ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-17632/2021-АКУ от 21.02.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 32 /2021-АКу

г. Пермь

21 февраля 2022 года                                                           Дело № А60-47683/2021­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи  Борзенковой И.В.

рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания рассмотрел апелляционную жалобу ООО «ПроЛайм»

на мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области

от 01 декабря 2021 года по делу № А60-47683/2021,

принятое в порядке упрощенного производства

по заявлению ООО «ПроЛайм» (ИНН 7707726470, ОГРН 1107746426040)

к ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6658040003, ОГРН 1046602689495)

о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.04.2021 № 2540,

установил:

ООО «ПроЛайм» (далее – заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о  признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.04.2021 № 2540.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.12.2021, принятым в порядке упрощенного производства, (резолютивная часть от 16.11.2021), в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.  Заявитель настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что применение обществом в представленной первичной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) за декабрь 2019 года ставки 5,5% является правомерным. Так, заявитель не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что флюсовый известняк относится именно к горнорудному неметаллическому сырью как карбонатное сырье, используемое в металлургии, отмечает, что согласно сертификатам качества известняк флюсовый может использоваться не только в строительной отрасли, в черной и цветной металлургии, но также в химической, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности. ООО «ПроЛайм» занимается только добычей, дроблением и реализацией известняка, в каких конкретно отраслях экономики применяется известняк, добытый ООО «ПроЛайм», покупателями заявителя - обществу не известно.

Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве.

Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за декабрь 2019 года, представленной ООО «ПроЛайм» 30.01.2020, по результатам которой составлен акт от 22.06.2021 № 5191 и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.04.2021 № 2540.

Указанным решением ООО «ПроЛайм» доначислен НДПИ за декабрь 2019 года в сумме 7 879 руб.; в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) начислены пени за неуплату НДПИ в сумме 1 065,05 руб.; согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 1 576 руб.

Решением УФНС по Свердловской области от 17.06.2021 № 731/21, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение инспекции от 12.04.2021 № 2540 оставлено без изменения.

Не согласившись с решением инспекции, ООО «ПроЛайм»  обратилось в арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.

Признав заявленные требования необоснованными, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении..

Заявитель считает неправомерным доначисление НДПИ в связи с применением обществом при расчете НДПИ налоговой ставки равной 5,5% в отношении добытого полезного ископаемого.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения НДПИ, если иное не предусмотрено пунктом 2 данной статьи, признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полезным ископаемым является продукция горнодобывающей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая применяемым в Российской Федерации стандартам (национальному, региональному, международному), а в случае отсутствия названных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (пункт 1 статьи 337 НК РФ).

Положениями подпункта 7 пункта 2 статьи 337 и пункта 7 статьи 339 НК РФ определено, что добытым полезным ископаемым признается горнорудное неметаллическое сырье, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по его добыче из недр, предусмотренный техническим проектом разработки месторождения.

В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ одним из видов добытого полезного ископаемого является неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии).

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого) (пункт 1 статьи 338 НК РФ).

Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема (пункт 1 статьи 339 НК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 342 НК РФ установлена налоговая ставка в размере 5,5% при добыче:   сырья радиоактивных металлов; горно-химического неметаллического сырья (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд); неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии; соли природной и чистого хлористого натрия; подземных промышленных и термальных вод; нефелинов, бокситов.

В силу пункта 5 статьи 342 НК установлена налоговая ставка в размере 6,0% при добыче: горнорудного неметаллического сырья; битуминозных пород; концентратов и других полупродуктов, содержащих золото; иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки.

Налогообложение НДПИ предусмотрено положениями главы 26 НК РФ. Ее правовая схема по определению объекта НДПИ и его налогообложению построена таким образом, что сначала определяется объект налогообложения этим налогом с разделением его на виды добытых полезных ископаемых. Порядок предусмотрен положениями статей 336 и  337 НК РФ.

Так, объектом НДПИ являются полезные ископаемые, добытые из недр. В свою очередь, для целей исчисления налога полезные ископаемые только именуются добытым полезным ископаемым. При этом, под понятием «добытые полезные ископаемые» понимается продукция, получаемая после прохождения всех технологических операций, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения, соответствующая первому стандарту (ГОСТ). Соответственно, критерием добытого ископаемого является его фактическая добыча из недр и наличие потребительских свойств и качественных характеристик, соответствующих определенному стандарту.

Согласно части 3 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 № 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости», положение пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что добытым полезным ископаемым признается продукция, которая содержится в минеральном сырье и отвечает определенным стандартам, означает: вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом.

