ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-5195/2021-АК от 25.05.2021 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 5 /2021-АК

г. Пермь

28 мая 2021 года                                                         Дело № А60-61143/2020 ­

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2021 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,

судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бочаровой И.В.,

при участии:

от заявителя - Администрации городского округа Первоуральск: Чемерикина П.С., доверенность от 25.05.2020, паспорт;

от иных лиц, участвующих в деле, - представили не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя, Администрации городского округа Первоуральск,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 04 марта 2021 года по делу № А60-61143/2020

по заявлению Администрации городского округа Первоуральск (ИНН 6625004730, ОГРН 1036601476922)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)

третьи лица: ОАО «МРСК Урала»,  АО «ГАЗЭКС», ПАО «Т Плюс», Первоуральское производственное МУП «Водоканал», ООО «Аква-ресурс», АО «Облкоммунэнерго»,  ООО «Дельтастрой», ООО «Атриум», ООО «Уралстройпроект».

о признании недействительным решения,

установил:

Администрация городского округа Первоуральск обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по жалобам №066/01/18.1-3712/2020, №066/01/18.1-3713/2020, № 066/01/18.1-3714/2020.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования администрации в полном объеме.

В апелляционной жалобе заявитель выражает несогласие с выводами антимонопольного органа и суда о нарушении администрацией порядка размещения информации при формировании документации об аукционе; также апеллянт считает, что у антимонопольного органа отсутствовали основания для рассмотрения поступивших жалоб от лиц, не подавших заявку на участие в аукционе.

Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя выразил несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.

Антимонопольный орган по основаниям, изложенным в представленном отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Третье лицо ПАО «Т Плюс» в представленном отзыве на апелляционную жалобу указало, что в запросе администрации ГО Первоуральск отсутствовала ссылка на то, что технические условия запрашиваются в целях подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; кроме того, к запросу не были приложены правоустанавливающие документы на земельный участок; вместе с тем, ООО «СТК» сообщило о наличии технической возможности подключения и указало, что необходимо сделать для получения технических условий; администрация не была лишена возможности устранить недостатки и получить надлежаще оформленные технические условия.

Иные лица, участвующие в деле, отзывы на жалобу не представили.

Заинтересованное лицо и третьи лица о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО «Дельтастрой», ООО «Атриум», ООО «Уралстройпроект» обратились в антимонопольный орган с жалобами на действия (бездействие) организатора торгов - Администрации городского округа Первоуральск, совершенные при организации и проведении торгов (№ 270820/0163433/01 на сайте https://torgi.gov.ru) в форме аукциона: Лот № 1 - право на заключение договора аренды земельного участка, с кадастровым № 66:58:1101006:2974 местоположение: РФ, Свердловская область, г. Первоуральск, п. Новоуткинск, ул. Партизан, 48Б, разрешенное использование земельного участка - магазины, категория земель - земли населенных пунктов, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 600 кв. метров, из земель сроком на 5 (Пять) лет; Лот № 2 - право на заключение договора аренды земельного участка, с кадастровым № 66:58:0120013:96 местоположение: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Асфальтовая, 1, разрешенное использование земельного участка - заготовка древесины, категория земель - земли населенных пунктов, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 8702 кв. метров, сроком на 5 (Пять) лет; Лот № 3 - право на заключение договора аренды земельного участка, с кадастровым № 66:58:0110003:82 местоположение: Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Старателей, 2Б, разрешенное использование земельного участка - спорт, категория земель - земли населенных пунктов, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 242 кв. метра, из земель сроком на 5 (Пять) лет.

22.09.2020 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области вынесено решение по жалобам №066/01/18.1-3712/2020, №066/01/18.1-3713/2020, № 066/01/18.1-3714/2020.

В соответствии с данным решением жалобы ООО «Дельтастрой», ООО «Атриум», ООО «Уралстройпроект», признаны обоснованными. Организатор торгов в лице Администрации городского округа Первоуральск признан нарушившим пп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ, что выразилось в неразмещении в извещении о проведении аукционов сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования извещения.

Не согласившись с вынесенным решением, Администрация городского округа Первоуральск обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным и отказал заявителю в удовлетворении требований.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзывах на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган уполномочен рассматривать жалобы заявителей на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Лица, не подавшие заявки на торги, в жалобе должны указать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе, участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Неразмещение в извещении о проведении аукционов сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования извещения нарушает права и законные интересы потенциальных участников торгов, что в свою очередь может обосновывать отсутствие поданных заявок.

Следовательно, заявители ООО «Дельтастрой», ООО «Атриум», ООО «Уралстройпроект» были вправе обжаловать процедуру проведения торгов в части информационного обеспечения торгов, а также препятствий в подаче заявки.

