ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-17664/17-АК от 21.12.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 64 /2017-АК

г. Пермь

22 декабря 2017 года                                                   Дело № А50-21467/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2017 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.

судейРиб Л.Х., Трефиловой Е.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Останиной М.П.

при участии:

от  заявителя публичного акционерного общества «Юнипро» в лице филиала «Яйвинская ГРЭС»    (ОГРН 1058602056985, ИНН 8602067092) - Корнельзен О.П., паспорт, доверенность от 23.06.2016;

от заинтересованного лица Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (ОГРН 1065902059123, ИНН 5902293442) - Мерзляков А.Ю., удостоверение, доверенность от 27.01.2017;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю

на решение Арбитражного суда Пермского края от 11 октября 2017 года

по делу № А50-21467/2017,

принятое судьей Гилязетдиновой А.Р.,

по заявлению публичного акционерного общества «Юнипро» в лице филиала «Яйвинская ГРЭС»  

кГлавному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю

о признании недействительным предписания в части,

установил:

       Публичное акционерное общество «Юнипро» в лице филиала «Яйвинская ГРЭС» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (далее – заинтересованное лицо, ГУ МЧС по Пермскому краю) о признании недействительным пункта 1 предписания от 28.04.2017 №5/3/1-19.

       Решением Арбитражного суда Пермского края от 11 октября 2017 года (резолютивная часть объявлена 05 октября 2017 года) заявленные требования удовлетворены.

       Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, по указанным в ней основаниям просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

       Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, по указанным в нем мотивам просит жалобу отклонить, решение - оставить в силе.

       Представители участвующих в деле лиц в суде апелляционной инстанции поддержали изложенные в жалобе и отзыве позиции соответственно.

       Документы, представленные заявителем в суде апелляционной инстанции, ввиду отсутствия ходатайства и дублирования имеющихся в материалах дела доказательств, приобщению не подлежат.

       Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).

       Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в период с 04.04.2017 по 28.04.2017 должностными лицами ГУ МЧС по Пермскому краю на основании распоряжения (приказа) от 14.03.2017 № 5 (л.д.47-52 т.1) в целях контроля за соблюдением ПАО «Юнипро» в лице филиала «Яйвинская ГРЭС» требований в области гражданской обороны в отношении общества проведена плановая выездная проверка, по итогам которой составлен акт проверки от 28.04.2017 № 5 (л.д.53-57 т.1) и выдано предписание от 28.04.2017 № 5/3/1-19 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны (л.д.14-20 т.1).

        В пункте 1 предписания указано на нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ); п. 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 (далее - Положение № 804); п.п. 4, 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841; п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.11.2008 за № 12740); п. 23 Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденного приказом МЧС России от 13.11.2006 № 646, поскольку руководители занятий по гражданской обороне в количестве 10 человек не прошли подготовку в области гражданской обороны в соответствующих учебных заведениях, и предложено в срок до 02.04.2018 года устранить данные нарушения.

        Усматривая несоответствие требованиям законодательства и обстоятельствам дела данного пункта предписания, нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, ПАО «Юнипро» в лице филиала «Яйвинская ГРЭС»  обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

        Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из совокупности условий для признания оспариваемого пункта предписания недействительным.

        Заслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применительно к обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

 В соответствии с ч.1 ст.198, ст.200, ст.201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложено на орган или лицо, принявший данный акт.

В силу Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1418, Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.08.2004 № 372 Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю является специально уполномоченным органом в области решения задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, должностные лица которого вправе выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований.

Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом на проведение государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Нарушений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении органом надзора мероприятий контроля не установлено.

Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Согласно ст.9 Закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

       В силу п.7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 №804, одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, является планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны.

Порядок подготовки населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы подготовки определены Положением о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 (далее Положение №841) (в судебном акте приведена редакция Положения от 19.04.2017, не влияющая на содержание и законность оспариваемого пункта предписания). 

В соответствии с вышеуказанными законом и нормативными правовыми актами приказом МЧС России от 14.11.2008 №687 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (далее Положение №687) (зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2008 № 12740), которым определены организация и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в муниципальных образованиях и организациях.

Согласно п.16, п.16.1 Положения №687 в целях решения задач в области гражданской обороны организации осуществляют подготовку работников организаций в области гражданской обороны.

Приказом МЧС России от 13.11.2006 №646 утвержден Перечень должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Данный перечень содержит наименование должности (категории обучаемых),  определенные в соответствии с нормативными правовыми актами, и образовательные учреждения, в которых должны пройти обучение данные должностные лица.

В соответствии с п.23 данного Перечня обучению подлежат руководители занятий по гражданской обороне, данное требование содержится в подпункте «г» пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841.

В соответствии с пп. «г» п.5 Положения №841 в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны организации разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу; разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне; организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы; планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне.

Применительно к данному Положению (в ред. 21.04.2015) и обстоятельствам настоящего дела заявитель-организация обязана принимать меры по обучению своих должностных лиц, являющихся руководителями занятий по гражданской обороне по соответствующей программе обучения «Руководители занятий по гражданской обороне».

