СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-18421/2017-ГК
г. Пермь
06 февраля 2018 года Дело № А71-7107/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Власовой О.Г.
судей Гладких Д.Ю., Ивановой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой С.Н.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, акционерного общества "Буммаш-Энерго",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 12 октября 2017 года
по делу № А71-7107/2017, принятое судьей Кашеваровой О.А.,
по иску Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к акционерному обществу "Ижевский завод металлургии и машиностроения" (ОГРН <***>, ИНН <***>), акционерному обществу "Буммаш-Энерго" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо: публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский"
об обязании прекратить действия, направленные на вывод из эксплуатации источника тепловой энергии - котельной и объектов недвижимости, необходимые для функционирования котельной, а также тепловой сети, с использованием которой осуществляется теплоснабжение потребителей, об обязании обеспечить выполнение требований по готовности к отопительному периоду,
установил:
Администрация муниципального образования "Город Ижевск" (далее – Администрация МО "город Ижевск", истец) обратилась в арбитражный суд с иском к акционерному обществу "Ижевский завод металлургии и машиностроения" (далее – АО "Ижметмаш", ответчик 1), акционерному обществу "Буммаш-Энерго" (далее – АО "Буммаш-Энерго", ответчик 2) о пресечении действий, создающих угрозу срыва подготовки котельной ЗАО "Буммаш-Энерго" и всего муниципального образования к отопительному периоду 2017-2018 гг., обеспечения поставки тепловой энергии потребителям путем обязания ЗАО "Буммаш-Энерго" и АО "Ижметмаш":
1.1. Прекратить действия, направленные на вывод из эксплуатации источника тепловой энергии - котельной и объектов недвижимости, необходимые для функционирования котельной, а также тепловой сети, с использованием которой осуществляется теплоснабжение потребителей указанных выше;
1.2. Обеспечить выполнение требований по готовности к отопительному периоду 2017-2018г.г., предусмотренных Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013г. №103 и пунктом 7 постановления Администрации города Ижевска от 20.03.2017 №80 "О мерах по подготовке инженерных коммуникаций и объектов городского хозяйства муниципального образования "Город Ижевск" к работе в осенне-зимний период 2017-2018гг. (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.07.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Т Плюс".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.10.2017 (резолютивная часть решения от 10.10.2017, судья О.А. Кашеварова) исковые требования удовлетворены.
Ответчик, АО "Буммаш-Энерго", не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить в части выводов, содержащихся в мотивировочной части решения об окончании срока приостановления вывода спорной котельной из эксплуатации 31.12.2017, а также в части удовлетворения исковых требований, заявленных в отношении АО "Буммаш- Энерго"; установить срок окончания приостановления вывода спорной котельной из эксплуатации - 17.09.2017, в удовлетворении исковых требований к АО "Буммаш-Энерго" отказать.
Оспаривая вывод суда о том, что трехгодичный срок, на который Администрацией города Ижевска был приостановлен вывод из эксплуатации котельной, истекает 31.12.2017, апеллянт полагает, что суд не учел, что истец приостановил вывод спорной котельной на основании письма № 3921/01-22ДО от 17.09.2014, следовательно, трехгодичный срок, на который был приостановлен этот вывод, начал течь с момента его приостановления, то есть с 17.09.2014; иного начала течения срока приостановления невозможно определить, исходя, в том числе, и из содержания указанного письма истца.
Ссылаясь на то, что все спорное имущество находится во владении АО "Ижметмаш" на основании действующих договоров аренды, арендованное имущество со стороны арендатора в адрес АО "Буммаш-Энерго" не возвращено, ответчик указывает на отсутствие оснований для возложения на АО "Буммаш-Энерго" совершение действий, необходимых для обеспечения готовности к отопительному периоду 2017-2018 г.г.
От Администрации МО "город Ижевск" поступил отзыв, в котором истец, находя решение суда законным и обоснованным, просил решение суда оставить без изменения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "Буммаш-Энерго" является собственником здания котельной с бытовыми помещениями, а также наружной теплотрассы от котельной до ограждения основной площадки со стороны Воткинское шоссе, расположенных по адресу: <...>.
Согласно схеме теплоснабжения города Ижевска, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 26.11.2014 №870, указанные объекты включены в единую систему теплоснабжения города Ижевска, ЗАО "Буммаш-Энерго" является теплоснабжающей организацией.
В перечень объектов потребителей, получающих коммунальный ресурс от котельной ЗАО "Буммаш-Энерго" включено 562 объектов.
