П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 6 /2011-АК
г. Пермь
20 апреля 2011 года Дело № А60-41127/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 13апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Варакса Н. В.
судейЩеклеиной Л.Ю., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.
при участии:
от заявителя Министерства социальной защиты населения Свердловской области (ОГРН 1026605777164, ИНН 6661081169): не явились,
от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН <***>, ИНН <***>): ФИО1, удостоверение, доверенность от 03.11.2010,
от третьих лиц
1. ОАО «Екатеринбургский муниципальный банк» (ОГРН <***>, ИНН <***>): не явились,
2. Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице филиала Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации - Уральского банка (ОГРН <***>, ИНН <***>): не явились,
3. Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Чкаловскому району г.Екатеринбурга (ОГРН <***>, ИНН <***>): не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Министерства социальной защиты населения Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 января 2011 года по делу № А60-41127/2010,
принятое судьей Плюсниной С.В.
по заявлению Министерства социальной защиты населения Свердловской области
кУправлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
третьи лица: ОАО «Екатеринбургский муниципальный банк», Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице филиала Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации -Уральского банка, Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга
о признании незаконным решения и предписания,
установил:
Министерство социальной защиты населения Свердловской области (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 4 л.д. 67) о признании незаконным п. 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – Управление, антимонопольный орган) от 24.08.2010 по делу № 31 и предписания от 24.08.2010 № 31.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО «Екатеринбургский муниципальный банк», Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице филиала Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации -Уральского банка, Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга.
Решением Арбитражного суда Свердловской области 28.01.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Министерство ссылается на то, что судом не принято во внимание, что Административный регламент территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по предоставлению гражданам государственной услуги по осуществлению социальных выплат разработан и принят в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия родителю (лицу, его заменяющему), воспитывающему ребенка-инвалида, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2000 № 1004-ПП «О порядке назначения и выплаты социальных пособий и компенсаций некоторым категориям граждан Свердловской области в соответствии с Областным законом «О защите прав ребенка» (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 16.06.2008 № 583-ПП). Пункт 18 Административного регламента содержит отсылочную норму на указанное постановление Правительства Свердловской области, которым утверждена форма бланка заявления. Министерство не имело право вносить какие-либо правки в утвержденную Правительством Свердловской области форму заявления.
Управление против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по мотивам, изложенным в письменном отзыве, ссылается на доказанность нарушения Министерством п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) решение суда считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает.
ОАО «Екатеринбургский муниципальный банк» представило письменный отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонило, полагает, что Министерством не доказан факт нарушения оспариваемыми решением и предписанием прав и законных интересов заявителя.
В судебном заседании представитель Управления доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании поступившей от ОАО «Екатеринбургский муниципальный банк» жалобы на нарушение Министерством ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на рынке оказания финансовых услуг и предоставлении Сбербанку России в лице Уральского банка преимуществ, путем рекомендации Сбербанка России для открытия счета на получение гражданами пособий и компенсаций без комиссии за снятие денежных средств, антимонопольным органом возбуждено дело № 31 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Управления от 24.08.2010 по делу № 31 признан факт нарушения Министерством социальной защиты населения Свердловской области п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившийся в утверждении Административного регламента территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области –Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по предоставлению гражданам государственной услуги по осуществлению социальных выплат (Приказ Министерства социальной защиты населения Свердловской области № 661 от 14.12.2009), а именно: приложений № 1, 2 (образец заявления гражданина), где указаны в качестве организаций, на счёт которых могут быть перечислены пособия компенсаций только Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Филиала Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации –Уральского банка и почтовое отделение ФГУП «Почта России», без указания возможности перечисления социальных выплат в иные кредитные организации или в организации, осуществляющие деятельность по доставке социальных пособий (т. 1 л.д. 14-27).
На основании принятого решения антимонопольным органом Министерству социальной защиты населения Свердловской области выдано предписание от 24.08.2010 по делу № 31 об устранении допущенных нарушений, в соответствии с которым Министерству предписано прекратить нарушение п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции путем приведения Приказа министра социальной защиты населения Свердловской области от 14.12.2009 № 661 «Об утверждении Административного регламента территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по предоставлению гражданам государственной услуги по осуществлению социальных выплат», а именно бланков заявлений, которые являются приложениями к указанному Административному регламенту в соответствие с антимонопольным законодательством (т. 1 л.д. 28).
Полагая, что п. 2 решения антимонопольного органа и предписание не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы Министерства, Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные в решении антимонопольного действия Министерства социальной защиты населения Свердловской области ограничивают конкуренцию на рынке осуществления банковских операций и являются нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции).
По смыслу ст. 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
В соответствии с пп.1 п. 7 гл. 3 Положения о Министерстве социальной защиты населения Свердловской области в области решения комплексных вопросов социальной защиты населения Министерство разрабатывает с участием исполнительных органов государственной власти Свердловской области предложения по основным направлениям и приоритетам по государственной социальной политике в сфере предоставления мер социальной поддержки социально незащищённым категориям граждан на основе анализа социально – экономического развития Свердловской области.
