ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-19376/17-ГК от 30.01.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-19376/2017-ГК

г. Пермь

30 января 2018 года Дело № А60-21407/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2018 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Власовой О.Г.

судейИвановой Н.А. Масальской Н.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой С.Н.

с использованием средств видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Свердловской области

при участии:

от истца: Путрова О.В, по доверенности № 250/17 от 16.11.2017,

от ответчика: Музафаров Л.С., доверенность , паспорт,

от третьего лица, Министерства обороны Российской Федерации: Музафаров Л.С., доверенность , паспорт,

от третьих лиц, Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Тюменское президентское кадетское училище», Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А.И.Прошлякова» Министерства обороны Российской Федерации: не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица, Министерства обороны Российской Федерации,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 09 ноября 2017 года, принятое судьей Г.В. Марьинских

по делу № А60-21407/2017

по иску общества с ограниченной ответственностью «ТЮМЕНЬ ВОДОКАНАЛ» (ОГРН 1057200947253, ИНН 7204095194)

к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» (ОГРН 1116670010148, ИНН 6670334962)

третьи лица: федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Тюменское президентское кадетское училище», федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А.И.Прошлякова» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации

о взыскании задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Тюмень Водоканал» (далее – общество «Тюмень Водоканал») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» (далее – учреждение «ОСК ЦВО») о взыскании 5 454 683,54 руб. задолженности за услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказанные в декабре 2016 и январе 2017 года.

Определением суда от 27.07.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены 1. Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Тюменское президентское кадетское училище», 2. Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова» Министерства обороны Российской Федерации, 3. Министерство обороны Российской Федерации.

Решением суда первой инстанции от 09.11.2017 (резолютивная часть решения объявлена 09.11.2017, судья Г.В.Марьинских) иск удовлетворен.

Третьим лицом, Министерством обороны Российской Федерации, подана апелляционная жалоба, в которой оно просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель апелляционной жалобы указывает, что в спорный период договор между сторонами не был заключен; объекты, в отношении которых осуществлены услуги водоснабжения и водоотведения, принадлежат на праве оперативного управления ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище» и ФГКВОУ ВПО «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова» Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о регистрации права. В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 3 «О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников. Исходя из положений указанного постановления, именно обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание и оплату услуг в отношении переданного имущества.

В судебном заседании представитель Министерства обороны Российской Федерации доводы апелляционной жалобы поддержал, просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.11.2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, отклонив приведенные в ней доводы. В судебном заседании представитель истца изложенные в отзыве возражения на апелляционную жалобу поддержал.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика, доводы апелляционной жалобы поддержал, также просит обжалуемое решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьих лиц, Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Тюменское президентское кадетское училище», Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова» Министерства обороны Российской Федерации, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между обществом «Тюмень Водоканал» (исполнитель) и учреждением «ОСК ЦВО» (заказчик) был заключен государственный контракт на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения от 29.08.2016 № 55/к/649, по условиям которого (пункты 2.1, 2.2) исполнитель, осуществляющий холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать 463 Отделению (территориальному) эксплуатации и контроля за оказанием услуг ЦВО Министерства обороны Российской Федерации (получатель услуг) через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а заказчик обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом.

В соответствии с пунктом 2.4 контракта местами исполнения обязательств по контракту являются: ФГКУ «Тюменское президентское кадетское училище» (г. Тюмень, ул. Л.Толстого, д. 1), Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова (г. Тюмень, ул. Л.Толстого, 1), Военная прокуратура по Тюменскому гарнизону (г. Тюмень, ул. Полевая, д. 1, корп. 2).

Указанный контракт действовал по 31.12.2016 (пункт 19.2 контракта).

Государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения № 55/к/649 на 2017 год между сторонами не заключен.

Проект указанного контракта, направленный истцом учреждению «ОСК ЦВО», последним не подписан, письменный отказ от заключения указанного контракта обществу «Тюмень Водоканал» не представлен.

Между тем в декабре 2016 и январе 2017 года обществом «Тюмень Водоканал» осуществлены подача воды и прием сточных вод в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Л. Толстого, 1, на общую сумму 5 454 683,54 руб.

Полагая, что в силу пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения № 55/к/649 на 2017 год считается заключенным, на ответчике лежит обязанность оплатить отпущенный третьим лицам, ФГКУ «Тюменское президентское кадетское училище», Тюменскому высшему военно-инженерному командному училищу имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова, коммунальный ресурс, общество «Тюмень Водоканал» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 309, 310, 539, 544, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, признав доказанным факт оказания услуг на спорную сумму, правильность расчета размера задолженности, сделанного с учетом определения объемов поставленной воды по показания приборов учета, установленных на объектах ФГКУ «Тюменское президентское кадетское училище», и по методу учета пропускной способности согласно пункту 16 Правил № 776 в отсутствие таких приборов на объектах Тюменского высшего военно-инженерного командного училища, удовлетворил заявленное исковое требование, взыскав с казенного учреждения «ОСК ЦВО» 5 454 683,54 руб. задолженности, образовавшейся за услуги водоснабжения и водоотведения, оказанные в декабре 2016 и январе 2017 года. При этом отклоняя доводы ответчика о том, что он не является надлежащим ответчиком, поскольку объекты недвижимости, на которые осуществляется поставка воды и прием сточных вод, принадлежат на праве оперативного управления упомянутым третьим лицам, арбитражный суд принял во внимание переписку истца с ответчиком и третьими лицами, из которой следует, что обязанность по оплате услуг холодного водоснабжения и водоотведения в отношении спорных объектов лежит именно на учреждении «ОСК ЦВО», последнему выделены лимиты бюджетных обязательств. Кроме того, судом первой инстанции учтен тот факт, что между сторонами ранее уже был заключен аналогичный контракт, обязательства по которому, ответчиком исполнены надлежащим образом.

Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нормы материального и процессуального права применены верно.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что объекты недвижимого имущества, на которые осуществляется поставка воды и прием сточных вод, принадлежат на праве оперативного управления образовательным учреждениям «Тюменское президентское кадетское училище» и «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище», в связи с чем оснований для взыскания задолженности с учреждения «ОСК ЦВО» не имеется, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены ввиду следующего.

Согласно письму Тюменского высшего военно-инженерного командного училища от 15.08.2017 № 1844 (л.д.103 т.1) Тюменское ВВИКУ является государственным федеральным учреждением. Его финансирование осуществляется главным распорядителем бюджетных денежных средств – Министерством обороны Российской Федерации. Оплата услуг водоснабжения производится Министерством обороны Российской Федерации централизованно в соответствии с государственным контрактом. Лимиты бюджетных обязательств по статье расходов на коммунальные услуги Тюменскому ВВИКУ главным распорядителем не доводятся.

В письме Тюменского высшего военно-инженерного командного училища от 15.08.2017 № 626 (л.д.104 т.1) также указано, что оплата коммунальных услуг, потребленных последним, производится в порядке, предусмотренном Министерством обороны Российской Федерации. ФГКОУ «Тюменское ПКУ» лимиты бюджетных обязательств для оплаты коммунальных услуг не выделяются, соответственно училище не имеет правовой возможности самостоятельно заключить государственный контракт на услуги водоснабжения и водоотведения. Обязанность по заключению такого контракта на период с 01.12.2016 по 31.03.2017 лежит на учреждении «ОСК ЦВО».

Из письма руководителя Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России от 25.08.2017, адресованного заместителю командующего войсками Центрального военного округа по материально-техническому обеспечению, следует, что учреждению «ОСК ЦВО» на 2016 и на 2017 годы выделены лимиты бюджетных обязательств на поставку коммунальных ресурсов (л.д.106 т.1).

Согласно письму ответчика от 27.03.2017 № 49/3/1764, направленному истцу, государственный контракт на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения с 01.12.2016 по 31.03.2017 согласован со стороны учреждения «ОСК ЦВО» и направлен обществу «Тюмень Водоканал» на подписание. В письме указано, что задолженность за оказанные по нему услуги будет погашена после присвоения номера контракту и предоставления расчетно-платежных документов (л.д.35 т.1).

Принимая во внимание информацию, содержащуюся в указанной переписке, в том числе о том, что лимиты бюджетных обязательств на поставку коммунальных ресурсов на 2016 и на 2017 годы выделены учреждению «ОСК ЦВО», до образовательных учреждений «Тюменское президентское кадетское училище» и «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище» такие лимиты для оплаты коммунальных услуг не доводятся, ответчиком указывалось на подписание государственного контракта на 2017 год и погашение им задолженности после присвоения контракту номера (письмо от 27.03.2017 № 49/3/1764), а также учитывая сложившиеся между сторонами ранее отношения по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению получателям услуг (указанным образовательным учреждениям), их оплате не получателями, а учреждением «ОСК ЦВО», суд апелляционной инстанции полагает, что исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа во взыскании спорной задолженности именно с учреждения «ОСК ЦВО».

Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что из письма филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» по Центральному военному округу от 11.08.2017 № 370/У/3/2/483 следует, что на аналогичные услуги в отношении упомянутых получателей услуг на период с 01.04.2017 по 31.12.2017 заключен государственный контракт также не с указанными образовательными учреждениями, а с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, что также свидетельствует о том, что бюджетные средства данным получателям коммунальной услуги не выделяются (л.д.105 т.1).

Ни заявителем жалобы, ни ответчиком, ни упомянутыми образовательными учреждениями факт оказания спорных услуг, их стоимость не оспорены. Присутствующий в судебном заседании представитель Министерства обороны РФ и ответчика пояснил, что расчёт объёма и стоимости услуг произведён правильно.

Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к ответчику и третьим лицам. Именно данное министерство наделяет полномочиями создаваемые им федеральные государственные учреждения и обязано предпринимать меры по организации обеспечения содержания имущества подведомственных учреждений. В условиях смены лица: создания нового учреждения, принявшего на себя перед ответчиком обязанности с 01.04.2017, Министерство обороны РФ должно было урегулировать вопрос о том, кто является плательщиком за оказанные ответчиком в декабре 2016 и январе 2017 года услуги. Как было указано, из письма врио руководителя Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России от 25.08.2017, обязанным перед истцом лицом по оплате спорных услуг являлось ФКУ «ОСК ЦВО». Поэтому в данном конкретном случае предъявление истцом рассматриваемого требования к учреждению и его удовлетворение судом обоснованно, независимо от обстоятельств принадлежности учебным заведениям объектов на праве оперативного управления.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Таким образом, решение арбитражного суда от 09.11. 2017 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 ноября 2017 года по делу № А60-21407/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

О.Г. Власова

Судьи

Н.А. Иванова

Н.Г. Масальская