П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 6 /2009-АК
г. Пермь
30 апреля 2009 года Дело № А71-1534/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Мещеряковой Т.И. Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.
при участии:
от заявителя МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» : не явились
от заинтересованного лица ГУ МЧС РФ по Удмуртской Республике: ФИО1 – представитель по доверенности от 31.12.2008г.
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» (истца по делу)
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 марта 2009 года
по делу № А71-1534/2009,
принятое судьей Бушуевой Е.А.
по заявлению МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска»
кГУ МЧС РФ по Удмуртской Республике
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
В Арбитражный суд Удмуртской Республики обратилось МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» (далее – учреждение, управляющая компания) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ГУ МЧС РФ по Удмуртской Республике от 03.02.2009г. №01/16 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 11 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.03.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» (заявитель по делу), не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению заявителя, в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку он не является лицом, ответственным за содержание жилых домов (жилых помещений).
Заявитель по деду, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направил.
ГУ МЧС РФ по Удмуртской Республике (ответчик по делу) представил письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, решение суда оценивает как законное и обоснованное, оснований для отмены судебного акта не усматривает, считает, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности, в его действиях доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.20.4 КоАП РФ. Заключив с собственниками помещений многоквартирного дома договор управления, управление возложило на себя обязательства по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома. По контракту с ООО «Азалия», управляющая компания передало только часть работ по содержанию и текущему ремонту и возложило на себя обязанность по осуществлению контроля за качеством выполненяемых работ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 16.12.2008г. № 450, ГУ МЧС РФ по Удмуртской Республике проведена внеплановая проверка по контролю за соблюдением требований правил пожарной безопасности жилого дома, расположенного по адресу: <...>, по результатам которой был составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности № 450 от 11.01.2009г. (л.д. 19-20) и протокол об административном правонарушении в области пожарной безопасности №01/16 от 30.01.2009г. (л.д. 6-7).
03.02.2009г., рассмотрев вышеуказанные акт, протокол об административном правонарушении, а также другие материалы проверки, ГУ МЧС РФ по Удмуртской Республике приняло постановление № 01/16 о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности в отношении МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 11 000 руб. (л.д. 8-9).
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что учреждение является надлежащим субъектом административного правонарушения и оно обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, которые не позволили ли бы административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не выявлено.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности), обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм собственности, их должностными лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.
Пунктом 1 ППБ 01-03 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе лицами, в установленном порядке назначенными ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 16). При этом содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности (пункт 11).
Как следует из материалов дела, согласно уставу целью деятельности МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» является обеспечение надежного функционирования жилищно-коммунального хозяйства в городе Ижевске, прав и законных интересов граждан в области жилищно-коммунального хозяйства, создания условий для развития и совершенствования жилищно-коммунального хозяйства, для достижения иных социально значимых целей в этой области (л.д. 25).
Между МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» и собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>,, заключен договор управления многоквартирным домом № 2 от 05 января 2008г. (л.д.69-73). В соответствии с договором МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» приняла на себя обязанность оказывать услуги, выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
В силу условий договора Управляющая компания обязана, в т.ч.: организовывать работы по содержанию и текущему ремонту в объеме собранных денежных средств, в соответствии с «Перечнем услуг и работ по содержанию общего имущества жилого дома» (Приложение №3), а также «Перечнем работ, связанных с текущем ремонтом общего имущества жилых домов оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья (Приложение №4), организовывать проведение капитального ремонта общего имущества собственников дома по отдельным решениям собственников, организовывать и проводить, в соответствии с утвержденными правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, проверку технического состояния коммунальных систем в помещениях, а также самостоятельно определять подрядчика для выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома, в соответствии с перечнем работ.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» согласно договору управления многоквартирным домом № 2 от 05.01.2008г., заключенного с собственниками помещений многоквартирного дома, приняло на себя обязательства по обслуживанию и текущему ремонту общего имущества, из чего следует, что на момент проведения проверки лицом, ответственным за содержание проверенного жилого дома, являлось учреждение.