В соответствии с п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. В случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка согласно п. 7 ст. 39.11 ЗК РФ осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.

Порядок организации и проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст. 39.11 и ст. 39.12 ЗК РФ.

Согласно п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Извещение о проведении аукциона №1310-2020/АЮ было опубликовано 27.08.2020 на официальном сайте -torgi.gov.ru (№270820/0163433/01), а также 27.08.2020 на сайте городского округа Первоуральск.

Заявки на участие в аукционах принимаются с 02.09.2020 по 05.10.2020.

Дата и время проведения аукциона 13.10.2020 с 09-00.

Согласно пп. 4 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.

При подготовке к проведению аукциона по инициативе органа местного самоуправления либо заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица согласно пп, 4 п. 3 и пп. 8 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ осуществляется получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.

В соответствии с ч. 9 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за 30 дней до дня проведения аукциона предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также в течение 14 дней со дня поступления заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка направляет в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении указанных технических условий, информации о сроке их действия и плате за подключение (технологическое присоединение).

Согласно частям 7 и 8 ст. 48 ГрК РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года. Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей' инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.

ООО «Дельтастрой» в жалобе ссылается на то, что в нарушение пп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ в извещении о проведении аукционов № 1310-2020/АЮ по Лоту № 1 отсутствуют технические условия подключения (технологического присоединения, далее -техприсоединение) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно письму 1ШМУП «Водоканал» от 10.09.2019 № 1209/4 для решения вопроса о предоставлении технических условий необходимо обратиться в ООО «Аква-ресурс». Согласно письму от 16.09.2019 № 50-07/50/и-97 АО «Облкоммунэнерго» подключение к электроснабжению возможно, однако, данное письмо не является техническим условием, так как отсутствуют сумма оплаты за техприсоединение, точка подключения, максимальная и минимальная мощность присоединения, вместе с тем, технические условия выдаются на каждый адрес присоединения отдельно, а не на 3 сразу. Согласно письму от 18.09.2019 № 3/3.5-3/152 техническая возможность тех присоединения к сетям АО «Газэкс» имеется от действующего газопровода низкого давления (Р - 0,002 Мпа) Д - 63 Мц в районе жилого дома, расположенного по адресу: п. Новоуткинск, ул. Партизан, д. 48. Также организатором торгов Администрацией ГО Первоуральск в извещении № 1310-2020/АЮ размещена недостоверная информация о сроке подключения 275 дней, которая, в свою очередь, отсутствует в письме АО «Газэкс».

ООО «Атриум» в жалобе ссылается на то, что в нарушение пп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ в извещении о проведении аукционов № 1310-2020/АЮ по Лоту № 2 отсутствуют технические условия подключения (техподключения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно ответу ОАО «МРСК Урала» электроснабжение земельного участка с кадастровым № 66:58:0120013:96 возможно при условии строительства ВЛ-6 кВт Совхоз - 2, ориентировочно 300 м., строительство ТП -6/0,4 кВт, однако в данном письме отсутствуют сведения о максимальной и минимальной мощности, сроках подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, плате за подключение (технологическое присоединение). Согласно письму ООО «СТК» от 09.04.2020 № 513072-03-00284 снабжение ресурсом, техприсоединение к тепловым сетям возможно, однако данное письмо, также не содержит технических условий, поскольку в нем не указаны сведения о сроках техприсоединения, максимальная и минимальная мощность и плата за техприсоединение. Согласно техническим условиям АО «Газэкс» № 554/2020 от 14.04.2020 техприсоединение к газовым сетям возможно, вместе с тем срок действия 70 дней, который истек 2.06.2020, а извещение № 1310-2020/АЮ размещено 27.08.2020. Согласно ответу АО «Облкоммунэнерго» № 50-07/5014-298 от 03.06.2020 подключение возможно, точка присоединения на границе земельного участка заявителя ВП-0,4 кВт РУ - 0,4 кВТ ТП -306, также отсутствуют сроки техприсоединения, стоимость техприсоединения.

ООО «Уралстройпроект» в жалобе ссылается на то, что в нарушение пп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ в извещении о проведении аукционов № 1310-2020/АЮ по Лоту № 3 отсутствуют технические условия подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно ответу АО «Облкоммунэнерго» № 50-07/50/4-97 от 15.09.2019 техническая возможность техприсоединения, земельного участка возможно, однако отсутствуют сведения, предусматривающие предельную свободную мощность существующих сетей, сроки действия технических условий, плата за подключение (технологическое присоединение), срок действия технических условий. Согласно техническим условиям № 1100/2020 от 23.06.2020, выданных АО «Газэкс», срок действия составляет 70 дней с даты выдачи, т.е. с 23.06.2020, а именно до 03.09.2020, на момент проведения торгов будут считаться не актуальными.

