ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-5238/2022-АК от 22.06.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                                               № 17АП- 8 /2022-АК

г. Пермь

24 июня 2022 года                                                            Дело № А60-58636/2021 ­­

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Трефиловой Е.М.,

судей Муравьевой Е.Ю., Шаламовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,

при неявке лиц, участвующих в деле,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Администрации городского округа Верхняя Пышма,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 10 марта 2022 года по делу № А60-58636/2021

по заявлению Администрации городского округа Верхняя Пышма (ИНН 6606003882, ОГРН 1026600729066)

к главному государственному инспектору по пожарному надзору ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск - начальнику ОНДиПР ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области (ИНН 6672176609, ОГРН 1046604426890) Бугрееву Александру Ивановичу, заместителю начальника ОНДиПР ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области Жданову Евгению Сергеевичу

третьи лица: Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (ИНН 6658278616, ОГРН 1076658027588), муниципальное казенное учреждение «Управление гражданской защиты городского округа Верхняя Пышма» (ИНН 6606028083, ОГРН 1086606001525), государственное казенное учреждение Свердловской области "Березовское лесничество" (ИНН 6604020762, ОГРН 1086604000064), государственное казенное учреждение Свердловской области "Билимбаевское лесничество" (ИНН 6625046137, ОГРН 1086625000307), Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287)

о признании недействительным предписания,

установил:

Администрация городского округа Верхняя Пышма обратилась в арбитражный суд с заявлением к главному государственному инспектору по пожарному надзору ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск - начальнику ОНДиПР ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области Бугрееву Александру Ивановичу, заместителю начальника ОНДиПР ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области Жданову Евгению Сергеевичу о признании предписания №60/1/1 от 24.05.2021 недействительным в части пунктов 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 25,27, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 37, 38, 39, 43, 45, 47, 48, 49, 50, 53, 54, 56, 58, 60, 61, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 71, 72 (с учетом уточнения требований).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в апелляционный суд с жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе, оспаривая законность пунктов 1, 5, 8, 11, 16, 20, 24, 28, 33, 38, 43, 47, 49, 54, 60, 65, 66, 67 предписания, администрация указывает, что в соответствии с письмом ГКУ СО «Березовское лесничество» от 12.08.2021 № 554, в целях проведения противопожарного обустройства населенных пунктов на территории городского округа Верхняя Пышма возможна прокладка противопожарных минерализованных полос вместо создания противопожарных разрывов; заявляет, что предписание является неисполнимым, поскольку не содержит конкретных адресов нарушений, не предоставлены схемы, выписки и замеры расстояний от конкретных домов до лесных массивов, а также не указаны наименования массивов (лесных кварталов, урочищ и т.п.), граничащих с жилыми домами и их собственник; утверждает, что органы местного самоуправления не компетентны осуществлять устройство противопожарных разрывов в отношении лесов, расположенных на земельных участках, окружающих населенные пункты городского округа Верхняя Пышма. Оспаривая законность пунктов 6, 9, 15, 17, 21, 25, 29, 34, 39 50, 61 предписания заявитель указывает, что устроенные осенью 2020 года противопожарные минерализованные полосы на территориях земельных участков, прилегающих к лесу, способны выполнять свою пожаропредупредительную функцию, значит, п. 70 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, администрацией соблюден; кроме того, при вынесении предписания надзорным органом не были исследованы все обстоятельства, в том числе не учтена невозможность устранения нарушений по причине, не зависящим от заявителя, а именно наличие естественных преград, которые не позволят осуществить мероприятия. Оспаривая законность пунктов 30, 71 предписания, администрация указывает на неисполнимость предписания в данной части; заявляет, что невозможно определить, в отношении каких наружных водопроводных сетей не исполнена обязанность муниципального образования по надлежащему содержанию; кроме того, заявитель считает, что предписание незаконно устанавливает обязанность органа местного самоуправления содержать имущество, не находящееся в муниципальной собственности.

Главный государственный инспектор по пожарному надзору ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск Бугреев А.И. в представленном в суд апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами заявителя, приведенными в жалобе, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, а также заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей заинтересованных лиц.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.

