ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-5559/2022-АКУ от 20.06.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-5559/2022-АКу

г. Пермь

20 июня 2022 года Дело № А71-636/2022­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Шаламовой Ю.В.

рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционные жалобы заинтересованного лица, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике и третьего лица, общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство»,

на мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 30 марта 2022 года,

принятое в порядке упрощенного производства

по делу № А71-636/2022

по заявлению Белослудцева Александра Витальевича

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ИНН 1835064045 ОГРН 1051802206389)

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (ИНН 1841023336 ОГРН 1121841000390),

о признании незаконным и отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 29.12.2021 №53,

установил:

Белослудцев Александр Витальевич (далее - Белослудцев А.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене определения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - управление, заинтересованное лицо) от 29.12.2021 № 53 об отказе в возбуждении дела в отношении общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.4, частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (далее – ООО «САХ»).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 марта 2022 года (резолютивная часть от 21 марта 2022 года) заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике от 29.12.2021 № 53 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «САХ» по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ. В удовлетворении остальной части заявления отказано.

Не согласившись с судебным актом, Управление обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.

В апелляционной жалобе Управление настаивает на том, что в силу агентского договора ЖКХ № 19 от 01.12.2018, субъектом размещение информации в системе ГИС ЖКХ является АО «Энергосбыт Плюс», в связи с чем, вынесенное определение об отказе возбуждения дела об административном правонарушении № 53 от 29.12.2021 является законным и обоснованным. Кроме того, управление отмечает, что нарушение в оформлении платежного документа, размещенного в форме электронного документа в ГИС ЖКХ, свидетельствует о нарушении Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», за которое предусмотрена административно ответственность по ч.2 ст.13.19.2 КоАП РФ.

Третье лицо, не согласившись с вынесенным решением, обратилось в суд с апелляционной жалобой, согласно которой ООО «САХ» настаивает на наличии права привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства РФ о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО и подготовки доставки платежных документов потребителям. Обязательство АО «Энергосбыт Плюс», в лице Удмуртского филиала, производить начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО и подготовку доставки платежных документов потребителям основано на договоре, заключенном с ООО «САХ» № ЖКХ-19 от 01.12.2018. По мнению третьего лица, поставщиком информации о внесении платы является организация, через которую осуществляется внесение платы, а не организация, в пользу которой осуществляется платеж за жилищно-коммунальные услуги.

Заявитель по доводам письменного отзыва возражает против апелляционных жалоб, решение суда находит законным и обоснованным.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве».

Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.

Как установлено судом из материалов дела, в адрес Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике поступило обращение Белослудцева А.В. от 06.12.2021 №18-00-02/023-12885-2021 с доводами о том, что ООО «САХ» не приняло меры по своевременному размещению необходимых и достоверных данных в электронном платежном документе за ноябрь 2021г. в ГИС ЖКХ.

В ходе проверки управлением установлено, что АО «Энергосбыт Плюс» является платежным агентом ООО «САХ» и оказывает данной организации услуги по начислению платы за предоставленные собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальные услуги, а также сбору денежных средств с последующим их перечислением на счет указанной организации, направлению потребителям платежных документов за предоставленные коммунальные услуги.

Таким образом, по мнению управления, АО «Энергосбыт Плюс» является организацией, которая на основании ст.7 Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» обязана размещать в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную Законом №209-ФЗ, а также обеспечивать полноту, достоверность, актуальность этой информации и своевременность ее размещения в ГИС ЖКХ.

Управление пришло к выводу, что ООО «САХ» в данном случае не является надлежащим субъектом для привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4, частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

В связи с отсутствием в действиях ООО «САХ» события административного правонарушения по части 1 статьи 14.4, части 1 статьи 14.8 КоАП РФ должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике 29.12.2021 вынесено определение № 53 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Не согласившись с вынесенным определением, Белослудцев А.В. обратился с соответствующим заявлением в суд.

Судом первой инстанции принято вышеизложенное решение.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве на них, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.

В силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд.

Согласно абзацу 4 пункта 19.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.