Таким образом, в соответствии с положениями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, и условиями договора на управление многоквартирным жилым домом, МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» является лицом, ответственным за соблюдение требований Правил пожарной безопасности в многоквартирном доме по адресу: <...>.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
11.01.2009г. при проведении внеплановой проверки состояния жилого дома по адресу <...>, установлено, что облицовка стен лестничных клеток на путях эвакуации выполнена горючими материалами; в помещении электрощитовой в местах пересечения противопожарных стен различными технологическими коммуникациями, образовавшиеся отверстия не заделаны строительным раствором; двери электрощитовой не обеспечивают требуемый предел огнестойкости; в подвале 4 подъезда допускается хранение горючих материалов и размещение деревянных кладовок жильцов дома; на электросветильниках отсутствуют защитные колпаки; соединение жил электропроводов в подвале выполнено методом «скрутка»; на дверях чердачных помещений не указана информация о месте хранения ключей, чем нарушены п. 37, 40, 44, 57, 60 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), п. 6.25* Строительных нормах и правилах СНиП 21-01-97*, п. 1.82 Строительных нормах и правилах СНиП 2.08.02-89*.
Указанные нарушения были допущены по вине управляющей компании и подтверждены материалами дела: актом проверки, протоколом об административном правонарушении, постановлением по делу об административном правонарушении.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает свою вину в их совершении. Указывает на то, что управляющей компанией заключен контракт с обслуживающей организацией ООО «Азалия» (далее – общество) на оказание услуг по содержанию жилищного фонда и придомовой территории №18 от 01.06.2008г., в соответствии с которым на общество возложена обязанность по содержанию дома, а общество в свою очередь не несет ответственность за действия или бездействия организаций, непосредственно обслуживающих жилищный фонд, а также собственников общего имущества многоквартирного дома.
Судом апелляционной инстанции данные доводы исследованы и отклоняются на основании следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела между МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» и ООО «Азалия» заключен контракт № 18 от 01.06.2008г. В соответствии с данным контрактом обществу, согласно приложениям № 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 поручен определенный перечень работ, в том числе выявленные в ходе проверки нарушения: в помещении электрощитовой в местах пересечения противопожарных стен различными технологическими коммуникациями, образовавшиеся отверстия не заделаны строительным раствором; на электросветильниках отсутствуют защитные колпаки; соединение жил электропроводов в подвале выполнено методом «скрутка».
Однако в соответствии с п. 4.2.1. Контракта, управляющая компания обязана проводить периодический контроль объема и качества выполняемых обществом работ путем плановых и внеплановых проверок. Таким образом, вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности явились следствием отсутствия со стороны управляющей компании должного контроля за выполнением работ подрядной организации – ООО «Азалия».
Такие нарушения, как; облицовка стен лестничных клеток на путях эвакуации выполнена горючими материалами, двери электрощитовой не обеспечивают требуемый предел огнестойкости не менее 0, 6 часа; на дверях чердачных помещений не указана информация о месте хранения ключей; в подвале 4 подъезда допускается хранение горючих материалов и размещение деревянных кладовок жильцов дома - не отражены в перечне работ, которые были переданы для выполнения по контракту от 1.06.2008г. В связи с чем, обязанность по их выполнению лежит непосредственно на управляющей компании по договору с собственниками.
Судом первой инстанции правильно указано, что на основании пунктов 4.1-4.7 договора управления многоквартирным домом, заключенного 05.01.2008г. между заявителем и собственниками помещений дома № 34 по ул. Ленина-34 ( ст.154 ЖК РФ), заявитель получает плату за осуществление функций по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в т.ч. за текущий ремонт, в связи с чем, у него имелась возможность для соблюдения требований пожарной безопасности в указанном доме. Кроме того, контрактом на оказание услуг по содержанию многоквартирных домов №18 от 01.06.2008г. не предусмотрена передача полномочий ООО «Азалия» по обеспечению требований пожарной безопасности.
Материалы дела не содержат каких-либо доказательств принятия заявителем мер по соблюдению требований пожарной безопасности общего имущества дома № 34 по ул. Ленина-34 в г.Ижевске. Вина МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» заключается как в непосредственном нарушении требований пожарной безопасности по отношению к работам, которые не указаны в контракте с ООО «Азалия», так и в непринятии со стороны учреждения никаких мероприятий по осуществлению контроля за качеством выполняемых работ, переданных по контракту обществу.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности вины в действиях учреждения в отношении всех вменяемых нарушений, и наличии возможности у МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Существенных процессуальных нарушений закона при производстве по делу об административном правонарушении, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела и принять правильное решение, судом не установлено (о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении законный представитель общества извещен надлежащим образом, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела уведомление от 26.01.2009г. (л.д.31) и уведомление от 30.01.2009г. (л.д. 35)). Учреждению предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом, в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 13 марта 2009г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» – без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 марта 2009 года по делу № А71-1534/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска»- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение
двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий | Н. М. Савельева | |
Судьи | Т. И. Мещерякова | |
Л. Ю. Щеклеина |