Как установлено судом из материалов дела, в соответствии с планом плановых проверок на 2020 год, в период с 20.04.2020 по 15.05.2020 сотрудниками ОНДиПР ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск на основании распоряжения главного государственного инспектора по пожарному надзору ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск - начальника ОНДиПР ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск Бугреева А.И. от 09.04.2020 № 20 в отношении Администрации городского округа Верхняя Пышма: город Верхняя Пышма, деревня Верхотурка, деревня Мостовка, поселок Вашты, поселок Гать, поселок Глубокий Лог, поселок Залесье, поселок Зеленый Бор, поселок Исеть, поселок Каменные Ключи, поселок Кедровое, поселок Красный, поселок Красный Адуй, поселок Крутой, поселок Нагорный, поселок Ольховка, поселок Первомайский, поселок Половинный, поселок Ромашка, поселок Сагра, поселок Санаторный, поселок Соколовка, поселок Шахты, село Балтым, село Мостовское проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

По результатам проверки составлен акт проверки от 15.05.2020 № 20 и выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 15.05.2020 № 20/1/1, со сроком исполнения до 15.04.2021.

На основании распоряжения главного государственного инспектора по пожарному надзору ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск - начальника ОНДиПР ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск Бугреева А.И. от 12.05.2021 № 60 в отношении Администрации городского округа Верхняя Пышма: город Верхняя Пышма, деревня Верхотурка, деревня Мостовка, поселок Гать, поселок Залесье, поселок Зеленый Бор, поселок Исеть, поселок Каменные Ключи, поселок Кедровое, поселок Красный, поселок Красный Адуй, поселок Крутой, поселок Нагорный, поселок Ольховка, поселок Первомайский, поселок Половинный, поселок Ромашка, поселок Сагра, поселок Санаторный, поселок Соколовка, поселок Шахты, село Балтым, село Мостовское, в период с 21 по 24 мая 2021 года проведена внеплановая выездная проверка.

В ходе проверки выявлены факты невыполнения пунктов 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 46, 47, 54, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 76, 78, 80, 81, 83, 84, 85 предписания от 15.05.2020 №20/1/1, а именно установлено, что не устранены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- пос. Красный Адуй: отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным массивом; не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения (в зимнее время года); на территории поселения не обеспечен запас воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом радиуса обслуживания объектов защиты; у естественного водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему, не установлены соответствующие указатели со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;

- пос. Половинный: отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным массивом; территории земельных участков, прилегающие к лесу, не очищены от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером; на территории поселения не обеспечен запас воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом радиуса обслуживания объектов защиты;

- пос. Ромашка: отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным массивом; территории земельных участков, прилегающие к лесу, не очищены от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером; на территории поселения не обеспечен запас воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом радиуса обслуживания объектов защиты;

- пос. Зеленый Бор: отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяженности участка границы населённого пункта с лесным массивом: у естественного водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему, не установлены соответствующие указатели со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения (ограничен доступ к водоему (место забора воды)); на территории поселения не обеспечен запас воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом радиуса обслуживания объектов защиты; территории земельных участков, прилегающие к лесу, не очищены от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером;

- пос. Крутой: отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным массивом; территории земельных участков, прилегающие к лесу, не очищены от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером; у естественного водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему, не установлены соответствующие указатели со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; на территории поселения не обеспечен запас воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом радиуса обслуживания объектов защиты;

- пос. Залесье: отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным массивом; территории земельных участков, прилегающие к лесу, не очищены от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером; у естественного водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему, не установлены соответствующие указатели со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; на территории поселения не обеспечен запас воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом радиуса обслуживания объектов защиты;

- пос. Санаторный: отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным массивом; территории земельных участков, прилегающие к лесу, не очищены от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером; не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения (в зимнее время года); на территории поселения не обеспечен запас воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом радиуса обслуживания объектов защиты;

- пос. Шахты: отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным массивом; территории земельных участков, прилегающие к лесу, не очищены от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером;

- с. Балтым: не обеспечена исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и не организовано проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (в районе жилого комплекса Балтым-Парк); на территории поселения не обеспечен запас воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом радиуса обслуживания объектов защиты;

- пос. Исеть: на территории поселения не обеспечен запас воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом радиуса обслуживания объектов защиты;

- пос. Сагра: отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным массивом; территории земельных участков, прилегающие к лесу, не очищены от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером; не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения (в зимнее время года); у естественного водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему, не установлены соответствующие указатели со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; на территории поселения не обеспечен запас воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом радиуса обслуживания объектов защиты;