В силу части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

На основании части 1 статьи 30.1 КоАП РФ право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законным представителям этих лиц, а также защитникам и представителям названных выше лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В силу пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2015 № 2315-О, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события административного правонарушения и отсутствия состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5). Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, которое согласно части 5 статьи 28.1 КоАП РФ должно быть мотивированным, требует, в частности, проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных положениями части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Из обращения заявителя следует, что 02.12.2021 в ГИС ЖКХ был размещен платежный документ на оплату коммунальных услуг за ноябрь 2021г. в отношении потребителя Белослудцева А.В., то есть с нарушением установленного срока, что, по мнению заявителя, свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения по статье 14.4 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.

Объектом данного правонарушения являются права потребителя на получение услуги соответствующей требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг.

Объективная сторона правонарушения состоит в действиях (бездействии) виновного лица по оказанию населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг.

В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе (часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как следует из разъяснений, отраженных в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Статьей 39.1 Закона № 2300-1 установлено, что Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В силу пункта 67 вышеуказанных Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

Согласно пункту 66 Правил плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Таким образом, срок исполнения обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги является установленным, и он не связан с представлением должнику предусмотренных частью 2 статьи 155 ЖК РФ платежных документов. По истечении указанного срока должник считается просрочившим исполнение.

Как установлено судом первой инстанции следует из материалов и не оспаривается лицами, участвующими в деле, платежный документ за ноябрь 2021 года размещен в ГИС ЖКХ АО «ЭнергоСбыт Плюс» 02.12.2021.

Между тем, как правомерно указал суд первой инстанции, размещение платежного документа за ноябрь 2021 года в ГИС ЖКХ 02.12.2021, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, поскольку не подтверждает факт оказания услуг ООО «САХ», не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, не свидетельствует о невозможности заявителя произвести оплату оказанных услуг.

Оснований прийти к иным суждениям суд апелляционной инстанции не усматривает.

Пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, выводы управления об отсутствии состава административного правонарушения по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ являются законными и обоснованными.

Как следует из обращения Белослудцева А.В. от 06.12.2021 АО «Энергосбыт Плюс», действующее в интересах ООО «САХ» по агентскому договору от 01.12.2018 разместило в ГИС ЖКХ информацию, на основании которой был сформирован платежный документ на оплату коммунальных услуг за ноябрь 2021 года в форме электронного документа, в котором указана недостоверная информация, а именно указанный платежный документ не содержит информацию о региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы потребителя и находятся места (площадки) их накопления (номера контактных телефонов, адрес сайта в сети Интернет, на котором размещается, в том числе информация о графике работы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами), в связи с чем, заявитель полагает, что его прав, как потребителя нарушены, а в действиях ООО «САХ» имеются составы административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере защиты прав потребителей, касающиеся информирования потребителя, в частности, о предлагаемых товарах и реализуемых услугах и об исполнителе.

Объективную сторону рассматриваемого деяния составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.

Из приведенных положений КоАП РФ следует, что для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ необходимо установить факт нарушения права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

В силу положений статьи 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Статьей 10 Закона о защите прав потребителей установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1). Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы (пункт 2).

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей следует учитывать, что под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора (подпункт «г» пункта 3).

Согласно пунктом 2 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее Закон №209-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее ГИС ЖКХ), в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении.

Пунктом 1 статьи 2 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что ГИС ЖКХ представляет собой единую федеральную централизованную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

В соответствии с пунктами 1-3, 5, 8, 10 статьи 4 Закона № 209-ФЗ создание, эксплуатация и модернизация системы осуществляются на основе таких принципов, как: открытость, прозрачность и общедоступность информации, содержащейся в системе, недискриминационный доступ к такой информации и к системе, в том числе слабовидящих лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами; однократность размещения в системе информации, аналогичной по содержанию, степени детализации и периодичности, в случае размещения такой информации в обязательном порядке в системе либо иной государственной информационной системе или муниципальной информационной системе с последующей организацией обмена такой информацией между информационными системами и системой; многократность использования информации, размещенной в системе, участниками информационного взаимодействия; непрерывность и бесперебойность функционирования системы; полнота, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе; использование единых форматов для информационного взаимодействия иных информационных систем с системой.