В свою очередь, учитывают и оценивают полезность запасов недр два уполномоченных органа: Роснедра России (далее - Роснедра) и Министерство природных ресурсов РФ (далее - МПР РФ).

При этом, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере недропользования (МПР РФ) относится регулирование отношений в части общераспространенных полезных ископаемых (ст. 4 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395 - 1 «О недрах»). Перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования (Роснедра) предусмотрен статьей 3 Закона РФ «О недрах». Из их содержания, геологическое изучение недр в любых целях, пользование участком недр для разведки и добычи на месторождениях общераспространенных полезных ископаемых, к полномочиям федеральных органов не отнесено. Такое разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации согласуется с выдачей лицензий.

С учетом установленных критериев выдача лицензии недропользователю осуществляется либо Министерством природных ресурсов региона (в части общераспространенных полезных ископаемых), либо федеральным органом Роснедра (в части прочих полезных ископаемых).

Соотнося такое распределение о лицензировании общераспространенных полезных ископаемых и прочих полезных ископаемых с видами добытых ископаемых, предусмотренных пунктом 2 статьи 337 НК РФ, следует сделать вывод, что основной перечень общераспространенных полезных ископаемых для целей налогообложения включен в подпункт 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ. Те виды полезных ископаемых, которые включены в иные подпункты и сгруппированы по своим химическим свойствам, к общераспространенным не относятся.

При этом, учитывая наличие исключительных признаков их использования в той или иной отрасли народного хозяйства в зависимости от их качественных характеристик, то или иное полезное ископаемое относится либо к горно-химическому сырью (подпункт 6 пункта 2 статьи 337 НК РФ), либо к горнорудному неметалическому сырью (подпункт 7 пункта 2 статьи 337 НК РФ).

В основе такого распределения положен классификатор запасов недр твердых полезных ископаемых. Распоряжением МПР России от 05.06.2007 № 37-р «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых» установлены определенные критерии (далее - Рекомендации).

В основу группирования горно-химического и горнорудного неметаллического сырья поставлены их химические характеристики, которые формируют основу их использования по этим качественным характеристикам в химической, стекольной, металлургической, цементной промышленности.

В основу неметаллического сырья, используемого в строительной индустрии, положены качественные характеристики физико - механических свойств.

Соответственно, в основе лицензии, выданной недропользователю на добычу, и условий технического проекта на разработку месторождения уже заложено их основное использование и отнесение к тому или иному виду добытого полезного ископаемого, предусмотренного в пункте 2 статьи 337 НК РФ. Такой подход к классификации запасов недр на уровне лицензирующих органов, разграничение их полномочий в сфере лицензирования добычи полностью соотносится с теми видами добытых полезных ископаемых, которые перечислены в пункте 2 статьи 337 НК РФ..

При этом, этот подход исключает необходимость определения налоговыми органами сферы фактического использования добытых полезных ископаемых, как и предусмотрено письмами Минфина (письмо от 24.12.2020 № 03-06-06-01/114076).

В целях оценки полезного ископаемого – известняка необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 22 приложения 19 Рекомендаций при оценке запасов карбонатных пород прежде всего целесообразно определить их пригодность для химической промышленности, предъявляющей наиболее высокие требования к качеству сырья; оценить возможность использования карбонатных пород для других целей следует лишь в случае их непригодности для этой промышленности. Химический и минеральный состав карбонатных пород оценивается на содержание в них CaO, MgO, СО и ряда других минеральных соединений.

При этом, карбонатные породы, пригодные в качестве флюсов или для производства огнеупоров, оценивать как сырье для промышленности строительных материалов и других отраслей народного хозяйства, не предъявляющих высоких требований к качеству сырья, нецелесообразно.

Соответственно, проводя оценку месторождений известняка по содержанию в них вышеуказанных химических минералов, основополагающим признаком их использования будет химическая, стекольная или металлургическая промышленность, такое месторождение известняков не будет отнесено к общераспространенным полезным ископаемым и оформление лицензии на их добычу осуществляет федеральный орган (Роснедра). При наличии этих качественных характеристик добытый известняк следует оценивать  как горнорудное неметаллическое сырье (подпункт 7 пункта 2 статьи 337 НК РФ, карбонатные породы для металлургии).

Вместе с тем, допускается разведка карбонатных пород для назначений, требующих определенных физико-механических свойств (пункт 30 приложения 19 Рекомендаций). Физико-механические свойства карбонатных пород исследуются в зависимости от областей их использования в соответствии с требованиями стандартов и технических условий. При изучении физико-механических свойств определяются прочность пород, средняя плотность (объемная масса), пористость, водопоглощение, а также естественная влажность.  Согласно пункту  32 приложения 19 Рекомендаций в результате изучения химического, минерального состава и физико-механических свойств карбонатных пород на месторождении выделяются природные разновидности сырья, определяются возможные промышленные (технологические) типы.

