СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-3817/2010-АК
г. Пермь
12 мая 2010 года Дело № А50-37473/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мокрецовой В.В.,
при участии:
от истца Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ – ФИО1, паспорт <...>, доверенность от 24.03.2010г. № 01-13/06/15831;
от ответчика Министерства социального развития Пермского края – не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
от третьих лиц: 1) Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому муниципальным районам – не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
2) Межрайонного территориального управления № 5 Министерства социального развития Пермского края – не явился, извещен надлежащим образом;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 01 марта 2010 года
по делу № А50-37473/2009,
принятое судьей Белокрыловой О.В.
по иску Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ
к Министерству социального развития Пермского края
третьи лица: Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому муниципальным районам, Межрайонное территориальное управление № 5 Министерства социального развития Пермского края
о взыскании 8 942,78 руб.,
установил:
Государственное учреждение – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ ПРО ФСС РФ), уточнив заявленные требования, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском о взыскании с Министерства социального развития Пермского края убытков в сумме 4 203,84 руб., причиненных вследствие ненадлежащего исполнения ответчиков обязательств по договору № 1064/263 от 29.12.2007г.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.03.2010г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ГУ ПРО ФСС РФ обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. Заявитель жалобы полагает, что денежные средства, выплаченные в качестве ежемесячного пособия по уходу за ребенком территориальными органами социальной защиты населения Министерства ФИО2, ФИО3, ФИО4, были выплачены с нарушением действующего законодательства, то есть данные денежные средства были израсходованы не целевым образом.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы и заявил ходатайство об отказе от иска в части взыскания с ответчика 2 332,21 руб. ввиду добровольной уплаты названной суммы ответчиком в добровольном порядке. Просит взыскать с ответчика 1 871,63 руб., причиненных вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по договору № 1064/263 от 29.12.2007г.
В соответствии с ч.2 ст.49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В порядке ч.5 ст. 49 АПК РФ отказ от исковых требований в части взыскания с ответчика 2 332,21 руб., причиненных вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по договору № 1064/263 от 29.12.2007г., принят арбитражным судом, поскольку он не противоречит действующему законодательству и не нарушает чьих-либо прав, производство по иску в данной части подлежит прекращению в соответствии с ч.4 ст. 150 АПК РФ.
Министерство социального развития Пермского края представило письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, поскольку все пособия по уходу за ребенком назначались и выплачивались в соответствии с их назначением, то бюджетные средства использовались по целевому назначению.
Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому муниципальным районам представило письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, поскольку расходование федеральных средств было целевое.
Ответчик и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в соответствии с п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 29.01.2007г. между ГУ ПРО ФСС РФ и Министерством социального развития Пермского края был заключен договор № 1064/263 «О финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию».
ГУ ПРО ФСС РФ проведена проверка использования Министерством социального развития Пермского края средств на выплату пособий, в результате которой установлена неправомерная выплата пособий, лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию (не работающим).
В справках № 2 от 18.07.2008г., № 3 от 20.10.2008г., № 4 от 20.01.2009г. фондом зафиксированы результаты проверок, отражено, что министерством в нарушение положений Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей», утвержденного постановлением Правительства РФ № 865 от 30.12.2006, гражданам ФИО5, ФИО2, ФИО4, ФИО3 выплачены пособия по уходу за ребенком при получении одновременно пособия по безработице, после смерти ребенка, за которым осуществлялся уход, после лишения родительских прав на ребенка, в период обучения по очной форме обучения в учреждениях послевузовского профессионального образования.
На основании данных справок вынесены решения № 2 от 14.08.2008г., № 3 от 12.11.2008г., № 4 от 11.02.2009г. о непринятии расходов, произведенных органами социальной защиты населения, в счет средств, полученных от отделения фонда на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию.
Основанием для вынесения решений послужили выводы фонда о нарушении ответчиком действующего законодательства, в связи с израсходованием денежных средств не целевым образом.
На дату подачи искового заявления в суд первой инстанции размер не возвращенных денежных средств составлял 19 036,67 руб. (по ФИО5 – 3 486,52 руб., по ФИО2 – 1 871,63 руб., по ФИО3 – 249,55 руб., по ФИО4 – 13 428,97 руб.).
Полагая, что бюджету фонда вследствие ненадлежащего исполнения министерством обязательств, причинены убытки в сумме 19 036,67 руб., фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции взыскиваемая сумма снижена до 4 023,84 руб. ввиду добровольной уплаты ответчиком взыскиваемой суммы .
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что министерством не допущено нецелевое использование поступивших от фонда денежных средств на выплату пособий по уходу за ребенком. Излишняя выплата пособий произошла по вине получателей пособий.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции размер не возвращенных денежных средств составляет 1 871,63 руб. (по ФИО2).
