П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 8 /2015-АКу
г. Пермь
14 мая 2015 года Дело № А50-27234/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Щеклеиной Л. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.,
при участии:
от заявителя – открытого акционерного общества «Очерский машиностроительный завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>): не явились;
от заинтересованного лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае (ОГРН <***>, ИНН <***>): ФИО1, удостоверение, доверенность от 12.01.2015,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае
на решение Арбитражного суда Пермского края от 02 марта 2015 года
по делу № А50-27234/2014,
принятое судьей Торопициным С.В.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению открытого акционерного общества «Очерский машиностроительный завод»
кТерриториальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
открытое акционерное общество «Очерский машиностроительный завод» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае (далее – административный орган) от 16.12.2014 №57-14/545 о привлечении к административной ответственности по ч. 6.2 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20 000 руб..
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.03.2015 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица настаивал на доводах жалобы.
Заявителем отзыв на апелляционную жалобу не представлен, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направил, что в порядке ч.2 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в ходе рассмотрения материалов, переданных Центральным банком Российской Федерации в соответствии с «Положением о порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» от 20.07.2007 № 308-П, и материалов, поступивших 06.10.2014 (вх. № 2879, л.д. 89) из подразделения центрального подчинения многофункционального сервисного центра «Восток-Запад» ОАО «Сбербанк России», Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае установлено нарушение обществом «ОМЗ» требований валютного законодательства.
Указанное обстоятельство явилось основанием для составления 04.12.2014 в отношении общества «ОМЗ» протокола об административном правонарушении № 57-14/545, из содержания которого следует, что заявитель в нарушение п. 9.7 Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция) несвоевременно представил корректирующую справку о подтверждающих документах по контракту от 09.04.2014 № ОП-307.
По результатам рассмотрения дела 16.12.2014 административным органом вынесено постановление № 57-14/545 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из недоказанности административным органом в действиях общества состава административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев изложенные в апелляционной жалобе доводы, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) устанавливаются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2 Закона № 173-ФЗ).
В силу п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона и вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ).
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам - Центральным Банком Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 Закона № 173-ФЗ). Во исполнение названной нормы Центральным банком Российской Федерации утверждена Инструкция.
На основании пункта 1.5 Инструкции справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формой учета по валютным операциям резидентов.
В пункте 10 Приложения 5 Инструкции установлен порядок заполнения резидентом справки о подтверждающих документах. При этом в графе 10 справки о подтверждающих документах указывается информация об ожидаемом в соответствии с условиями контракта максимальном сроке получения от нерезидента денежных средств, в счет предоставленного резидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты переданных нерезиденту товаров.
Согласно п. 9.7 Инструкции при изменении сведений, содержащихся в принятой банком ПС справке о подтверждающих документах (за исключением сведений о банке ПС или резиденте), резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, представляет в банк ПС новую справку о подтверждающих документах, содержащую скорректированные сведения (далее - корректирующая справка о подтверждающих документах), с приложением документов, подтверждающих такие изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09.04.2014 между резидентом обществом «ОМЗ» (Продавец), Российская Федерация и нерезидентом ТОО «Техно Мет» (Покупатель), Республика Казахстан, заключен контракт № ОП-307 на поставку продукции производственно-технического назначения (л.д. 91-92).
Дополнительным соглашением №1 от 13.05.2014 к данному контракту стороны изменили срок оплаты за продукцию: покупатель производит предоплату в размере 50% за поставляемый товар путем банковского перевода денежных средств в российских рублях на расчетный счет продавца по реквизитам, указанным в контракте. Окончательный расчет (50%) покупатель производит в течение пяти рабочих дней с момента получения товара грузополучателем (л.д.94).
14.04.2014 в уполномоченном банке – Филиале ОАО «Сбербанк России» - Пермское отделение № 6984 - открыт паспорт сделки № 14040040/1481/1115/1/1 на сумму 7 110 000 рублей. Дата завершения исполнения обязательств по контракту – 31.12.2014 (л.д.90).
Во исполнение условий контракта Обществом нерезиденту по товарной накладной № 1138 24.04.2014 отгружен товар на сумму 3 160 000 рублей. Справка о подтверждающих документах представлена в уполномоченный банк в установленный срок (05.05.2014) с отражением в графе 10 ожидаемого срока поступления валютной выручки за переданный нерезиденту товар – 13.05.2014 (л.д. 100).
В установленный срок товар оплачен не был, гарантийным письмом от 13.05.2014 № 139/1 ТОО «Техно Мет» обязался оплатить задолженность до 20.05.2014.
В соответствии с пунктом 10 приложения 5 «Порядок заполнения справки о подтверждающих документах» к Инструкции информация об ожидаемом максимальном сроке получения от нерезидента денежных средств в счет предоставленного резидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты переданных нерезиденту товаров указывается резидентом исходя из условий контракта.
Вышеуказанным контрактом с учетом дополнительного соглашения сторонами определены условия по сроку оплаты поставленного товара, информация в справку о подтверждающих документах об ожидаемом максимальном сроке получения от нерезидента денежных средств за поставленный товар внесены резидентом исходя из условий контракта.
Пунктом 11.1 контракта от 09.04.2014 № ОП-307 определено, что все дополнения и изменения к контракту имеют юридическую силу в случае оформления их в виде дополнительных соглашений (путём подписания и скрепления печатью обеими сторонами), являющихся неотъемлемой частью настоящего контракта (л.д. 92).
Поскольку гарантийное письмо от 13.05.2014 № 139/1 не является соглашением в смысле придаваемом ему контрактом, носит односторонний характер, и в соответствии со статьёй 450 Гражданского кодекса Российской Федерации не может изменять условия договора, обязанность по представлению корректирующей справки о подтверждающих документах, исходя из содержащихся в указанном письме сведений, у заявителя отсутствовала.
Иные документы, подтверждающие изменение ожидаемого срока поступления валютной выручки за переданный нерезиденту товар, Управлением в материалы дела не представлены.
Ввиду отсутствия у ОАО «ОМЗ» обязанности по представлению корректирующей справки о подтверждающих документах исходя из содержащихся в гарантийном письме сведений, факт представления заявителем корректирующей справки и гарантийного письма, на что ссылается апеллятор, не имеет правового значения для квалификации данных действий в качестве события вмененного административного правонарушения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях (бездействии) заявителя отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ (нарушение установленных сроков представления корректирующей справки о подтверждающих документах).
Отсутствие события, состава административного правонарушения в силу п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с чем суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае от 16.12.2014 №57-14/545 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.6.2 ст.15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для ее переоценки апелляционный суд не усматривает.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272¹ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 марта 2015 года по делу №А50-27234/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья | Л.Ю.Щеклеина |