Организатор торгов относительно отсутствия в извещении о проведении аукционов сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения пояснил, что в ходе подготовки к проведению аукциона организатором торгов были запрошены технические условия о технологическом присоединении, в том числе к сетям водоснабжения и водоотведения. По Лоту № 1 согласно ответу ППМУП «Водоканал 10.09.2019 для технологического присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения земельного участка с кадастровым № 66:58:1101006:25974 у ППМУП «Водоканал» отсутствует. В соответствии с ответом АО «Облкоммунэнерго» электроснабжение участка возможно от сетей АО «Облкоммунэнерго». Согласно ответу АО «Газэкс» техническая возможность подключения объекта, расположенного на земельном участке возможно от подземного газопровода низкого давления (Р-0,002 Мпа) Д - 63 мм (полиэтилен). Полученные ответы на запросы о предоставлении технических условий были прописаны в п. 3.1.5 извещения № 1310-2020/АЮ. По Лоту № 2 организатором торгов сделан запрос в ОАО «МРСК Урала» о выдаче технических условий подключения к сетям электроснабжения в отношении земельного участка с кадастровым № 66:580120013:96. В ответе ОАО «МРСК Урала» указано, что электроснабжение земельного участка с кадастровым № 66:58:0120013:96 возможно при условии строительства ВЛ-6 кВт Совхоз -2, ориентировочно 300 м., строительство ТП - 6/0,4 кВт. Также в ответ на запрос Администрации ГО Первоуральск ООО «СТК» указало, что теплоснабжение от сетей ООО «СТК» возможно. Согласно ответу АО «Облкоммунэнерго» присоединение к электросетям возможно при выполнении ряда условий. Полученные ответы на запросы о предоставлении технических условий были прописаны в п. 3.2.5 извещения № 1310-2020/АЮ. По Лоту № 3 организатором торгов также были запрошены технические условия о технологическом присоединении. В ответ АО «Облкоммунэнерго» от 16.09.2019 указало, что имеется возможность технологического присоединения к сетям электроснабжения земельного участка с кадастровым № 66:58:0110003:82 от сетей АО «Облкоммунэнерого». Согласно ответу АО «Газэкс» от 23.06.2020 имеется возможность подключения объекта капитального строительства от проектируемого газопровода высокого давления. Полученные ответы на запросы о предоставлении технических условий были прописаны в п. 3.3.5 извещения № 1310-2020/АЮ. Согласно п. 24 ст. 39.11 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором торгов в течение 3 дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона. Организатор торгов обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам задатки. В связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных пл. 4 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ а именно отсутствием технических условий, техприсоединения предполагаемого к строительству объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения на земельном участке, являющимся предметом аукциона, руководствуясь положениями п. 4 ст. 448 ГК РФ, 16.09.2020 Администрацией ГО Первоуральск принято постановление № 1806 об отказе в проведении аукционов на право заключения договоров аренды. Информация об отмене в проведении торгов размещена на официальном сайте Администрации ГО Первоуральск в сети «Интернет» prvadm.ru и на сайте torgi.gov.ru 16.09.2020.

ППМУП «Водоканал» по Лоту № 1 пояснил, что в ответ на запрос Администрации ГО Первоуральск о технических условиях, указал на отсутствие в указанном районе сетей водоснабжения и водоотведения, так как у ППМУП «Водоканал» их нет, а также на необходимость обратиться в ООО «Аква-ресурс», которое является гарантирующей организацией.

ООО «Аква-ресурс» по Лоту № 1 пояснило, что в адрес ООО «Аква-ресурс» не поступало обращений на выдачу технических условий по адресу: п.г.т. Новоуткинск, ул. Партизан, д. 48 Б, более того, вышеуказанный адрес не входит в зону действия ООО «Аква-ресурс», как гарантирующего поставщика.

АО «Газэкс» по Лоту № 1 указало, что согласно п. 6 Правил подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314), заявитель в целях определения технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий, с приложением документов, перечень которых определен Правилами 410. Вместе с тем, информация о технической возможности подключения была направлена в адрес администрации.

ООО «СТК» по Лоту № 2 пояснило, что в адрес администрации направило информацию о наличии технической возможности подключения к существующим сетям, также указало на необходимость приложить правоустанавливающие документы.