Согласно статье 3 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон) один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Частью 1 статьи 13 Закона предусмотрено, что в перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, включены лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (один из родителей, опекун).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 3 Закона порядок и условия назначения выплаты перечисленных в статье государственных пособий устанавливаются Правительством Российской Федерации в части, не определенной настоящим Федеральным законом.
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
30.12.2006г. Правительство Российской Федерации постановлением № 865 утвердило Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее- Положение).
Согласно части первой статьи 19 Закона органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 58 Положения предусмотрен аналогичный порядок возмещения сумм государственного пособия, излишне выплаченного получателям вследствие представления ими документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Правительством Российской Федерации постановлением № 866 от 30.12.2006г. утвержден Порядок финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, за счет средств, перечисляемых Фонду социального страхования Российской Федерации на эти цели из федерального бюджета.
Пунктом 5 указанного Порядка предусмотрено, что региональные отделения Фонда перечисляют органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации средства на финансовое обеспечение расходов на выплату пособий в соответствии с договорами между региональными отделениями Фонда и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, во исполнение постановления Правительства № 866 от 30.12.2006 между фондом и министерством был заключен договор № 1064/263 от 29.12.2007г. о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
По условиям указанного договора (подпункты «д» и «е» пункта 5 договора) министерство обязуется осуществлять контроль за правомерностью назначения и выплаты пособий территориальными органами социальной защиты населения и обеспечивать целевое использование средств, выделенных на выплату пособия.
Фондом в ходе проверки установлено, что министерством была допущена излишняя выплата пособия по уходу за ребенком за январь 2008г. в размере 1871,63 руб. гражданке ФИО2, при лишении ее родительских прав по решению Чусовского городского суда от 16.11.2007г., что является нарушением положений статьи 1 Федерального закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 865, в соответствии с которыми действие названного закона не распространяется на граждан Российской Федерации, лишенных родительских прав.
Факт выплаты пособия ФИО2 после лишения ее родительских прав министерством не оспаривается, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела переписка сторон по вопросу возврата неправомерно перечисленных пособий и решение мирового судьи по иску территориального управления к указанной гражданке о взыскании излишне выплаченного пособия( л.д.82-84).
Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что ответчик в нарушение подпункта «д» пункта 5 договора ненадлежащим образом обеспечивало контроль за правомерностью назначения и выплаты пособий территориальными органами социальной защиты.
Именно в результате ненадлежащего исполнения министерством условий договора произошла излишняя выплата пособий по уходу за ребенком в отношении гражданки ФИО2
Как считает фонд, бюджету фонда вследствие ненадлежащего исполнения министерством обязательств, возложенных на него договором № 1064/263 от 29.12.2007г., причинены убытки в сумме 1 871,63 руб.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Поскольку возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, ее применение возможно лишь при наличии определенных условий.
Лицо, обращающееся в арбитражный суд с требованием о возмещении убытков на основании ст. 393 ГК РФ, обязано доказать факт нарушения обязательства ответчиком, причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками, размер убытков.
Как указано выше, факт ненадлежащего исполнения министерством условий договора (подпункт «д» п. 5), причинно-следственная связь между ненадлежащим исполнением министерством условий договора и неправомерной выплатой пособий, размер убытков в сумме 1 871,63 руб., а также отсутствие доказательств уплаты данной суммы подтверждается материалами дела.
На основании изложенного, ответственность за понесенные фондом убытки в сумме 1 871,63 руб. в виде излишне выплаченных сумм пособия по уходу за ребенком вследствие ненадлежащего исполнения Министерством социального развития Пермского края обязательств по договору № 1064/263 от 29.12.2007г., должна быть возложена на министерство.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что взыскание излишне выплаченных сумм пособия с граждан по решению суда не освобождает министерство от возврата фонду излишне выплаченных денежных средств.
При данных обстоятельствах решение суда подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 270 АПК РФ, апелляционная жалоба – удовлетворению.
Основания для распределения расходов по уплате госпошлины в силу ст. 110 АПК РФ отсутствуют, поскольку фонд в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 150, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01.03.2010г. отменить.
Принять отказ Государственного учреждения – Пермского регионального отделения Фонда социального страхования от иска в сумме 2 332,21 руб.
Производство по делу в указанной части прекратить .
Взыскать с Министерства социального развития Пермского края( ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрированного по адресу: <...>, ) в пользу Государственного учреждения – Пермского регионального отделения Фонда социального страхования убытки в размере 1 871,63 руб. , причиненные вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по договору №1064/263 от 29.12.2007г. на расчетный счет № <***> в РКЦ г. Перми.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение
двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
И.В. Борзенкова
Судьи
Н.М. Савельева
В.Г. Голубцов