ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-4914/2021-АКУ от 27.05.2021 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 4 /2021-АКу

г. Пермь

27 мая 2021 года                                                                   Дело № А60-62958/2020­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи  Борзенковой И.В.

рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу

ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации»

на мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области

от 15 марта 2021 года по делу № А60-62958/2020,

принятое в порядке упрощенного производства,

по заявлению ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (ИНН 7704684769, ОГРН 1087746462616)

к 140-му отделу государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284)

о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (далее – заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области  к 140-му отделу государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России (далее – заинтересованное лицо, отдел, административный орган) с заявлением о признании незаконным постановления от  10.11.2020 №140-20-26 о наложении административного штрафа в сумме 100 000 руб. по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.03.2021, принятым в порядке упрощенного производства, (резолютивная часть от 19.02.2021), в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, постановление от  10.11.2020 №140-20-26 признать незаконным. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Доводы жалобы сводятся к отсутствию в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, ввиду отсутствия объективной стороны, поскольку, по мнению заявителя, диспозиция указанной статьи предусматривает совершение только активных действий, а необеспечение строительного контроля при строительстве объекта капитального строительства является бездействием.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве».

Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 10.11.2020 врио начальника 140 отдела ГАСН Козловым Ю.И., действующим на основании приказа, в отсутствие законного представителя (руководителя) юридического лица ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» Хандаева М.Г., извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения данного дела письмом 140 отдела ГАСН исх.№197/140/337 от 28.10.2020, которое направлено в адрес ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России», рассмотрено дело об административном правонарушении, возбужденное 27.10.2020 инженером 140 отдела ГАСН Дикусаром В.А. по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ в отношении юридического лица - ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» по факту нарушения обязательных требований в области строительства при строительстве сооружений № 400, 702, 703-1. 703-1, 703-3, 974, 975, 1101, 1102, 1103, 1105, входящих в состав объектов капитального строительства: «Комплекс зданий и сооружений объекта 335/155-6Т» (шифр объекта 335/155-6Т), расположенного по адресу: Свердловская область, пос. Свободный.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ и данному юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

В тот же день изготовлено постановление от 10.11.2020 № 140-20-26 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

Данное дело об административном правонарушении возбуждено по результатам проверки, проведенной 140 отделом ГАСН на основании приказа о проведении проверки от 18.08.2020 № 47.

В ходе проверки установлено, что в период с 01.09.2020 по 04.09.2020 в нарушение требований статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468, строительство объекта капитального строительства осуществлялось без надлежащего и своевременного строительного контроля со стороны технического заказчика - ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России», в результате чего лицами, осуществляющими строительство, допущены нарушения обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), указанные в акте проверки 140 отдела ГАСН от 25.09.2020 № 57.

27.10.2020 по факту выявленных нарушений обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) составлен протокол об административном правонарушении № 140-20-25 по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ в отношении юридического лица ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России».

Копия протокола об административном правонарушении вручена Злобину В.В. - защитнику юридического лица ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России», и доставлена нарочно в РУЗКС ЦВО -филиал ФКП «УЗКС МО РФ» (вх.№8376 от 28.10.2020).

Также 140 отделом ГАСН 28.10.2020 вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела и вызове лиц для рассмотрения дела об административном правонарушении на 10.11.2020 в 11:00 час. в помещении 140 отдела ГАСН по адресу: 620026, Свердловская область, г. Екатеринбург, Октябрьский район, ул. Луначарского, д.210 «Б», кабинет № 1, 1 этаж, отдельный вход со двора, с участием законного представителя юридического лица (руководителя) или защитника юридического лица ФКП «Управление заказчика КС Минобороны Росси», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Уведомление о назначении времени и места рассмотрения дела и вызове лиц для рассмотрения дела об административном правонарушении исх.№ 197/140/337 от 28.10.2020 направлено заказным почтовым отправлением в ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» и доставлено нарочно в РУЗКС ЦВО - филиал ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России».

10.11.2020 на рассмотрение дела явился защитник юридического лица ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» Злобин В.В., действующий на основании доверенности от 23.12.2019 № 94, который вину юридического лица признал частично, что отражено им собственноручно в расписке разъяснения процессуальных прав по делу.

Полагая, что указанное постановление от  10.11.2020г №140-20-26 заинтересованного лица является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, соблюдения процедуры, срока привлечения к административной ответственности и отсутствия оснований для освобождения общества от административной ответственности.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей  71 АПК РФ, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Требования заявителя носят характер оспаривания постановления о привлечении к административной ответственности, порядок рассмотрения которых урегулирован параграфом 2 главы 25 АПК РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Субъектом этого правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства.

