П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-3813/2015-АК
г. Пермь
15 мая 2015 года Дело № А60-54131/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.
при участии:
от заявителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ОГРН <***>, ИНН <***>): ФИО1, предъявлено служебное удостоверение, доверенность от 17.12.2014; ФИО2, предъявлено служебное удостоверение, доверенность от 17.12.2014;
от заинтересованного лица открытого акционерного общества "Екатеринбургский городской молочный завод № 1" (ОГРН <***>, ИНН <***>): ФИО3, предъявлен паспорт, доверенность от 02.02.2015;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Екатеринбургский городской молочный завод № 1"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 февраля 2015 года по делу № А60-54131/2014,
принятое судьей Киселевым Ю.К.,
по заявлению Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
к открытому акционерному обществу "Екатеринбургский городской молочный завод № 1"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее –Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Екатеринбургский городской молочный завод № 1" (далее – ОАО "Екатеринбургский городской молочный завод № 1", Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.02.2015 ОАО "Екатеринбургский городской молочный завод № 1" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Екатеринбургский городской молочный завод № 1" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе указывает на отсутствие события административного правонарушения, выразившегося в том, что отгрузка продукции происходит с нарушениями технологического процесса (отгрузка продукции до окончания технологического процесса доохлаждения и созревания). При этом ссылается на то, что с 01.05.2014 вступил в силу Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), на продукцию получены свидетельства о государственной регистрации продукции от 15.10.2014 в рамках ТР ТС 033/2013. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители административного органа в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в связи с истечением срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений от 30.06.2014 № 01-01-14-12/12524 на основании распоряжения от 16.10.2014 № 01-01-01-03/21006Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области проведена внеплановая выездная проверка ОАО "Екатеринбургский городской молочный завод № 1" на объекте по производству молочной продукции для детского питания, расположенном по адресу: <...>.
В ходе проверки 22.10.2014 административным органом установлено, что на предприятии осуществлялась отгрузка продукции – биотворог «Тема» (классический и с наполнителями) с нарушением технологического процесса, а именно продукции, маркированной датой изготовления 23.10.2014, что свидетельствует об отгрузке продукции до окончания технологического процесса доохлаждения и созревания, и не соответствует принятой на предприятии Технологической инструкции ТУ 922-010-13605199-11 «Творог для детского питания», п. 5.2, п. 12.1 СанПиН 2.3.4.551-96. 2.3.4 «Производство молока и молочных продуктов», п. 2.5 СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания», ч. 2 ст. 8, ч. 1, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».
По данному факту УправлениемРоспотребнадзора по Свердловской области в отношенииОАО "Екатеринбургский городской молочный завод № 1" составлен протокол от 17.11.2014 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ (т. 1 л.д. 10-11).
На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы административного дела направлены административным органом в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО "Екатеринбургский городской молочный завод № 1" к административной ответственности по ч. 1 ст.14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ; административное наказание назначено судом первой инстанции с учетом наличия отягчающего ответственность обстоятельства.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
В ст. 8 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" установлено, что технологические процессы производства продуктов переработки молока, а также связанные с производством, использованием, хранением, перевозкой, реализацией продуктов переработки молока, использованием, переработкой, утилизацией потенциально опасных продуктов переработки молока и образующихся отходов этапы производственного процесса должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о ветеринарии и законодательства в области экологической безопасности.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 16 указанного Федерального закона производство продуктов детского питания на молочной основе для детей раннего возраста осуществляется в организациях или в изолированных производственных помещениях организаций, территориально обособленных от других организаций. Размещение организаций и производственных помещений, в которых осуществляется производство продуктов детского питания на молочной основе для детей раннего возраста, должно исключить возможность неблагоприятного воздействия на них других организаций или производственных помещений. На территориях организаций и производственных помещений, в которых осуществляется производство продуктов детского питания на молочной основе, запрещается располагать здания, сооружения, не относящиеся к данному производству. Оборудование указанных организаций и производственных помещений должно быть осуществлено таким образом, чтобы обеспечить проведение мер по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. При необходимости для производства, стерилизации, фасования, охлаждения продуктов детского питания на молочной основе должны быть выделены отдельные производственные помещения, оборудованные для данных целей. Указанные производственные помещения должны быть отделаны водонепроницаемыми, неабсорбирующими, моющимися, нескользкими и нетоксичными материалами без трещин. Количество указанных производственных помещений должно быть достаточным для производства качественных продуктов детского питания на молочной основе.
