СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-5016/2022-АКу
г. Пермь
06 июня 2022 года Дело № А50-235/2022
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Трефиловой Е.М.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, публичного акционерного общества «Пермская энергосбытовая компания»,
на решение Арбитражного суда Пермского края,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу № А50-235/2022
по заявлению публичного акционерного общества «Пермская энергосбытовая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН <***> ИНН <***>)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Публичное акционерное общество «Пермская энергосбытовая компания» (далее – заявитель, ПАО «Пермэнергосбыт») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 01.12.2021 № 7366 по делу об административном правонарушении, вынесенного Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края (далее – административный орган, Инспекция), которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 10.03.2022, мотивированное решение изготовлено 22.03.2022), в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ПАО «Пермэнергосбыт» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе приведены доводы о недоказанности наличия в действиях общества состава вмененного правонарушения; проведение замеров напряжения осуществлено с многочисленными существенными нарушениями установленного законодательством порядка, в связи с чем, выводы о нарушении качества электроэнергии, поставляемой по адресу: <...>, являются недостоверными; кроме того, Инспекцией при проведении проверки грубо нарушены права и законные интересы ПАО «Пермэнергосбыт», не обеспечены гарантии защиты прав организации, предусмотренные Федеральным законом № 294-ФЗ.
Инспекция в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразила несогласие с доводами апеллянта, указала на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, на основании распоряжения от 09.08.2021 № 7366л Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой обнаружено нарушение нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами в многоквартирном доме № 1а по ул. Нефтяников г. Перми, а именно: на кухне квартиры № 10 фактическое значение показателя составило 194В при нормированном значении показателя напряжения 220В; на вводе в дом напряжение электропитания составляет: 1 фаза – 198В, 2 фаза – 197В, 3 фаза – 196В, что квалифицировано инспекцией как нарушение требований пункта 10 Приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, подпункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (далее – ГОСТ 32144-2013).
27.09.2021 Инспекцией по факту установленного нарушения нормативного уровня режима обеспечения населения коммунальными услугами в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении № 7366 по статье 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с компетенцией, установленной статьей 23.55 КоАП РФ, административным органом вынесено постановление от 01.12.2021 № 7366 о привлечении ПАО «Пермэнергосбыт» к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, соблюдения процедуры, срока привлечения к административной ответственности и отсутствия оснований для освобождения заявителя от административной ответственности
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
На основании пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В силу пункта 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, сетевые организации в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
В соответствии с пунктом 28 Основных положений по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
При этом пунктом 30 Основных положений установлено, что в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Правил № 354 «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг; «ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
В силу подпункта «а» пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Качество предоставляемых коммунальных услуг должно отвечать требованиям, приведенным в приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, согласно пункту 10 которого напряжение и частота электрического тока должно постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2014); отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
В силу пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" положительные и отрицательные отклонения напряжения электропитания в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю, т.е. не должны превышать 220 В +/- 10% (198 В - 242 В).
Согласно материалам дела, ПАО «Пермэнергосбыт» является ресурсоснабжающей организацией при предоставлении коммунальной услуги электроснабжения для жителей дома № 1а по ул. Нефтяников г. Перми, следовательно, в соответствии с Правилами № 354 общество является лицом, ответственным за обеспечение нормативного уровня и режима бесперебойного предоставления коммунальных услуг жителям данного дома, и надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Факт нарушения требований пункта 10 приложения № 1 к Правилам № 354 и пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013, выразившийся в предоставлении коммунальной услуги электроснабжения, не соответствующей требованиям качества (несоответствие параметров напряжения электропитания на вводе в жилой дом), установлен инспекцией в ходе проверки, подтвержден актом проверки от 11.08.2021 № 7366л, отражен в протоколе об административном правонарушении от 27.09.2021 № 7366.
Доводы заявителя об обратном, основанные на том, что проведение замеров напряжения осуществлено с нарушениями установленного законодательством порядка, замеры проведены лицом, не имеющим соответствующую квалификацию, и прибором, не соответствующим требованиям Методических указаний по контролю и анализу качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения (РД 153-34.0-15.501-00), отклоняются судом.
Согласно акту проверки от 11.08.2021, при проведении замеров напряжения электропитания использованы клещи измерительные электронные Testo 770-1 (заводской N 0000471), к акту приложено свидетельство о поверке N С-ВН/22-07-2021/81056442, дата поверки 22.07.2021, действительно до 21.07.2022, сведения о результатах поверки внесены в госреестр ФГИС «АРШИН».
Наличие у электрика ООО УК «Крона» ФИО1, проводившего замеры, соответствующей квалификации подтверждается представленными в материалы дела копиями удостоверения электрика № 5 от 26.11.2019 и свидетельства электромонтера 3 разряда № 300 от 31.10.1986.
Вопреки доводам жалобы, отсутствие протокола испытаний электрической энергии как отдельного документа при условии отражения в акте проверки всех необходимых данных, в том числе времени и месте замера, применяемых приборов и результатах замера, не является существенным нарушением, ставящим под сомнение результаты замеров.
Доказательств, опровергающих проведенные замеры, заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах, наличие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, доказано.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом при производстве по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении.
ПАО «Пермэнергосбыт», являясь ресурсоснабжающей организацией, обязано было осуществлять полный, необходимый и достаточный комплекс действий, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, отвечающих нормативным требованиям.
Доказательств, безусловно свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения правил и норм при предоставлении коммунальных услуг, наличии каких-либо препятствий для их надлежащего исполнения, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Административный штраф назначен в минимальном размере санкции, установленной статьи 7.23 КоАП РФ.
Правовых оснований для замены назначенного административного штрафа на предупреждение в порядке ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ судом не установлено, поскольку согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ПАО «Пермэнергосбыт» не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного деяния, суд апелляционной инстанции не установил оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ. Исключительность ситуации, в которой было совершено правонарушение, из материалов дела не усматривается.
Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств, не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении судом норм материального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
Решение Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-235/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья
Е.М. Трефилова