П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 55 /2017-ГК
г. Пермь
22 января 2018 года Дело № А60-18213/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т.М.,
судей Зелениной Т.Л., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Некрасовой А.С.,
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая Компания Урала": ФИО1 (паспорт, доверенность ;447/2017 от 17.11.2017),
от заинтересованного лица и от третьих лиц, представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая Компания Урала"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 октября 2017 года
по делу №А60-18213/2017,
принятое судьей Е.Ю. Абдрахмановой,
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая Компания Урала" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «ГеоКад» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Департамент лесного хозяйства Свердловской области,
о признании незаконным отказа в согласовании границ земельного участка,
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, ТУ ФАУГИ) о признании незаконным отказа в согласовании местоположения границ образованных из земельного участка с кадастровым номером 66:63:0301002:334 земельных участков и межевого плана, выраженного в письме №АР-460/07 от 19.01.2017; об обязании совершить действия по согласованию границ образованных из земельного участка с кадастровым номером 66:63:0301002:334 земельных участков с проставлением соответствующей записи в составе размела межевого плана «Акт согласования местоположения границ земельных участков».
В порядке ст.51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «ГеоКад», Департамент лесного хозяйства по Свердловской области.
Решением Арбитражный суд Свердловской областиот 16 октября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись, заявитель обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, чтосуд первой инстанции сделал несоответствующий обстоятельствам дела вывод о том, что при проведении кадастровых работ по уточнению границ и площади земельного участка 66:36:0301002:334 была не обоснованно исключена площадь земельного участка под опорами 53 - 57 ВЛ Дубровное- Еланское. Отмечает, что в отзыве на исковое заявление Департамент лесного хозяйства Свердловской области сообщил суду, что по результатам камеральной проверки ДХЛ установлено, что опоры с 53 по 57 ВЛ 110 кВ Дубровное - Еланское располагаются в квартале 150 выделах 24, 28 Курьинского участка Курьинского участкового лесничества Сухоложского Лесничества на лесном участке земель лесного фонда 66:36:0000000:348, что свидетельствует о размещении указанных опор на землях гослесфонда; указанная земля учтена в Государственном лесном реестре в качестве лесного участка. Данное обстоятельство подтверждается Выпиской №27 из Государственного лесного реестра, в соответствии с которой выдел 24 и 28 предназначены для ЛЭП (линий электропередач), при этом иные объекты электросетевого хозяйства на данном участке отсутствуют. Согласно имеющейся в материалах схеме лесного участка, указанные 5 опор размещены в границах лесного участка, что сторонами не оспорено. Указывает, что, в материалах дела не содержится документов, свидетельствующих о переводе категории земель лесного фонда (участка 66:36:0000000:348) в иную категорию (земли промышленности). Считает, что суд также не дал оценку доводам заявителя о том, что поскольку опоры ВЛ с 53 по 57 фактически расположены на землях гослесфонда, то их образование из земель промышленности не представляется возможным, что и явилось основанием для исключения площадей земельных участков под опорами с 53 по 57 из расчета площади уточняемого земельного участка 66:36:0302001:334. Указывает, что суд первой инстанции применил нормы Федерального закона №280-ФЗ от 29,07,2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не подлежащие применению. Отмечает, что с уд пришел к неверному выводу о наличии спора о правах на земельные участки и невозможности разрешения данного спора в порядке главы 24 АПК РФ.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителяподдержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала"принадлежит на праве собственности электросетевой комплекс ПС 110/10 кВ «ФИО2» в состав которого входит ВЛ-ПО кВ «Дубровная-ФИО2», протяженностью 19,662 км, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 66 АГ 308537 от 25.07.2008.
Объект электросетевой комплекс ПС 110/10 кВ «ФИО2» расположен на территории двух муниципальных районов – городской округ Сухой Лог и Камышловский район.
Для размещения указанного объекта ОАО «Свердловэнерго» (правопредшественник ОАО «МРСК Урала») были предоставлены земельные участки на праве (постоянного) бессрочного пользования, площадью 900 кв.м., и 340 кв.м., что подтверждается Свидетельствами о праве от 26.06.1998 №3812 (городской округ Сухой Лог) и №741 от 15.09.1998 (Камышловский район).