Реализации подлежат продукты переработки молока, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию").
В п. 47 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) также установлено, что производство пищевой продукции для детского питания на молочной основе для детей раннего возраста осуществляется на специализированных производственных объектах, или в специализированных цехах, или на специализированных технологических линиях. Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей молока и молочной продукции, обязаны осуществлять процессы их хранения, перевозки и реализации таким образом, чтобы молоко и молочная продукция соответствовали требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
В решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 297 «О порядке введения в действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) установлено следующее:
а) документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, или законодательством государства - члена Таможенного союза и Единого экономического пространства, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) до дня вступления в силу данного Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 31 декабря 2015 года. Со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, или законодательством государства-члена, не допускается;
б) до 31 декабря 2015 года допускаются производство и выпуск в обращение на таможенной территории Таможенного союза продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, или законодательством государства-члена, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013). Продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства-члена. Маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза не допускается;
в) обращение продукции, выпущенной в обращение на таможенной территории Таможенного союза в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, указанных в подп. «а» настоящего пункта, а также продукции, указанной в подп. «б» настоящего пункта, допускается в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства-члена.
В силу п. 2.5 СанПиН 2.3.2.1940-05 "Организация детского питания" производство продуктов детского питания осуществляется в соответствии с нормативно-техническими документами в целях обеспечения их качества и безопасности.
Согласно Технологической инструкции ТУ 922-101-13605199-11 «Творог для детского питания», утвержденной 14.09.2011 в ОАО "Екатеринбургский городской молочный завод № 1" технологический процесс изготовления продуктов осуществляют в следующей последовательности: - приемка и подготовка молочного сырья и других компонентов; - сепарирование и нормализация молока; - деаэрация, гомогенизация, пастеризация (1) и охлаждение смеси (при необходимости); - пастеризация (2) и охлаждение; - заквашивание и сквашивание смеси; - подготовки творожного сгустка к ультрафильтрации; - ультрафильтрация и охлаждение творожной основы; - внесение наполнителя (для продуктов с наполнителем, согласно рецептуре); - фасование, упаковывание, маркирование, доохлаждение и созревание продуктов (раздел 3). При этом, в разделе 3 указано, что маркировку наносят с учетом времени окончания технологического процесса (п. 3.9.2); упакованные в транспортированную тару, маркированные продукты направляют в холодильные камеры с температурой (4±2) ºС, где проводят процесс их созревания и доохлаждения (п. 3.9.3); моментом окончания технологии производства является формирование структуры продукта и достижение продукта температуры 4±2 ºС.
Таким образом, процесс созревания и доохлаждения является стадией непрерывного производства продукции, возможность транспортировки продукции на данной стадии вне производственной территории или в транспортные средства (рефрижераторы) не допускается.
Административным органом установлено, что на момент проверки 22.10.2014 на предприятии осуществлялась отгрузка в транспортное средство продукции - биотворога «Тёма» с нарушениями технологического процесса, а именно маркированного датой изготовления 23.10.2014, что свидетельствует об отгрузке продукции до окончания стадии доохлаждения и созревания, то есть до полного завершения технологического процесса.