Согласно пункту 33 приложения 19 Рекомендаций технологические свойства карбонатных пород должны быть изучены с детальностью, обеспечивающей получение исходных данных, достаточных для проектирования технологической схемы добычи и переработки с наиболее рациональным и комплексным использованием этого вида полезного ископаемого.

Учитывая вышеизложенный порядок классификации карбонатных пород, ещё на стадии оценки месторождения законодатель предусматривает ту или иную сферу их использования и даёт возможность их идентификации для последующего налогообложения НДПИ.

Такой подход к порядку классификации запасов, их оценки и разведки предусматривает рациональную технологическую схему их последующей добычи и составление технического проекта, направленного на разработку месторождения и добычу того минерального сырья, качественные характеристики которого ранее учтены. Составленный и утвержденный технический проект является следствием всех действий недропользователя и контролирующего (лицензирующего) органа и предполагает конкретное указание в нём вида полезного ископаемого, которое планируется к добыче на месторождении. Руководствуясь вышеуказанным техническим проектом разработки месторождения и лицензией, в целях налогообложения НДПИ определяется вид добытого полезного ископаемого с учетом пункта 2 статьи 337 НК РФ.

Правовая оценка условий технического проекта позволяет определить вид полезного ископаемого в соответствии с пунктом 2 статьи 337 НК РФ и исключает необходимость анализа целей и направлений дальнейшего использования добытого ископаемого.

Поскольку, определение того или иного вида полезного ископаемого, облагаемого         налогом,    является следствием его геологической оценки лицензирующим органом по химическому минеральному составу или физико-механическим свойствам, то на стадии его добычи оцененные характеристики являются приоритетными.

Соответственно, при добыче запасов известняков в качестве карбонатных пород для металлургии их вид добытого полезного ископаемого будет определен в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 337 НК РФ. При этом, его последующая реализация не для сферы металлургической промышленности не изменяет его первоначально оцененных свойств. Используя, известняк в строительной отрасли в качестве строительного камня (щебня) добытый известняк не утрачивает своих первоначальных химических свойств и характеристик. В свою очередь, физико-механические свойства такого известняка являются вторичными в целях определения вида добытого ископаемого для целей налогообложения НДПИ и в отсутствие оцененных запасов по этим свойствам его недопустимо относить к видам, перечисленным в подпункте 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ.

Судами установлено, что инспекцией вид добытого полезного ископаемого квалифицирован как горнорудное неметаллическое сырье (подпункт 7 пункта 2 статьи 337 НК РФ), для которого установлена ставка налога в размере 6,0 % в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 342 НК РФ, что послужило основанием для доначисления налогоплательщику НДПИ в сумме 7 879 руб., в связи с неправомерным применением в декабре 2019 года налоговой ставки в размере 5,5 %.

Согласно данным федерального информационного ресурса основным видом деятельности ООО «ПроЛайм» являются «работы геолого- разведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы» (код 71.12.3).

ООО «ПроЛайм» осуществляет разведку и добычу известняков и глин на Южно-Михайловском участке в Свердловской области на основании лицензия СВЕ 15068 ТЭ со сроком до 28.12.2030, выданной лицензирующим органом - Уралнедра.

В соответствии с представленным Приложением № 6 к лицензии СВЕ 15068 ТЭ по составу известняки используют в металлургическом производстве в качестве флюсового сырья, для производства ферросплавов, получения карбида кальция и в стекольной промышленности.

Согласно статье 23.2 закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ.

В силу пункта 2 статьи 339 НК РФ технический проект разработки месторождения полезных ископаемых является документом, на основании которого определяются технология добычи полезного ископаемого и метод определения количества добытого полезного ископаемого, используемый при исчислении НДПИ.

Таким образом, технический проект разработки месторождения прямо поименован в НК РФ как документ, на основании которого определяется вид полезного ископаемого и в конечном итоге - налоговая база по НДПИ.

Заявителем разработан Технический проект «Разработка Южно-Михайловского месторождения известняков».

