ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-250/2022-АКУ от 10.02.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-250/2022-АКу

г. Пермь

10 февраля 2022 года Дело № А50-20929/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Гуляковой Г.Н.,

рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Валиуллина Арсена Азатовича,

на мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края

от 13 декабря 2021 года, принятое в порядке упрощенного производства,

по делу № А50-20929/2021

по заявлению индивидуального предпринимателя Валиуллина Арсена Азатовича (ОГРН 305590805500013, ИНН 182700245966)

к Пермской таможне (ОГРН 1025900913884, ИНН 5902290177), Приволжской оперативной таможне (ОГРН 1025203035879, ИНН 5260088863)

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 02.03.2021 №10411000-133/2021 и решения по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности от 11.06.2021 №10415000/61ф/72А,

установил:

Индивидуальный предприниматель Валиуллин Арсен Азатович (далее – предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 02.03.2021 №10411000-133/2021, вынесенного Пермской таможней (далее – ответчик, таможенный орган) и решения Приволжской оперативной таможни по жалобе на указанное постановление от 11.06.2021 № 10415000/61ф/72А.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 13 декабря 2021 года (резолютивная часть решения 19 ноября 2021 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что обжалуемое решение не соответствует части 2 пункта 4 статьи 170 АПК РФ, поскольку судом не отражены мотивы, по которым судом отклонены доводы заявителя. Считает вывод суда, о том, что «нарушений Пермской таможней положений п. 13 Правил ведения статистики взаимной торговли не установлено», противоречит содержащимся в материалах дела доказательствам и фактическим обстоятельствам. Полагает, что суд уклонился от оценки доводов заявителя о том, что Пермской таможней не выявлено признаков недостоверности в описании аналогичного товара в статистической форме № 104П000/230819/С920787 за январь 2019 г., сославшись на то обстоятельство, что указанная форма не является предметом административного правонарушения, тем самым, не изучив все обстоятельства, имеющие значения для дела.

Заинтересованные лица с жалобой не согласны по основаниям, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу. Решение суда считают законным и обоснованным, просят оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова участвующих в деле лиц, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (09.02.2022).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Таможенным органом по делу об АП № 10411000-133/2021 установлено, что предприниматель представил в Пермскую таможню статистическую форму с системным номером ED20201008084816690, принятую и зарегистрированную таможенным органом за № 10411000/081020/С167586.

Согласно сведениям, указанным в статистической форме № 10411000/081020/С167586, ИП Валиуллин А.А. во исполнение контракта от 08.09.2020 № 3 по товарной накладной от 10.09.2020 № 456 вывез из Российской Федерации в Республику Казахстан в адрес ТОО «ANTOMO GOLD» товар - «ювелирные изделия и их части из прочих драгоценных металлов, имеющих или не имеющих гальваническое покрытие, плакированных или неплакированных драгоценными металлами», код товара 7113190000 ТН ВЭД ЕАЭС, стоимость товара – 271 095,90 рублей, страна происхождения товаров - Россия. Отчетный период - сентябрь 2020 года. Заявитель либо лицо, должным образом уполномоченное представлять статистическую форму от имени заявителя, - директор Валиуллин Арсен Азатович.

ИП Валиуллин А.А. с 24.02.2005 состоит на учете в ИФНС по Кировскому району г. Перми, с 11.01.2021 состоит на учете в МИФНС № 22 по Пермскому краю и относится к региону деятельности Пермской таможни.

Заявление об аннулировании статистической формы учета перемещения товаров предприниматель не представлял.

В ходе контроля за достоверностью сведений, содержащихся в поданной предпринимателем статистической форме № 10411000/081020/С167586, Пермской таможней установлено, что в данной статистической форме неверно заполнена графа 12, а именно не указано торговое наименование товара, недостаточно сведений для определения классификационного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС.

В связи с данными обстоятельствами Пермской таможней сделан вывод, что графа 12 «Описание товара» указанной статистической формы заполнена с нарушением Правил заполнения статистической формы учета перемещения товаров (Приложение № 2 к Правилам), что свидетельствует о наличии в статистической форме недостоверных сведений.

Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для составления Пермской таможней 16.02.2021 в отношении ИП Валиуллина А.А. протокола об административном правонарушении № 10411000-133/2021 по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

02.03.2021 Пермской таможней вынесено постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ № 10411000-133/2021 в виде предупреждения.