Земельному участку площадью 900 кв.м., на котором размещены опоры ВЛ с 1 по 57, присвоен кадастровый номер 66:63:0301002:334, что подтверждается данными кадастровой выписки земельного участка.
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано с 2003 года за Российской Федерацией. Право постоянного (бессрочного) пользования установлено за ОАО «Свердловэнерго».
Право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком перешло к ОАО «МРСК Урала» в 2008 году в порядке универсального правопреемства (п.2 ст. 58 ГК РФ) при реорганизации ОАО «Свердловэнерго» в форме присоединения к ОАО «МРСК Урала».
В целях соблюдения требований п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» и переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды ОАО «МРСК Урала» заключило договор подряда № 328/2015/СЭ от 02.06.2015 с ООО «ГеоКад» на проведение кадастровых работ по образованию земельных участков из земель с кадастровым номером 66:36:0301002:334 с последующей постановкой на государственный кадастровый учет вновь образованных земельных участков и заключением договоров аренды на данные земельные участки с одновременным прекращением права (постоянного) бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 66:36:0301002:334.
В ходе проведения кадастровых работ кадастровым инженером сформированы площади земельных участков под опорами линии электропередачи ВЛ-110 кВ «Дубровная-ФИО2» в соответствии с Правилами определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.08.2003 №486 и подготовлен межевой план по определению местоположения границ и площадей земельных участков, образуемых из земельного участка 66:36:0301002:334.
При определении площади земельного участка 66:36:0301002:334, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО «Свердловэнерго» (правопредшественник ОАО «МРСК Урала») уполномоченный орган исходил из норм отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38-750 кВ № 14278тм-т1, утвержденными Минтопэнерго России 20.05.1994 и установил площадь земельного участка 66:36:0301002:334 в 900 кв.м. как совокупность площадей земельных участков под опорами ВЛ-110 кВ «Дубровная-ФИО2», рассчитанная на основании указанного нормативного акта, что подтверждается Постановлением Главы Муниципального образования города Сухого Лога от 25.06.1998 №825.
В результате формирования площадей в соответствии с действующими нормами отвода № 486 были образованы земельные участки под опорами ВЛ - 110 кВ «Дубровная-ФИО2» общей площадью 301 кв.м.
Поскольку в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 №432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство осуществляет свою деятельность, непосредственно и через свои территориальные органы, ОАО "МРСК УРАЛА" обратилось с заявлением исх.№1492 от 27.09.2016 в Территориальное управление Росимущества по Свердловской области согласования местоположения границ формируемых земельных участков под опорами, общей площадью 301 кв.м.
В письме от 06.10.2016 №АР-11504/07 ТУ ФАУГИ в СО сообщило об отказе в согласовании предоставленного межевого плана и местоположения границ формируемых земельных участков в целях сохранения площади земельного участка 900 кв.м., на который зарегистрировано право Российской Федерации.
Поскольку в письме от 06.10.2016 №АР-11504/07 ФАУГИ в СО отказало в согласовании предоставленного межевого плана и местоположения границ формируемых земельных участков, со ссылкой на необоснованное уменьшение на 599 кв.м площади уточняемого земельного участка, заявитель в письме от 15.12.2016 №1618 в ТУ ФАУГИ в СО обосновал причины уменьшения испрашиваемой в аренду площади земельного участка до 301 кв.м.
Однако в письме от 19.01.2017 №АР-460/07 ТУ ФАУГИ в СО повторно отказало в согласовании местоположения границ земельных участков по причине уменьшения общей площади формируемого земельного участка с 900 кв.м. до 301 кв.м.
Полагая, что отказ ТУ ФАУГИ в СО в согласовании местоположения границ земельных участков под опорами ВЛ ПО кВ Дубровное - Еланское с 27 по 52 является незаконным, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 11.1, 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 указанной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ст.40 вышеуказанного закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК РФ порядке.