- пос. Гать: отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным массивом; территории земельных участков, прилегающие к лесу, не очищены от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером; не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения. (В зимнее время года); у естественного водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему, не установлены соответствующие указатели со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;

- пос. Красный: не обеспечено исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, а именно: допускается установка шлагбаума (ул. Куйбышева, 16, 18, ул. Зеленая в районе пожарного водоема); отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным массивом; у естественного водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему, не установлены соответствующие указатели со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; на территории поселения не обеспечен запас воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом радиуса обслуживания объектов защиты; не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения (в зимнее время года);

- пос. Соколовка: отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным массивом; на территории поселения не обеспечен запас воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом радиуса обслуживания объектов защиты;

- пос. Кедровое: отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным массивом; территории земельных участков, прилегающие к лесу, не очищены от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером; у естественного водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему, не установлены соответствующие указатели со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; к источнику наружного противопожарного водоснабжения (реки, озера, бассейны, градирни и др.) не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ул. Лесная, 2); на территории поселения не обеспечен запас воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом радиуса обслуживания объектов защиты;

- пос. Ольховка: отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным массивом; у естественного водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему, не установлены соответствующие указатели со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; на территории поселения не обеспечен запас воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом радиуса обслуживания объектов защиты;

- с. Мостовское: у естественного водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему, не установлены соответствующие указатели со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; на территории поселения не обеспечен запас воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом радиуса обслуживания объектов защиты;

- пос. Нагорный: не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения (в зимнее время года); отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным массивом; территории земельных участков, прилегающие к лесу, не очищены от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером; у естественного водоема (водоисточника), а также по направлению движения к нему, не установлены соответствующие указатели со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; на территории поселения не обеспечен запас воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом радиуса обслуживания объектов защиты;

- д. Мостовка: на территории поселения не обеспечено наличие телефонной связи; отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным массивом;

- д. Верхотурка: отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным массивом;

- пос. Первомайский: отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным массивом; не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения (в зимнее время года); на территории поселения не обеспечен запас воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом радиуса обслуживания объектов защиты; не обеспечена исправность источников наружного противопожарного водоснабжения (ПГ) (Сводный акт от 12.10.2020 (ПГ)); не обеспечена исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, не организовано проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (В районе жилого комплекса «Рифей», жилого комплекса «Успенский», микрорайона «Центральный», жилого комплекса «Юность», жилого комплекса Селен, жилого комплекса «Петровский»); на территории поселения не обеспечен запас воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом радиуса обслуживания объектов защиты.

По результатам проверки составлен акт проверки от 24.05.2021 № 60 и администрации выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 24.05.2021 № 60/1/1. Срок устранения нарушения установлен до 11.04.2022.

Не согласившись с вынесенным предписанием в части пунктов 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 25,27, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 37, 38, 39, 43, 45, 47, 48, 49, 50, 53, 54, 56, 58, 60, 61, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 71, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции не установил оснований для признания предписания в оспариваемой части недействительным и оставил заявленные требования без удовлетворения.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ, Закон о пожарной безопасности) федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона.

Органами государственного пожарного надзора являются в числе прочих территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту "в" пункта 6 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1418, должностные лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеют право выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований.

Таким образом, оспариваемое предписание выдано уполномоченным государственным органом, в пределах предоставленной ему компетенции.

Относительно законности и обоснованности оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о пожарной безопасности законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 20 Закона о пожарной безопасности техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон № 123-ФЗ) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно части 4 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ).

Согласно пунктам 1, 5, 8, 11, 16, 20, 24, 28, 33, 38, 43, 47, 49, 54, 60, 65, 66, 67 предписания, административным органом установлено, что отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта пос. Красный Адуй с лесным массивом.

В соответствии со статьями 6, 63 Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 10 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; ст. 46 Федерального закона РФ № 184-ФЗ «О техническом регулировании», п. 5* прил. 1 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15 метров.

Согласно требованиям п. 4.14 СП 4.13130.2013 противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 метров, лиственных пород - не менее 30 метров.

