ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-2706/09 от 30.04.2009 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 6 /2009-АК

г. Пермь

30 апреля 2009 года                                                   Дело № А71-1534/2009­­

Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.

судей Мещеряковой Т.И. Щеклеиной Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.

при участии:

от заявителя МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» : не явились

от заинтересованного лица ГУ МЧС РФ по Удмуртской Республике: ФИО1 – представитель по доверенности от 31.12.2008г.

(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» (истца по делу)

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 марта 2009 года

по делу № А71-1534/2009,

принятое судьей Бушуевой Е.А.

по заявлению МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска»

кГУ МЧС РФ по Удмуртской Республике

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

В Арбитражный суд Удмуртской Республики обратилось МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» (далее – учреждение, управляющая компания) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ГУ МЧС РФ по Удмуртской Республике от 03.02.2009г. №01/16 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1  ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 11 000 руб.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.03.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» (заявитель по делу), не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению заявителя, в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку он не является лицом, ответственным за содержание жилых домов (жилых помещений). 

Заявитель по деду, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направил.

ГУ МЧС РФ по Удмуртской Республике (ответчик по делу) представил письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, решение суда оценивает как законное и обоснованное, оснований для отмены судебного акта не усматривает, считает, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности, в его действиях доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.20.4 КоАП РФ. Заключив  с собственниками помещений  многоквартирного дома  договор управления, управление возложило на себя обязательства по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома. По   контракту с ООО «Азалия», управляющая компания передало только часть работ по содержанию и текущему ремонту и возложило на себя обязанность по осуществлению контроля за качеством выполненяемых работ.     

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 16.12.2008г. № 450, ГУ МЧС РФ по Удмуртской Республике проведена внеплановая проверка по контролю за соблюдением требований правил пожарной безопасности жилого дома, расположенного по адресу: <...>, по результатам которой был составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности № 450 от 11.01.2009г. (л.д. 19-20) и протокол об административном правонарушении в области пожарной безопасности №01/16  от 30.01.2009г. (л.д. 6-7).

03.02.2009г., рассмотрев вышеуказанные акт, протокол об административном правонарушении, а также другие материалы проверки, ГУ МЧС РФ по Удмуртской Республике приняло постановление № 01/16 о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности в отношении МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 11 000 руб. (л.д. 8-9).

Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что учреждение является надлежащим субъектом  административного правонарушения и оно обоснованно привлечено к административной ответственности  по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, которые не позволили ли бы административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не выявлено.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности), обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм собственности, их должностными лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.

Пунктом 1 ППБ 01-03 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе лицами, в установленном порядке назначенными ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 16). При этом содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности (пункт 11).

Как следует из материалов дела,  согласно  уставу  целью деятельности  МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» является обеспечение надежного функционирования   жилищно-коммунального хозяйства в городе Ижевске, прав и законных интересов граждан в области жилищно-коммунального хозяйства, создания условий для развития  и совершенствования жилищно-коммунального хозяйства, для достижения иных  социально значимых целей  в этой области  (л.д. 25).

Между МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» и собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>,, заключен договор  управления многоквартирным  домом № 2 от 05 января 2008г. (л.д.69-73).  В соответствии  с договором МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» приняла на себя обязанность оказывать услуги, выполнять работы по надлежащему содержанию  и ремонту общего имущества многоквартирного  жилого  дома, предоставлять коммунальные услуги  собственникам и пользующимся  помещениями  в этом доме лицам, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей  управления многоквартирным  домом.

В силу условий договора Управляющая компания обязана, в т.ч.: организовывать работы  по содержанию и текущему ремонту  в объеме собранных денежных средств, в соответствии с «Перечнем  услуг и работ  по содержанию общего имущества жилого дома» (Приложение №3), а также «Перечнем работ,  связанных с текущем ремонтом общего имущества жилых домов  оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья (Приложение №4), организовывать  проведение  капитального ремонта  общего имущества  собственников дома  по отдельным решениям собственников,  организовывать и проводить, в соответствии с утвержденными правилами и нормами  технической эксплуатации жилищного фонда, проверку технического состояния  коммунальных систем  в помещениях,   а также самостоятельно определять  подрядчика для выполнения  работ  по содержанию и текущему ремонту  общего имущества жилого дома, в соответствии с перечнем работ.

Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска»  согласно договору управления многоквартирным домом  № 2 от 05.01.2008г., заключенного с собственниками помещений многоквартирного дома, приняло на себя обязательства по обслуживанию и текущему ремонту общего имущества, из чего следует, что на момент проведения проверки лицом, ответственным за содержание проверенного жилого дома, являлось учреждение.

