ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-20139/17-АК от 15.02.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                                               № 17АП- 39 /2017-АК

г. Пермь

15 февраля 2018 года                                                           Дело № А60-49490/2017 ­­

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2018 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Трефиловой Е.М.,

судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,

при неявке лиц, участвующих в деле,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы

заинтересованного лица, Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области и третьего лица, Администрации Артемовского городского округа

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 30 ноября 2017 года по делу № А60-49490/2017,

вынесенное судьей С.Н. Водолазской,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Порядок» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо: Администрация Артемовского городского округа

о признании недействительным предписания,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Порядок" (далее - заявитель, ООО "Порядок", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным предписания № 29-21-04-223 от 12.07.2017 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Определением от 01.11.2017 на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Артемовского городского округа.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30 ноября 2017 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое  предписание признано недействительным, на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Порядок".

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо приводит доводы о том, что ООО "Порядок", как управляющая организация многоквартирных домов по проверенным адресам, обязана осуществлять мероприятия по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.

Третье лицо - Администрация Артемовского городского округа, не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, также обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.

В обоснование апелляционной жалобы администрация приводит доводы о том, что установленные Артемовским городским судом по делу N 2-1458/2014 обстоятельства не имеют преюдициального значения для рассматриваемого дела, поскольку ООО "Порядок" не являлось стороной по указанному делу, права и обязанности в отношении общества судом не устанавливались, решением суда на администрацию не была возложена обязанность по организации места для сбора и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.).

Департамент по основаниям, изложенным в письменном отзыве, жалобу Администрации поддержал, просил ее удовлетворить.

Заявителем отзывы на апелляционные жалобы не представлены.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили. Заявитель ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании приказа № 29-21-02-172 от 10.05.2017 Отделом контроля по Восточному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в отношении общества с ограниченной ответственностью «Порядок» в период с 12.05.2017 по 19.05.2017 была проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращения Администрации Артемовского городского округа №17704 от 03.05.2017.

По результатам проверки составлен акт №29-21-03-172 от 17.05.2017. ООО «Порядок» выдано предписание №29-21-04-172, в соответствии с которым обществу предписано в срок до 24.05.2017 обеспечить оборудование контейнерной площадки для установки мусоросборников; обеспечить установку бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов, обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов; произвести очистку территории контейнерной площадки от мусора; организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (многоквартирные дома по адресам: <...>.

На основании приказа № 29-21-02-179 от 23.05.2017 Отделом контроля по Восточному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в период с 25.05.2017 по 05.06.2017 была проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлся контроль исполнения обществом с ограниченной ответственностью «Порядок» ранее выданного предписания №29-21-04-172 от 17.05.2017.

По результатам проверки составлен акт №29-21-03-179 от 31.05.2017. ООО «Порядок» выдано предписание №29-21-04-179, в соответствии с которым обществу предписано в срок до 01.07.2017 обеспечить оборудование контейнерной площадки для установки мусоросборников; обеспечить установку бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов, обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов; произвести очистку территории контейнерной площадки от мусора; организовать места для сборов и накопления отходов I-IV класса опасности (многоквартирные дома по адресам: <...>.

В период с 04.07.2017 по 17.07.2017 Отделом контроля по Восточному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на основании приказа № 29-21-02-223 от 30.06.2017 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Порядок» была проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения обществом ранее выданного предписания №29-21-04-179 от 31.05.2017.

В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований, установленных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170: в многоквартирном доме №62 по ул. 8 Марта в г. Артемовский контейнерная площадка для мусоросборников на прилегающей территории многоквартирного дома не имеет ограждения; мусоросборники расположены на бетонной плите.

По результатам проверки составлен акт от №29-21-03-223 от 12.07.2017 и вынесено предписание от 12.07.2017 №29-21-04-223, которым обществу предписано в срок до 15.09.2017 в целях содержания многоквартирного дома №62 по ул. 8 Марта в г. Артемовский оборудовать контейнерную площадку для мусоросборников твердых бытовых отходов.

Полагая, что предписание от 12.07.2017 №29-21-04-223 является незаконным и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.

Суд первой инстанции, приняв во внимание вступивший в законную силу судебный акт суда общей юрисдикции, которым обязанность по обустройству контейнерных площадок на территории Артемовского городского округа возложена на Администрацию округа, пришел к выводу о недействительности оспариваемого предписания, в связи с чем удовлетворил заявленные обществом требования.

Повторно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 200, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложено на орган или лицо, принявший данный акт.

