ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 45 /2021-АК
г. Пермь
17 января 2022 года Дело № А60-43541/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, Министерства социальной политики Свердловской области,
на определение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 ноября 2021 года
об оставлении искового заявления без рассмотрения
по делу № А60-43541/2021
по заявлению Министерства социальной политики Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным представления № 1230 от 30.07.2021,
установил:
Министерство социальной политики Свердловской области (далее -заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным представления № 1230 от 30.07.2021, вынесенного начальником управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Главное управление).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 26.11.2021 (резолютивная часть объявлена 23.11.2021) заявление Министерства социальной политики Свердловской области №07-03-10/84 от 23.08.2021 о признании недействительным представления №1230 от 30.07.2021 оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с принятым определением, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке, просит определение отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области. Считает, что определение принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Доводы жалобы сводятся к тому, что представление № 1230 вынесено в соответствии с положениями, регулирующими производство по делам об административных правонарушениях в соответствии со статьями 24.1 и 29.13 КоАП РФ, соответственно нормы Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ, регулирующие обязательное досудебное регулирование споров, к правоотношениям по оспариванию таких представлений не относится; Министерство не являлось контролируемом лицом при осуществлении государственного пожарного контроля; оспариваемое представление не поименовано в части 4 статьи 40 данного закона, не относится к числу документов, выдаваемых при осуществлении государственного надзора, по этому основанию обжалованию в досудебном порядке не подлежит.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, просит по изложенным в отзыве мотивам определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 22.07.2021 по 28.07.2021 на основании решения от 20.07.2021 № 928 отделом надзорной деятельности и профилактической работы муниципального образования «город Екатеринбург» управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области проведена плановая выездная проверка объекта защиты, расположенного по адресу: <...>, в отношении ГКУ «СРЦН Орджоникидзевского района города Екатеринбурга».
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт от 28.07.2021 № 928, которым установлены факты нарушения заявителем требований пожарной безопасности.
На основании данного акта вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 28.07.2021 № 928/1/1.
В отношении учреждения и директора учреждения ФИО1 составлены протоколы об административном правонарушении от 29.07.2021 № 1230 и от 29.07.2021 № 1229 соответственно.
Постановлениями о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности от 30.07.2021 № 1230 и от 30.07.2021 № 1229 учреждению назначено административное наказание по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде предупреждения, директору учреждения назначено административное наказание в виде штрафа.
В связи с выявлением причин и условий, способствовавших его совершению, заинтересованным лицом Министерству социальной политики Свердловской области (учредителю проверяемого лица) выдано представление №1230 от 30.07.2021 о принятии мер к устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП.
Не согласившись с указанным представлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного представления незаконным и отмене.
При вынесении определения суд первой инстанции исходил из того, что доказательств соблюдения заявителем досудебного обжалования представления контролирующего органа, предусмотренного Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в материалы дела не представлено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.
Пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" установлено, что в силу абзаца третьего части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора перед обращением в арбитражный суд является обязательным, в частности, по следующим категориям дел: об обжаловании подсудных арбитражным судам решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", положения которого вступают в силу с учетом особенностей, установленных статьей 98 указанного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как следует из обстоятельств дела, предметом обжалования согласно заявлению министерства является представление № 1230 от 30.07.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В тексте представления (угловой штамп исходящей корреспонденции) имеется ошибочное указание на дату 30.06.2021, вместе с тем, из материалов дела следует, что представление вынесено 30.07.2021, так как проверка в отношении объекта защиты проводилась с 22.07.2021 по 28.07.2021, к административной ответственности учреждение привлечено постановлением № 1230 от 30.07.2021.
Таким образом, ранее 30.07.2021 (дня привлечения к административной ответственности) представление, предусмотренное статьей 29.13 КоАП РФ, вынесено быть не могло.
Данное представление вынесено в порядке части 1 статьи 29.13 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В соответствии с частью 4 статьи 40 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
Представление, вынесенное на основании статьи 29.13 КоАП РФ, не входит в перечень, предусмотренный частью 4 статьи 40 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Соответственно, нормы Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не применяются при оспаривании представления, вынесенного на основании статьи 29.13 КоАП РФ, оспариваемое представление обжалованию в досудебном порядке не подлежит.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для оставления без рассмотрения заявления Министерства о признании недействительным представления №1230 от 30.06.2021.
С учетом изложенного, на основании части 1, части 3 статьи 270 АПК РФ, пункта 2 части 4 статьи 272 АПК РФ, разъяснений, содержащихся в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 №12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" обжалуемое определение подлежит отмене, а вопрос - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст.ст. 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Свердловской области об оставлении искового заявления без рассмотрения по делу № А60-43541/2021 от 26 ноября 2021 года отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
|
| |||||||||