В соответствии со статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется этим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1). Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3). Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов (часть 6).

Объектом этого правонарушения являются отношения, связанные с обеспечением безопасности зданий, сооружений или их составных частей, соблюдения требований нормативных документов в области строительства.

Объективной стороной правонарушения является несоблюдение обязательных требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Согласно пункту 16 статьи  1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика или которому в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 29 июля 2017 года №218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» передали на основании соглашений свои функции застройщика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.

В силу пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 настоящего Кодекса.

Положениями части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации к предмету государственного строительного надзора отнесена проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

Согласно части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

В силу части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

На основании  положений статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно статье 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 3 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме в том числе, строительного контроля.

В соответствии с частью 7 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в формах, указанных в п. 2 - 4, 7 ч. 1 статьи, осуществляется в соответствии с правилами и в сроки, которые установлены законодательством о градостроительной деятельности.

Обязанность подрядчика по осуществлению строительного контроля предусмотрена и Порядком проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468.

Согласно подпункту «г» пункта 5, подпункту «г» пункта 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами, и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения; строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

На основании статьи35 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ (требования к строительству зданий и сооружений, консервации объекта, строительство которого не завершено) строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.

Судами установлено, что предприятие является одновременно застройщиком и техническим заказчиком объекта капитального строительства.

Факт правонарушения подтверждается имеющимися в деле материалами об административном правонарушении, а именно:

1. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 272-р, согласно которому ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» определено единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Минобороны России.

2.   Уставом ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России», утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 №290-р, согласно пункту 1 которого предприятие создано в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере проектирования, строительства и организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства.

Согласно подпункту «д» пункта 12 Устава предприятие вправе в порядке, установленном федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, выступать застройщиком, заказчиком, исполнителем работ и услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования и организации строительства.

В силу пункта 10 Устава целью деятельности предприятия является выполнение работ и оказание услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования, организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства.

Согласно пункту 11 Устава для достижения цели, указанной в пункте 10 настоящего устава, предприятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет следующие виды деятельности:

в) обеспечение проектно-сметной и разрешительной документацией в отношении строительства и капитального ремонта объектов, в том числе объектов государственного оборонного заказа, выполнение работ по предпроектной подготовке, проектированию и организации строительства объектов, организация проектных, изыскательских, исследовательских, природоохранных, строительных, ремонтных, монтажных и иных работ, определение порядка и условий строительства;

г) обеспечение ввода объектов строительства в эксплуатацию;

д) контроль за исполнением государственных контрактов на выполнение работ по капитальному строительству и капитальному ремонту.

3. Положением о Региональном управлении заказчика капитального строительства Центрального военного округа - филиале федерального казенного предприятия «Управление заказчика КС Минобороны России», согласно пункту 2 которого филиал является обособленным подразделением ФКП «УЗКС МО РФ», расположенным вне места нахождения Предприятия, осуществляющим функции Предприятия, на территории Российской Федерации - Центрального военного округа, в состав которого входит Свердловская область.

4. Государственным контрактом от 07.05.2018№ 1819187376282554164000000  на завершение строительства (реконструкции) технической позиции объекта 335/155-6Т в г. Нижний Тагил Свердловской области (шифр объекта 335/155-6Т) и государственным контрактом  от 02.04.2019 № 1921187375792554164000000на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство и реконструкция объекта 335/155-6Т в г. Нижний Тагил Свердловской области (шифр объекта 335/155-6Т), согласно п.2.5 которых Государственный заказчик (Министерство обороны Российской Федерации) в целях обеспечения выполнения Работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных Работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком, передал исполнение части своих функций, определенных в разделе 7 Контракта, ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» (далее - Заказчику).

5.  Разрешением № RU66-66372000-510-2015-153 на строительство объекта капитального строительства: «Комплекс зданий и сооружений объекта 335/155-6Т» (шифр объекта 335/155-6Т), выданным 21.08.2015 Департаментом строительства Министерства обороны Российской Федерации застройщику – техническому заказчику Федеральному казенному предприятию «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации». Согласно вышеуказанному разрешению на строительство ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» является застройщиком, что прямо указано на первой странице разрешения.

6. Извещениями о начале строительства вышеуказанного объекта капитального строительства от 30.06.2016 № 16/6-1 от 20.07.2016 и № 16/6-2, направленными застройщиком - техническим заказчиком РУЗКС ЦВО - филиалом ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» в 140 отдел ГАСН, уполномоченный для осуществления федерального государственного строительного надзора.

