ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-415/2022-АКу
г. Пермь
14 марта 2022 года Дело № А50-23763/2021
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Васильевой Е.В.
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества «Карбокам»,
на мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края
от 03 декабря 2021 года, принятое в порядке упрощенного производства,
по делу № А50-23763/2021
по заявлению акционерного общества «Карбокам» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Пермской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Акционерное общество «Карбокам» (далее – общество, заявитель, АО «Карбокам») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пермской таможни (далее – таможня, таможенный орган) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 07.09.2021 по делу № 10411000-808/2021, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03 декабря 2021 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В обоснование апелляционной жалобы общество приводит доводы о том, что в мае 2021 года нерабочими днями являлись дни с 1-го по 10-е, с 15-го по 16-е, с 22-го по 23-е и с 29-го по 30-е мая, из чего следует, что общество обязано было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров в течение первых 10 рабочих дней месяца мая, но не позднее 24.05.2021. Общество представило статистическую форму учета перемещения товара 24.05.2021, то есть в установленные Правительством РФ сроки, в связи с чем отсутствуют основания для привлечения АО «Карбокам» к ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Таможенным органом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому считает, что выводы суда являются законными и обоснованными, а приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве».
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, АО «Карбокам» представило 24.05.2021 в Пермскую таможню в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет, статистическую форму учета перемещения товаров за апрель 2021 года. По сведениям, указанным в данной статистической форме, общество вывезло из Российской Федерации в Киргизскую Республику товары различных наименований, на общую сумму 174 876 руб. Из представленных к статистической форме документов (договор на поставку продукции от 12.11.2020 № 29/2020, товарная накладная от 30.04.2021 № 165, счет-фактура от 30.04.2021 № 165, CMR № 803757) следует, что товары были отгружены обществом 30 апреля 2021 года.
Поскольку статистическая форма на товары, отгруженные в апреле 2021 года, подлежала представлению до 18 мая 2021 года включительно, таможенный орган составил в отношении общества протокол об административном правонарушении от 29.07.2021.
По результатам рассмотрения протокола таможней вынесено постановление от 07.09.2021 № 10411000-808/2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Несогласие заявителя с указанным постановлением послужило основанием для обращения в арбитражный суд с данным заявлением.
Суд первой инстанции при разрешении спора пришел к выводу о доказанности в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Повторно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Частью 2 указанной статьи обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые:
заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС;
не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
На основании части 3 указанной статьи Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 9 данных Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.
Поскольку отгрузка товара в Киргизскую Республику произведена обществом 30.04.2021, статистическая форма учета за апрель 2021 года подлежала представлению не позднее 18.05.2021. Фактически данная форма представлена обществом 24.05.2021, то есть с нарушением установленного срока, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован таможенным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении.
Таким образом, в действиях (бездействии) АО «Карбокам» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Оспаривая постановление об административном правонарушении и решение суда, заявитель настаивает на соблюдении срока представления в таможенный орган статистической формы учета. По мнению общества, срок представления статистической формы с учетом Указа Президента РФ от 23.04.2021 № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г.» выпадает на 24.05.2021.
Аналогичные доводы были предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Так, в соответствии со ст.112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января – Новогодние каникулы; 7 января – Рождество Христово; 23 февраля – День защитника Отечества; 8 марта – Международный женский день; 1 мая – Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы; 12 июня – День России; 4 ноября – День народного единства.
При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи. Правительство Российской Федерации переносит два выходных дня из числа выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи, на другие дни в очередном календарном году в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи.
Указом Президента РФ от 23.04.2021 № 242 с 4 по 7 мая 2021 года включительно установлены не праздничные дни, а нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
При этом в соответствии пунктом 2 данного Указа органы публичной власти, иные органы и организации обязаны определить количество служащих и работников, обеспечивающих с 1 по 10 мая 2021 года включительно функционирование этих органов и организаций.
В соответствии с ответом на вопрос о применении судами законодательства в связи с установлением в Российской Федерации нерабочих дней с 4 по 7 мая 2021 года (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 28.04.2021), к вышеуказанным нерабочим дням (с 4 по 7 мая 2021 года) применяются разъяснения, содержащиеся в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, в том числе разъяснения по вопросам исчисления процессуальных сроков их восстановления, исчисления сроков исполнения обязательств и исковой давности, восстановления и приостановления сроков исковой давности, восстановления сроков, предусмотренных законодательством о банкротстве, исчисления сроков вступления в силу постановлений по делам об административных правонарушениях.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, разъясняется, что нерабочие дни, объявленные таковыми Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 и от 2 апреля 2020 года № 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию Гражданским кодексом Российской Федерации, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, нерабочие дни с 4 по 7 мая 2021 года не являлись выходными или нерабочими праздничными днями, которые бы могли являться основанием для переноса срока представления отчетности.
Необходимо также отметить, что на сайте Федеральной таможенной службы размещена информация о том, что срок подачи статистических форм учета перемещения товаров за апрель 2021 года – до 18.05.2021 включительно.
Обязанность лица выполнить то или иное обязательство в сфере таможенных правоотношений вытекает из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Лицо, вступая в отношения, урегулированные нормами права, должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение.
Участник внешнеэкономической деятельности должен знать о необходимости строгого соблюдения Правил, и при должной степени заботливости и осмотрительности имеет возможность их соблюдения, в том числе, определением ответственных лиц для представления статистической формы, заполненной в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности на сайте ФТС России.
Таким образом, исходя из установленной Правилами обязанности представления статистической формы в установленный срок и возможности установления перечня работников, которые будут обеспечивать функционирование организации в период майских праздников, включая возможность работы дистанционно, АО «Карбокам» обязано было подать статистическую форму учета перемещения товаров за отчетный период «апрель 2021 года» в срок до 18 мая 2021 года включительно.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности апелляционным судом не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности (1 год).
Штраф назначен обществу в минимальном размере. Оснований для его замены на предупреждение не имеется, поскольку общество не является субъектом малого или среднего предпринимательства.
Рассматриваемое правонарушение является формальным, в связи с чем представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу части 2, части 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В силу пункта 18.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 этого Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивированным.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям в силу формального состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13, может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы не разрешается, с учетом положений части 4 статьи 208 АПК РФ, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 3 декабря 2021 года по делу № А50-23763/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья
Е.В. Васильева