Указанные расстояния определяются как наименьшее расстояние от наружных конструкций зданий, сооружений до границы лесного массива. Границы лесных насаждений на землях различных категорий устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

Расстояния от зданий и сооружений I-IV степеней огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности СО и С1 до лесных насаждений хвойных (смешанных) пород допускается уменьшать до 30 метров, при условии, что наружные поверхности обращенных к лесу стен, в том числе отделка, облицовка (при наличии) выполнены из материалов группы горючести не ниже П. В качестве наружного (водоизоляционного) слоя кровли в пределах 50 метров от леса должны применяться материалы не ниже Г1 или РП1.

Противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов с индивидуальной малоэтажной жилой застройкой, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных, садовых земельных участках должны составлять не менее 30 метров. Расстояния до леса от садовых домов и хозяйственных построек на садовых земельных участках должны составлять не менее 15 метров. При определении противопожарных расстояний до лесных насаждений от объектов производственного назначения, автозаправочных станций, энергообъектов и объектов нефтегазовой индустрии, объектов транспортной инфраструктуры и линейных объектов, особо опасных, технически сложных объектов, а также объектов, размещаемых в лесах, следует руководствоваться требованиями раздела 6, [1], [2], СП 155.13130 и других нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности. Противопожарные расстояния до лесных насаждений от некапитальных, временных сооружений (построек) должны составлять не менее 15 метров.

Оспаривая предписание в данной части, администрация заявляет, что органы местного самоуправления не компетентны осуществлять устройство противопожарных разрывов в отношении лесов, расположенных на земельных участках, окружающих населенные пункты городского округа Верхняя Пышма.

Суд апелляционной инстанции отклоняет указанные доводы.

В силу пункта 10 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Согласно статье 63 Федерального закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Статьей 19 Закона N 69-ФЗ установлен перечень полномочий органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, к которым отнесено, в том числе принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.

Согласно пункту 1 статьи 28 Устава ГО Верхняя Пышма к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относятся, в том числе: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа, деятельности муниципальной пожарной охраны; организация и осуществление мероприятий по гражданского обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; подготовка на основании генерального плана ГО, правил землепользования и застройки документации по планировке территорий для утверждения главой ГО, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

Таким образом, из системного анализа приведенных норм следует, что Администрация ГО Верхняя Пышма обязана принимать все исчерпывающие меры для исполнения требований пожарной безопасности при выполнении первичных мер пожарной безопасности и как уполномоченный орган местного самоуправления должна привести противопожарные расстояния на границе населённого пункта пос. Красный Адуй с лесным массивом в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности.

Доводы о неисполнимости предписания в соответствующей части ввиду отсутствия в нем указания на адреса нарушений, выписки и замеры расстояний, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными. В предписании указан конкретный населенный пункт, расстояние от границ застройки которого до лесных насаждений составляет менее 30 метров (50 метров), что позволяет выполнить предписание. С заявлением о разъяснении предписания администрация в административный орган не обращалась. Более того, согласно пояснениям административного органа, в рамках подготовки к весенне-летнему пожароопасному периоду 2021 года, сотрудниками ОНДиПР ГО Верхняя Пышма, ГО Среднеуральск был направлен запрос в Администрацию ГО Верхняя Пышма о предоставлении перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, в ответ на который администрация направила Перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров с указанием расстояний до крайних деревьев соответствующего лесного участка, что свидетельствует о том, что администрация владеет информацией о том, где и в каких местах выявлены факты несоблюдения противопожарных расстояний.

Ссылка на письмо ГКУ СО «Березовское лесничество» от 12.08.2021 № 554, согласно которому в целях проведения противопожарного обустройства населенных пунктов на территории городского округа Верхняя Пышма возможна прокладка противопожарных минерализованных полос вместо создания противопожарных разрывов, отклоняется, поскольку само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности предписания и об отсутствии нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки в мае 2021 года. При этом, соответствующее письмо с предложением альтернативного способа устранения нарушений может быть доведено до административного органа в подтверждение выполнения предписания.

Согласно пунктам 6, 9, 15, 17, 21, 25, 29, 34, 39, 50, 61 оспариваемого предписания, административным органом установлено, что территории земельных участков, прилегающие к лесу, не очищены от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной 10 метров от леса либо от отделяют лес от противопожарной минерализированной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

В соответствии с пунктом 70 Правил противопожарного режима  в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее – Правила № 1479), в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Администрация утверждает, что указанные требования соблюдены, так как устроенные осенью 2020 года противопожарные минерализованные полосы на территориях земельных участков, прилегающих к лесу, способны выполнять свою пожаропредупредительную функцию.