Решением Приволжской оперативной таможни по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 11.06.2021 № 10415000/61ф/72А постановление Пермской таможни по делу об административном правонарушении от 02.03.2021 № 1041100-133/2021 в отношении предпринимателя оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель направил в арбитражный суд в порядке гл. 25 АПК РФ заявление с вышеуказанными требованиями.

Суд первой инстанции при разрешении спора пришел к выводу о доказанности в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

В части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон) Правительство Российской Федерации постановило определить Федеральную таможенную службу уполномоченным органом, ответственным за ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.

В соответствий с частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.

Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности (часть 2 статьи 278 Федерального закона № 289-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 278 Федерального закона № 289-ФЗ порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (документ вступил в силу 24.07.2020, далее - Правила).

Пункт 5 Правил содержит требования, аналогичные приведенным в части 2 статьи 278 Федерального закона № 289-ФЗ, предусматривая также размещение личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и обязанность представления статистической формы независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.

В соответствии с пунктом 8 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.

Пунктом 9 Правил установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 данных Правил.

Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет (пункт 10 Правил).

В соответствии с пунктом 17 Правил заполнения статистической формы учета перемещения товаров (Приложение № 2 к Правилам) в графе 12 «Описание товара» указываются наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара в соответствии с транспортными (перевозочными) документами или счетом-фактурой (инвойсом), дополнительные сведения, позволяющие идентифицировать товар и отнести его к одному 10-значному классификационному коду по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, а также сведения о производителе товара (при наличии сведений о нем) - наименование, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер (ОГРН), код причины постановки на учет (КПП), код по Общероссийскому классификатору административно-территориального деления (ОКАТО).

На основании подпункта 48 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза транспортными (перевозочными) документами являются документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы).

Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 16 Правил).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что в графе 12 поданной предпринимателем в таможенный орган статистической формы № 10411000/081020/С167586 указаны следующие сведения об описании товара: «ювелирные изделия и их части из прочих драгоценных металлов, имеющих или не имеющих гальваническое покрытие, плакированных или неплакированных драгоценными металлами».

В ходе контроля за достоверностью сведений, содержащихся в указанной статистической форме таможенным органом установлено что в графе 11 указанной статистической формы заявлен код товара 7113190000 ТН ВЭД ЕАЭС, предназначенный для классификации ювелирных изделий и их частей из драгоценных металлов или металлов плакированных драгоценными металлами: - из драгоценных металлов, имеющих или не имеющих гальванического покрытия, плакированных или не плакированных драгоценными металлами: - - из прочих драгоценных металлов, имеющих или не имеющих гальванического покрытия, плакированных или не плакированных драгоценными металлами. Графа 12 статистической формы повторяет структуру построения заявленной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС.

Однако в графе 12 не указан материал изготовления товаров, являющийся классификационным признаком (указано «из прочих драгоценных металлов»).

12 графа, «Описание товара» в статистической форме № 10411000/081020/0167586 должна быть заполнена «Колье (золото 585), размер 48.0, вставки: 1 Жемчуг Кр 1.134 , 6 Жемчуг Кр 3,191, 14 Жемчуг Кр 2,934», «Серьги (золото 585), вставки 2 Жемчуг Кр 9,00*9,50 2,268, Фиан Кр 1, 00 0,003Ю Фиан Кр 1,25, 0,027», «Серьги (золото 585) вставки 2 Жемчуг Кр 9,00*9,50 2,268, Фиан Кр 1,75 0,019», «Серьги (золото 585) вставки 2 Жемчуг Кр 9,00*9,50 2,268, Фиан Кр 1,;75 0,037», «Серьги (золото 585) вставки 2 Жемчуг Кр 9,00*9,50 2,268, Фиан Кр 2,00 0,025», «Кольцо (золото 585), размер 18.5, вставки 1 Жемчуг Кр 9, 00*9,50 1,134, Фиан Кр 1,75 0,009», «Кольцо (золото 585), размер 18.0, вставки 1 Жемчуг Кр 9,00*9,50 1,134, Фиан Кр 2,00 0,013», «Кольцо (золото 585), размер 18.5, вставки 1 Жемчуг Кр 9, 00*9,50 1,134, ФианКр 1,50 0,006» «серьги (золото 585), вставки жемчуг Кр 9,60*9,50 2,268, 4, Фиан Кр 1,50 0,024», «кольцо (золото 585), размер 18.0, вставки; Жемчуг Кр9,00*9,50 1,134, 4, Фиан Кр 1,25 0,013, Фиан Кр 1,00,002», Кольцо (золото 585), размер 17.5, вставки Жемчуг Кр 9,00*9,50, Фиан Кр 1,75 0Д19», то есть содержать сведения, предусмотренные пунктом 17 Правил, в соответствии с транспортными (перевозочными) документами или счетом-фактурой (инвойсом), позволяющие идентифицировать товар.