7. Выпиской из приказа руководителя РУЗКС ЦВО А.Кучеренко от 26.06.2020 №177 «О закреплении персонала инспекции строительного контроля за объектами капитального строительства и ремонта плана 2020 года», согласно которому возложено проведение строительного контроля заказчика в процессе капитального строительства за данным объектом на ведущего инженера-инспектора инспекции строительного контроля РУЗКС ЦВО Мыйня Р.Ф.

8. Выпиской из приказа руководителя РУЗКС ЦВО А.Кучеренко от 15.07.2020 №190 «О закреплении персонала инспекции строительного контроля за объектами капитального строительства и ремонта плана 2020 года», согласно которому возложено проведение строительного контроля заказчика в процессе капитального строительства за данным объектом на ведущего инженера-инспектора инспекции строительного контроля РУЗКС ЦВО Тюбаров Д.А.

9. Выпиской из приказа руководителя РУЗКС ЦВО А.Кучеренко от 28.09.2020 №278 «О закреплении персонала инспекции строительного контроля за объектами капитального строительства и ремонта плана 2020 года», согласно которому возложено проведение строительного контроля заказчика в процессе капитального строительства за данным объектом на ведущего инженера-инспектора инспекции строительного контроля РУЗКС ЦВО Рякина Е.А.

10. Письмом руководителя Регионального управления заказчика капитального строительства Центрального военного округа - филиала ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» А.Кучеренко исх.№ФКП/ЦВО/7/4474 от 10.08.2020 с ходатайством о проведении проверки фундаментов сооружений №№ 400, 702, 703-1, 703-1, 703-3, 974, 975, 1101, 1102, 1103, 1105, входящих в состав объектов капитального строительства: «Комплекс зданий и сооружений объекта 335/155-6Т» (шифр объекта 335/155-6Т).

11. Актом проверки 140 отдела ГАСН от 25.09.2020 № 57 юридического лица ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» при осуществлении федерального государственного строительного надзора в порядке ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому обнаружены нарушения обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий).

12.   Фотографиями, выполненными на данном объекте капитального строительства в виде черно-белых фотографических изображений данного объекта и приобщенными к материалам дела.

13.  Предписанием 140 отдела ГАСН от 25.09.2020 № 57 юридическому лицу ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства.

14.  Письмом руководителя Регионального управления заказчика капитального строительства Центрального военного округа - филиала ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» А.Кучеренко исх.№ФКП/ЦВО/7/6768 от 16.10.2020 с ходатайством о продлении срока для устранения выявленных нарушений до 16.12.2020.

15.  Предписаниями РУЗКС ЦВО №2020-108 от 04.09.2020, №2020-118 от 25.09.2020, №2020-128 от 01.10.2020, №2020-132 от 19.10.2020, №2020-133 от 20.10.2020, выданными ФГУП «ГВСУ № 4» об устранении выявленных нарушений с перечнем мероприятий, которые необходимо выполнить.

16.  Выпиской из ЕГРЮЛ ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России», согласно которой основным видом экономической деятельности данного предприятия по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является: деятельность, связанная с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора, также дополнительными видами деятельности являются: строительство жилых и нежилых зданий, деятельность заказчика-застройщика.

17.  Свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 11.03.2011 №СРО-С-016-00479/1-11032011, согласно которому ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» допущено к выполнению работ по осуществлению строительного контроля и к работам по организации строительства и реконструкции.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Вина заявителя административным органом исследована, данный вопрос отражен в оспариваемом постановлении.

Доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению установленного порядка осуществления строительства в целях предотвращения правонарушения, в материалы дела не представлено.

Таким образом, наличие в действиях предприятия состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  9.4 КоАП РФ, является доказанным.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона административным органом не допущено.

Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не нарушен.

Нарушение предприятием нормативных требований при строительстве объекта капитального строительства в области градостроительной деятельности содержат существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области строительства, в связи с чем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить к рассматриваемому нарушению статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Назначенное наказание соответствует санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, и отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Оснований для снижения размера штрафа, замены штрафа на предупреждение апелляционный суд не усматривает.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что привлечение предприятия к административной ответственности осуществлено заинтересованным лицом в пределах представленных ему полномочий, с соблюдением срока и порядка привлечения к административной ответственности,  суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, представленные доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 марта 2021 года по делу № А60-62958/2020, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Судья

И.В. Борзенкова