ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-17784/2014 от 04.02.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 84 /2014-АК

г. Пермь

05 февраля 2015 года                                                   Дело № А60-38652/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.,

судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Савватеевой К.В.

при участии:

от  заявителя ИП    Урусовой  Виктории Викторовны  (ОГРН  309660729300011, ИНН 660750149704) – Карабаналов С.С. –представитель по доверенности от 01.07.2014г.

от заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области  (ОГРН  1106670035834, ИНН 6670324273) – не явились ( до перерыва в судебном заседании 03.02.2014г.  принимали участие представители – Пиунова Л.П. – по доверенности от 01.11.2013г., Уткин А.А. – по доверенности от 21.04.2014г., Мальцев А.П. – по доверенности  от 24.03.2014г.)

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области

на решение Арбитражного  суда Свердловской области от 12 ноября 2014 года

по делу № А60-38652/2014,

принятое  судьей  А.Г.Биндер

по  заявлению  ИП  Урусовой  Виктории Викторовны

кДепартаменту лесного хозяйства Свердловской области

о признании незаконными действий,

установил:

       Индивидуальный предприниматель Урусова Виктория Викторовна обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области о признании незаконными его действий по утверждению отрицательного заключения государственной экспертизы на представленное заявителем Дополнение к проекту освоения лесов, оформленное приказом от 11.08.2014 № 1107.

       Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.11.2014г. заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Департамента лесного хозяйства Свердловской области, выразившиеся в утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы на представленное индивидуальным предпринимателем Урусовой Викторией Викторовной Дополнение к проекту освоения лесов, оформленные приказом от 11.08.2014 г. №1107.  Суд обязал Департамент лесного хозяйства Свердловской области в течение 10 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения устранить допущенные нарушения.

      Заинтересованное лицо, не согласившись с вынесенным решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении  заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с пунктом 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69, проект освоения лесов  разрабатывается на основании договора аренды, в связи с чем он должен ему соответствовать в части порядка, сроков и количественных характеристик использования лесного участка, в том числе в отношении  проведения санитарно-оздоровительных мероприятий. Учитывая, что изменения в договор аренды  в установленном порядке сторонами не вносились, следовательно, предпринимателем на утверждение представлены дополнения к проекту освоения лесов, которые не соответствуют договору аренды.  Кроме того, судом не учтено, что изменение объема изъятия древесины по договору аренды повлечет за собой и изменение арендной платы.

         Заявитель с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласен, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве на жалобу. Полагает, что у Департамента лесного хозяйства Свердловской области не было оснований для выдачи отрицательного заключения государственной экспертизы, поскольку исполнение в необходимых объемах обязанности по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия соответствующих положений в договоре аренды лесного хозяйства.

Судебное заседание проведено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя, извещенного  надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

        Как следует из материалов дела, между Министерством природных ресурсов Свердловской области (арендодатель) и СПК «Прогресс (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 31.10.2008 № 246. Впоследствии права и обязанности арендодателя перешли к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, права и обязанности арендатора к индивидуальному предпринимателю Урусовой Виктории Викторовне.

       В соответствии с названным договором в пользовании Урусовой В.В. находится лесной участок площадью 6366,0 га, расположенный по адресу Свердловская область, Тугулымский р-н, ГУ СО Тугулымское лесничество» Ертарское участковой лесничество, (урочище ТОО «Яровское») кварталы №№ 1- 38.

       В связи с необходимостью проведения на арендуемом лесном участке выборочных санитарных рубок на основании проведенных лесопатологических обследований и утвержденного Плана-корректировки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий № 105 от 16.06.2014 года заявителем представлено на государственную экспертизу Дополнение к Проекту освоения лесов.

      По результатам проведения государственной экспертизы заявителем получено отрицательное заключение, представленное заявителем Дополнение к проекту освоения лесов,  возвращено на доработку. Указанное отрицательное заключение государственной экспертизы утверждено Приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 11.08.2014 года № 1107.

       Основанием для выдачи отрицательного заключения экспертизы явилось выявленное несоответствие запланированных в Дополнении к проекту освоения лесов объемов выборочных санитарных рубок объемам, установленным дополнительным соглашением от 26.03.2010 года к договору аренды лесного участка № 246 от 31.10.2008 года.

       Полагая, что действия Департамента лесного хозяйства Свердловской области по утверждению отрицательного заключения государственной экспертизы являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

        Суд первой инстанции,  удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что  действия Департамента лесного хозяйства Свердловской области, выразившиеся в утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы и оформленные приказом от 11.08.2014 № 1107 не соответствуют  положениям Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденному во исполнение Постановления Правительства РФ № 414 и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствуют выполнению заявителем мероприятий, предусмотренных лесным законодательством.

        Заявитель апелляционной жалобы с выводами суда не согласен. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с пунктом 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69, проект освоения лесов  разрабатывается на основании договора аренды, в связи с чем он должен ему соответствовать в части порядка, сроков и количественных характеристик использования лесного участка, в том числе в отношении  проведения санитарно-оздоровительных мероприятий. Учитывая, что изменения в договор аренды  в установленном порядке сторонами не вносились, следовательно, предпринимателем на утверждение представлены дополнения к проекту освоения лесов, которые не соответствуют договору аренды.  Кроме того, судом не учтено, что изменение объема изъятия древесины по договору аренды повлечет за собой и изменение арендной платы.

