебном заседании, оценив имеющиеся в материалах дела  доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не установил.

Согласно статье 1Закона № 261 настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Пунктом 7 Статьи 9 Закона № 261 предусмотрено, что государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Специального порядка расчетов за потребленную электроэнергию применительно к аварийным, подлежащим сносу объектам не предусмотрено. В то время как Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 (далее - Правила № 354), урегулирован общий порядок расчетов, который во взаимосвязи со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что учет потребленных энергетических ресурсов может быть осуществлен с применением общедомовых и индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии - по нормативу потребления коммунальной услуги - электроснабжение. И, исключений для аварийных, подлежащих сносу объектов в рассматриваемой связи не предусмотрено.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона № 261 до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона № 261 производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Вместе с тем, приведенные нормы в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Таким образом, из приведенных положений Закона № 261 следует, что в ветхом, аварийном, непригодном для проживания жилье общедомовые приборы учета обязательной установке не подлежат. Между тем, приведенная норма не содержит запрета на установку приборов учета. Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, установка приборов учета не запрещена законом.

На основании изложенного, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания сделки ничтожной в оспариваемой части являются правомерными.

Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка; выводы суда соответствуют обстоятельствам дела; нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 июля 2013 года по делу № А71-11036/2014 является законным, основанным на представленных в дело доказательствах и соответствующим обстоятельствам дела. Оснований, предусмотренных статьёй 270 АПК РФ для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 декабря 2014 года по делу № А71-11036/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий                                                       С.А. Яринский

                                                                                              А.Н. Лихачева

                                                                                              Н.Г. Масальская