АО «Облкоммунэнерго» указало, что Правила № 83 не распространяются на АО «Облкоммунэнерго», так как порядок технологического присоединения к электрическим сетям регулируется Правилами № 861, согласно которым первоначальным этапом процедуры техприсоединения является подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение.

ОАО «МРСК Урала» по Лоту № 2 пояснило, что в адрес администрации на ее запрос был направлен ответ о возможности электроснабжение земельного участка с кадастровым № 66:58:0120013:96 при условии строительства ВЛ-6 кВт Совхоз - 2, ориентировочно 300 м., строительство ТП - 6/0,4 кВт.

АО «Газэкс» по Лоту № 2 указало, что в адрес администрации были направлены технические условия № 554/2020 от 04.06.2020.

АО «Газэкс» по Лоту № 3 указало, что в адрес администрации были направлены технические условия № 1100/2020 от 23.06.2020.

Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков (утв. Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540) деловое управление включает в себя размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); склады включают в себя размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.

Согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Следовательно, на земельных участках предусматривается размещение объектов капитального строительства, и у организатора торгов возникает обязанность по указанию технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в извещении о поведении торгов.

Статьей 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено: сеть инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений (п. 20); система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (п. 21).

К сетям инженерно-технического обеспечения относятся сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения (Разъяснения ФАС России «Об обязательности наличия в извещении о проведении аукционов сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения»).

Согласно п. 10 ст. 48 ГрК РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством РФ.

Согласно п. 5 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ 13.02.2006 № 83 орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка, находящегося в государственной собственности, предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для их получения, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия указанного решения обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно- технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.

Технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены (п. 10 Правил № 83).

Согласно п. 9 Правил № 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно п. 11 Правил № 787 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил, в полном объеме, теплоснабжающие и теплосетевые организации в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязаны предоставить технические условия либо мотивированный отказ в выдаче указанных технических условий при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения. В случае непредставления сведений и документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил, в полном объеме теплоснабжающие и теплосетевые организации вправе отказать в выдаче технических условий.

Согласно п. 13 Правил № 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий. Согласно ч. 10.1 ст. 48 ГрК РФ требования частей 7-10 данной статьи не применяются к технологическому присоединению объектов капитального строительства к электрическим сетям, данный порядок устанавливается Правилами № 861. Правилами № 861 установлено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям №4-7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации) (п. 8).

Согласно п. 15 Правил № 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 -14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

Таким образом, в случае отсутствия возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, предоставляет мотивированный отказ в выдаче таких условий. При этом данное обстоятельство не является препятствием для проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 30.06.2015 № Д23и-3009 положение пп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ в части требований об указании в извещении о проведении аукциона сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не обозначает необходимости наличия таких условий для подключения, но является требованием о предоставлении исчерпывающих сведений о возможности застройки участка.

Следовательно, заключение о невозможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения является соблюдением условий, предусмотренных пп. 4 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ.

Таким образом, земельный участок может быть предметом аукциона и в случае невозможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, при этом, в извещении о продаже такого земельного участка должны быть указаны сведения, предусмотренные пп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ, в том числе, в виде технических условий либо мотивированных отказов в выдаче технических условий, полученные организатором торгов у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объекта капитального строительства.

Вместе с тем организатором торгов в извещении о проведении аукционов не указаны сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования извещения. 

Исходя из вышеизложенного, антимонопольный орган, правильно заключил, что имеет место нарушение организатором торгов пп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ, что выразилось в неразмещении в извещении о проведении аукционов сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, либо мотивированных отказов в выдаче технических условий, полученных организатором торгов у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объекта капитального строительства.

Доводы администрации о  том, что жалобы обществ «Дельтастрой», «Артриум», «Уралстройпроект» не подлежали рассмотрению антимонопольным органом, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены как несостоятельные, основанные на неверном толковании положений Закона о защите конкуренции. Оснований для иной оценки приведенных администрацией доводов суд апелляционной инстанции не усматривает.  

Ссылки заявителя жалобы на то, что до вынесения антимонопольным органом оспариваемого решения администрацией уже была размещена информация об отмене торгов, во внимание апелляционным судом не принимаются, поскольку правового значения не имеют, не влияют на законность оспариваемого решения антимонопольного органа.

При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным и правомерно оставил требования заявителя без удовлетворения.

Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда, то признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация городского округа Первоуральск освобождена от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение  Арбитражного  суда  Свердловской области от 04 марта 2021 года по делу № А60-61143/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Е.М. Трефилова

Судьи

В.Г. Голубцов

Н.М. Савельева