П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 1 /2015-ГК
г. Пермь
14 апреля 2015 года Дело № А60-28570/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мартемьянова В. И.,
судей Поляковой М.А., Чепурченко О.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Нуретдиновой О.И.
при участии:
лиц, участвующих в деле: не явились, извещены,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Кредитора Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Свердловской области
на определение Арбитражного суда Свердловской области от 03 февраля 2015 года по делу № А60-28570/2014,
принятое судьей Чураковым И.В.,
по заявление Межрайонной ИФНС России № 24 по Свердловской области (ИНН <***>) о включении в реестр требований кредиторов ООО "Метмаш" (ИНН <***>) задолженности
в деле о признании общества с ограниченной ответственностью "Метмаш" (ОГРН <***>; ИНН <***>) несостоятельным (банкротом),
установил:
В арбитражный суд 07.07.2014 поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Юганск Профит-Центр" (ОГРН <***>; ИНН <***>) о признании общества с ограниченной ответственностью "Метмаш" (ОГРН <***>; ИНН <***>) несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 14.10.2014 заявление общества с ограниченной ответственностью "Юганск Профит-Центр" (ОГРН <***>; ИНН <***>) о признании общества с ограниченной ответственностью "Метмаш" (ОГРН <***>; ИНН <***>) признано обоснованным.
В отношении должника общества с ограниченной ответственностью "Метмаш" (ОГРН <***>; ИНН <***>) процедуру банкротства - наблюдение. Временным управляющим должника ФИО1 (ИНН <***>, номер в реестре 7455, адрес для корреспонденции: 456600, <...>), члена НП «Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих».
Сообщение опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 212 от 22.11.2014.
22.12.2014 в арбитражный суд поступило требование Межрайонной ИФНС России № 24 по Свердловской области о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере: по обязательным платежам (налогам) - 3 427 132 руб. 60 коп., в том числе: недоимка - 1 818 712 руб., задолженность по пени - 675 770, 21 руб., 932 650, 39 руб. – штрафы .
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 03 февраля 2015 года требования уполномоченного органа удовлетворено частично: включены требования кредитора Межрайонной ИФНС России № 24 по Свердловской области в размере недоимки - 1818712 руб., пени - 58 289,72 руб., 739084 руб.- штрафы, в реестр требований кредиторов ООО "Метмаш" в составе третьей очереди. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с данным определением, Межрайонная ИФНС России № 24 по Свердловской области просит его отменить в части отказа во включении в реестр пени по НДС в сумме 617 467 . 86 руб. , поскольку порядок взыскания недоимки по НДС, на которую начислены данные пени, соблюден, соответствующая сумма включена в реестр . Ст. ст. 69 и 75 НК РФ не установлены правила отдельного взыскания пени вне связи с основной недоимкой по налогу. Начисление спорной пени обусловлено исключительно наличием недоимки по НДС в размере 1 818 712 руб., в отношении которой были предприняты все предусмотренные законом меры принудительного взыскания (ст. ст. 46, 47,48 НК РФ) . При этом указанная недоимка и часть начисленных на нее пени были включены судом в реестр требований кредиторов, досудебный порядок взыскания признан соблюденным.
Лицами, участвующими в деле, письменных отзывов на апелляционную жалобу не представлено, в суд представители не направлены.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника , в том числе, задолженности по НДС на товары, реализуемые на территории РФ в сумме 1 818 712 руб., задолженности по пене в сумме 675 757, 58 руб. Период образования задолженности по налогу - 1 квартал 2011.
Документы, являющиеся основанием начисления - решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №30266 от 14.09.2011.
Сумма задолженности по НДС по срокам уплаты 20.04.2011, 20.05.2011, 20.06.2011 за 1 квартал 2011 составляет 1 818 712 руб. с учетом доначислений по камеральной проверке. В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику направлен требование об уплате налога №5155 от 19.10.2011.
По данной задолженности Инспекцией предпринимались меры принудительного взыскания недоимки путем обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах в банках в порядке ст. 46 НК РФ, иное имущество должника в порядке ст. 47 НК РФ.
В связи с неуплатой налога в сроки, установленные требованием, налоговым органом были приняты решения о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика № 14605 от 15.11.2011.
В соответствии с п. 7 ст. 46, ст. 47 НК РФ приняты решения о взыскании налога (сбора) а также пени за счет имущества налогоплательщика № 531 от 22.12.2011.