В силу положений ст.22 данного закона межевой план является документом, необходимым при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка. Однако, в случае, если межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ, заявителем должна быть представлена копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в настоящем деле обжалуется отказ заинтересованного лица в согласовании местоположения границ образованных из земельного участка с кадастровым номером 66:63:0301002:334 земельных участков и межевого плана, выраженного в письме №АР-460/07 от 19.01.2017.
Согласно письму заинтересованного лица №АР-460/07 от 19.01.2017 (т.1 л.д.102), в целях сохранения площади земельного участка, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, ТУ Росимущества в Свердловской области отказывает в согласовании представленного межевого плана в связи с необоснованным уменьшением земельного участка на 599 кв.м.
Из технического паспорта ВЛ-110/10 кВ «Дубровное-Еланское» следует, что она состоит из 107 опор, при этом указанный объект размещен на территории двух муниципальных районов - г. Сухой Лог (опоры с 1-57) и Камышловский (опоры с 58-107).
Для размещения электросетевого объекта ВЛ-110/10 кВ «Дубровное- Еланское» АО «Свердловэнерго» (правопреемником которого является заявитель) был предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования площадью 900 кв.м., что подтверждается Свидетельством о праве от 26.06.1998 № 3812, п. 15, п. 17 в соответствии с Ведомостью площадей занятых опорами линий электропередач и подстанций восточных электрических сетей АО «Свердловэнерго», являющейся приложением к указанному свидетельству.
Земельному участку под ВЛ-110/10 кВ «Дубровное-Еланское» присвоен кадастровый номер 66:63:0301002:334 и определено разрешенное использование - «под ЛЭП 110 кВ Дубровное-Еланское», границы земельного участка с кадастровым номером 66:63:0301002:334 площадью 900 кв.м. не установлены. Площадь указанного земельного является совокупной площадью земельных участков под опорами ВЛ, определенных в соответствии с нормами отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38-750 кВ №14278тм-т1, утвержденными Минтопэнерго России 20.05.1994, действовавших в период предоставления земельного участка ОАО «Свердловэнерго» (правопредшественник ОАО «МРСК Урала») на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При этом согласно данным Технической документации на ЭСК ПС 110/10 кВ ФИО2, а именно Приложению 8 Экспликации линий электропередач напряжением ВЛ-110/10 кВ «Дубровное-Еланское» состоит из 82 опор, одна из которых поворотная и учтена дважды и 26 опор с 2двухцепным участком. Всего 107 опор.
Указанный документ составлен ДФЕУП «Березовский центром технической инвентаризации», достоверность содержащейся в нем информации подтверждена органом государственного учета.
Наличие единого двухцепного участка в 26 опор в составе ВЛ-110/10 кВ «Дубровное-Еланское» и ВЛ-110/10 кВ «Сухой Лог-Дубровное» следует из Паспортов указанных линий, а именно: схемы линий электропередач наглядно демонстрируют наличие единого участка опор. Кроме того, в паспорте ВЛ-110/10 кВ «Дубровное-Еланское» в разделе Основные данные указано, что данная линия имеет 2-х цепные участки опор, в том числе под опорами с 1 по 26.
В соответствии со схемой расположения ВЛ 35-220 кВ на местности указанные ЛЭП расположены рядом друг с другом и имеют общий участок линии, который является духцепным. Двухцепная опора имеет симметричное относительно оси стойки расположение проводов, по которым осуществляется транспортировка электроэнергии. По проводам с одной стороны от оси стойки опоры осуществляется транспортировка электроэнергии по линии ВЛ-110/10 кВ Сухой Лог -Дубровное, по проводам с другой стороны от оси стойки опоры осуществляется транспортировка электроэнергии по ВЛ 110/10 кВ Дубровное - Еланское.
При этом опоры ВЛ-110 кВ «Дубровное-Еланское» с 1 по 57 расположены на земельном участке с кадастровым номером 66:63:0301002:334.
В то же время согласно примечанию к Экспликации ЛЭП 110 кВ «Дубровное-Еланское» двухцепный участок в 26 опор учтен в составе ВЛ 110 кВ Сухой Лог-Дубровное.