С учетом положений ч. 2, п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1, подп. 5 п. 9, подп. 13 п. 11 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, мероприятия по лицензионному контролю в отношении ООО «Порядок» проведены компетентным контролирующим органом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах предоставленных ему полномочий.

Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.02.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В ч. 1.1 названной статьи определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с п. 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.04.2013 N 290, в данный перечень включены работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов: организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок; организация сбора отходов I-IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

Согласно подп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", содержание общего имущества включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.06.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, проверенные многоквартирные дома находятся в управлении ООО "Порядок", соответствующие сведения включены в реестр лицензий Свердловской области.

Оспариваемым предписанием на ООО "Порядок" как лицо, в управлении которого находятся спорные многоквартирные дома, Департаментом возложена обязанность оборудовать контейнерные площадки для мусоросборников твердых бытовых отходов.

Между тем, вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции, в частности, решением Артемовского городского суда по делу N2-1458/2014 по иску Артемовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по надлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и ликвидации несанкционированных свалок на территории Артемовского городского округа, оспариваемое бездействие признано незаконным. С учетом определения Артемовского городского суда от 22.05.2017 о разъяснении судебного акта на Администрацию Артемовского городского округа возложена обязанность организовать обустройство контейнерных площадок, в том числе, приобретение и установку мусорных контейнеров на территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".

Обязывая Администрацию обустроить контейнерные площадки и установить на них мусорные контейнеры, Артемовский городской суд руководствовался положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 26 ст. 6 устава Артемовского городского округа, утвержденного решением Артемовской Думы от 16.06.2005 N 530, и исходил из того, что прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-5571/2016, оставленным без изменения последующими судебными инстанциями (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.02.2017), отказано в удовлетворении требований Администрации о возложении, в том числе, на ООО "Порядок" обязанности приобрести и установить контейнеры (мусоросборники) в соответствии с количеством контейнеров (мусоросборников), утвержденным Генеральной схемой санитарной очистки территории Артемовского городского округа, по адресам в г. Артемовский (согласно адресного перечня домов).

В указанных судебных актах судами всех инстанций принято во внимание решение Артемовского городского суда по делу N 2-1458/2014 от 30.12.2014, а также другие вступившие в законную силу судебные акты Артемовского городского суда (решение от 06.06.2014 по делу N 2-627/2014), вынесенные в интересах неопределенного круга лиц и в отношении всей территории жилой застройки Артемовского городского округа в целом (без указания конкретных адресов). При этом, арбитражными судами учтена существующая на территории округа модель организации сбора отходов посредством их непосредственного сбора от населения по графикам движения автотранспорта, задействованного на сбор и вывоз твердых бытовых отходов, осуществляемого нерегулярно, что способствует образованию несанкционированных свалок бытовых отходов на территории округа. Акцентировано внимание, что осуществление вывоза бытовых отходов с контейнерных площадок в соответствии с действующим законодательством возможно лишь при условии наличия оборудованных контейнерных площадок с установленными на них контейнерами; в отсутствие таковых вывоз бытовых отходов с указанных контейнерных площадок невозможен. Также судами отмечено, что действия Администрации фактически направлены на уклонение от исполнения вступившего в законную силу судебного акта, что противоречит принципу обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных актов.

В силу ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае обращение Администрации в Департамент и принятие Департаментом по результатам проверки данного обращения предписания о возложении на ООО "Порядок" обязанности обеспечить оборудование контейнерных площадок для установки мусоросборников фактически направлено на преодоление вступивших в законную силу судебных актов, что недопустимо в силу действующего законодательства.

При совокупности установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае оспариваемое предписание Департамента не может быть признано обоснованным, в связи с чем, требования ООО "Порядок" правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Изложенные в жалобах Департамента и Администрации доводы апелляционным судом отклонены как не влекущие отмену обжалуемого судебного акта.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит, в удовлетворении апелляционных жалоб следует отказать.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ Департамент и Администрация освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционных жалоб.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального  кодекса  Российской  Федерации,  Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение  Арбитражного суда Свердловской области от 30 ноября 2017 года по делу № А60-49490/2017 оставить  без  изменения, апелляционные жалобы  Департамента  государственного  жилищного  и  строительного надзора Свердловской области и Администрации Артемовского городского округа - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства  в  Арбитражный  суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Судьи

     Е.М. Трефилова

     Н.В. Варакса

     Л.Х. Риб