В силу статьи 8 Закона № 209-ФЗ поставщики информации размещают в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, в том числе с использованием имеющихся у них информационных систем, с соблюдением порядка, установленного в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 7 настоящего Федерального закона. Размещение информации в системе поставщиками информации осуществляется с использованием электронной подписи в порядке, установленном в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 7 настоящего Федерального закона. Поставщики информации обеспечивают полноту достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе.

Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 11 Закона №209-ФЗ).

В подпункте «б» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее по тексту - Правила №354) закреплено, что в платежном документе указываются кроме перечисленных сведений также наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.

Согласно пункту 148(1) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан заключать с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (подпункт «б» пункта 148(22) Правил №354).

Из содержания пунктов 148(3) - 148(5) названных Правил следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом могут выступать 1) управляющая организация; 2) товарищество или кооператив; 3) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами; 4) организация (в том числе некоммерческое объединение), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как установлено судом первой инстанции, между ООО «САХ» и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР (далее - Министерство) 28.04.2018 заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории УР (далее - Соглашение).

В соответствии с заключенным Соглашением ООО «САХ» обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе ТКО, в УР, утвержденной постановлением Правительства УР от 22.05.2017 № 213 и действующим законодательством РФ и УР.

Таким образом, как справедливо заключил суд первой инстанции, в данном случае исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорном многоквартирном доме, является ООО «САХ».

В рассматриваемом случае, суд первой инстанции правомерно учел следующее.

Между АО «ЭнергосбыТ Плюс» и ООО «САХ» заключен агентский договор от 01.12.2018, в соответствии, с условиями которого принципал поручает, а агент принимает на себя обязательства за вознаграждение совершать от имени и за счет принципала действия, указанные в настоящем договоре.

Пунктом 2.1.2.4 договора установлено, что агент принимает на себя обязательства по начислению от имени принципала сумм оплаты за предоставленную принципалом коммунальную услугу. Формирование и доставка платежных документов потребителям до места их фактического пребывания, согласно данным, имеющимся у агента.

В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Таким образом, АО «Энергосбыт Плюс» в рассматриваемых правоотношениях не является ни управляющей организацией, ни ресурсоснабжающей организацией; действует от имени и в интересах ресурсоснабжающей организации на основании агентского договора; обязанность по выставлению собственникам помещений многоквартирного дома платежных документов у общества «Энергосбыт Плюс» возникает не в силу нормативных требований (в соответствии с пунктом 69 Правил № 354 такая обязанность возложена на ресурсоснабжающую организацию как на исполнителя коммунальной услуги), а на основании заключенного с ООО «САХ» агентского договора; при этом, агентский договор отдельных требований к формированию платежных документов не содержит, а потому обязанность по размещению обязательной информации в квитанции об оплате лежит на исполнителе коммунальных услуг – ООО «САХ».

Таким образом,суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к законному и обоснованному выводу о том, ООО «САХ» не приняло мер по размещению необходимых и достоверных данных в электронном платежном документе за ноябрь 2021 года, в связи с чем данное событие образует в действиях ООО «САХ» как исполнителя коммунальной услуги состав административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Ссылки Управления на наличие в действиях АО «ЭнергосбыТ Плюс» признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 13.19.2 КоАП РФ, не опровергают наличие оснований для установления Управлением на основании достоверных и достаточных доказательств факта наличия обмана потребителя при оказании услуги (реализации товара, выполнения работы), или иной обман потребителя либо отсутствия такового.

Одно действие может образовывать событие разных административных правонарушений.

По существу доводы заявителей апелляционных жалоб, повторяют позицию участвующих в деле лиц, при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют незаконности обжалуемого судебного акта. Иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Уплаченная ООО «САХ» при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 258, 266, 268, 269, 271,272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 марта 2022 года (резолютивная часть от 21 марта 2022 года) по делу № А71-636/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (ИНН 1841023336 ОГРН 1121841000390) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению № 4025 от 15.04.2022.

Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья

Ю.В. Шаламова