ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 9 /2022-АКу
г. Пермь
08 июня 2022 года Дело № А71-18067/2021
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е.Ю.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 04 марта 2022 года (мотивированное решение от 15 марта 2022 года),
принятое в порядке упрощенного производства
по делу № А71-18067/2021
по заявлению ФИО1
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо: акционерное общество «Энергосбыт плюс»
о признании незаконным и отмене определения от 06.12.2021 об отказе в возбуждении в отношении акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
ФИО1 (далее – заявитель, ФИО1) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - Управление) о признании незаконным и отмене определения от 06.12.2021 об отказе в возбуждении в отношении Акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ.
Определением от 29.12.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» (далее - АО «Энергосбыт Плюс»).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 04.03.2022, мотивированное решение изготовлено 15.03.2022), признано незаконным и отменено определение Управления от 06.12.2020 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное по обращению ФИО1 от 08.11.2021 №18-00-02/023-11533-ж.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что в полномочия Роспотребнадзора не входит осуществление государственного жилищного надзора, в том числе надзора за соблюдением требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги в многоквартирных домах и жилых домах. Обращение ФИО1 направлено для рассмотрения по подведомственности в Управление ЖКХ, о чем заявителю было сообщено в письме от 12.11.2021. Судом не учтены положения Федерального закона от 21.07.2014 № 209 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», который определяет состав, сроки размещения информации официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru, что привело к принятию неправомерного решения.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Третье лицо АО «Энергосбыт Плюс» в отзыве на апелляционную жалобу считает определение Управления законным, доводы заявителя жалобы – необоснованными.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова участвующих в деле лиц, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (06.06.2022).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения гражданина ФИО1 (вх. от 06.11.2021) (далее - потребитель) с требованием о привлечении юридического лица АО «ЭнергосбыТ Плюс» (исполнитель) к административной ответственности за нарушение прав потребителя жилищно-коммунальных услуг размещением недостоверной информации в ГИС ЖКХ, на основании которой сформирован электронный платежный документ на имя заявителя на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) за октябрь 2021 года, Управление вынесло определение от 06.12.2021 об отказе в возбуждении в отношении АО «ЭнергосбыТ Плюс» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В определении Управлением указано, что состав административного правонарушения по факту нарушения сроков размещения информации, в том числе ресурсоснабжающими организациями, определен частью 2 статьи 13.19.2 КоАП РФ - неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации органами местного самоуправления, лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющими коммунальные услуги и (или) осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, иными организациями, которые обязаны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Протоколы об административных правонарушениях по составам административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 13.19.2 КоАП РФ в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ уполномочены составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный жилищный надзор. Исходя из вышеизложенного, основания для привлечения к административной ответственности поставщика информации по части 1 статьи 14.7 КоАП РФ у Управления отсутствуют в связи с отсутствием состава административного правонарушения по данной статье КоАП РФ.
Несогласие заявителя с вышеуказанным определением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции при разрешении спора усмотрел основания для признания обжалуемого определения незаконным и удовлетворил заявленные требования.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах на нее, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
В силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд.
Согласно абзацу 4 пункта 19.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
По правилам части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении регламентируется главой 28 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 данной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
На основании пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 2315-О, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности в случае отсутствия события и состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5 Кодекса). Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, требует проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается только по факту поступления заявления.
Как следует из обращения ФИО1 (вх. от 06.11.2021), АО «ЭнергосбыТ Плюс» при расчете платы за коммунальные услуги за октябрь 2021 года по холодному водоснабжению и холодному водоснабжению на нужды горячего водоснабжения использованы недостоверные показания индивидуальных приборов учета, а именно отрицательные значения (минус один) показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, нулевые значения суммарного объема израсходованных во всех помещениях дома коммунальных ресурсов и нулевая величина норматива потребления коммунальных услуг, в связи с чем, заявитель полагает, что его права как потребителя нарушены, а в действиях АО «Энергосбыт Плюс» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ административным правонарушением признается обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей.
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регламентированы Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).
Согласно абзацу 1 преамбулы Закона о защите прав потребителей, данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребитель согласно данному Закону - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу положений статьи 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Статьей 10 Закона о защите прав потребителей установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1). Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы (пункт 2).
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей следует учитывать, что под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора (подпункт «г» пункта 3).
