ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-2702/2013-АК от 16.04.2013 АС Пермского края

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-2702/2013-АК

г. Пермь

18 апреля 2013 года Дело № А50-16095/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
 председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,

судей Васевой Е.Е., Ясиковой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л.П.,

при участии:

от заявителя - Администрация Сретенского сельского поселения (ОГРН <***>, ИНН <***>): ФИО1, паспорт, постановление от 05.11.2008,

от заинтересованного лица - Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Краснокамский" (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Краснокамского и Ильинского районов) (ОГРН <***>, ИНН <***>): ФИО2, паспорт, удостоверение, доверенность от 06.02.2013,

от третьего лица - Главное управление МВД России по Пермскому краю: не явился, извещен надлежащим образом, Главное управление МЧС России по Пермскому краю: ФИО3, удостоверение, доверенность от 07.11.2012,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица - Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Краснокамский" (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Краснокамского и Ильинского районов)

на решение Арбитражного суда Пермского края от 06 февраля 2013 года

по делу № А50-16095/2012,

принятое судьей Трефиловой Е.М.,

по заявлению Администрации Сретенского сельского поселения

к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Краснокамский" (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Краснокамского и Ильинского районов)

третьи лица: Главное управление МВД России по Пермскому краю, Главное управление МЧС России по Пермскому краю

о признании незаконным отказа,

установил:

Администрация Сретенского сельского поселения (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Краснокамский" (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Краснокамского и Ильинского районов) (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в совершении регистрационных действий по постановке на государственный учет автомобиля АРС-14 (ЗИЛ-131), дата изготовления 1978, шасси №320383, двигатель №757155.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 06 февраля 2013 года (резолютивная часть решения объявлена 30 января 2013) заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование жалобы указывает на то, что действия заинтересованного лица, выразившиеся в отказе в постановке на государственный учет автомобиля АРС-14 (ЗИЛ-131), являются правомерными. Ссылается на необходимость проведения сертификации спорного транспортного средства.

Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.

Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, ссылается на законность и обоснованность судебного акта.

Представитель заявитель в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.

Третье лицо - Главное управление МЧС России по Пермскому краю в письменном отзыве на жалобу ссылается на отсутствие оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель Главного управления МЧС России по Пермскому краю в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.

Третье лицо - Главное управление МВД России по Пермскому краю, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч.2 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 11.02.2011 Министерством обороны РФ издан приказ № 170 о передаче объектов движимого имущества в государственную собственность Пермского края. В соответствии с приказом было прекращено право оперативного управления Минобороны РФ на транспортные средства - авторазливочные станции (АРС-14) согласно приложению к настоящему приказу и последние переданы в собственность Пермского края.

20.12.2011 Агентством по управлению имуществом Пермского края издан приказ от 20.12.2011 № СЭД-31-02-1647 «О передаче имущества в муниципальную собственность», в соответствии с которым Сретенскому сельскому поселению Пермского края безвозмездно из состава казны Пермского края в собственность поселения для обеспечения первичных мер пожарной безопасности было передано транспортное средство АРС-14 (ЗИЛ-131), 1978 года выпуска, шасси 320383, двигатель №757155, что подтверждается актом приема-передачи имущества от 31.01.2012. При этом данным приказом определено, что право собственности на данное транспортное средство возникло у поселения со дня утверждения Агентством передаточного акта.

Письмом от 17.04.2012 г. за № 131 заявитель обратился в Межмуниципальный отдел МВД России «Краснокамский» за постановкой автомобиля АРС-14 (ЗИЛ-131), 1978 года выпуска, шасси 320383, двигатель № 757155 на государственный учет (л.д. 190).

Письмом от 20.04.2012 г. Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Краснокамский» (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Краснокамского, Ильинского районов) отказал Администрации в регистрации данного транспортного средства в связи с отсутствием документа, подтверждающего проведение его сертификации (л.д. 9).

Полагая, что отказ ГИБДД в регистрации автомобиля не соответствует закону и нарушает права Администрации, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ в совершении регистрационных действий является незаконным и необоснованным, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.

В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Согласно п.п. «в» п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711, на Госавтоинспекцию возлагаются, в том числе, обязанности по регистрации и учету автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Паспорта транспортных средств были введены Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств», пунктом 2 которого установлено, что подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерство внутренних дел Российской Федерации паспорта выдаются на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 г. или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997г., при предъявлении их к регистрации.

Вопросы учета автомототранспортных средств регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее – Постановление № 938).

Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено, что подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ осуществляют регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Порядок регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним на территории Российской Федерации установлены Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила). Таким образом, Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами (п. 2 Правил).

На основании п. 3 Правил не подлежат регистрации в ГИБДД и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства:

- изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

-юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, предназначенные для продажи;

- конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;

- ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами;

- при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);

- при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Правил собственники транспортных средств либо лица, от имени собственника владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные.

В силу п. 4 Постановления № 938 и п. 8 Правил регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам.

На основании п.36 Правил для производства регистрационных действий собственниками (владельцами) транспортных средств в регистрационные подразделения сдаются следующие документы: документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты; документы, подтверждающие снятие предусмотренных настоящими Правилами и Административным регламентом запретов и ограничений; документы, удостоверяющие полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) при совершении регистрационных действий; регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки, включая регистрационные документы и регистрационные номера государств регистрации транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации, регистрационные знаки "ТРАНЗИТ"; оригиналы расчетных документов об уплате государственной пошлины.