В собственности АО "Ижметмаш" находятся объекты недвижимости, необходимые для функционирования котельной ЗАО "Буммаш-Энерго": установка мазутного хозяйства (свидетельство № 18-18-01/063/2008-517); сети теплоснабжения, ул. Воткинское шоссе, 170: 1. Внутризаводская подземная сеть теплотрасс на основной площадке, в т.ч. - северная подземная теплотрасса, протяженностью 3,64405 км. 2. Южная теплотрасса на опорах на территории основной площадки, протяженностью 3,5525 км. (свидетельство № 18-18-01/041/2009-330); дымовая труба кирпичная (свидетельство № 18-18-01/075/2007-376); тепловая станция с дымовой трубой ж/бетонной, длина 94,7 п.м. (свидетельство № 18-18-01/075/2007-375); теплотрасса, протяженностью 2,2326 км (свидетельство № 18-18-01/045/2008-859); внутризаводской газопровод на основной площадке (свидетельство № 18-18-01/145/2011-444).
В соответствии с приказом Минэнерго, ЖКХ и государственного регулирования тарифов УР от 11.12.2015 №23/41 АО "Ижметмаш" установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям.
23.04.2016 между ЗАО "Буммаш-Энерго" и АО "Ижметмаш" заключены договоры аренды нежилых производственных помещений и теплотрассы №А2-2016 и №А1-2016, согласно которым для использования в целях производственно-хозяйственной деятельности АО "Ижметмаш" (производство (выработка) тепловой энергии) во временное владение и пользование на праве аренды переданы здание котельной с бытовыми помещениями, здание котельной, наружная теплотрасса от котельной до ограждения основной площадки Воткинское шоссе протяженностью 130 пог.м., а также оборудование, определенное Приложением №1 к договору №А1-2016.
Срок действия договоров установлен до 01.08.2016.
24.04.2014 АО "Ижметмаш" направило в Администрацию города Ижевска уведомление №217-14-73 о том, что с 01.01.2015 ЗАО "Ижметмаш" выводит из эксплуатации котельную, арендуемую у ЗАО "Буммаш-Энерго" и обеспечивающую отоплением микрорайон "Буммаш" г.Ижевска.
В письме от 21.04.2014 №206/БЭ-171 ЗАО "Буммаш-энерго" сообщило ЗАО "Ижметмаш" о том, что не возражает относительно вывода из эксплуатации указанной котельной.
16.05.2014 Администрация города Ижевска в письме №1826/01-22ДО указала на несоблюдение процедуры вывода котельной из эксплуатации в связи с тем, что отсутствуют письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении.
В письме от 01.07.2014 Администрацией города Ижевска указано, что ОАО "ТГК-5" не согласовывало вывод котельной и участка тепловой сети из эксплуатации.
Согласно ответу ЗАО "Ижметмаш" от 19.08.2014 №260-30/240 вывод из эксплуатации участка тепловой сети, арендуемой у ЗАО "Буммаш-Энерго", не предусматривается и, соответственно, согласования с потребителями, чьи теплопотребляющие установки подключены к тепловой сети, не требуется.
На основании указанного письма Администрация города Ижевска приостановила вывод котельной, арендуемой ЗАО "Ижметмаш" у ЗАО "Буммаш-Энерго", из эксплуатации на три года, что следует из письма №3921/01-22ДО от 17.09.2014.
Письмами АО "Ижметмаш" уведомило потребителей, чьи теплопотребляющие установки подключены к тепловой сети, о прекращении поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения с 01.10.2017.
07.04.2017 на заседании городской комиссии по подготовке и проведению отопительного периода 2017-2018гг. в г. Ижевске установлено, что АО "Ижметмаш" прекращает теплоснабжение потребителей по окончании отопительного периода 2016-2017гг. в связи с выводом теплоисточника из эксплуатации, подготовка к отопительному периоду 2017-2018гг. проводиться не будет. У АО "Буммаш-Энерго" для подготовки оборудования котельной в полной мере отсутствуют финансовые средства, необходимо софинансирование работ. Возможность передачи котельной в аренду не рассматривалась. Предприятие готово ее продать.
По результатам проведенного выездного совещания комиссии по осмотру оборудования котельной по ул. Воткинское шоссе, 17, оформленного протоколом от 13.04.2017, комиссией установлено, что АО "Ижметмаш" прекращена подача тепловой энергии для нужд теплоснабжения потребителей, подключенных к тепловым сетям АО "Ижметмаш"; мероприятия по подготовке к отопительному периоду 2017-2018 гг. АО "Ижметмаш" и ЗАО "Буммаш-Энерго" не проводятся.