Согласно разделу 2.5 Технического проекта «Разработка Южно-Михайловского месторождения известняков» качество полезного ископаемого должно отвечать требованиям стандартов и технических условий:

- отраслевой стандарт ОСТ 14-64-80 «Известняки флюсовые для сталеплавильного и ферросплавного производства»;

- ТУ 14-15-60-78 «Известняк для производства конвертерной извести»;

- ТУ 6-01-832-73 «Известняк Билютинского месторождения» для целлюлозно-бумажного производства;

- ТУ 6-01-878-80 «Известняк Билютинского месторождения для производства карбида кальция»;

- ТУ 5743-035-50365324-2002 Изм.1 - «Известняк» для производства кальцинированной соды, разработанный ОАО «Березниковский содовый завод»;

- СТП 044-15-85 «Известняк для производства хлористого кальция на Сысоевском карьере для Кирово-Чепецкого химкобината»;

- ТУ 0750-004-00186855-95 «Известняк технологический» для производства сахарной промышленности, разработанные Студеновской акционерно-добывающей компанией;

- ТУ 5743-001-95799997-06 «Известняк для производства строительной извести», разработанные ООО «Михайловский карьер»;

- ГОСТ 23671-79 «Известняк кусковой для стекольной промышленности. Технические условия»;

- ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия»;

- ГОСТ 14050-93 «Мука известняковая (доломитовая). Технические условия»;

- ГОСТ 26826-86 «Мука известняковая для производства комбикормов и подкормки сельскохозяйственных животных и птиц. Технические условия»;

- ГОСТ 31424-2010 «Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня»;

- ГОСТ 9736-93 «Песок для строительных работ. Технические условия».

В соответствии с протоколом ГКЗ Роснедра от 02.10.2013 № 3336 известняки Южно-Михайловского месторождения имеют широкий спектр применения. Основное направление использование известняков - в качестве флюсов в черной металлургии.

Согласно протоколу ЦКР - ТПИ Роснедр от 12.09.2017 № 185/17-стп качество добытых известняков отвечает требованиям стандартов и технических условий, первые два из которых ОСТ 14-64-80 «Известняки флюсовые для сталеплавильного и ферросплавного производства», ТУ 14-15-60-78 «Известняк для производства конвертерной извести».

Таким образом, первым стандартом для полезного ископаемого, добываемого на Южно-Михайловском месторождении согласно проектной документации, является ОСТ 14-64-80 «Известняки флюсовые для сталеплавильного и ферросплавного производства».

В рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля по НДПИ за январь, февраль, май, июнь 2018 в соответствии со статьей 93 НК РФ в адрес ООО «ПроЛайм» было выставлено требование от 03.08.2020 № 13382 о представлении следующих документов: ОСТ 14-64-80, ТУ 14-15-60-78, ТУ 0751001- 50311737-2015, ТУ 0751002-50311737-2015.

Обществом в ответ на вышеуказанное требование представлены технические условия, разработанные ООО «ПроЛайм» - ТУ 0751001-50311737-2015 и ТУ 0751002- 50311737-2015.

Из представленных ТУ 0751002-50311797-2015, ТУ 0751001- 50311797-2015, которые разработаны ООО «ПроЛайм» следует, что настоящие технические условия распространяются на известняк флюсовый, применяемый в черной и цветной металлургии при производстве агломерата, окатышей, чугуна, стали, ферросплавов, цветных металлов, а также в химической, целлюлозной бумажной и сахарной промышленности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

На базе Южно-Михайловского месторождения предусматривается производить следующие виды товарной продукции:

- флюсовый известняк фракций 5-20 мм, 20-40 мм, 40-80 мм для использования в металлургии как необожжённом, так и в виде извести - основной вид применения;

- фракционированный известняк крупностью 5-20 мм, 20-40 мм, 40-80 мм для обжига на известь;

- известь молотая, гидратная, комовая широкого спектра применения - для металлургии, для производства карбида кальция, кальцинированной соды, хлористого кальция, строительной извести, в целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности;

- фракционированный известняк крупностью 0-5мм, 5-20 мм, 20-40 мм, 40-80 мм и молотый известняк для использования в стекольной промышленности, в дорожном строительстве и в сельском хозяйстве.

Известняк, добываемый на Южно-Михайловском месторождении, соответствует нескольким стандартам, но первым для данного вида полезного ископаемого является отраслевой стандарт ОСТ 14-64-80 «Известняки флюсовые для сталеплавильного и ферросплавного производства». Данный стандарт качества предусматривает использование известняка в металлургии.

Согласно ОСТу 14-64-80 «Известняки флюсовые для сталеплавильного и ферросплавного производства» по химическому составу в зависимости от назначения изготавливаются флюсовые известняки следующих марок: М-1 и М-2 - для мартеновского производства; С-1 и С-2 - для электросталеплавильного производства; Ф-1 и Ф-2 - для ферросплавного производства.