Соответственно, опоры с 1 по 26 являются двухцепными и по технической документации учтены в составе иной линии, а именно ВЛ 110/10 кВ «Сухой Лог –Дубровное». Таким образом, указанные ВЛ входят в состав двух разных электросетевых комплексов, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права 66 АЕ 308557 от 25.07.2008, 66 АЕ 260460 от 29.07.2008.
Земельному участку под В Л 110/10 кВ «Сухой Лог – Дубровное» присвоен кадастровый номер 66:63:0301002:333, разрешенное использование - «ЛЭП 110 кВ Сухой Лог - Дубровное (опоры)».
Согласно данным кадастрового паспорта из земельного участка 66:63:0301002:333, который был предоставлен для размещения ВЛ «Сухой ЛогДубровное» был образован и поставлен на государственный учет многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 66:63:0000000:1248, о чем свидетельствует запись в разделе кадастрового паспорта «предыдущие номера».
Правообладатель указанного земельного участка Российская Федерация.
Общая площадь участка под ВЛ «Сухой Лог – Дубровное», поставленного на государственный кадастровый учет после формирования земельных участков из 66:63:0301002:333, составила 742 кв.м. В состав указанного земельного участка вошли также площади земельных участков под двухцепным участком опор с 1 по 26 относящиеся также к ВЛ «Дубровное-ФИО2», поскольку технической документацией ЛЭП 110/10 кВ «Дубровное –Еланское» установлено, что указанный участок учтен в составе ЛЭП 110/10 кВ «Сухой Лог – Дубровное».
Таким образом, указанное выше, а также заключение кадастрового инженера, приложенное к межевому плану и пояснения кадастрового инженера, указанные в письме от 15.12.2016 №1618 свидетельствуют о том, что земельные участки под опорами с 1 по 26 ранее уточнены в соответствии с Правилами № 486 стоят на государственном кадастровом учете в связи с их расположением на земельном участке с кадастровым номером 66:63:0301002:333, из которого был образован и поставлен на государственный учет многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 66:63:0000000:1248.
Таким образом, земельные участки под опорами В Л 110/10 кВ «Дубровное-Еланское» с 1 по 26 учтены в составе В Л 110/10 кВ «Сухой Лог – Дубровное» и на момент проведения кадастровых работ имели установленные границы и стояли на государственном кадастром учете в составе соседнего земельного участка с кадастровым номером 66:63:0301002:333.
Опоры с 58 по 107 ВЛ 110/10 кВ «Дубровное-Еланское» находятся на территории Камышловского района и под их размещение также был предоставлен ОАО «МРСК Урала» земельный участок площадью 0,034 га (340 кв.м.) на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальным образованием Камышловский район, что подтверждается Свидетельством №741 от 15.09.1998. Указанный земельный участок также прошел кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 66:13:0000000:45. Соответственно, земельные участки под опорами с 58 по 107 будут уточняться в составе земельного участка 66:13:0000000:45.
Таким образом, образование земельных участков под опорами с 27 по 52 ВЛ- 110/10 кВ «Дубровное-Еланское», расположенных в Сухоложском районе может быть произведено путем уточнения площади и границ земельного участка с кадастровым номером 66:63:0301002:334 под оставшимися опорами ВЛ-110/10 кВ «Дубровное-Еланское».
Заявитель указывает, что по данным кадастрового инженера земельные участки под опорами с №53 по №57 расположены в лесном фонде и их формирование должно производится на основании проекта освоения лесов, подлежащего согласования с Департаментом Лесного хозяйства Свердловской области.
По информации, содержащейся в таблицах Выписки №27 из государственного лесного реестра видно, что выделы 24 и 28 предназначены для ЛЭП (линий электропередач), что, по мнению заявителя и кадастрового инженера, свидетельствует о том, что опоры ВЛ-110 кВ «Дубровное – Еланское» с №53 по №57 расположены на землях лесного фонда, под которые в лесоустроительной документации определены соответствующие выделы для их эксплуатации, что исключает возможность их уточнения в составе земельного участка 66:63:0301002:334
Согласно данным, предоставленным Департаментом Лесного хозяйства Свердловской области, опоры с №53 по№57 ВЛ «Дубровное-Еланское», действительно располагаются в квартале 150 выделах 24,28 Курьинского участка Курьинского участкового лесничества Сухоложского лесничества на земельном участке с категорией земель — земли лесного фонда с кадастровым номером 66:63:0000000:348. Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:63:0000000:348 подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серии 66 АГ № 437351 от 02.12.2008.