Удовлетворяя указанные требования, частично суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с учетом представленных документов соблюдения внесудебного порядка взыскания задолженности включению в реестр требований кредиторов подлежит недоимка в сумме 1818712 руб. , пени в размере 58289,72 руб., штраф в сумме 727484 руб. В отношении остальной задолженности по пени и штрафу судом отказано, поскольку не соблюден внесудебный порядок взыскания задолженности. Так, требование № 11756 об уплате пени выставлено в 2014 году, то есть с нарушением трехмесячного срока выставления, соответственно вынесенные в последующем решения о взыскании задолженности за счет денежных средств являются недействительными .
Исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции находит основания для отмены обжалуемого определения в связи со следующим.
При определении размера требований третьей очереди учитываются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (ст. 137 Закона о банкротстве).
В силу положений статьи 71 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве, Закон) требование кредитора направляется в суд с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.
Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда (ст. 6 Закона о банкротстве).
В соответствии со ст. ст. 46,47,69 Налогового кодекса доказательствами наличия требований по обязательным платежам являются требования об уплате
налогов, взносов, решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика, решения и постановления о взыскании налога о взыскании за счет имущества должника, вынесенные и предъявленные в установленные сроки .
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», следует, что в силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3-5 статьи 71, пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченный орган должен подтвердить не только факт возникновения задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет и ее размер, но и соблюдение внесудебного порядка взыскания налогов, взносов, пени. В том числе, при рассмотрении требований о включении в реестр обязательных платежей, следует установить тот факт, что возможность их принудительного взыскания, в частности в связи с истечением сроков давности взыскания налогов в судебном порядке, не утрачена уполномоченным органом.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ко включению в реестр требований кредиторов налоговым органом заявлена недоимка по НДС за 1 квартал 2011 г. в сумме 1818712 руб.. пени , начисленные за ее несвоевременную уплату в сумме 675 757, 58 руб.
Также из материалов дела следует, что налоговым органом в соответствии с п. 7 ст. 46, ст. 47 НК РФ приняты решения о взыскании указанного налога (сбора) в размере 1 818 712 руб. а также пени в размере 58 289 руб. 72 коп. за счет имущества налогоплательщика № 531 от 22.12.2011. Суд по итогам рассмотрения обоснованности требований включил данные суммы в реестр требований кредиторов.
Между тем, должник фактически указанную задолженность в размере 1 818 712 руб. не погашал, за что ему налоговым органом за период с 21.04.2011 г. по 14.10.2014 г. были начислены пени в размере 617 467, 86 руб. (л.д. 59).
На уплату части указанных сумм пеней должнику было выставлено требование об уплате пени № 11756 от 13.08.2014 г., принято решение № 15635 от 04.09.2014 г. о взыскании пени за счет денежных средств.
В соответствии с п. 57 Постановления пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 57 , согласнопункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
В силу положений пункта 6 статьи 75 Кодекса принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
При применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Учитывая данные разъяснения, поскольку материалами дела подтверждается принятие налоговым органом своевременных мер ко взысканию недоимки , на которую доначислены спорные суммы пени, то обстоятельство, что недоимка не погашена , оснований считать нарушенным установленный порядок их взыскания у суда первой инстанции не имелось. При этом налоговый орган вправе был заявить о включении соответствующего требования о взыскании пени в реестр в связи с принятием всех необходимых мер для взыскания недоимки по НДС (ст. ст. 46, 47, 48 НК РФ) , на которую начислены пени.
Должник знал о том, что за несвоевременную уплату недоимки ему подлежали начислению пени, в связи с чем специальная обязанность о направлении отдельного требования по пени у налогового органа отсутствовала.
Доказательств уплаты пени , а также отсутствия обязанности ее уплатить в заявленном размере должником не представлено.
При таких обстоятельствах , апелляционная жалоба налогового органа подлежит удовлетворению, определение Арбитражного суда первой инстанции - изменению в части в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 91 от 25 мая 2005 года «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» при подаче апелляционных жалоб на определения, не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса, государственная пошлина не уплачивается .
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270,271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Свердловской области от 03 февраля 2015 года по делу № А60-28570/2014 изменить в части, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
«Включить требования кредитора Межрайонной ИФНС России № 24 по Свердловской области в размере недоимки – 18 18 712 руб., пени – 675 757 руб. 58 коп., 739 084 руб. – штрафы, в реестр требований кредиторов ООО «Метмаш» в составе третьей очереди. В остальной части требований отказать.
Пени и штрафы учитывать отдельно в реестре требований кредиторов должника».
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий | В.И. Мартемьянов | |
Судьи | М.А. Полякова | |
О.Н. Чепурченко |