Условия пункта 1 статьи 337 НК РФ предусматривают применение стандарта организации только при отсутствии национального стандарта, регионального стандарта, международного стандарта. Однако, ООО «ПроЛайм» разработало собственные стандарты - ТУ 0751002-50311797-2015, ТУ 0751001-50311797-2015, в которых общество предусмотрело положения о применении добытого известняка в черной и цветной металлургии при производстве агломерата, окатышей, чугуна, стали, ферросплавов, цветных металлов.

Положения по видам полезных ископаемых, отраженные в подпунктах 7 и 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ, необходимо рассматривать во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 337 НК РФ, то есть, поименованные в подпунктах 7, 10 данной статьи НК РФ виды полезных ископаемых должны соответствовать по качеству определенному стандарту.

Как указано выше, основополагающим принципом положений статьи 337 НК РФ является не факт дальнейшего использования добытого известняка в какой - либо отрасли, а его назначение согласно первому стандарту (ОСТу 14-64-80), который учитывает его первичные качественные характеристики и химические свойства.

В пунктах 3.4, 3.5 Заключения экспертной комиссии приложения № 1 к Протоколу от 02.10.2013 № 3336 отражено, что по химическому составу известняки Южно-Михайловского месторождения очень выдержаны, с высоким содержанием оксида кальция, которое изменяется от 54,9% до 55,3%.

Качество известняков отвечает самым высоким маркам и сортам сырья для металлургического производства, за исключением производства ферросплавов.

В пункте 6 Краткой справки приложения № 2 к Протоколу от 02.10.2013 № 3336 указано, что при оценке известняков для различных назначений определяющим является, прежде всего, их химический состав. Причем комплекс регламентируемых химических компонентов в известняках различных назначений довольно близок. При таком широком комплексе использования известняков, основополагающим является их использование в качестве флюсов в металлургическом производстве.

Следовательно, известняк Южно-Михайловского месторождения, как карбонатная порода, имеющая основное предназначение для металлургии, соответствует стандарту ОСТ 14-64-80 «Известняки флюсовые для сталеплавильного и ферросплавного производства», что является основным критерием в целях определения вида полезного ископаемого в целях налога на добычу полезных ископаемых.

До настоящего времени в Технический проект «Разработка Южно- Михайловского месторождения известняков» Обществом не внесены какие-либо изменения, свидетельствующие о том, что добытый на Южно-Михайловского месторождении флюсовый известняк по химическому, физическому составу перестал соответствовать карбонатным породам для металлургии, а стал соответствовать только для использования в строительной индустрии. На официальном сайте ФГБУ «Росгеолфонд» в «Сведениях о лицензиях на право пользования недрами» добыча известняков Южно-Михайловского месторождения отнесена к группе полезных ископаемых - горнорудное неметаллическое сырье.

На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно поддержал выводы налогового органа о том, что известняк Южно-Михайловского месторождения первично относится к карбонатным породам для металлургии и является горнорудным неметаллическим сырьем. Для данного вида добытого полезного ископаемого установлена налоговая ставка 6,0 %.

Сама по себе возможность использования известняка в производстве продукции строительной отрасли не может использоваться в качестве доказательства обоснованности доводов об использовании добытого предприятием известняка в строительстве.

 В апелляционной жалобе ООО «ПроЛайм» ссылается на то, что общество занимается только добычей, дроблением и реализацией известняка, в каких конкретно отраслях применяется добытый обществом известняк его покупателями, заявителю неизвестно.

Однако, данное обстоятельство не имеет правового значения, поскольку, как указано выше, необходимым условием является назначение добытого известняка для какой - либо отрасли промышленности исходя из его химических качественных характеристик.

Доводы заявителя о том, что в Приказе ФНС России от 20.12.2018 № ММВ -7-3/827@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых в электронной форме» такой код полезного ископаемого как флюс известняковый конкретно поименован в разделе неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии, в связи с чем подлежит применению ставка 5,5 %, отклоняются, поскольку налоговой проверкой установлено, что добытое полезное ископаемое по своим качественным характеристикам относится к виду полезного ископаемого горнорудное неметаллическое сырье (карбонатные породы для металлургии).

При установленных обстоятельствах, не опровергнутых заявителем, в силу подпункта 5 пункта  2 ст. 342 НК РФ должна быть применена ставка в размере 6%.

Таким образом, следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение налогового органа в части доначисления НДПИ и соответствующих пеней соответствует закону.

Основания для удовлетворения требований заявителя по доводам, указанным в жалобе, отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по сути, выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Данные доводы, по существу, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы в порядке статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 декабря 2021 года по делу № А60-47683/2021, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Судья

И.В. Борзенкова