В письме исх. № 01-01-24/5136 от 18.06.2021 администрация указывает, что в соответствии с контрактом от 05.04.2021 №0862300039421000004, заключенным между МКУ «Управление гражданской защиты городского округа Верхняя Пышма» и индивидуальным предпринимателем Ковалевым Евгением Викторовичем, в мае-июне 2021г. выполнены работы по устройству минерализованных полос вокруг населенных пунктов Верхняя Пышма, подверженных угрозе лесных пожаров.

Однако данные мероприятия выполнены после окончания проверки и вынесения административным органом оспариваемого предписания.

В силу изложенного, принимая во внимание, что законность предписания оценивается арбитражным судом на момент его вынесения, учитывая, что как в период проведения проверки, так и на момент вынесения оспариваемого предписания нарушения пункта 70 Правил № 1479 имели место быть, что отражено в акте проверки от 24.05.2021 № 60, соответствующие доводы заявителя подлежат отклонению, как не свидетельствующие о незаконности предписания в части указанных пунктов.

При этом, суд отмечает, что соответствующие пояснения и документы могут быть представлены в административный орган в качестве доказательств выполнения предписания и соблюдения Правил противопожарного режима.

Ссылки апеллянта на невозможность устранения нарушений по причинам, не зависящим от заявителя, а именно наличие естественных преград, которые не позволят осуществить мероприятия, судом признаны несостоятельными, поскольку соответствующими доказательствами не подтверждены.

Как следует из пунктов 30, 71 оспариваемого предписания, не обеспечена исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, не организовано проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (в районе жилого комплекса «Балтым-Парк», жилого комплекса «Рифей», жилого комплекса «Успенский», микрорайона «Центральный», жилого комплекса «Юность», жилого комплекса Селен, жилого комплекса «Петровский»).

В соответствии пункта 48 Правил № 1479, руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Наличие данных нарушений установлено административным органом, зафиксировано в акте проверки и заявителем не опровергнуто (ст. 65 АПК РФ).

Доводы жалобы о том, что предписание в данной части не соответствует закону, поскольку устанавливает обязанность органа местного самоуправления содержать имущество, не находящееся в муниципальной собственности, отклоняются как основанные на ошибочном толковании нормативных правовых актов, регулирующих вопросы пожарной безопасности. Выполнение требований пункта 48 Правил № 1479 направлено на обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, являющееся в силу пункта 2 статьи 63 Закона № 123-ФЗ одной из первичных мер пожарной безопасности, обеспечение которой, в свою очередь, в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа (п. 10 ст. 16 Закона № 131-ФЗ), следовательно, именно Администрация ГО Верхняя Пышма как орган местного самоуправления является лицом, ответственным за выполнение мероприятий, указанных в пункте 48 Правил № 1479.

Наличие нарушений, указанных в пунктах 3, 7, 10, 14, 19, 23, 27, 31, 37, 45, 48, 53, 56, 58, 63, 69 предписания (в нарушение пункта 48 Правил № 1479, п.п. 8.16, 9.9, 9.29, 9.30 СНиП 2.04.02.84, п.п. 8.6, 9.7, 9.10, 9.11 СП 8.13130.2009, п.п. 8.8, 8.9, 10.3, 10.4 СП 8.13130.2020 на территории поселения не обеспечен запас воды для целей пожаротушения с учетом радиуса обслуживания объектов защиты), также подтверждается материалы дела, правомерность их вменения администрации следует из совокупности норм статей 4, 6, 63, 68 Закона № 123-ФЗ, пункта 10 статьи 16 Закона № 131-ФЗ, статьи 19 Закона № 69-ФЗ.

Доказательств, опровергающих наличие указанных нарушений, заявителем не представлено (ст. 65 АПК РФ), как не приведено в апелляционной жалобе и доводов, опровергающих законность предписания в данной части.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предписание в части пунктов 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 25,27, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 37, 38, 39, 43, 45, 47, 48, 49, 50, 53, 54, 56, 58, 60, 61, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 71 соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, оснований для признания предписания недействительным в оспариваемой части не имеется, требования заявителя правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.

Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация городского округа Верхняя Пышма освобождена от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 марта 2022 года по делу № А60-58636/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
.

Председательствующий

Судьи

     Е.М. Трефилова 

     Е.Ю. Муравьева

      Ю.В. Шаламова