Суд апелляционной инстанции полагает, что ссылки ОАО "Екатеринбургский городской молочный завод № 1" на то, что с 01.05.2014 вступил в силу Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), на выпускаемую заводом продукцию получены новые свидетельства о государственной регистрации продукции от 15.10.2014 в рамках ТР ТС 033/2013, не свидетельствуют об отсутствии на момент проверки нарушения технологического процесса производства спорной продукции, выразившегося в том, что производится отгрузка продукции до окончания технологического процесса доохлаждения и созревания, данная стадия технологического процесса производства продукции осуществляется вне производственной территории (вне специализированных производственных объектов, специализированных цехов, специализированных технологических линий).
При этом суд первой инстанции обоснованно отметил, что и Федеральным законом от 12.06.2008 № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", и Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) установлены требования об обязанности производителей пищевой продукции для детского питания осуществлять производство исключительно в специализированных помещениях. Данные нормативные акты не допускают возможности переноса той или иной стадии производственного процесса в помещения (склады и т.д.), находящиеся вне производственной территории, или в транспортные средства.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в ходе проверки 22.10.2014 на выработанную продукцию ОАО "Екатеринбургский городской молочный завод № 1" представлены следующие документы, подтверждающие соответствие данной продукции установленным требованиям: свидетельство о государственной регистрации № RU.77.99.19.005.Y.005794.07.13 от 12.07.2013, сертификат соответствия № C-RU.AH16.B.51313 TP 1455484, из содержания данных документов следует, что продукт для детского питания для детей раннего возраста, продукт прикорма, биотворог, обогащенный Laktobacillus rhamnosus GG изготовлен по ТУ 9222-010-13605199-11, в которой имеется указание на Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". При этом доказательств, свидетельствующих о внесении на момент проверки ОАО "Екатеринбургский городской молочный завод № 1" в установленном порядке соответствующих изменений в Технологическую инструкцию ТУ 9222-010-13605199-11, а также доказательств производства и оценки соответствия данной партии продукции требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) Обществом не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на стадии доохлаждения и созревания продукта транспортировка, погрузка/разгрузка продукции покупателю, является нарушением технологического процесса, установленного ОАО "Екатеринбургский городской молочный завод № 1" в Технологической инструкции ТУ 922-101-13605199-11 «Творог для детского питания», п. 5.2, п.12.1 СанПиН 2.3.4.551-96. 2.3.4 "Производство молока и молочных продуктов", п. 2.5 СанПиН 2.3.2.1940-05 "Организация детского питания", ч. 2 ст. 8, ч. 1, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".
Факт нарушения технологического процесса производства спорной продукции подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, актом проверки от 17.11.2014 (т. 1 л.д. 18-22), протоколом об административном правонарушении от 17.11.2014 (т. 1 л.д. 10-11). С учетом того, что доказательств, свидетельствующих о том, что данное нарушение повлекло причинение вреда жизни или здоровью граждан или создало реальную угрозу здоровью или жизни граждан, в материалах дела не имеется, судом первой инстанции правонарушение переквалифицировано на ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (п. 20 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества возможности для соблюдения обязательных требований законодательства, а также доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений действующего законодательства при производстве продукции, в материалах дела не имеется.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ОАО "Екатеринбургский городской молочный завод № 1" уведомлено надлежащим образом (т. 1 л.д. 16, 17). Протокол об административном правонарушении от 17.11.2014 составлен в присутствии представителя Общества - ФИО4, действующей на основании доверенности от 03.02.2014 (т. 1 л.д. 15).
Решение суда первой инстанции о привлечении Общества к административной ответственности принято с соблюдением установленного ст.4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о техническом регулировании.
С учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания совершенного административного правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
При назначении административного наказания судом первой инстанции обоснованно учтено наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность - повторное привлечение в течение года к ответственности за однородное правонарушение (решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.06.2014 по делу №А60-9976/2014).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 февраля 2015 года по делу № А60-54131/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Екатеринбургский городской молочный завод № 1" – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий | Н.В.Варакса | |
Судьи | О.Г.Грибиниченко | |
Л.Х.Риб |