Таким образом, Департамент Лесного хозяйства Свердловской области подтвердил расположение опор с 53 по 57 ВЛ «Дубровное-Еланское» на землях гослесфонда.
Вместе с тем, согласно данным ГКН опоры ВЛ-110/10 кВ «Дубровное-Еланское» с №27 по №57 (за вычетом опор с № 1 по № 26, учтенных в составе иной ВЛ и расположенных на ином земельном участке) расположены на земельном участке с кадастровым номером 66:63:0301002:334, категория - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что части ВЛ-110/10 кВ «Дубровное-Еланское» с опоры с № 53 по № 57, расположены в лесном массиве, что ими не оспаривается.
То есть, в настоящее время имеются несовпадающие данные между ГКН и государственным лесным реестром.
Однако, по мнению суда апелляционной инстанции, на заявителя не может быть возложена обязанность по устранению указанных противоречий.
Также, суд апелляционной инстанции не усматривает спора о правах на земельные участки с кадастровым номером 66:63:0301002:334 и кадастровым номером 66:63:0000000:348.
То, что фактически части ВЛ-110/10 кВ «Дубровное-Еланское» - опоры с №53 по №57, расположены на земельных участках разных категорий, влечет различный порядок оформления права пользования земельным участком.
В настоящее время границы земельного участка с кадастровым номером 66:63:0301002:334 и земельного участка с кадастровым номером 66:63:0000000:348 не установлены.
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Пунктом 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава лесного фонда ограничены в обороте.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения лесными участками из состава земель лесного фонда принадлежат Российской Федерации.
По сведениям государственного лесного реестра, который в силу частей 1, 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов, часть участка, на котором расположены ВЛ-110/10 кВ «Дубровное-Еланское» - опоры с №53 по №57, входил и входит в границы Сухоложского лесничества и относится к Средне-Уральскому лесному району таежной лесорастительной зоны, лесоустройство проведено в 1998 году, лесоустроительные материалы состоят из таксационных описаний и планшетов (т.2 л.д.136-144).
Вместе с тем, наличие в государственном кадастре недвижимости записи об отнесении всего спорного участка с кадастровым номером 66:63:0301002:334 к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, не свидетельствует о том, что часть лесного участка в границах спорного участка не относится к категории земель лесного фонда. Указанная позиция соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 06.02.2017 по делу N310-ЭС16-10203, А23-5138/2014
Таким образом, по результатам рассмотрения дела апелляционный суд пришел к выводу о том, что в пределах земель, находящихся в пользовании заявителя и испрашиваемых к аренде в порядке пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", располагаются участки, относящиеся к землям лесного фонд, право собственности на которые принадлежит Российской Федерации.
Таким образом, образование земельных участков может быть произведено путем уточнения площади и границ земельного участка с кадастровым номером 66:63:0301002:334 только под опорами с 27 по 52 ВЛ-110/10 кВ «Дубровное-Еланское».
Довод заинтересованного лица о том, что при уточнении границ и площади земельного участка 66:63:0301002:334 (с 27 по 52 опору) кадастровым инженером умышленно уменьшена площадь земельного участка, находящегося в федеральной собственности, что является ущемлением интересов Российской Федерации, отклоняется судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Как уже было отмечено, ОАО «Свердловэнерго» (правопредшественник ОАО «МРСК Урала») для размещения электросетевого объекта ВЛ-ПО кВ «Дубровная-ФИО2», был предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, площадью 900 кв.м., что подтверждается Свидетельством о праве от 26.06.1998 № 3812. На указанном земельном участке расположены опоры ВЛ -110 кВ «Дубровная-ФИО2» с 1 по 57.