       Суд апелляционной инстанции, исследовав данные доводы заявителя, пришел к следующим выводам.

Статьей 88 Лесного кодекса установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 данного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Частью 1 ст. 55 Лесного кодекса предусмотрены меры, осуществляемые в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, к числу которых отнесены санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Меры санитарной безопасности, в том числе вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов (п. 2 ст. 55 Лесного кодекса).

 Федеральным агентством лесного хозяйства приказом № 69 от 29.02.2012г. утвержден Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки (далее - Состав проекта освоения лесов).

Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (п. 3 Состава проекта освоения лесов).

Раздел  9 «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» проекта освоения лесов включает, в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия, связанные с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом.

Санитарно-оздоровительными мероприятиями в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений осуществляется путем проведения выборочных или сплошных санитарных рубок. При выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологического обследования, по результатам которого осуществляется корректировка лесохозяйственного регламента лесничества или лесопарка и проекта освоения лесов (п. 28 - 31 Правил санитарной безопасности в лесах).

Единые требования к проведению санитарно-оздоровительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда установлены Руководством по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденным приказом Рослесхоза от 29.12.2007 N 523 (далее - Руководство).

Лица, использующие леса в соответствии с договором аренды, выполняют санитарно-оздоровительные мероприятия (все или их часть) за собственные средства на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований с учетом требований данного Руководства (п. 6).

Санитарно-оздоровительные мероприятия планируются лесничествами (лесопарками) и органами исполнительной власти в пределах переданных полномочий (п. 9 Руководства).

Согласно п. 10 Руководства основанием для планирования санитарно-оздоровительных мероприятий являются: результаты лесопатологических обследований; данные лесопатологического мониторинга; проект освоения лесов.

В соответствии с п. 11, 12 Руководства необходимость включения того или иного лесного участка в план санитарно-оздоровительных мероприятий определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их целевого назначения, категорий защитных лесов, зоны лесопатологической угрозы, транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесообразности. Планирование санитарно-оздоровительных мероприятий производится в виде годового плана и поквартальных планов-корректировок к лесохозяйственному регламенту в порядке, установленном п. 8 - 14 "Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений", утвержденного приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2007 N 106. В планы-корректировки включаются санитарно-оздоровительные мероприятия в лесных участках, не вошедших в лесохозяйственный регламент и проект освоения.

В проекте освоения лесов и в лесохозяйственном регламенте санитарно-оздоровительные мероприятия предусматриваются не более чем на 3 года с момента их утверждения. Все планы санитарно-оздоровительных мероприятий утверждаются органами, обеспечивающими их проведение (п. 17, 19 Руководства).

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 89 Лесного кодекса).

        В соответствии с п. 11 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545 отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

         Проанализировав указанные  положения, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что действующее Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий не устанавливает необходимости внесения изменений в договор аренды лесного участка при планировании и проведении СОМ. Установленный перечень оснований для выдачи отрицательного заключения государственной экспертизы является исчерпывающим и не содержит возможности выдачи отрицательного заключения экспертизы в случае несоответствия проекта освоения лесов договору аренду лесного участка.

        Довод заявителя жалобы о том, что в нарушение  пункта 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69, проект освоения лесов  не был разработан на основании договора аренды и ему не соответствует, отклоняется.

Согласно пункту 28   Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

        В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель Департамента  указал, что фактически отрицательное заключение экспертизы выдано в связи с  несоответствием предусмотренных проектом освоения лесов санитарно-оздоровительных мероприятий лесохозяйственному регламенту лесничества. Однако, этот довод не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку Дополнения к Проекту освоения лесов представлены предпринимателем на основании проведенных лесопатологических обследований и утвержденного в установленном порядке Плана-корректировки проведения СОМ именно к лесохозяйственному регламенту.

        В представленном заявителем Дополнении к Проекту освоения лесов объемы выборочных санитарных рубок не превышают объемов указанных рубок, установленных Приложением № 6/1 к договору аренды лесного участка от аренды лесного участка № 246 от 31.10.2008 года в редакции дополнительного соглашения от 26.03.2010 г.

         Таким образом Департаментом не доказано, что  запланированные в Дополнении к Проекту освоения лесов санитарные рубки не соответствуют мероприятиям СОМ ( объемам рубок), предусмотренным в договоре аренды, а также лесохозяйственном регламенте.

          Ссылка заявителя жалобы на истечение 3-х летнего срока  проведения СОМ,  отклоняется, поскольку мероприятия, которые следует осуществить арендатору на конкретных лесных участках,  запланированы сторонами  и будут действовать  в течение 3-х лет с момента их утверждения в проекте освоения лесов и в лесохозяйственном регламенте (п. 17, 19 Руководства).

         Довод заявителя жалобы о том, что изменение объема изъятия древесины по договору аренды повлечет за собой и изменение арендной платы, подлежит отклонению, поскольку Департамент лесного хозяйства Свердловской области вправе обраться к арендатору с предложением о внесении изменений в действующий договор аренды лесного участка, направив ему проект дополнительного соглашения к договору.

       При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 ноября 2014 года по делу № А60-38652/2014 следует  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями  176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

        Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 ноября 2014 года по делу № А60-38652/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Н.М.Савельева

Судьи

И.В.Борзенкова

Г.Н.Гулякова