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 2.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 данной статьи.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон №209-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ), в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении.
Пунктом 1 статьи 2 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что ГИС ЖКХ представляет собой единую федеральную централизованную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
В соответствии с пунктами 1-3, 5, 8, 10 статьи 4 Закона № 209-ФЗ создание, эксплуатация и модернизация системы осуществляются на основе таких принципов, как: открытость, прозрачность и общедоступность информации, содержащейся в системе, недискриминационный доступ к такой информации и к системе, в том числе слабовидящих лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами; однократность размещения в системе информации, аналогичной по содержанию, степени детализации и периодичности, в случае размещения такой информации в обязательном порядке в системе либо иной государственной информационной системе или муниципальной информационной системе с последующей организацией обмена такой информацией между информационными системами и системой; многократность использования информации, размещенной в системе, участниками информационного взаимодействия; непрерывность и бесперебойность функционирования системы; полнота, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе; использование единых форматов для информационного взаимодействия иных информационных систем с системой.
Лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (пункт 18 статьи 7 Закона №209-ФЗ).
В силу статьи 8 Закона № 209-ФЗ поставщики информации размещают в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, в том числе с использованием имеющихся у них информационных систем, с соблюдением порядка, установленного в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 7 настоящего Федерального закона. Размещение информации в системе поставщиками информации осуществляется с использованием электронной подписи в порядке, установленном в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 7 настоящего Федерального закона. Поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе.
Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 11 Закона №209-ФЗ).
Статьей 13.19.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации, которое влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами в размере тридцати тысяч рублей.
По материалам дела судом первой инстанции установлено, что за расчетный период октябрь 2021 года исполнителем - АО «ЭнергосбыТ Плюс» потребителю выставлен платежный документ (в форме электронного документа) на оплату коммунальных услуг, содержащий указания на отрицательные (минус один) значения показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов (ХВС на нужды ГВС, ХВС), нулевые значения суммарного объема потребленного во всех помещениях дома коммунального ресурса (ХВС на нужды ГВС, ХВС). Одновременно, в вышеуказанном платежном документе объем коммунальных услуг рассчитан исполнителем, исходя из объема коммунальных услуг (м3) - ХВС на нужды ГВС - 0,5(3), ХВС 3,5 (3); общая сумма к оплате составила 2287,30 руб.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что обращение ФИО1 в Управление направлялось как содержащее данные, указывающие на возможность наличия события административного правонарушения, таким образом, административный орган обязан был проверить содержащиеся в обращении сведения о наличии события административного правонарушения.
При этом суд отметил, что обстоятельства, связанные с установлением реальных показаний индивидуальных приборов учета потребления ФИО1 коммунальных ресурсов за спорный расчетный период ответчиком не исследованы. Факт учета указанных показаний исполнителем при расчете платы за фактически потребленные коммунальные ресурсы за расчетный период Управлением также не установлен.
Вместе с тем, игнорирование третьим лицом при расчете платы за коммунальные услуги имеющихся объективных показаний индивидуального прибора учета коммунальных ресурсов не соответствует закрепленному в статье 157 ЖК РФ принципу расчета платы за коммунальные услуги, согласно которому показания приборов учета подлежат применению в приоритетном порядке.
Таким образом, основания для безусловного вывода о том, что третьим лицом не допущено обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, судом первой инстанции не установлено, с чем соглашается суд апелляционной инстанции.
В силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в данной норме, в частности, отсутствие события административного правонарушения (пункт 1).
Таким образом, после возбуждения дела и проведения административного расследования при наличии вышеуказанного обстоятельства административный орган вправе вынести мотивированное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Ссылки Управления на наличие в действиях АО «ЭнергосбыТ Плюс» признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 13.19.2 КоАП РФ, не опровергают наличие оснований для установления Управлением на основании достоверных и достаточных доказательств факта наличия обмана потребителя при оказании услуги (реализации товара, выполнения работы), или иной обман потребителя либо отсутствия такового.
Одно действие может образовывать событие разных административных правонарушений.
На основании изложенного апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил определение Управления 06.12.2021 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы по существу спора направлены на переоценку обстоятельств, которые установлены судом на основании представленных в материалы дела доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 марта 2022 года (мотивированное решение от 15 марта 2022 года), принятое в порядке упрощенного производства, по делу № А71-18067/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья | Е.Ю. Муравьева |