Таким образом, в соответствии с положениями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, и условиями договора на управление многоквартирным жилым домом, МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» является лицом, ответственным за соблюдение требований  Правил пожарной безопасности в многоквартирном доме по адресу: <...>.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

11.01.2009г. при проведении внеплановой проверки состояния жилого дома по адресу  <...>, установлено, что облицовка стен лестничных клеток на путях эвакуации выполнена горючими материалами; в помещении электрощитовой в местах пересечения противопожарных стен различными технологическими коммуникациями, образовавшиеся отверстия не заделаны строительным раствором; двери электрощитовой не обеспечивают требуемый предел огнестойкости; в подвале 4 подъезда допускается хранение горючих материалов и размещение деревянных кладовок жильцов дома; на электросветильниках отсутствуют защитные колпаки; соединение жил электропроводов в подвале выполнено методом «скрутка»; на дверях чердачных помещений не указана информация о месте хранения ключей, чем нарушены   п. 37, 40, 44, 57, 60 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03),  п. 6.25* Строительных нормах и правилах СНиП 21-01-97*,  п. 1.82 Строительных нормах и правилах СНиП 2.08.02-89*.

   Указанные нарушения были допущены по вине управляющей компании и подтверждены материалами дела: актом проверки, протоколом об административном правонарушении, постановлением по делу об административном правонарушении.

Заявитель апелляционной жалобы оспаривает свою вину в их совершении. Указывает на то, что управляющей компанией  заключен контракт  с обслуживающей организацией ООО «Азалия» (далее – общество)  на оказание услуг  по содержанию жилищного фонда  и придомовой территории №18 от 01.06.2008г.,  в соответствии с которым на общество возложена обязанность по содержанию дома, а общество в свою очередь не несет ответственность за действия или бездействия организаций, непосредственно обслуживающих жилищный фонд, а также собственников общего имущества многоквартирного дома.

 Судом апелляционной инстанции  данные доводы исследованы и отклоняются на основании следующего.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела между  МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» и ООО «Азалия»  заключен контракт № 18 от 01.06.2008г.  В соответствии с данным контрактом  обществу, согласно приложениям  № 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 поручен определенный перечень работ, в том числе  выявленные в ходе проверки нарушения: в помещении электрощитовой в местах пересечения противопожарных стен различными технологическими коммуникациями, образовавшиеся отверстия не заделаны строительным раствором; на электросветильниках отсутствуют защитные колпаки; соединение жил электропроводов в подвале выполнено методом «скрутка».

Однако в соответствии с п. 4.2.1. Контракта, управляющая компания   обязана проводить периодический контроль объема и качества выполняемых  обществом работ  путем плановых и внеплановых проверок. Таким образом, вышеуказанные нарушения  требований пожарной безопасности  явились следствием  отсутствия со стороны управляющей компании должного контроля за выполнением работ  подрядной организации – ООО «Азалия».

Такие нарушения, как; облицовка стен лестничных клеток на путях эвакуации выполнена горючими материалами, двери электрощитовой не обеспечивают требуемый предел огнестойкости не менее 0, 6  часа; на дверях чердачных помещений не указана информация о месте хранения ключей; в подвале 4 подъезда допускается хранение горючих материалов и размещение деревянных кладовок жильцов дома  - не отражены  в перечне работ, которые были переданы для выполнения  по контракту от 1.06.2008г.  В связи с чем, обязанность по их  выполнению лежит непосредственно на управляющей компании по договору с собственниками.

Судом первой инстанции правильно указано, что на основании пунктов 4.1-4.7 договора управления многоквартирным домом, заключенного 05.01.2008г. между заявителем и собственниками помещений дома № 34 по ул. Ленина-34 ( ст.154 ЖК РФ), заявитель получает плату за осуществление функций по содержанию общего имущества  в многоквартирном доме, в т.ч. за текущий ремонт, в связи с чем, у него имелась возможность для соблюдения требований пожарной безопасности в указанном доме. Кроме того, контрактом на оказание  услуг по содержанию многоквартирных домов №18 от 01.06.2008г. не предусмотрена передача полномочий  ООО «Азалия»  по обеспечению   требований пожарной безопасности.

Материалы  дела не содержат каких-либо доказательств принятия  заявителем  мер по соблюдению требований пожарной безопасности общего имущества дома № 34 по ул. Ленина-34 в г.Ижевске.  Вина МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» заключается  как  в непосредственном нарушении требований пожарной безопасности  по отношению  к работам, которые не указаны  в контракте с ООО «Азалия», так и  в непринятии  со стороны учреждения  никаких  мероприятий по осуществлению контроля   за качеством выполняемых работ, переданных по контракту обществу.   

Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности  вины в действиях учреждения в отношении всех вменяемых нарушений, и наличии  возможности у МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Существенных процессуальных нарушений закона при производстве по делу об административном правонарушении,  не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела и принять правильное решение, судом не установлено (о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении законный представитель общества извещен надлежащим образом, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела уведомление от 26.01.2009г. (л.д.31) и уведомление от 30.01.2009г. (л.д. 35)). Учреждению предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом, в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от  13 марта 2009г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» – без удовлетворения.

 На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 марта 2009 года по делу № А71-1534/2009 оставить без изменения,  а апелляционную жалобу  МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска»- без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение
двух     месяцев     со     дня     его     принятия     через     Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Н. М. Савельева

Судьи

Т. И. Мещерякова

Л. Ю. Щеклеина