Как следует из материалов дела, директором филиала «Яйвинская ГРЭС» ПАО «Юнипро» от 07.02.2017 утвержден перечень учебных групп и руководителей групп по обучению работающего персонала филиала «Яйвинская ГРЭС» ПАО «Юнипро» (л.д.29 т.1).

Согласно данному перечню руководителями групп обучения являются 10 должностных лиц.

Из представленной обществу образовательными учреждениями информации следует, что применяемые в образовательном процессе программы обучения разработаны по категориям обучаемых.

Так, программа повышения квалификации работников, осуществляющих обучение различных групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, предназначена для категории 17.3 «Руководители занятий по гражданской обороне в организациях» - информация КГБУ ДПО «УМЦ по ГО и ЧС Пермского края от 11.05.2017 №272 (л.д.31-32 т.1).

Аналогичная информация предоставлена ФАУ ДПО Пермский учебный центр ФПС от 16.05.2017 №96-1-6 (л.д.35-36 т.1).

При этом ссылка общества на данное письмо в обоснование довода, что программа «Оперативное управление функциональной (территориальной) подсистемы РСЧС», предназначенная для категорий «Председатели (члены) комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления и организаций» охватывает программу для категории руководители занятий по гражданской обороне, несостоятельна, поскольку не соответствует содержанию указанной в данном письме информации.

О разработке и применении в образовательном процессе различных программ в зависимости от категории обучаемых также следует из приказа ФАУ ДПО Пермский учебный центр ФПС от 11.05.2016 №135 (л.д.9 - 20 т.2).

С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции находит правомерными выводы административного органа, что представленные обществом документы, а именно: удостоверения о повышении квалификации поименованных в перечне учебных групп и руководителей групп по обучению работающего персонала филиала «Яйвинская ГРЭС» ПАО «Юнипро» должностных лиц (10 работников), не свидетельствует об обучении данных лиц по предназначенной для данной категории обучаемых соответствующей программе обучения.

Так, для категории обучаемых (9 работников) «Председатели (члены) комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления и организаций (председатели КЧС и ОПБ организаций)» проведено обучение по программе «Оперативное управление функциональной (территориальной) подсистемы РСЧС» (л.д.37-39, 41-46 т.1).

Удостоверения на Отинова В.В. (л.д.33, 40 т.1) также не свидетельствуют о прохождении обучения по программе  для категории руководители занятий по гражданской обороне.

Данное лицо прошло обучение по категории «руководители органов управления ГОС и РСЧС, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты от ЧС в организациях (штатные)», на которых распространяются требования Постановления Правительства РФ от 10.07.1999 №782, является должностным лицом, осуществляющим управление гражданской обороны в организации. При включении в перечень учебных групп и руководителей групп по обучению работающего персонала филиала «Яйвинская ГРЭС» ПАО «Юнипро» данное лицо как руководитель группы №1 по обучению работающего персонала, в состав которой входят директор, главный инженер, заместитель главного инженера, главный бухгалтер, заместитель по закупкам, помощник по безопасности, менеджер по персоналу, руководитель пресс-службы, СБ и РСГ,  выполняет дополнительную к функции «управление ГО в организации»  функцию обучения «руководитель занятий», следовательно, обязано пройти обучение по соответствующей программе как руководитель занятий по гражданской обороне. Повышение квалификации пройдено данным должностным  лицом  по  теме «организация и управление мобилизационной подготовкой» (л.д.40 т.1)   

При этом следует отметить, что в зависимости от категории обучаемых приказом МЧС России от 13.11.2006 №646 определены соответствующие образовательные учреждения, имеющие право осуществления образовательной деятельности в области гражданской обороны по соответствующей программе. По категории «руководители занятий по гражданской обороне» соответствующие должностные лица организации вправе пройти по соответствующей программе обучение в учебно-методическом  центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и(или) курсы гражданской обороны муниципальных образований.

Поскольку доказательств выполнения вышеуказанных нормативных правовых положений заявитель органу надзора в ходе проверки не представил, правомерно вынесение в его адрес предписания об устранении выявленных нарушений. При этом указание фамилий должностных лиц не требуется, достаточно указания на должностных лиц, обязанных в соответствии с определенным самим обществом перечнем выполнять вышеуказанные функции. Соответствующее требованиям закона и основанное на объективно установленных обстоятельствах предписание органа надзора об устранении выявленных нарушений не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Выводы суда первой инстанции не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене. В удовлетворении заявленных требований следует отказать. Уплаченная при обращении в суд госпошлина подлежит отнесению на заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, ч.ч.1, 2 ст. 270,ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

       Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 октября 2017 года по делу № А50-21467/2017 отменить.

       В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным п. 1 предписания Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю № 5/3/1-19 от 28.04.2017 публичному акционерному обществу «Юнипро» в лице филиала «Яйвинская ГРЭС» отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Л.Ю. Щеклеина

Судьи

Л.Х. Риб

Е.М. Трефилова