В соответствии со ст. 1 Положения «О территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области – Управлении социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Чкаловскому району г.Екатеринбурга», утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 03.07.2008 № 681-ПП Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга является территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входящим в структуру исполнительной власти Свердловской области, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение государственной политики и осуществляющим управление в сфере социальной защиты населения на территории Чкаловского района города Екатеринбурга.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной продукции). Социальным пособием, согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» является безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Министерством социальной защиты населения Свердловской области заключены следующие договоры:
-со Сбербанком России (ОАО) в лице Уральского банка (от 07.09.2009 № 16005047, № 16005048, № 16005049, от 15.12.2009 № 16005050) о зачислении денежных средств на счета физических лиц в соответствии с реестрами, предоставляемыми в электронном виде;
-с ФГУП «Почта России» (от 27.02.2004 № 53) на оказание услуг по доставке и пересылке социальных пособий и компенсаций на территории Свердловской области;
-договор от 01.01.2010 № 2 с доставочной организацией «Надежда» на оказание услуг по доставке и выплате социальных пособий и компенсаций жителям микрорайона Химмаш, п. Рудный, часть Уктуса.
Полномочия на заключение договоров установлены пп. 21 п. 12 гл. 3, пп. 5 п. 16 гл. 5 Положения о территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области – Управлении социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Чкаловскому району города Екатеринбурга.
Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга ежемесячно производит выплату социальных пособий и компенсаций 46 806 гражданам по их заявлению, через: предприятие связи (ФГУП «Почта России») - 12 632 гражданам; доставочную организацию (ООО «Надежда») - 9 824 гражданам; кредитные организации - 24 328 гражданам через Сбербанк России (ОАО) в лице Уральского банка, 2 через ОАО «Уралтрансбанк», 1 через ОАО «СКБ-Банк», 17 через ОАО «Екатеринбургский муниципальный банк».
Пунктом 4.1.1 договоров, заключённых со Сбербанком России (ОАО) в лице Уральского банка (от 07.09.2009 № 16005047, № 16005048, № 16005049, от 15.12.2009 № 16005050), установлено, что услуги Сбербанк России (ОАО) в лице Уральского банка по зачислению денежных средств на счета по вкладам на счета банковских карт согласно Реестрам оплачиваются Министерством социальной защиты населения (либо его территориальным органом) в размере 1,35 % от общей суммы, подлежащих зачислению денежных средств, в части зачисления денежных средств на счета получателей пособий в соответствии с Приложением № 8.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что приказом от 14.12.2009 министра социальной защиты населения Свердловской области № 661 «Об утверждении Административного регламента территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по предоставлению гражданам государственной услуги по осуществлению социальных выплат» утвержден Административный регламент территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по предоставлению гражданам государственной услуги по осуществлению социальных выплат. (т. 1 л.д. 29-102).
Также регламентом утверждены две формы заявлений к нему (Приложения № 1 и № 2: бланк заявления на осуществление социальных выплат и бланк заявления на выплату ежемесячного пособия родителю (лицу, его заменяющему), воспитывающему ребенка-инвалида) (т. 1 л.д. 86-91).
В бланках заявлений указаны в качестве организации, на счета которых могут быть перечислены пособия компенсации, Сбербанк России и Почта России без указания возможности перечисления социальных выплат в иные кредитные организации или в организации, осуществляющие деятельность по доставке социальных пособий.
При этом законодательством Российской Федерации обязанность получателей социальных выплат и пособий получать данные выплаты только в отделениях Сбербанк Российской Федерации или в отделениях Почты России не установлена.
Антимонопольным органом также установлено, что Управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга направлены уведомления 15 получателям пособий и компенсаций в ОАО «Екатеринбургский муниципальный банк» с информацией о том, что в отделениях Сберегательного банка РФ денежные средства за снятие денежных средств не взимаются, и предложено рассмотреть возможность открытия счета в любом отделении Сберегательного банка РФ по Чкаловскому району.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Министерство ограничило получателям социальных пособий выбор хозяйствующих субъектов, которые осуществляют деятельность на рынке осуществления банковских операций.
Таким образом, апелляционный суд признает правильным содержащийся в решении антимонопольного органа от 24.08.2010 вывод о том, что действия Министерства, выразившиеся в утверждении Административного регламента территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области –Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по предоставлению гражданам государственной услуги по осуществлению социальных выплат (Приказ Министерства социальной защиты населения Свердловской области № 661 от 14.12.2009), а именно: приложений № 1, 2 (образец заявления гражданина), где указаны в качестве организаций, на счёт которых могут быть перечислены пособия компенсаций только Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Филиала Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации – Уральского банка и почтовое отделение ФГУП «Почта России», без указания возможности перечисления социальных выплат в иные кредитные организации или в организации, осуществляющие деятельность по доставке социальных пособий, является нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Доводы Министерства о том, что Административный регламент, утвержденный приказом министра социальной защиты населения Свердловской области от 14.12.2009 № 661, официально опубликован не был, не свидетельствуют об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы Министерства отклоняются, поскольку сводятся по существу к переоценке доказательств, между тем фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 января 2011 года по делу № А60-41127/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Свердловской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий | Н.В.Варакса | |
Судьи | Л.Ю.Щеклеина | |
Е.Ю.Ясикова |