Данный перечень не является исчерпывающим и уточнен пунктом 16 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (Приложение № 2 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001), который указывает в числе прочих документов на предоставление свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности в случаях изменения регистрационных данных в связи с изменением конструкции транспортного средства.

Согласно п. 51 Правил не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.

Заинтересованным лицом не оспаривается тот факт, что Администрация является собственником АРС-14 (ЗИЛ-131).

Отказ в постановке указанного транспортного средства на регистрационный учет со ссылкой на п. 51 Правил мотивирован Госавтоинспекцией не представлением заявителем для проведения регистрационных действий свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, для получения которого Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 720 (далее – Технический регламент), предусмотрена процедура оценки соответствия единичных транспортных средств перед выпуском их в обращение.

Согласно позиции заинтересованного лица вследствие переоборудования транспортного средства – ЗИЛ-131 в автомобиль, предназначенный для тушения пожаров (АРС-14), изменилось его назначение, тип и модификация, в связи с чем возникла необходимость в проведении сертификации.

Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, Технический регламент, утвержденный в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» вступил в законную силу по истечении 12 месяцев со дня его официального опубликования 23.09.2009 г. в «Российской газете» № 178, т.е. с 24.09.2010г. Пунктом 4 Технического регламента предусмотрено, что его действие не распространяется на транспортные средства категорий L и M1, с даты выпуска которых прошло 30 и более лет, с оригинальным двигателем, кузовом и при наличии – рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния.

Согласно представленному в материалы дела паспорту (формуляру) машины серии БЕ № 409896 спорное транспортное средство является автомашиной марки ЗИЛ -131, изготовленной заводом – изготовителем ЗИЛ, 1978 года выпуска, с шасси № 320383, с двигателем № 757155, на шасси которого смонтирована АРС-14 (л.д.17-32).

Заинтересованным лицом не оспаривается, что представленное для регистрации АРС-14 (ЗиЛ-131) относится к транспортным средствам категории L и M1, с оригинальным двигателем, сохраненной рамой, с даты выпуска которого прошло более 30 лет. Следовательно, действие настоящего технического регламента на данное транспортное средство не распространяется, и оно не должно подвергаться процедуре оценки соответствия типов транспортных средств (шасси) перед их выпуском в обращение.

Пунктом 39 Правил определено, что при регистрации транспортных средств, выпущенных организациями-изготовителями до введения в действие паспортов транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 28 настоящих Правил, а также при отсутствии паспортов транспортных средств на транспортные средства, реализованные торговыми организациями на основании договоров, заключенных с уполномоченными органами военного управления, либо изготовленные как единичные транспортное средство, регистрационными подразделениями выдаются паспорта транспортных средств.

Паспорта на транспортные средства были введены Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» (далее - Постановление № 477), пунктом 2 которого установлено, что паспорта транспортных средств выдаются, в том числе подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ – на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 г. или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 г., при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятии их с учета, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем, выпущенные организациями-изготовителями или ввезенные до 7 августа 2008 г., - при предъявлении их к регистрации.

При этом Приказ МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23.06.2005 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» (далее – Положение о паспортах транспортных средств) в редакции, действующей на момент обращения заявителя за государственной регистрацией АРС-14, содержит аналогичную п. 2 Постановления № 477 норму.

Таким образом, отсутствие на АРС – 14 (ЗиЛ -131) сертификации и оформленного одобрения типа транспортного средства (далее – ОТТС) не препятствует выдачи на него паспорта транспорта средства. Наоборот, положения п. 39 Правил, Постановления № 477 и Положения о паспортах транспортных средств в их совокупности обязывают Госавтоинспекцию выдать паспорт транспортного средства на автомобиль, изготовленный до 1993 г., в том числе как единичное транспортное средство, и предъявленный для регистрации впервые.

При этом, только с момента утверждения Положения о паспортах транспортных средств законодатель предусмотрел указание в Паспорте транспортного средства сведений об ОТТС. Законодательство, действующее на дату изготовления АРС-14 (ЗиЛ-131), не предусматривало ни оформления одобрения типа транспортного средства, ни сертификацию механических транспортных средств и прицепов, ни выдачу паспортов транспортных средств.

Вместе с тем, выданный на АРС – 14 (ЗиЛ – 131) паспорт (формуляр) серии БЕ 409896 содержит не только общие сведения о машине, но и свидетельство о ее приемке, отражающее, что данное транспортное средство выдержало приемосдаточные испытания и признано годным для эксплуатации.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Краснокамский» (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Краснокамского, Ильинского районов) в совершении регистрационных действий по постановке на государственный учет автомобиля АРС-14 (ЗИЛ-131), дата изготовления – 1978г., шасси № 320383, двигатель № 757155, изложенный в письме от 20.04.2012г., не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует ему пользоваться и распоряжаться указанным транспортным средством.

Доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.

В силу изложенного решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 февраля 2013 года по делу №А50-16095/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Краснокамский" (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Краснокамского и Ильинского районов) – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Л.Ю.Щеклеина

Судьи

Е.Е.Васева

Е.Ю.Ясикова