Площадь указанного земельного является совокупной площадью земельных участков под опорами ВЛ, определенных в соответствии с нормами отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38-750 кВ №14278тм-т1, утвержденными Минтопэнерго России 20.05.1994, действовавших в период предоставления земельного участка ОАО «Свердловэнерго» (правопредшественник ОАО «МРСК Урала») на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Указанный земельный участок прошел кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 66:63:0301002:334. При этом, в силу действующего земельного законодательства границы данного земельного участка не установлены, поскольку на момент постановки земельного участка на государственный кадастровый учет межевание (уточнение границ) земельного участка не проводилось, но была определена площадь земельного участка, его целевое назначение, разрешенное использование, категория земель, и указан искусственно созданный объект - ВЛ-110 кВ «Дубровное-Еланское», являющийся ориентиром для определения местоположения земельного участка на местности.
Определение площади и границ земельного участка произведено кадастровым инженером в соответствии с нормами отвода земельных участков, которыми установлены максимальные и минимальные нормы предоставления земельных участков для размещения электросетевых объектов разного класса напряжения.
На момент проведения кадастровых работ введены в действие нормы отвода земельных участков для размещения электросетевых объектов, а именно, Постановлением Правительства РФ от 11.08.2003 № 486 утверждены Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети (Далее - Правила №486).
Руководствуясь Правилами №486, кадастровым инженером было проведено уточнение границ и площади земельных участков под опорами с 27 по 52 ВЛ-110 кВ. Совокупная площадь многоконтурного земельного участка под указанными опорами составила 301 кв.м., что соответствует требованиям п. 4 Правил № 486.
Кроме того, согласно «Заключению кадастрового инженера», приложенному к межевому плану и пояснениям кадастрового инженера, указанных в письме от 15.12.2016 № 1618 границы и площади земельных участков уточнены лишь под частью опор ВЛ-110 кВ «Дубровна-ФИО2», а именно, под опорами с 27 по 52.
Иные земельные участки не являлись предметом уточнения, поскольку земельные участки под опорами с 1 по 26 ранее уточнены в соответствии с Правилами № 486 стоят на государственном кадастровом учете. Земельные участки под опорами с 53 по 57 расположены в лесном фонде и их формирование не производилось.
Таким образом, уточнение границ земельного участка с кадастровым номером 66:63:0301002:334 под опорами с 27 по 52 проведено в соответствии с действующим законодательством. Указание на необоснованное уменьшение не основано на законе и игнорирует фактическую ситуацию.
Доводы заинтересованного лица о пропуске заявителем сроков на обжалование решения органа, осуществляющие публичные полномочия являются несостоятельными, поскольку заявителем оспаривается отказ ТУ Росимущества в СО в согласовании местоположения границ образованных из земельного участка 66:63:0301002:334 земельных участков и межевого плана, оформленный письмом №. АР-460/07 от 19.01.2017, заявление было подано в сроки, предусмотренные п. 4 ст. 198 АПК РФ (18.04.2017).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (часть 5 статьи 201 Кодекса).
Таким образом, суд апелляционной инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ собранные по делу доказательства, установил, что заинтересованное лицо незаконно отказало в согласовании местоположения границ образованных из земельного участка с кадастровым номером 66:63:0301002:334 земельных участков и межевого плана.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Поскольку судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отказа, суд полагает необходимым с учетом установленных обстоятельств, в качестве устранения нарушений прав заявителя обязатьТерриториальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области совершить действия по согласованию границ образованных из земельного участка с кадастровым номером 66:63:0301002:334 земельных участков.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение – отмене на основании ч.1 ст.270 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 октября 2017 года по делу №А60-18213/2017 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в согласовании местоположения границ образованных из земельного участка с кадастровым номером 66:63:0301002:334 земельных участков и межевого плана, выраженный в письме №АР-460/07 от 19.01.2017; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области совершить действия по согласованию границ образованных из земельного участка с кадастровым номером 66:63:0301002:334 земельных участков.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая Компания Урала" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 4500 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Возвратить открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая Компания Урала" (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий | Т.М. Жукова | |
Судьи | Т.Л. Зеленина | |
Ю.В. Скромова |