Из вышеизложенного следует, что поскольку в графе 12 (описание товара) данной статистической формы не указаны дополнительные сведения, позволяющие идентифицировать товар и отнести его к одному 10-тизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, то сведения, заявленные индивидуальным предпринимателем в графе 12 статистической формы № 10411000/081020/С167586 являются недостоверными в контексте пункта 13 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891.

Нарушение Правил заполнения указанной статистической формы учета перемещения товаров и недостоверность содержащихся в ней сведений, также подтверждены заключением Приволжского таможенного управления от 28.05.2021 № 03-02-15/09142.

Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Отклоняя доводы заявителя о том, что указание в графе 12 формы наименования товара в соответствии с транспортными (перевозочными) документами и дополнительной характеристикой, дословно повторяющей описание идентификационных признаков товара из графы «Наименование позиции» ТН ВЭД ЕАЭС, позволяет таможенному органу при контроле формы однозначно соотнести товар с соответствующим ему 10-значным кодом ТН ВЭД ЕАЭС и не допускает для ювелирных изделий из золота иной классификации, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что основанием для заполнения графы 12 «Описание товара» статистической формы учета перемещения товаров являются сведения о товаре в соответствии с транспортными (перевозочными) документами или счетом-фактурой (инвойсом), дополнительные сведения, которые позволят идентифицировать, какой именно товар перемещался. Заявленные сведения должны быть полными и достаточными, позволяющими отнести товар к одному 10-значному классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС.

То есть, именно сведения, заявленные в графе 12 на основании вышеуказанных документов, позволяют идентифицировать товар, а не сведения, дословно повторяющие описание идентификационных признаков товара из графы «Наименование позиции» ТН ВЭД ЕАЭС, как полагает заявитель.

Вопреки позиции заявителя жалобы, судом рассмотрены и правомерно отклонены доводы об отсутствии выявленных нарушений при проверке ранее представленной статистической формы учета № 10411000/230819/С920787 за январь 2019 года, поскольку статистическая форма учета перемещения товаров № 10411000/230819/С920787 за январь 2019 года не является предметом административного правонарушения по рассматриваемому делу № 10411000-133/2021.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В оспариваемом постановлении таможенным органом обоснованно указано, что у заявителя имелась возможность для соблюдения указанных выше норм таможенного законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры.

Таким образом, в действиях (бездействии) Заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности апелляционным судом не установлено.

Ссылка заявителя на нарушение Таможенным органом пункта 13 Правил ведения статистики взаимной торговли выразившего в том, что при обнаружении должностными лицами Пермской таможни признаков недостоверности в статистической форме № 10411000/081020/С167586 Предприниматель не был уведомлен о необходимости представления дополнительных сведений из документов, используемых для заполнения графы 10 «Документы» статистической формы, ни через личный кабинет, ни по адресу электронной почты, закономерно отклонена судом как опровергнутая материалами дела.

Из постановления по делу об АП № 10411000-133/2021 следует, что 25.11.2020 статистическая форма с регистрационным номером № 10411000/081020/С167586 поставлена на контроль и направлено уведомление в электронной форме заявителю по причине «графа 12 не позволяет однозначно классифицировать товар в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС на уровне 10 знаков, то есть отсутствует коммерческое (торговое или традиционное) наименование товара и/или его технические характеристики. Необходимо аннулировать с подачей новой статформы взамен с исправленной графой 12».

Данные обстоятельства подтверждаются скриншотом страницы из программного обеспечения АС «Стат. декларирование», приобщенным к материалам дела об АП № 10411000-133/2021.

На момент составления протокола об административном правонарушении предприниматель не представил статистическую форму учета перемещения, содержащую достоверные сведения. Заявление об аннулировании указанной статистической формы учета перемещения товаров ИП Валиуллин А.А. в таможенный орган не подавал.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

При назначении наказания таможней учтено, что ИП Валиуллин А.А. относится к субъектам малого предпринимательства, ранее к административной ответственности не привлекалась, в связи с чем на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ назначено административное наказание в виде предупреждения.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.

Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы, обстоятельства спора и доводы заявителя были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Нарушений, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 декабря 2021 года (резолютивная часть решения 19 ноября 2021 года) по делу № А50-20929/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Судья

Г.Н. Гулякова