Ссылаясь на то, что в нарушение требования органа местного самоуправления до истечения срока приостановления вывода котельной - 01.01.2018, АО "Ижметмаш" и АО "Буммаш-Энерго" фактически осуществляют действия, направленные на досрочный вывод котельной из эксплуатации, в связи с чем, возникла угроза срыва подготовки к отопительному периоду в осенне-зимний период 2017-2018гг. и обеспечения поставки тепловой энергии в следующем отопительном периоде в микрорайоны "Буммаш" и "Столичный", истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований, отсутствия доказательств проведения подготовки оборудования котельной АО "Ижметмаш" и ЗАО "Буммаш-Энерго", а также паспорта готовности котельной к отопительному сезону 2017-2018гг.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Пунктом 11 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ установлено, что теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Таким образом, организации, выступающие в качестве теплоснабжающих организаций, являются участниками отношений в сфере теплоснабжения и обязаны соблюдать требования Федерального закона № 190-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 190-ФЗ одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения.
Организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях (пункты 1, 5 части 1 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ).
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона № 190-ФЗ в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 21 Федерального закона № 190-ФЗ порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации.
Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 21 Федерального закона № 190-ФЗ).
Наличие оснований (в виде наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии) для принятия решения о приостановлении вывода котельной из эксплуатации сторонами дела не оспаривается.
Положения части 5 статьи 21 Федерального закона № 190-ФЗ, предусматривающие приостановление вывода из эксплуатации источников тепловой энергии на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, направлены на защиту принадлежащего потребителям тепловой энергии права на обеспечение качества (надежности) теплоснабжения.
Из материалов дела следует, что прекращение ответчиками деятельности по производству тепловой энергии и вывод источника тепловой энергии из эксплуатации приведет к возникновению дефицита тепловой энергии, невозможности теплоснабжения многоквартирных жилых домов микрорайона "Буммаш" г.Ижевск".
При указанных обстоятельствах, требования истца о пресечении действий, создающих угрозу срыва подготовки котельной ЗАО "Буммаш-Энерго" и всего муниципального образования к отопительному периоду 2017-2018 гг., обеспечения поставки тепловой энергии потребителям, заявлены обоснованно и удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что трехгодичный срок, на который Администрацией города Ижевска был приостановлен вывод из эксплуатации котельной, истекает не 31.12.2017, а 17.09.2017, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно был им отклонен исходя из того, что срок, исчисляемый для начала течения трехлетнего срока приостановления вывода котельной, непосредственно начинает течь с даты планируемого вывода 01.01.2015.
Оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции не имеется, учитывая, что АО "Ижметмаш" планировало вывести котельную, арендуемую у ЗАО "Буммаш-Энерго", из эксплуатации с 01.01.2015; приостановление мероприятий, осуществление которых еще не начато (17.09.2014), невозможно.
Оспаривание ответчиком решения суда в части удовлетворения требований в отношении АО "Буммаш-Энерго" со ссылкой на наличие действующих договоров аренды, на основании которых все спорное имущество находится во владении АО "Ижметмаш", является необоснованным, поскольку ч. 5 ст. 21 Федерального закона № 190-ФЗ предусматривает право органа местного самоуправления потребовать приостановить вывод из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей как от собственников, так и иных законных владельцев.
Факт действий АО "Буммаш-Энерго", создающих угрозу срыва подготовки котельной и всего муниципального образования к отопительному периоду 2017-2018 гг., подтвержден письмом от 21.04.2014 № 206/БЭ-171, в котором ЗАО "Буммаш-Энерго" не возражало относительно вывода котельной из эксплуатации, работающей для отопления города.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.
Именно АО "Буммаш-Энерго" как собственнику спорного имущества принадлежит право принятия решения относительно вывода котельной из эксплуатации, в связи с чем судом правомерно удовлетворены требования истца о прекращении действий, направленных на вывод из эксплуатации источника тепловой энергии - котельной и объектов недвижимости, необходимых для функционирования котельной, об обеспечении выполнения требований по готовности к отопительному периоду 2017-2018г.г., в том числе и на АО "Буммаш-Энерго".
Кроме того, обязанность по обеспечению к 01.10.2017 подготовки к отопительному сезону котельной возложена на АО "Буммаш-Энерго" и постановлением администрации № 305 от 14.07.2017
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя. Поскольку ответчику предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, государственная пошлина подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республикиот 12 октября 2017 годапо делу № А71-7107/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Буммаш-Энерго" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
О.Г. Власова
Судьи
Д.Ю. Гладких
Н.А. Иванова